Порядок присоединения к ЕС. Копенгагенские критерии (1993 год)

По мере расширения Европейских Сообществ условия и процедура присоединения усложнялись. Европейским считается любое государство, хотя бы часть которого находится в Европе.

В **** году было отклонено заявление Марокко о вступлении в Европейский Союз. Она не соответствовала 1му требованию о вступлении в ЕС.

Процедура присоединения к ЕС:

1. Страна-кандидат направляет своё заявление в Совет

2. Комиссия высказывает своё предварительное мнение. Комиссия указывает либо начинать переговоры с кандидатом, либо не начинать их, либо повременить пока страна-кандидат не выполнит определённые условия для начала переговоров.

3. В случае положительного мнения Комиссии начинаются переговоры о присоединении. Цель переговоров – выработка проекта договора, который должен определить условия приёма в ЕС и изменения в основополагающие договоры. На всех этапах переговоров государства-члены придерживаются общей позиции, которая утверждается Советом. После завершения переговоров проект договора подписывается представителями государств-членов ЕС и страной-кандидатом.

4. Консультация с Комиссией, которая высказывает своё мнение относительно подписанного договора. Это чисто формальный акт, который должен состояться.

5. Парламент также должен высказать своё мнение относительно заявления о присоединении к ЕС. Парламент обладает правом вето. Положительное решение принимается большинством голосов Европейского Парламента.

6. ***

7. Ратификация договора подписавшими его государствами в соответствии с конституционным порядком. Со стороны государств-членов действует правило единогласия(если хотя бы одна страна выступает против договора, то он не принимается).

Членство в ЕС является бессрочным. Договор не содержит ни одного положения, которое бы позволило исключить вступившее в ЕС государство из его состава. Добровольный выход из ЕС также не предусмотрен.

Европейский Союз имеет жёсткие правила членства, которые постоянно менялись. 15 стран, включая 3 страны-кандидатов, в Копенгагене в июне 1993 года обсудили и подписали так называемые Копенгагенские Критерии Членства в ЕС. Эти критерии были положены в основу дальнейшего расширения ЕС.

Копенгагенские Критерии

1. Политические критерии: стабильность институтов, которые гарантируют демократию, верховенство законов, прав человека, уважение и защиту прав меньшинств.

2. Экономические критерии: существование функционирующей рыночной экономики, а также наличие способности работать в условиях рыночной конкуренции и рыночной конкуренции и рыночных сил союза.

3. Административные критерии: способность брать на себя обязательства члена союза, что включает: приверженность принципам политического, экономического и монетарного союза. А также создание условий для интеграции по средствам адаптации административной национальной системы для эффективного функционирования соответствующих административных и юридических систем ЕС.

Одно из важнейших условий вступления и приёма в ЕС – способности принимать и применять acquis communautaire. Важность этого была подчёркнута на Мадридском саммите в 1995 году.

Расширение ЕС на восток (май 2004 года – январь 2007 года)

Программа подготовки стран-кандидатов для вступления в ЕС включает следующие элементы:

1. Разработка стратегии присоединения (была принята Европейским Советом в Германии в 1994 году). Суть стратегии состоит в постепенном расширении двухсторонних Европейских Соглашений со странами Центральной и Восточной Европы.

2. Подготовка страны кандидата к началу официальных переговоров. Ознакомление с acquis communautaire. Определение положений и проблем, которые для страны-кандидата должны являться предметом переговоров.

3. Создание так называемых партнёрств, в целях присоединения. Их материальной базой являются фонды финансовых институтов. Главная задача – определение узких мест препятствующих интеграции стран-кандидатов в систему Единого Внутреннего Рынка.

4. Постоянное наблюдение Комиссии за ходом работ в отдельных странах и ежегодная публикация выводов Комиссии. В течение последних 10 лет сроки присоединения стран-кандидатов неоднократно переносились. Окончательно вопрос о расширении ЕС бы решён в Брюсселе в 2002 году. Ряд стран уже отвечает основным критериям присоединения. На этом заседании было принято решение завершить переговоры с 10 странами и подписать договор об их присоединении к ЕС в апреле 2003 года. На этом же заседании было отмечено, что к началу 2004 года эти 10 стран станут полноправными членами ЕС. На этом саммите было указано, что Болгария и Румыния смогут вступить в ЕС не ранее 2004 года. 5 расширение ЕС состоялось 5 мая 2004 года, когда в состав ЕС были приняты 10 новых стран: Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чешская Республика, Эстония. *** Хорватия, Македония и Турция – кандидаты на вступление в ЕС.

Договор и … Лиссабонский Договор.

1. Принципы и ценности

2. Институты ЕС

3. Изменения и дополнения, внесённые Лиссабонским Договором

Лиссабонский Договор был подписан 13 декабря 2007 года. Он ввёл целый ряд новых положений, которые подтвердили демократический характер Европейского Союза:

1. Придание обязательною юридической силы хартии основных прав ЕС (2000 год).

2. Присоединение ЕС к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

3. Введение нового раздела посвященного демократическим принципам построения представительной системы в ЕС.

a. Введение прямой законодательной инициативы граждан.

b. Повышение роли представительных учреждений на уровне ЕС.

c. Заметное усиление участия национальных парламентов в принятии общеевропейских решений.

d. Демократизация самого процесса принятия решений, т.е. к 2014 году они будут приниматься на основе общей или специальной законодательной процедуры квалифицированным большинством.

4. Реформа структуры ЕС и консолидация его порядка. В соответствии с Лиссабонским договором была ликвидирована система трёх опор Европейских Сообществ. Исчез сам термин сообщество. Договор получил название – договор о функционировании Европейского Союза. Наряду с договором о Европейском Союзе образовывалась правовая основа ЕС. Реформируется Институционная структура. Также договор вводил единую правовую систему. В пункте 1 лиссабонского договора (преамбула) был внесён новый пункт. В нём указано, что Европейский Союз опирается на культурное, религиозное и гуманитарное наследие Европы.

…:

1. Способствовать утверждению мира и ценностей ЕС, рост благосостояния народа.

2. Обеспечить гражданам ЕС пространство безопасности, свободы и законности.

3. Содействовать развитию Единого Внутреннего Рынка.

4. Обеспечить развитие экономического и валютного союза.

В лиссабонском договоре было указано, что принцип субсидиарности не применяется в сфере исключительной компетенции ЕС. ЕС вмешивается только в тех случаях, когда цели ЕС иными путями не могут быть достигнуты.

… порядок участия национальных парламентов в решении проблем субсидиарности. Особое внимание уделено в договоре определению места и роли общих принципов в правовой системе ЕС.

Работа ЕС осуществляется на основе: Институтов, Органов и Организаций ЕС.

7 Институтов ЕС:

1. Европейский Парламент

2. Европейский Совет

3. Совет Министров

4. Европейский Суд

5. Счётная Палата

6. Европейский Центральный Банк

Европейский Совет и Европейский Центральный Банк – официальные институты ЕС.

Европарламент, совместно с советом, осуществляет законодательные и бюджетные функции, а также функции политического контроля и консультативные функции. Европейский Парламент, согласно ст.9, избирает председателя Европейской Комиссии.

Европейский Парламент состоит из представителей граждан ЕС, а не народов стран ЕС как это было ранее. Количество депутатов Европейского Парламента не должно превышать 750+1. На данный момент их 736. Представительство государств обеспечивается применением принципов дигрессивной пропорциональности, минимальный порог которой составляет 6 депутатов парламента от государства-члена ЕС. Но, ни одно государство не может располагать более чем 96 местами в парламенте. Члены Европейского Парламента избираются прямым тайным всеобщим голосованием. Европейский Парламент избирает из своей среды председателя и бюро.

Европейский Совет

Европейский Совет является высшим органом политического руководства ЕС. … В соответствии с Лиссабонским Договором Европейский Совет право принятия политически обязательных решений. Однако, правом принятия законов он не обладает. … Европейский Совет состоит из глав государств или правительств государств-членов плюс председатель Европейской Комиссии.

Лиссабонский договор установил, что в работе Европейского Совета участвуют также высокий представитель ЕС по иностранным делам и политики безопасности. Председатель/президент избирается квалифицированным большинством сроком на 2,5 года. Переизбран он может быть только 1 раз. Договор утвердил положении о том, что председатель может быть заменён в случае совершения тяжких проступков, либо в затруднении выполнении своих обязанностей.

Лиссабонский договор закрепил функции…:

1. Он председательствует на заседаниях и руководит работой.

2. Обеспечивает подготовку и преемственность решений Европейского Совета в сотрудничестве с председателем Европейской Комиссии.

3. Председатель/президент Европейского Совета обеспечивает согласование позиций внутри Европейского Совета, а также обеспечивает поиск консенсуса при принятии решения.

4. Отчет перед Европарламентом по итогам сессии Европейского Совета. Президент/Председатель Европейского совета осуществляет внешнее представительство союза в сфере внешней политики и политики безопасности. Председатель Европейского Совета не может состоять на службе в каком-либо из государств-членов ЕС.

Европейский Совет собирается 2 раза в год на свои очередные заседания.

Совет Министров

Совет Министров совместно с Европарламентом осуществляет законодательные и бюджетные полномочия. Участвует в определении политик и их координации в соответствии с предусмотренным договором.

Совет Министров состоит из представителей каждого государства-члена. Совет министров может осуществлять право-вето. Договором было указано, что с ноября 2014 года квалифицированнее большинство определяется, по меньшей мере, 55% членов совета, включает минимум 15 государств, которые представляют население не менее 65% населения ЕС. Блокирующее меньшинство включает, по меньшей мере, 4 члена совета. Без чего квалифицированное большинство считается достигнутым.

Совет подготавливает заседания Европейского Совета, обеспечивает их приемлемость и последовательность. Он способствует сотрудничеству институтов путём взаимодействия между председателем совета и председателем Европейской Комиссии.

Совет министров проводит открытые заседания в случае принятия законодательных актов.

Согласно Лиссабонскому Договору Комиссия:

1. Отстаивает и продвигает общие интересы ЕС.

2. Контролирует соблюдение государствами-членами ЕС договоров и актов, принятых институтами ЕС.

3. Осуществляет надзор за соблюдением права ЕС (вместе с Европейским Судом).

4. Обеспечивает исполнение бюджета и руководства соответствующими программами.

5. Обеспечивает внешнее представительство Союза.

6. Осуществляет инициативы связанные с ежегодным программированием и планированием действий ЕС.

Европейская Комиссия почти монополизирует право законодательной инициативы. Законодательные акты ЕС принимаются только на основе предложений Европейской Комиссии. Мандат комиссии также как и мандат Европейского Парламента составляет срок 5 лет. Европейская Комиссия полностью независима в своих действиях.

С ноября 2014 года комиссия будет состоять из числа членов, включая председателя и высокого представителя соответствующего двум третям государств-членов ЕС, если только Европейский Совет не изменит их численность.

Лиссабонский Договор определил основные функции председателя …, он:

1. определяет ориентацию деятельность комиссии

2. решает вопросы внутренней организации комиссии

3. назначает своих заместителей из числа членов комиссии

4. отправляет в отставку членов европейской комиссии в соответствии с правилами, которые установил Лиссабонский Договор.

Необходимо отметить, что существует возможность замещения на пост председателя комиссии. В этом случае новый кандидат на пост председателя комиссии должен получить поддержку большинства депутатов. Если большинство депутатов не поддержат эту кандидатуру, то Европейский Совет в пределах 1 месяца будет рекомендовать другую кандидатуру на пост председатели Европейской Комиссии.

12.12.2011 11:38:46

Отдельная статья посвящена… Назначается Высокий Представитель Европейским Советом, который принимает решение квалифицированным большинством с согласия председателя комиссии. Только Европейский Совет имеет право отозвать Высокого Представителя.

Высокий Представитель приводит в жизнь внешнюю политику и политики безопасности ЕС. Он разрабатывает предложения к выработке и осуществлению политики Евросоюза. Он председательствует в совете по иностранным делам. В отношении судебной системы ЕС – Лиссабонский договор подтвердил реформу в отношении судебной системы определённую Ниццким Договором 2001 года. Договор о реформе предусматривает, что судебная система ЕС включает:

· суд ЕС,

· суд общей юрисдикции,

· специализированные суды.

На суд общей юрисдикции возложены те же функции, что и на суд первой инстанции. Лиссабонский Договор предусматривает увеличение числа генеральных адвокатов до 11. Из них 6 будут принадлежать к числу постоянных генеральных адвокатов. В настоящее время они рекомендованы такими странами как Англия, Франция, Германия, Италия, и Испания. К ним добавляется представитель Польши. 5 генеральных адвокатов будут назначаться на основе принципа ротации из представителей других государств ЕС.

Наши рекомендации