Основные направления и формы государственного управления в сфере экономики
Регулир-е экономики гос-м представляет собой. систему действий государства по отношению к деятельности хоз субъектов и самой рыночной системе в целях обеспечения норм условий для функц-я рын механизма и решения соц проблем.
Основополагающие группы выполняемых гос-м экономических функций:
• поддержка функционирования рыночной системы и создание конкурентной среды, защита конкуренции через антимонопольное законодательство;
• перераспределение дохода и богатства, стабилизации экономики посредством контроля над уровнем занятости и инфляции;
• ограничение действия некоторых элементов рыночного механизма (в сфере распределения бюджетных ресурсов на поддержание и охрану общ порядка, нац оборону, транспортную систему). Гос и регион органы обеспечивают функцион-е систем образ, здравоохр, эколог контроля с учетом рыночных и общ интересов;
• сохранение национальных конкурентных преимуществ в мир экономике (развитие способности нац фирм конкурировать в новых и традиционно сложившихся отраслях на мир рынке).
Методы гос. управления эконом.сферой - их сущность сост. в том, чтобы путем косвенного воздействия на экономические интересы управляемых объектов с помощью эконом. рычагов создавать мех-м их ориентации на наиболее эффективную деятельность по возможности без непосредственного вмешательства адм. органов, но в установленных ими рамках.
К инструментам эконом.воздействия на эконом. сферу относятся:
- налоговая система;
- кредитно-финансовая система;
- бюджетная система.
Административные методы гос. управления эконом.сферой - являются конкретизацией правовых методов в условиях функционирования структур исполнительной власти, ответственных за осуществление экономической политики. Условно делятся на три группы:
а) организационно-стабилизирующие - это правила, регулирующие деятельность ИОГВ, проводящих экономическую политику, и их взаимоотношения с хозяйствующими субъектами (постановления, положения и т.п.).
б) распорядительные - обуславливают динамику управления и применяются для согласования и координации деятельности субъектов эконом.взаимоотношений (приказы, распоряжения, инструкции и пр.).
в) дисциплинарные - заключаются в установлении конкретных форм ответственности и их практической реализации, предназначены для поддержания стабильности в эк. сфере.
Правовые методы гос. регулирования эконом.сферой - это специфические функции, выполняемые правовыми нормами по регулированию отношений, складывающихся между хозяйствующими субъектами в процессе их деятельности, и созданию юридических гарантий нормального функционирования каждого субъекта экономических отношений и всего хозяйственного механизма в целом.
В качестве инструмента правовых методов регулирования эконом.сферы государство использует законодательство: гражданское, хозяйственное, финансовое, трудовое, уголовное и пр. Нормативные акты, используемые для регулирования данной сферы во многом универсальны и применимы ко множеству сходных ситуаций, но по особо важным специфическим ситуациям издаются особые правовые акты, изданием которых занимаются Федер. Собрание, Президент, Правительство и т.д.
Органами управления экономикой являются:
Государственное регулирование реализуется через:
1. Парламент РФ – определяет общую стратегию экономического развития страны, утверждает бюджет и заслушивает отчет Правительства о его выполнении.
2. Президент РФ – решает организационные вопросы по образованию или реорганизации министерств и ведомств, издает указы и распоряжения, заслушивает доклады министров.
3. Правительство РФ – утверждает положения министерств и ведомств, осуществляет общее руководство различными сферами экономики в пределах ведения федерации....
4. Министерства и ведомства осуществляют оперативное руководство в соответствующих отраслях экономики согласно функциональным направлениям деятельности или осуществляют межотраслевое регулирование.
5. Органы субъектов федерации (законодательные, главы администрации, правительства) министерства, департаменты осуществляют приблизительно такое же руководство и решают приблизительно те же задачи, что и федеральные структуры.
6. Органы местного самоуправления участвуют в государственном управлении только в пределах делегированных полномочий или в отношении государственных объектов переданных в оперативное управление.
Для обеспечения успешного комплексного развития экономики необходимо выполнение общеэкономических функций, определяя экономический курс, программы, решая основные вопросы собственности, бюджета, налогов и безусловно вопросы совершенствования организации управления.
30. Социальная политика государства: понятие, содержание, формы реализации.
Социальная политика — система мероприятий, проводимых правительством через органы власти и управления, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.
Содержание социальной политики, ее цели и задачи раскрываются в системе функций:
- регулирование социально-экономических условий жизни общества.
- создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.
- выражение, защита, согласование интересов социальных групп и слоев общества, отдельных его членов;
- оптимальное разрешение общественных противоречий в социальной сфере, осуществление «диалога» между гражданами и государством;
- интеграция различных слоев населения, гармонизация их интересов, поддержание целостной общественной системы, стабильности и порядка;
- прогностическая;
- социальная защита населения;
- управление социальными процессами и др.
Главная задача социальной политики – гармонизация общественных отношений, осуществляется управление социальным развитием общества.
Социальная политика основана на системе принципов, выражающих характер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации:
- гуманизм, социальная справедливость;
- системность, непрерывность, преемственность;
- сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики (как по времени, так и по необходимым ресурсам);
- открытость (свободное выражение суждений всех групп и слоев общества по вопросам социальной политики – наличие «обратной связи» органов управления с массами);
- демократизм выработки и реализации социальной политики (открытое обсуждение проектов крупных социально-политических решений, всестороннее выявление общественного мнения по основным вопросам социальных преобразований);
- действенный контроль общества над реализацией социальной политики;
- адресность мер по социальной защите населения, усиление социальной помощи социально уязвимым и малообеспеченным группам населения.
Направления соц политики гос-ва:
1. созд-е повыш- уровня жизни;
2. сдерживание роста цен и тарифов на соц услуги;
3. упорядоч труд отношений наемных работников и работодателей;
4. сокращ безработицы и стабилизация занятости;
5. социальная защита наиболее уязвимых категорий.
Гос управление в соц. сфере реализуется так же по отраслям:
Соц. обеспечение - форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов; Здравоохранение; Культура…
Распределяется в соответствии с конституцией и ФЗ. «Об основах социального обслуживания населения в РФ» № 195, ФЗ «О государственной социальной помощи» № 178, ФЗ "О социальной защите инвалидов № 181 и др.
Для реализации существуют специальные органы. Ф, Р, М.
Так, федеральные органы власти принимают законодательные и нормативные акты, регулирующие общие принципы социальной политики в РФ; устанавливают единую систему минимальных социальных гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, пособий, стипендий, медицинского обслуживания, образования, культуры; разрабатывают целевые социальные программы; формируют внебюджетные государственные фонды. Региональные органы власти разрабатывают и реализуют региональные законы и социальные программы, разрабатывают направления адресной социальной помощи и планируют развитие инфраструктуры, определяют жилищную политику, политику в области образования, здравоохранения и т. д. Мун. уровень призван конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной и региональной социальной политики, в привязке к особенностям конкретных территорий. Задачей органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению, является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих условия жизни человека и его воспроизводство.