Государственный (политический) режим
Характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, состоянием правового статуса личности. Политический режим характеризуется как демократический, авторитарный или тоталитарный.
Демократический режим (демократия).
Демократия - такая организация государства, при которой единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах, для демократического режима характерно признание и защита прав и свобод человека и гражданина, невмешательство государства в частную жизнь граждан без необходимости. Для демократических режимов характерны также идеологическое многообразие, политическое многообразие (многопартийность), разделение властей, организация местного самоуправления, многоукладная экономика с различными формами собственности, рыночные отношения.
В некоторых источниках выделяется ещё и либеральный (полудемократический) режим, он основывается на сведении до минимума вмешательства государства в жизнь граждан и общества. Он обладает признаками демократического режима лишь частично, но и антидемократическим его однозначно назвать нельзя.
Авторитарный режим.
Для недемократических режимов характерно ущемление прав человека, власть не формируется и не контролируется народом. Авторитарный режим более мягкий по сравнению с деспотизмом и тоталитаризмом, однако при нём личность не пользуется всеми правами и свободами, хотя они и провозглашаются, власть не подчиняется праву, не формируется и не контролируется народом, выборы проводятся формально, управление чрезмерно централизовано и опирается на аппарат принуждения, включая внесудебные методы расправы. Оппозиция не допускается, хотя могут существовать различные политические силы.
Тоталитарный режим.
Тоталитаризм является всеохватывающей властью, государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной религии или на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, вождизмом, действует только правящая политическая сила, оппозиция не допускается, насилие носит характер террора. Фашизм представляет собой разновидность тоталитаризма, основанную на националистической или расистской идеологии, возведённой в ранг государственной.
Деспотический режим характеризуется полным бесправием подданных, жестоким подавлением любого возмущения, как правило, опирается на религию, он характерен для абсолютной монархии, воля деспота проявляется как самовластие и самодурство. Тирания как разновидность деспотизма представляет собой угнетение завоёванных народов.
Пятнадцатый билет второй вопрос
Норма права (правовая норма) - формально определенное, общеобязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения, закреплённое в праве и обеспеченное государством. Норма права является первичной единицей права. В свою очередь, совокупность норм права, установленных и санкционированных государством, образуют право в целом, составляют систему права.
Признаки нормы права.
Правовые нормы имеют следующие признаки:
- Регулирование поведения - нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.
- Общий характер - неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.
- Общеобязательность - нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.
- Связь с государством - правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.
- Формальная определённость - нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты
Первые два признака являются общими для всех социальных норм, остальные являются отличительными признаками именно правовых норм.
Шестнадцатый билет первый вопрос
Механизмы гос-ва: понятие и структура
Механизм государства - это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.
Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, причем органы каждой из этих ветвей власти являются самостоятельными, представляет собой, как отмечалось, системообразующий фактор механизма современного Российского государства.
Приведенное определение позволяет выделить следующие характерные признаки механизма государства.
1.Это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности.
2.Первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами). Государственные органы связаны между собой началами субординации и координации.
3.Для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи,- вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.
4.При помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства.
Структура механизма государства
Единый и целостный механизм государства дифференцируется (расчленяется) на составные части - органы, подсистемы. Между ними существует своя иерархия: различные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных отношениях субординации и координации.
Структура механизма государства изменчива и разнообразна, но при всех условиях в него входят органы управления и органы принуждения. Это, разумеется, не следует понимать так, что одна часть государственного механизма занимается только управлением, а другая - только принуждением. В реальной жизни управление и принуждение переплетаются между собой.
Многие века и тысячелетия государственный механизм был неразвит, его органы не были дифференцированы по составу и компетенции. В рабовладельческом, феодальном, да и на ранних этапах развития капиталистического государства основу механизма составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел.
Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений, подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема- это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры(армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методами государственного принуждения (военное подавление, полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осуществляют вооруженные отряды людей - войско, полиция.
К органам государства примыкают государственные учреждения, которые властными полномочиями не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки и др.
Шестнадцатый билет второй вопрос
Субъектами правоотношений являются участники правоотношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности. Основные субъекты правоотношений - люди (физические лица - граждане, иностранные граждане, лица без гражданства), организации (среди них особо выделяют юридические лица - субъекты гражданского права), государство (а также его органы и должностные лица), муниципальные образования. Точнее, для каждого вида правоотношений существует свой субъектный состав (например, субъектами конституционно-правовых отношений являются также социальные общности, такие, как народ страны, население территории).
Субъекты правоотношений обладают такими юридическими свойствами, как правоспособность (способность иметь права и нести обязанности) и дееспособность (способность своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать и исполнять обязанности), в понятие дееспособности входит и деликтоспособность (способность лица нести юридическую ответственность). Правоспособность и дееспособность физических лиц зависят от наличия гражданства (конституционная правоспособность и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства меньше, чем у граждан данного государства), дееспособность - от возраста. Согласно статье 60 Конституции РФ гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с 18 лет, согласно статье 21 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) полная гражданская дееспособность наступает с 18 лет.
Семнадцатый билет первый вопрос
Понятие права.
Право представляет собой совокупность общеобязательных правил поведения (правовых норм), установленных или санкционированных государством или охраняемых его силой. Данное определение является наиболее распространённым в отечественной юридической науке, существуют и иные подходы к определению права, к пониманию его природы как социального явления.
Сущность права - это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе.При рассмотрении сущности права важно учитывать 2 аспекта:То, что любое право есть прежде всего регулятор(формальная сторона)
То, чьи интересы обслуживает данные регулятор(содержательная сторона)
Можно выделить следующие подходы к сущности права :
- классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса),- общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии т т.п.).Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамкахкоторых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будутдоминоровать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.Сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и обще социальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.Семнадцатый билет второй вопрос
Правовое отношение - это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством. Это центральное звено механизма правового регулирования, главный канал реализации права.
Содержание правовых отношений
Правовое отношение имеет материальное, волевое и юридическое содержание. Материальное, или фактическое, составляют те общественные отношения, которые опосредуются правом; волевое - государственная воля, воплощенная в правовой норме и в возникшем на ее основе правоотношении, а также волевые акты его участников; юридическое содержание образуют субъективные права и обязанности сторон (субъектов) правоотношения.
Все правоотношения состоят из определенных элементов:
субъекта, объекта и содержания правоотношения.
Восемнадцатый билет первый вопрос
Принципы права представляют собой основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса его формирования, развития и функционирования.
Отражаясь прежде всего в нормах права, принципы пронизывают всю правовую жизнь общества, всю правовую систему страны. Они характеризуют не только сущность, но и содержание права, отражают не только его внутреннее строение, статику, но и весь процесс его применения, его динамику. Принципы права оказывают огромное влияние на весь процесс подготовки нормативных актов, их издания, установления гарантий соблюдения правовых требований.
Принципы права выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на которой покоятся и реализуются не только его нормы, институты или отрасли, но и вся его система.
Принципы права не являются произвольными по своему характеру, а объективно обусловлены экономическим, социальным, политическим строем общества, существующим в той или иной стране, социально-классовой природой государства и права, характером господствующего в стране политического и государственного режимов, основными принципами построения и функционирования политической системы того или иного общества.
Виды
В зависимости от своего характера принципы права подразделяются на социально-экономические, политические, идеологические, этические, религиозные и специально-юридические.
К специально-юридическим принципам права обычно относят:
1) принцип общеобязательности норм права для всего населения страны и приоритета этих норм перед всеми иными социальными нормами;
2) принцип непротиворечивости норм, составляющих действующее право, и приоритет закона перед иными нормативно-правовыми актами;
3) принцип подразделения права на публичное и частное, на относительно самостоятельные отрасли и институты;
4) принцип соответствия между объективным и субъективным правом, между нормами права и правовыми отношениями, между правом и его осуществлением;
5) принцип социальной свободы, равенства перед законом и судом, равноправия;
6) принцип законности и юридической гарантии прав и свобод личности, зафиксированных в законе, связанность нормами закона деятельности всех должностных лиц и государственных органов;
7) принцип справедливости, выраженный в равном юридическом масштабе поведения и в строгой соразмерности юридической ответственности допущенному правонарушению;
8) принцип юридической ответственности только за виновное противоправное поведение и признание каждого невиновным до тех пор, пока вина не будет установлена в судебном порядке; принцип презумпции невиновности;
9) принцип недопустимости обратной силы законов, устанавливающих новую или более тяжелую юридическую ответственность, гуманности наказания, способствующего исправлению осужденного
Наряду с общими принципами в юридической литературе выделяются межотраслевые и отраслевые принципы права.
Межотраслевые правовые принципы охватывают собой две или более отраслей права, преимущественно смежных, весьма близко соприкасающихся между собой отраслей. На межотраслевые принципы полностью налагаются и общие правовые принципы. В каждой отдельной отрасли права или же в группе отраслей они приобретают свою специфику.
Отраслевые принципы права распространяются лишь на конкретные отрасли права – конституционное, гражданское, уголовное, земельное, трудовое и др. Соответственно на их основе создаются и реализуются нормы, составляющие только данную отрасль права.
Сущность права помогают раскрыть принципы права – те основополагающие идеи, начала, на которых базируется та или иная правовая система. Они лежат в основе всей законотворческой деятельности человека и являются продуктом многовекового развития цивилизации. Эти принципы отражают неписанные законы, по которым живет как отдельный человек, так и общество в целом. Принципы, как базовые элементы, постоянны во времени и служат отправной точкой для построения той или иной законодательной структуры государства.
Восемнадцатый билет второй вопрос
Институты права представляют собойотносительно обособленные группы взаимосвязанных между собой юридических норм, регулирующих определенные разновидности однородных общественных отношений. По сравнению с нормами, институты являются более ёмкими по своему характеру и содержанию составными частями, вторичными структурными элементами системы права. Каждым в отдельности И.п. регулируются не все, а лишь однородные общественные отношения. Соответственно, каждым И.п. в зависимости от вида и особенностей опосредуемых им отношений охватываются не все, а лишь отдельные качественно определенные относительно самостоятельные и автономные совокупности правовых норм. И.п. существуют и функционируют в пределах отраслей права. Вместе с составляющими их нормами они формируют структуру каждой отрасли права.
Например, конституционное право состоит из таких институтов, как институт гражданства, институтов, определяющих место и роль отдельных государственных органов в общей системе государственных органов, институтов, устанавливающих порядок формирования и деятельности политических партий, общественных организаций и движений, и др.
Наряду с институтами, действующими в пределах отрасли права, существуют, хотя и немногочисленные, институты, вбирающие в себя нормы нескольких отраслей права. В научной и учебной юридической литературе их называют смешанными институтами.
Виды институтов: 1) в зависимости от хар институты подразделяются на материальные (институт подряда) и процессуальные (институт ВУД); 2) в зависимости от сферы распространения - на отраслевые (институт наследования) и межотраслевые (институт частной собственности); 3) в зависимости от функциональной роли - на регулятивные (институт мены) и охранительные (институт привлечения к УО). Субинститут права - упорядоченная совокупность юр норм, регулирующих конкретную разновидность общественных отношений, находящихся в рамках определенного института права. Субинститут - составная часть института права. Так, институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности делится на субинституты преступлений против жизни (его составляют различные виды убийств), против здоровья (здесь сосредоточены нормы, касающиеся различных видов телесных повреждений) и преступлений против достоинства личности (клевета, оскорбление). Между тем важно помнить, что далеко не каждый институт права имеет хотя бы один субинститут. Субинститут - проблема деления институтов права. Вместе с тем сами институты М. «складываться» в такие более крупные подразделения системы права, как подотрасли. Система однородных институтов определенной отрасли права образует подотрасль права. Подотрасль права - уже не институт, но еще и не отрасль права. Так, авторское, изобретательское, жилищное право являются подотраслями гражданского права; налоговое право - подотраслью финансового права; муниципальное - подотраслью административного права.
Девятнадцатый билет первый вопрос
Правовое государство: понятие и основные принципы формирования.
Правовое государство - это особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами.
Принципы:
1. Верховенство закона. Верховенство закона как один из признаков правового государства означает, что главные общественные отношения в экономике, политике, социально-культурной сфере регулируются законом не вообще юридически, а именно высшими юридическими документами страны, принятыми высшими органами. Далее, верховенство закона означает его всеобщность (т.е. распространение требований закона на всех субъектов правоотношений в равной степени), и полный объем действия закона в пространстве (на территории всей страны), во времени и по кругу лиц.
2. Разделение властей. С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть. Причем, каждая из этих «властей», являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.
Принцип разделения властей имеет огромное социальное значение. В своем идеале он должен означать, что решения, имеющие большое значение для народа, не могут быть приняты до тех пор, пока по этому вопросу не достигнуто соглашение со стороны всех ветвей власти. В противном случае, сосредоточенная в одних руках власть, будет принимать только выгодные для себя законы, будет использовать политические привилегии в своих интересах, в ущерб интересам народа.
3. Гарантированность прав и свобод человека и гражданина. В социально-политической жизни свобода человека выступает как его право. Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо.
4. Взаимная ответственность личности и государства. Взаимная ответственность личности и государства - неотъемлемый признак правового государства. В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его статус. В правовом же государстве, напротив, делается акцент на ответственности государственных органов и должностных лиц перед гражданами за их посягательство на их права и свободы.
Девятнадцатый билет второй вопрос
Отрасль права. Краткая характеристика основных отраслей права.
Отрасль права — это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных отношений. Отрасль - наиболее крупное подразделение системы права. Качественная однородность, специфика той или иной области общественных отношений вызывают к жизни соответствующую отрасль права. Так, объективно существующие трудовые отношения людей обусловливают необходимость трудового права, управленческие отношения - административного права.
Если система права складывается из отраслей, то сами отрасли состоят из подотраслей, институтов и норм права. Выделяют следующие отрасли права: 1) конституционное (государственное) право, 2) гражданское, 3) административное, 4) уголовное, 5)земельное, 6)трудовое, 7) семейно-брачное, 8) уголовно-исполнительное, 9) аграрное (сельскохозяйственное), 10) экологическое (природоохранное), 11) финансовое, 12) уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное. Среди формирующихся отраслей можно назвать отрасли предпринимательского, налогового, муниципального, компьютерного права и др. Дать краткую хар основных отраслей права — это значит рассмотреть конкретный предмет и доминирующий метод правового регулирования конституционного, административного, гражданского и уголовного права. Конституционное право - ведущая отрасль права, предметом исследования которой являются основы конституционного строя, правовое положение личности, форма правления и государственное устройство; доминирующий метод - императивный. Гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения; основной метод — диспозитивный. Адм право регулирует управленческие отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государства; преобладающий метод — императивный. Уг-право охраняет от преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, конституционный строй, частную, государственную собственность и т.п.; господствующий метод - императивный.
Двадцатый билет первый вопрос
Структура нормы права.
Нормы права - первый сходный элемент системы права. Нормы права – это установленные или санкционированные гос и охраняемые им общеобязательные правила поведения, выступающие в качестве регулятора общественных отношений.
Структура нормы права говорит об их внутреннем строении. Нормы права, хотя и являются первичными элементами системы права, сами состоят из определенных элементов. В качестве структурных элементов правовых норм обычно выделяют гипотезу, диспозицию и санкцию.
Гипотеза (предположение) – часть правовой нормы, указывающая на условие, обстоятельства, факты при которых норма права будет действовать. Наличие гипотезы в правовых нормах вызвано тем, что действие норм права всегда связывается с определенными условиями, обстоятельствами фактами.
Диспозиция (расположение) – эта часть правовой нормы, указывающая на права и обязанности участников регулируемых отношений. Иногда говорят: диспозиция - это часть нормы, регулирующая само поведение.
Санкция (непререкаемое правило) – это часть нормы, указывающая на неблагоприятные последствия, меры государственной ответственности которые могут наступить в случае нарушения правовых норм.
Согласно другой точке зрения, следует различать структуру регулятивных и охранительных норм. Регулятивные нормы содержат: гипотезу и диспозицию; охранительные: гипотезу и санкцию. Данная точка зрения больше соответствует нормам права, реально выраженным в законодательстве, нормам-предписаниям.
Нередко в норме права гипотеза отсутствует, поскольку она предполагается. В уголовном праве гипотезу нередко называют диспозицией.
Двадцатый билет второй вопрос
Конституционный строй – это такая организация государственной и
общественной жизни, при которой государство является политической
организацией гражданского общества, имеет демократический, правовой
характер и в не человек, его права и свободы признаются высшей ценностью, а
их соблюдение и защита – основной обязанностью государства.
Основы российской государственности раскрывается в главе 1 "Основы
конституционного строя", в главах 3 - 8, посвященных построению новых
институтов власти и федеративному устройству России.
Характерная особенность основ конституционного строя состоит в том, что
они составляют первичную нормативную базу для остальных положений
Конституции, всей системы действующего законодательства и иных нормативно -
правовых актов Российской Федерации. Это означает, что другие главы
Конституции содержат нормы, которые направлены на дальнейшее развитие,
конкретизацию основ конституционного строя. В них, в частности,
устанавливается компетенция органов государственной власти Российской
Федерации, порядок принятия ими властных общих нормативно - правовых и
индивидуальных решений, формулируются права и обязанности граждан, иных
субъектов права, закрепляются юридические и иные гарантии реализации основ
конституционного строя.
Основы конституционного строя России состоят из трех групп норм:
1. регламентирующих деятельность государства и его органов;
2. определяющих правовое положение личности в Российской Федерации;
3. закрепляющих юридическую силу Конституции и порядок ее изменения.
в главе 1 Конституции закрепляются конституционный
строй страны, основополагающие его начала, которые в последующих главах
получают свое развитие и конкретизацию. Глава "Основы конституционного
строя" определяет важнейшие черты государственного и общественного строя,
характер отношений власти, формы правления и политического режима, главные
стороны правового регулирования общественных отношений, а также порядок
взаимодействия политической, социальной и экономической систем общества.
Все эти и другие положения главы признаны особо важными и потому они
нуждаются в особой юридической и процессуальной защите, в том числе защите
от временных, текущих обстоятельств.
Двадцать первый билет первый вопрос