Материалы для самостоятельной работы. Задание 1. Прочитайте слова, данные в акцентологическом минимуме, соблюдая правильное ударение
Задание 1. Прочитайте слова, данные в акцентологическом минимуме, соблюдая правильное ударение.
Задание 2. Расставьте ударение в словах.
Агент, алфавит, алкоголь, агрономия, анатом, апостроф, ассиметрия, афиняне, баловать, блага, вероисповедание, воспринятый, духовник, диспансер, документ, двоюродный, джинсовый, досуг, еретик, жалюзи, знамение, завидно, зернопровод, звонит, иконопись, катарсис, кирка, каталог, кладовая, комбайнер, красивее, маркетинг, мастерски, мельком, намерение, некролог, обеспечение, облегчить, похороны, прикус, ракушка, свекла, соболезнование, склады, средства, танцовщица, упрочение, факсимиле, феномен, ходатайство, христианин, цыган, черпать, эксперт.
Задание 3. Проверьте по орфоэпическому словарю, все ли данные слова при изменении ударения приобретают другой смысл.
Броня, замок, индустрия, кругом, клубы, лавровый, мука, острота, призывного, творог, угольный, хоры.
Задание 4. Образуйте от следующих существительных формы родительного падежа множественного числа и расставьте в них ударение.
Область, отрасль, местность, прибыль, кисть, скатерть.
Торт, шарф, сирота, доска.
Задание 5. Образуйте от следующих прилагательных краткие формы м., ж. и ср. рода; расставьте в них ударение.
Брезгливый, веселый, вредный, гордый, горький, дешевый, крепкий,красивый, правый, редкий.
Задание 6. Расставьте ударение в глаголах на - ировать.
Бомбардировать, блокировать, газировать, гравировать, дебатировать, дискутировать, драпировать, информировать, нормировать, компрометировать, копировать, лакировать, премировать, опломбировать, транспортировать, формировать.
Задание 7. От следующих глаголов образуйте формы м., ж. и ср. рода прошедшего времени; расставьте в них ударение.
Дуть, задать, класть, нанять, начать, плыть, понять, слыть.
Задание 8. Расставьте ударение в кратких страдательных причастиях.
Взят – взята – взято – взяты;
Начат – начата – начато – начаты;
Принят – принята – принято – приняты;
Забран – забрана – забрано – забраны;
Призван – призвана – призвано – призваны.
Задание 9. Прочитайте предложения. Исправьте ошибки, связанные с неправильной постановкой ударения.
1. Правительство выделило средства на строительство газопровода в Сибири. 2. По факту кражи было возбуждено уголовное дело. 3. Эксперт констатировал поломку зубчатого колеса. 4. Отчет за первый квартал был сдан вовремя. 5. Украинский язык так же, как и русский, является языком восточнославянской группы. 6. Ученики быстро поняли объяснения учителя. 7. Самые вкусные тортыпечет моя бабушка. 8. Несмотря на кризис, руководство все же смогло премировать отличившихся сотрудников. 9. Это платье красивее, чем то. 10. Нами было подано ходатайство о предоставлении помещения для бездомных животных. 11. Ты мне завтра позвонишь? 12. Ректорат заботится о материальном обеспечении студентов.
Тестовые задания
1.Определите, в каком ряду верно указано произношение всех данных слов:
пустячный, опека, грипп.
1) пустя[шн]ый, о[п¢о]ка, гри[п]
2) пустя[чн]ый, о[п¢э]ка, гри[п]
3) пустя[шн]ый, о[п¢э]ка, гри[пп]
4) пустя[шн]ый, о[п¢э]ка, гри[п]
2.Верно указано произношение слов конечно, бокал, маневры в ряду…
1) коне[чн]о можно, б[а]кал, ма[н¢о]вры
2) коне[шн]о можно, б[о]кал, ма[н¢э]вры
3) коне[шн]о можно, б[а]кал, ма[н¢о]вры
4) коне[чн]о можно, б[а]кал, ма[н¢э]вры
3.Верно указано произношение слов граждане, легковой, досуг в ряду…
1) [г]раждане, ле[х]ковой, досу[х]
2) [Y]раждане, ле[х]ковой, досу[к]
3) [г]раждане, ле[г]ковой, досу[к]
4) [г]раждане, ле[х]ковой, досу[к]
4. Укажите слова с пропущенной буквой.
1) грейпфру..т
2) инци..дент
3) конъю..ктура
4) светопре..ставление
5. В каком ряду верноуказано произношение всех данных слов:
аннибалова клятва, бутерброд, беспечный?
1) а[нн¢]ибалова клятва, бу[тэ]рброд, беспе[шн]ый
2) а[нн¢]ибалова клятва, бу[т¢э]рброд, беспе[шн]ый
3) а[нн¢]ибалова клятва, бу[тэ]рброд, беспе[чн]ый
4) а[н¢]ибалова клятва, бу[тэ]рброд, беспе[шн]ый
6. В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог?
1) эксперт, договор, балованный ребенок
2) торги, умеренный, бряцание
3) генезис, пахота, склады
4) квартал, могущий, корысть
7. В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог?
1) жерло, агония, форзац
2) бекон, афиняне, (десяток) яиц
3) феномен, биржа, якуты
4) стенография, агент, адаптер
8. В каком ряду во всех словах ударение падает на третий слог?
1) километр, кладовая, мастерски
2) подбодрить, простыня, щепотка
3) ортопедия, побасенка, нефтяник
4) пломбированный, погруженный (на платформу), острога
9. В каком ряду во всех словах ударение падает на последний слог?
1) дозировать, туфля, отнял
2) отдал, склады, танцовщик
3) некролог, умно, нефтепровод
4) искра, принудить, отворен
10. В каком ряду верно указано ударение приведенных слов?
1) кожух, догмат, торты
2) иконопись, мусоропровод, пасквиль
3) избаловать, гофрировать, вечеря
4) углубить, апостроф, уведомленный
Вопросы для самоконтроля
1. К какому типу лингвистических словарей следует обращаться, чтобы уточнить нормы произношения?
2. Каковы особенности русского ударения?
3. Какую роль выполняет русское ударение в семантических вариантах слов?
4. Каковы орфоэпические диалектные особенности в речи жителей Центрально-черноземной области?
5. Назовите особенности произношения иноязычных слов.