Государственный строй древнего Египта
Конспекты лекций по дисциплине
«История государства и права зарубежных стран »
Раздел 1. История государства и права Древнего мира
Древневосточные и античные цивилизации).
Для всех государств Древнего Востока была характерна восточная деспотия— форма государственного и политического режима, при которой:
— главою государства являлся монарх, имевший неограниченную власть;
— светская и духовная власть объединялись в одном лице;
— управление находилось в руках мощного бюрократического аппарата, где главными являлись три ведомства: военное, финансовое и публичных работ;
— царило полное подавление личности и отсутствие свобод;
— продолжала существовать и играла важную роль сельская община.
Во всех странах важнейшим источником права был обычай. С развитием государства источником права становится закон. В Египте были законы фараонов, но до нас они не дошли. Там были свои кодексы.
В Месопотамии существовали царские узаконения. Нам хорошо известны законы царя Ур-Намму, основателя династии Ура (конец III тысячелетия до н.э.), Законы Липид-Иштара, правителя царства Исины, Законы царя Билаламы царства Эшнунны (нач. П тысячелетия до н.э.), Законы царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), Среднеассирийские законы (сер. II тысячелетия до н.э.).
В Индии среди источников права особое место занимают дхар-машастры — сборники религиозно-нравственных, правовых предписаний и правил, а также артхашастры — трактаты о политике и праве. Самой известной дхармашастрой были Законы Ману, написанные вформе двустиший.
В Китае источниками права были две противоборствующие философские системы: конфуцианство и легизм. Их борьба носила длительный характер. На первом этапе — в эпоху Шан (инь) и раннего Чжоу — главную роль играло конфуцианство, его этические нормы, строившиеся на почитании родителей и старших, на преклонении перед знатными, на преданности вану. На втором этапе (V—III вв. до н.э.) усилилась роль права представителей \ школы легистов с его системой наказаний. Учение легистов отстаивало абсолютную власть правителя, проводило идею жестоких наказаний даже за малейшие нарушения приказов государя. На третьем этапе (III в. до н.э.—III в. н.э.) борьба конфуцианства и ле-гизма закончилась их слиянием в новое учение — ортодоксальное ханьское конфуцианство.Теперь мораль и право совпадали. Нормы морали подтверждались силой закона. В Китае были и другие источники права, такие как «Уложение о наказаниях» (X в. до н.э.), «Книга законов царства Вэй» (V—IV вв. до н.э.) и др.
Древний Восток.
Учебные цели:
Познакомиться с развитием общества в догосударственныи период.
– Иметь представление о формах организации и управления в догосударственныи период и в период развития государства
Понять основные направления в развитии права на Древнем Востоке и античных государствах.
Древний Египет.
История Древнего Египта делится на следующие периоды:
• период Раннего царства (3100 - 2800 гг. до н. э.);
• период Древнего царства (около 2800 - 2250 гг. до н. э.);
• период Среднего царства (около 2250 - 1700 гг. до н. э.);
• период Нового царства (около 1575 - 1087 гг. до н. э.).
Раннее Царство. Во главе государства стоял царь, который еще не выделялся из среды могущественных вельмож. Дворец царя был центром государственной власти, из него шли все нити управления страной. Высшие чиновники состояли в близком окружении царя. В этот период велись частые войны. Пленников уже начали превращать в рабов и использовать в домашнем хозяйстве. Главная функция государства в это время сводилась к организации строительства каналов в долине Нила.
Древнее царство (XXVII—XXIV вв. до н.э.). В это время возникает первое централизованное государство, в котором рабовладельческие отношения становятся господствующими. Право принадлежать к рабовладельческой знати давали древность рода, величина земельного владения и значимость должности. Особое место в обществе занимали жрецы, так как они обладали знаниями о загробном мире и знали «Книгу мертвых» — священную для египтян. Жрецы владели искусством врачевания, знали науки, могли предсказывать затмения Солнца и Луны. Свободное население составляли крестьяне-общинники, занимавшиеся земледелием. Существовали рынки рабов.
В это время оформляются древнейшие органы власти: ведомство общественных работ, военное ведомство, финансово-налоговое ведомство. Через правителей областей и чиновников государственная власть следила за нормальным функционированием оросительной системы.
Возникновение древнейшего суда относится к этому периоду. Сохранившиеся местные общинные суды повсюду заменялись царскими судьями. Номарх получал титул «жрец богини истины». В столице Египта находилась высшая судебная инстанция — «шесть великих домов». Высшая судебная власть принадлежала верховному судье, который одновременно занимал должность высшего сановника и помощника царя в управлении всем государством.
К XXIV в. произошло ослабление центральной власти, в результате чего государство распалось на номы. Номархи усилили свою власть и стали стремиться к обособлению.
Среднее царство (XXIII—XVII вв. до н.э.). В начале периода существовала неограниченная власть номархов. Фараоны стремились к ограничению их власти, но добиться этого удалось не сразу.
Объединение Египта фиванскими фараонами подорвало могущество номовой аристократии, но номархи все еще обладали сильной реальной властью. На стенах гробниц, построенных номархами, изображались их владения. Номовая аристократия постепенно из служилого чиновничества превратилась в наследственную землевладельческую аристократию. Если раньше крупные рабовладельцы владели землями, главным образом полученными в виде царских дарений, то теперь многие уже претендуют на то, что имения принадлежат им по наследству. Таким образом, появляются две формы земельной собственности: отцовское имение, полученное по наследству, и княжеское имение, полученное от фараона на условиях службы на занимаемой должности.
В этот период титулы, звания и должности аристократов в государстве становятся наследственными. В надписях этого периода подчеркивается аристократическое происхождение, как по отцовской, так и по материнской линии.
Фараоны пытаются ограничить власть номархов. В конце эпохи Среднего царства Египет был завоеван воинственными азиатскими племенами гиксосов.
Новое царство (XVI—XI вв. до н.э.). Власть гиксосов вызвала недовольство египтян, началась освободительная борьба, в ходе которой чужаки были изгнаны из Египта. Страна вновь объединилась в единое государство. Египет стал мощной державой, вел многочисленные войны, что привело к увеличению числа рабов. Рабы были даже у небогатых людей (пастухов, садовников и др.). Изменилось положение жречества: оно возвысилось и превратилось в замкнутую наследственную касту. В этот период в Египте возникло централизованное бюрократическое управление. Существовало два административных округа: Верхний и Нижний Египет. Во главе каждого округа стоял наместник фараона, имевший в своем распоряжении писарей и специальные палаты. Округа делились на номы и управлялись чиновниками фараона. Города и крепости возглавляли начальники, назначенные фараоном.
Фараон достиг в этот период наибольшего могущества, он имел верховное право на земельный фонд Египта, жаловал землю и титулы, был главным законодателем и судьей, назначал всех чиновников.
Везир (джати) ведал придворным церемониалом, канцеляриями, управлял столицей, земельным фондом страны, системой водоснабжения.
Чиновники играли большую роль в управлении государством. Среди чиновников особенно выделялись начальник всех царских работ, начальник дома оружия, казначей, писцы.
В документах сохранились сведения об организации судебного дела. Возможно, были сделаны первые попытки кодификации права, но сборник законов не сохранился.
Управление носило военный характер. Военные командиры часто получали должности гражданских чиновников.
Египетская армия состояла из новобранцев, но все большее значение приобретают отряды наемников, которых вербовали из числа покоренных племен. Ливийские наемники представляли значительную часть египетского войска.
Египет Нового царства был первой крупной империей Древнего мира. Но в XII—XI вв. до н.э. начался упадок Нового царства, а затем и распад страны на две части (вновь образовались Нижний и Верхний Египет).
Позднее царство (VII—VI вв. до н.э.). В XI—VIII вв. до н.э. Египет находился в состоянии упадка, но в VII в. до н.э. снова на короткое время объединился. В этот период резче, чем прежде обозначилось деление общества на свободных и рабов. Костяк местной знати по-прежнему составляли номархи и городские правители.
Наряду со жречеством привилегированным сословием стало воинское. Египетские военачальники занимали особое место, но иноземные наемники составляли главную военную опору фараонов.
Росло обнищание широких слоев свободного населения. Значительная часть населения находилась в зависимом состоянии от казны, храмов, знати. Ухудшилось положение ремесленников. Получили распространение сделки по самопродаже в рабство.
В IV в. до н.э. Египет завоевали греки, а в I в. до н.э. он попал под власть Рима.
Государственный строй древнего Египта
(3.000 лет до н.э.)
Сложный дворцовый церемониал должен был подчеркивать сверхъестественное
происхождение правителя и его власти. Для возвеличивания правителей сооружались ко-
лоссальные усыпальницы-пирамиды в Египте, величественные храмы и дворцы в Вавило-
не. Однако степень власти правителя в странах Древнего Востока была различна. Особен-
но сильна она была в Египте. Весьма грубые формы правления обнаруживаются в Китае в
правление императора Цинь Шихуана (III в. до н.э.). В то же время в Индии власть раджи
была ограничена различного рода религиозными предписаниями, в определенной мере
контролировалась советом высших сановников – паришадом.
В распоряжении древневосточного правителя находился разветвленный и громозд-
кий государственный аппарат. Как говорится в древнеиндийском памятнике, “управление
царством выполняется с помощниками, одно колесо не вертится”.
Для построения и деятельности этого аппарата была характерна дворцовая система
управления, центром которой являлся дворец обожествленного правителя. В силу этого
лица, обслуживающие дворец царя, одновременно являются и государственными чинов-
никами, а дворецкий становится высшим должностным лицом в этом аппарате. Действи-
тельно, первым и ближайшим помощником правителя по управлению, возглавлявшим
всю массу чиновников, являлся в Египте визирь – чати, в Китае – сян, в Вавилоне – ну-
банда, в Индии – главный мантрин. В руках дворецкого были сосредоточены все нити
Древний Вавилон.
Около 2000 г. до н. э. Междуречье захватили кочевники-амореи, которые победили Шумеро-Аккадское царство и расселились на его территории. Одним из опорных пунктов кочевников был Вавилон. Возвышению Вавилона способствовало удобное географическое положение, и при царе Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э.) Вавилон сделался столицей огромного государства, которое включало в себя большую часть Междуречья. После смерти Хаммурапи Старо-Вавилонское царство (Вавилония),потерпев ряд поражений от своих соседей, в 1595 г. до н. э. было уничтожено хеттами и касситами. В VII - VI вв. до н. э. Вавилон пережил новый подъем - настала эпоха Ново-Вавилонского (Халдейского) царства.При Навуходоносоре II Вавилонское царство превратилось в могущественную державу. После смерти Навуходоносора II Вавилонию захватывает персидский царь Кир. В обществе развиваются рабовладельческие отношения, происходит рост крупного землевладения. Осуществляется строительство храмовых, оборонительных и ирригационных сооружений. Получают развитие ремесло и торговля. Как и в Древнем Египте, высокое положение в обществе занимало жречество.
Древний Вавилон был централизованным государством, во главе которого стоял царь — наместник и служитель бога на Земле. Царю принадлежала высшая духовная, законодательная, исполнительная и судебная власть. В руках царя были обширные хозяйственные функции: руководство ирригационным хозяйством, строительство храмов, регулирование цен на товары и др.
Управление было сосредоточено в царском дворце. Высшими сановниками являлись визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. Большие города управлялись царскими наместниками. Сохранялось общинное самоуправление. Судебные функции выполняли чиновники: наместники и правители местности, назначенные царем.
Общество в Древнем Вавилоне делилось на свободных и рабов. Свободные люди делились на полноправных свободных граждан (авилум), которые составляли основную массу населения, владели землей, несли имущественные и личные повинности в пользу государства и неполноправных (мушкенум), которые не были потомками «своих» и не имели корней в общине.
Рабы (вардум) являлись низшим слоем общества. Рабы были царскими, храмовыми, частновладельческими. Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Раб имел клеймо на теле и особый знак на голове. Содействие бегству или отказ выдать раба вели к смерти. Раб имел возможность с разрешения господина заводить имущество, но оно считалось частью собственности господина и после смерти раба переходило к господину.
В период правления Хаммурапи изменилась армия, произошел отрыв постоянной армии от общинного землевладения. Воин получал надел царской земли для себя и своей семьи. Сделки с землями воинов не признавались. Даже попав в плен, воин сохранял свое право на надел.
Вавилонское царство оказалось недолговечным. Усилия Хаммурапи и его наследников укрепить власть оказались тщетными. Шумерский юг сохранил свою экономическую и культурную обособленность. В 1595 г. до н.э. хетты и касситы захватили территорию Древнего Вавилона и владели ею более 400 лет. Упадок Вавилона продолжался до VII в. до н.э., когда на этой территории возникло Нововавилонское царство.
Древняя Индия.
Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более четырех тысяч лет назад в долине Инда. Столицами политических объединений уже в III тысячелетии до и. э. стали Хараппа и Мохенджо-Даро- крупные города, центры ремесленного производства и торговли. Достоверные сведения о классовой структуре и политической организации общества этого времени до нас не дошли, однако известно, что здесь происходило разложение первобытнообщинного строя, началось социальное расслоение населения. К середине II тысячелетия до н. э. начался упадок Хараппской цивилизации, который завершился с приходом индоарийских племен. Период развития Древней Индии с середины II тысячелетия до н. э. допервой половины I тысячелетия до н. э. получил название ведийского.Этот период отмечен образованием классового общества и государства крупные достижения в области производства привели к расслоению общества, к усилению общественного неравенства. Руководство племенем осуществлял военный вождь - раджа, вначале назначавшийся собранием. С усилением общественного неравенства он постепенно возвышался над племенем, подчиняя себе органы племенного управления. Со временем должность раджи становится наследственной.
С усилением власти раджи связано уменьшение роли народных собраний: постепенно народные собрания, назначавшие раджу, утрачивали свою роль и становились из собрания соплеменников собранием знати, приближенных раджи. Органы племенной администрации перерастают в государственные органы. Рабовладельческая знать занимает высшие должности в государственной администрации. Племенная дружина превращается в постоянное войско. Народ облагается налогами, которые уплачиваются царю при посредстве специальных чиновников. Таким образом, в ведийский период на базе родоплеменных коллективов начали возникать государственные образования, принимавшие фор-
му монархий или республик. По большей части их территории были невелики.
В Магадхо-Маурийскую эпохубыли заложены основы многих государственных институтов, получивших развитие в последующие пе риоды. Она названа так потому, что самым крупным и сильным государством из возникших в ведийский период была Магадха, а наивысшего расцвета это государство достигло в IV - III вв. до н. э. при династии Маурьев, которая объединила под своей властью почти всю территорию Индостана.
Эту эпоху характеризуют усиление монархической власти, а также падение роли институтов племенного управления. Хотя создание объединенного индийского государства способствовало общению различных народов, взаимодействию их культур, стиранию узких племенных рамок, но империя Маурьев состояла из племен и народов, находившихся на разных ступенях развития. Поэтому Маурьям не удалось сохранить единство государства - во II в. до н. э. Индия, несмотря на сильную армию и крепкий аппарат управления, распалась на множество государственных образований.
Общественный строй Северной Индии в конце П — начале I тысячелетия до н.э. характеризуется наличием домашней (семейной) и сельской общины. Домашняя община имела общесемейную собственность, общее жилище, потребление, сообща исполняла религиозные обряды. С развитием производительных сил кровное родство заменяется простым соседством и появляется новая социальная общность — сельская община. Центром жизни общины был очаг, в котором поддерживался священный огонь. В общинном амбаре хранились главные продукты: зерно, молоко, масло и др.
Расслоение общины приводит к появлению зажиточной прослойки, из среды которой избираются должностные лица, управляющие хозяйством и руководящие войском. Они распределяли военную добычу и общинные продукты. Эти начальники общины сосредоточили в своих руках стада, оружие, украшения, металлы, завладели лучшими участками земли. Вначале военные командиры руководили и хозяйством. Позже выделяются люди, которые руководят хозяйством общины и религиозными обрядами, а также военные вожди. Эти две группы составили зажиточную общинную аристократию.
На территории Индостана возникает несколько государств, самым крупным и сильным среди них было государство Магадха, достигшее могущества IV—III вв. до н.э. при династии Маурья.
Вначале народные собрания продолжали играть значительную роль, влияя на управление, в том числе при назначении царя. Постепенно собрания соплеменников превращаются в собрания знати, а органы племенной администрации превращаются в органы государственного управления. Племенная дружина переросла в постоянное войско.
Социальное расслоение привело к появлению особых групп, I замкнутых общностей, названных в Законах Ману варнами. Kaждая варна соблюдала эндогамию, имела наследственно закрепленные профессии, поклонялась одним богам. Варн было четыре: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Первые три варны считались дважды рожденными, а представители четвертой (шудры) — единожды рожденными, которые должны были прислуживать трем первым. Деление на варны было освящено религией, каждая варна имела свою дхарму — закон образа жизни. Переход из одной варны в другую запрещался.
Во главе государства стоял царь, который был главой и основой государства. Он командовал армией, назначал крупных государственных чиновников, являлся верховным судьей, ему подчинялись фискальные службы. Большую роль в государственном управлении играл совет сановников — паришад, он имел функции политического совета и занимался контролем всей системы управления и выполнения царских указов. Был еще узкий тайный совет из особо доверенных лиц, с которыми царь обсуждал наиболее важные дела. В некоторых случаях допускалось объединенное заседание членов обоих советов.
Существовало также собрание знати и представителей народа (раджа-сабха), куда входили представители городского и сельского населения.
Территория империи делилась на провинции, во главе главных четырех стояли царевичи. Низшей единицей провинциального управления была деревня.
Опорой государства была армия, в которой выделялось четыре рода войск: пехота, конница, колесницы и слоны. Самое мелкое военное подразделение состояло из пяти пеших воинов, колесницы и одного слона.
Древний Китай.
В истории Древнего Китая можно выделить четыре периода,каждый из которых связан с царствованием определенной династии:
- царство Шан (Инь) - с XVIII в. до н. э. до XII в. до н. э.;
- царство Чжоу - с XII в. до н. э. до 221 г. до н.э.;
- царство Цинь - с 221 г. до н. э. до 207 г. до н. э.;
- царство Хань - с 206 г. до н. э. до 220 г. н. э.
Шан Инь (XV—XI вв. до н.э.) — первое государство, возникшее как результат разложения родоплеменных отношений. В это время появилось разделение труда, выделилась родовая аристократия. Основную массу населения составляли общинники. Общинное землепользование играло значительную роль. Все земли делились на две категории: общественное поле и частные поля. Община совместно обрабатывала общественное поле, и весь урожай поступал царю. Частные поля были в индивидуальном пользовании семьи, которая распоряжалась и урожаем. В частной собственности находились рабы, дома, орудия труда. Рабами владели частные лица и государство. Рабы не могли иметь семьи и имущества, их положение было очень тяжелым.
Во главе государства стоял правитель — ван, который обладал значительной властью, опирался на аристократический совет. Род царя представлял собою большой клан, члены которого занимали высшие должности в государственном и военном управлении, что обеспечивало преемственность власти и длительность существования династии.
Рабовладельческая знать и жречество стояли на следующей ступеньке иерархической лестницы. Еще ниже стояла рабовладельческая аристократия покоренных племен. Китайцы завоевали значительные горные районы и расширили владения на равнине, подчинив многочисленные племена.
Чжоу (XI—III вв. до н.э.). В конце XII в. до н.э. с запада пришли чжоусские племена и установили свое господство. Общественный строй государства Чжоу долго сохранял черты предшествующего периода. Продолжала существовать патриархальная семья, в которой власть отца была неограниченной. Продолжала играть большую роль сельская община. Сохранилась «колодезная система» земледелия, базировавшаяся на древнем общинном земледелии.
В чжоусском Китае господствовала раздробленность, для которой была характерна междоусобица и постоянная борьба за власть. Ван по-прежнему оставался верховным собственником земли. Чжоусские цари раздавали своим аристократам большие земельные наделы, и владения рабовладельческой знати постепенно становились частной собственностью, что делало знать более самостоятельной и привело к распаду Китая на отдельные самостоятельные государства.
Вокруг царя образовалась группа чиновников-аристократов, занявшая высшие посты в государственном управлении. Первый среди них был помощником царя и сосредоточил в своих руках все нити государственного управления. Иногда эта должность передавалась по наследству в знатных семьях. Верховному чиновнику подчинялась коллегия вельмож (три старца), возглавлявших самые важные ведомства. Один из них должен был защищать народ и управлять всем хозяйством страны, организовывать сельскохозяйственные работы и торговлю, определять цены на товары, а его подчиненные следили за порядком на рынках. Второй был военачальником (начальник войск в царских имениях) и должен был укрощать мятежников. Как глава военного ведомства, он проводил военные сборы, военное обучение, занимался снабжением войск. Он возглавлял армию и командовал ею во время войны. Третий — начальник общественных работ, отвечавший за земельный фонд страны и водоснабжение. У него был большой штат чиновников, следивший за реками страны, каналами, оросительными сооружениями, состоянием путей и межеванием земель.
Были и другие важные чиновники в управлении государством. Один отвечал за царскую сокровищницу, другой стоял во главе суда, третий исполнял должность верховного жреца культа императорских предков.
Налог на обрабатываемую землю собирался в виде десятины. Налог на горы и озера собирался в размере 1/4 от получаемых доходов. Торговцы обязаны были платить таксу за место на рынке, за продажу товара, при заключении договора.
Появились древнейшие законы, выделилось верховное судебное ведомство. Суд высшей инстанции был представлен верховным судьей. Он рассматривал только те дела по преступлениям, которые по закону наказывались смертью. Суд низшей инстанции представлен местными судьями, рассматривавшими все остальные дела.
С VIII в. до н.э. начался распад единой державы на множество княжеств, среди которых с IV в. до н.э. стало усиливаться государство Цинь.
Цинъ (221—207 гг. до н.э.) — новый этап в развитии Китая, когда возникло сильное централизованное государство, включившее в свои владения огромную территорию: собственно Китай, часть Маньчжурии и Монголии, достигло границ Кореи и Индокитая. Для защиты от кочевников расширилось строительство Великой китайской стены.
Реформы сановника Циньского государства Шан Яна способствовали усилению централизации. В ходе реформ была узаконена свободная покупка и продажа земли, ускорился распад общины, в результате принятия закона о принудительном дроблении больших семей была изменена система взимания налогов (в соответствии с количеством обрабатываемой земли). Было проведено новое деление по территориальному принципу. Критерием знатности стали богатство и государственные заслуги. Однако, несмотря на реформы, государство оказалось недолговечным. В конце III в. до н.э. усилились социальные противоречия, и в результате народных восстаний Циньская монархия пала. Хань (III в. до н.э.—III в. н.э.) — последний этап развития Древнего Китая. Основателем новой династии Хань стал сельский староста Лю Бан, один из руководителей восстания. Новая династия пыталась ослабить противоречия в стране, смягчить положение рабов, облегчить положение крестьян. Но через некоторое время положение в стране снова ухудшилось.
Попытки смягчить классовые противоречия были предприняты при Ван Мане, захватившем власть в Китае в результате восстания в 9 г. н.э. Была конфискована земельная собственность аристократов, вся земля объявлена царской, произведено перераспределение земель и ограничено землевладение. Была запрещена купля-продажа земли, восстановлена система общинного землевладения, запрещена купля-продажа рабов. Вводилось государственное регулирование рыночных цен и процентов по ссудам. Денежная реформа и новые налоги дали возможность Ван Ману сосредоточить все источники дохода в руках государства и создать сильную бюрократическую империю. В стране был увеличен аппарат чиновников, государственные должности стали продаваться. Государственные служащие обязаны были сдавать экзамен для занятия должности.
Реформы Ван Мана еще больше углубили и обострили классовые противоречия в стране. Нарушение новых законов каралось весьма сурово: десятки тысяч людей были казнены или превращены в государственных рабов. Это привело к разрушению экономики страны и новым восстаниям. Ханьская династия сумела вернуться к власти, и реформы Ван Мана в 12 г. были отменены. В период развития Ханьского государства начался процесс перерастания рабовладельческого государства в феодальное.