Общие правила подведомственности гражданских дел суду
Поскольку в законе невозможно дать исчерпывающие указания о подведомственности каждого спора, в нем закреплены лишь общие правила подведомственности юридических дел и отдельные исключения из них, которые законодатель считает необходимым установить в силу определенных причин (специальная подведомственность).
Общие правила подведомственности гражданских дел суду общей юрисдикции закреплены в ст. 37 ГПК применительно к четырем видам гражданского судопроизводства: исковому; производству, возникающему из административно-правовых отношений; особому; приказному – и применяются постольку, поскольку иное не установлено актами законодательства.
Исковое производство – основной вид судопроизводства по рассмотрению гражданских дел судом, поскольку большинство требований заинтересованных лиц вытекает из споров о праве.
В исковом производстве рассматриваются и разрешаются дела:
1) по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов, а также окружающей среды, если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин (за исключением случаев, когда актами законодательства разрешение таких споров отнесено к компетенции других судов или к ведению иных государственных органов, а также иных организаций) (п. 1 ч. 1 ст. 37 ГПК);
2) по спорам юридических лиц в случаях, установленных ГПК и иными законодательными актами, например по спорам, отнесенным к компетенции Судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь (п. 2 ч. 1 ст. 37 ГПК);
3) другие дела, отнесенные законодательством к их ведению (ч. 2 ст. 37 ГПК), например дела лиц, исключенных из состава коллегии адвокатов (ст. 24 Закона «Об адвокатуре Республики Беларусь») 1.
Судам подведомственны дела, возникающие из административно-правовых отношений (ст. 335 ГПК); дела особого производства (ст. 361 ГПК); дела приказного производства (ст. 394 ГПК). Перечень дел, отнесенных к первым двум производствам, не является исчерпывающим, и в случаях, предусмотренных законом, суды могут рассматривать иные категории дел. Перечень дел приказного производства, закрепленный в ст. 394 ГПК, является исчерпывающим, и в этом виде судопроизводства не могут рассматриваться иные дела.
В основу общих правил подведомственности дел искового производства положены следующие критерии:
а) спор о праве;
б) субъектный состав спорящих сторон;
в) характер спорного правоотношения;
г) наличие или отсутствие исключения из общих правил, установленного актами законодательства.
С помощью такого критерия, как спор о праве, разграничивается подведомственность дел между судами и иными юрисдикционными органами. При наличии спора о праве дело всегда подведомственно суду (общему или хозяйственному в соответствии с их компетенцией). Дела бесспорного характера разрешаются внесудебными юрисдикционными органами (нотариатом, административными). Бесспорный (внесудебный) порядок разрешения дел имеет место в случаях фактического отсутствия спора (разногласий по поводу прав и обязанностей) между участниками правоотношения либо прямого предписания закона, обязывающего государственный орган использовать предоставленные ему властные полномочия для осуществления определенных прав независимо от возражений ответчика, т.е. независимо от наличия спора.
Так, при отсутствии спора о праве нотариус вправе выдать свидетельство о праве собственности на долю в общей совместной собственности супругов (ст. 80 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2004 г. «О нотариате и нотариальной деятельности» 1).
На основании исполнительных надписей, выданных нотариальными органами, производится взыскание задолженности, когда обязанность, лежащая на субъекте, является очевидной и подтверждена соответствующими документами, перечень которых установлен постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 27 ноября 1995 г. № 646 2.
В гражданском судопроизводстве спор о праве используется в качестве критерия разграничения дел искового и иных видов производств.
Субъектный состав спорящих сторон разграничивает подведомственность между двумя органами судебной власти: судом общей компетенции и хозяйственным судом. Как исключение из общего правила отдельными актами законодательства к ведению общих судов отнесены дела по спорам, возникающим между юридическими лицами. Обычно это споры, которые не являются хозяйственными (экономическими). Например, о прекращении деятельности общественных объединений.
Характером спорного правоотношения определяется подведомственность споров суду. Однако ряд дел, возникающих из семейных, трудовых, жилищных, иных правоотношений, изъяты из компетенции общих судов и разрешаются иными юрисдикционными органами, чаще всего административными.