Семинар 4. СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 ГОДА
6 часов
1. История создания и общая характеристика Соборного уложения.
2. Правовое положение сословий по Соборному уложению.
3. Гражданское право: вещное и залоговое право, обязательственное право, право наследования, брачно-семейные отношения.
4. Преступление и наказание.
5. Суд и процесс.
Цель семинарского занятия
Главной целью семинарского занятия является изучение одного из самых значительных памятников права периода сословно-представительной монархии.
Методические рекомендации
Рассматривая первый вопрос необходимо обратить внимание на причины создания Соборного уложения 1649 г., представляющего собой свод феодального права. Если непосредственным поводом его создания стало восстание 1648 г. в Москве посадского населения, то причины коренились в эволюции социального и политического развития России и усиливающейся правотворческой деятельности государства, стремившейся отразить эти процессы в своем законодательстве. Накопившийся за сто лет огромный нормативный материал требовал систематизации, что и было осуществлено в рамках Соборного уложения 1649 г.
Решение о разработке данного уложения было принято Земским собором 1648 г., который создал специальную комиссию в составе 5 человек во главе с князем Н.И. Одоевским. Подготовленный проект был обсужден Земским собором и принят 29 января 1649 г. Обращаясь к общей характеристике Соборного уложения, студенты должны обратить внимание на его источники, которые можно разбить на три группы: 1) отечественные акты государственной власти; 2) иностранное законодательство; 3) церковное право.
Оценивая значение и роль Соборного уложения, необходимо обратить внимание на то, что оно явилось новым этапом в развитии юридической техники. Уложение стало первым печатным памятником русского права (в течение 1649 г. оно дважды издавалось тиражом 1200 экземпляров каждый). Это был первый систематизированный закон. В учебной литературе его нередко называют кодексом, что, однако, юридически не совсем верно. Уложение заключает в себе материал не одной, а практически всех отраслей права. Соборное уложение состоит из преамбулы, 25 глав, поделенных на 967 статей. Систематизация правовых норм осуществлена по сферам правового регулирования.
Завершая рассмотрение первого вопроса, необходимо обратить внимание на то, что Соборное уложение не только вобрало в себя не утратившие значения нормы старого права, но и оформило новые, охватив таким образом практически всю сферу общественных отношений. Став крупнейшим сводом феодального права, Уложение действовало свыше двух веков, определив последующее развитие отечественного законодательства.
Рассматривая второй вопрос, преподаватель должен обратить внимание на четыре основные тенденции, влиявшие на состояние общественного строя (правового положения населения). Во-первых, тенденцию к консолидации правового статуса двух групп сословия феодалов – боярства и дворянства. Это проявлялось не только в закреплении общей обязанности (служение монарху) и общих привилегий закрепленных в уголовной и процессуальных сферах, но и в сближении правового режима вотчинного и поместного землевладения.
Во-вторых, неоднозначность политики государства по отношению к духовенству. С одной стороны, в данный период шел процесс оформления прав и привилегий этого сословия. Но, с другой стороны, государство стремилось ограничить рост церковного землевладения, что нашло свое правовое закрепление в Соборном уложении.
В-третьих, тенденция к разграничению правового статуса посадского населения. Отделение верхушки посада, включавшего гостей (сурожан и суконщиков), торговых людей гостиной и суконной сотни, от чернослободцев, влекло к существенным различиям в объеме прав и обязанностей этих категорий населения. К посадскому населению долгое время относились и белослободцы, освобожденные от государственного тягла (налогов и повинностей), т.к. они жили на территории, принадлежащей вотчинникам – боярам, церквям и монастырям. Соборное уложение ликвидировало белые слободы, распространив государственное тягло на все посадское население.
Особое место занимали служилые люди по прибору: стрельцы, пушкари дьяки и подьячие, казаки. Освобожденные от государственного тягла они имели право заниматься в городе ремеслом, торговлей, промыслами.
Четвертая тенденция связана с все большим расхождением правового статуса черносошных и частновладельческих крестьян. Это было вызвано процессом закрепощения, основными этапами которого в период сословно-представительной монархии стали отмена Юрьева дня и «урочных лет».
Правовое положение холопов все более сближалось с положением частновладельческих крестьян. Появилась и новая категория зависимого населения – кабальные люди.
При подготовке к третьему вопросу, посвященному гражданскому праву, следует обратить особое внимание на проблему регулирования феодальной собственности на землю. В это время существовали четыре формы феодального землевладения, которые сложились еще в конце XV в. и нашли свое отражение в Судебнике 1497 г. Главное, на чем студенты должны сконцентрировать внимание – это новые нормы, установленные Соборным уложением для той или иной формы феодального землевладения и, особенно, поместной.
Среди других важных моментов данного вопроса надо отметить дальнейшее развитие обязательственного права. Во-первых, это проявлялось через закрепление исключительно имущественной ответственности и передачи обязательств по наследству; во-вторых, через преимущественно письменную форму договоров; в-третьих, через широкое использование таких способов обеспечения обязательств как залог и заклад, поручительство; в-четвертых, установления сроков давности и отсрочки по исполнению обязательств. Важно отметить, что при регулировании договора займа Соборное уложение запретило взыскивать проценты. Особое внимание студенты должны обратить на такую процедуру как «правеж» – особую процедуру принуждения к исполнению судебного решения по обязательствам.
Рассмотрение данного вопроса завершается сюжетом о наследственном праве и регулировании семейно-брачных отношений. Весьма важно обратить внимание на следующие моменты: во-первых, появление «сговора» или «свода» – договора родителей относительно будущего брака их детей; во-вторых, усиление власти мужа над женой и детьми; в-третьих, изменение оснований развода; в-четвертых, запрещение детям от четвертого брака наследовать имущество отца.
Третий и четвертый вопросы, завершающие данную тему, имеют особое значение с точки зрения формирования профессионального мышления, так как они посвящены изучению уголовного и процессуального права.
При изучении первого из выше перечисленных вопросов, студенты должны знать понятие преступления на данный период, уметь дать характеристику субъекта преступления. Соборное уложение не устанавливало возрастные категории, это было прерогативой церковного права, но они использовались и светской судебной практикой. Зато Уложение четко регламентировало институт соучастия, выделяя главных («пущих») и второстепенных. К главным относились подстрекатель, организатор и исполнитель (ст.12 гл. Х), а к второстепенным – пособники и прикосновенные (ст.198 гл. Х, ст.ст.63, 64 гл. XVI). В сравнении с Судебниками в Уложении более четко представлены формы вины в виде умысла, неосторожности и случайности (ст.72 гл. ХХI, ст.4 гл. II, ст.ст.223, 224, 281, 282 гл. Х). Различия в наказуемости между покушением и законченным деянием все еще отсутствуют (ст. 8 гл. XXII). Весьма важно, чтобы студенты могли дать характеристику таких институтов как необходимая оборона (ст. 200 гл. Х), крайняя необходимость (ст. 283 гл. Х) и голый умысел (ст. 1 гл. II, ст. 8 гл. XXII)
Студентов следует сориентировать на возросший перечень обстоятельств, отягчающих и смягчающих ответственность, исключающих ответственность и закрепления оснований освобождения от ответственности.
Классификация преступных деяний идет по следующим направлениям: преступления против религии и церкви; преступления государственные; преступления против порядка управления и суда; должностные; воинские; против благочиния; против личности; имущественные; против нравственности. Студенты должны иметь представление о конкретных видах и составах преступлений, относящихся к этим группам.
Переходя к характеристике системы наказаний, в первую очередь следует определить цели наказания. Главной целью наказания выступает устрашение, затем идет изоляция преступника и выделение его из общей массы, возмещение вреда. Сама система наказаний включала смертную казнь в простой и квалифицированной форме, телесные наказания (болезненные и членовредительские), тюремное заключение, ссылку, отстранение от должности, штрафы. В качестве дополнительных использовались конфискация имущества и церковные наказания. Особое внимание необходимо уделить особенностям наказуемости: сословному характеру наказуемости, множественности и неопределенности наказаний, сохранению индивидуализации наказания.
Последний вопрос посвящен характеристике процесса. Соборное уложение более четко регламентирует две формы процесса: состязательную или обвинительную, называемую «суд» и следственную – «розыск» (гл. Х). Студенты должны уяснить, что соотношение между этими формами судебного процесса примерно такое же как и по Судебнику 1497 г. Но в рамках состязательного процесса происходят существенные изменения, связанные с появлением оснований отвода судей, более четкой регламентацией свидетельских показаний, появлением новых видов свидетельских показаний – общая ссылка и ссылка из виноватых (ст.158 – 160 гл. Х), закреплением оснований прекращения процесса на любой стадии.
В рамках следственного процесса основаниями возбуждения были сам факт совершения преступления и донос (извет), реже – челобитная потерпевшего. Первой стадией являлось предварительное расследование. Сам розыск начинался с «зазывных» грамот, «записи» или привода приставом, т.е. розыска и задержания. На этой стадии применялся повальный обыск. Его результаты имели юридическое значение, если большинство опрошенных признавали подозреваемого «лихим человеком», то дополнительных доказательств не требовалось. Особое значение следственный процесс придает пытке (ст.9-10 гл. ХХ, ст.32, 38-40, 50-51, 58 гл. XXI), которая выступает как главное средство розыска на судебно-следственной стадии и служит средством получения главного доказательства – собственного признания, а также очной ставке. Студенты должны знать регламентацию пытки по Соборному уложению. Так как следственный процесс исходил из презумпции виновности, приговоры носили или обвинительный или нерешительный характер, в последнем случае человека бросали в тюрьму до взятие его на поруки.
Для закрепления материала каждого вопроса следует предложить решение соответствующих задач.