Триада органов высшего звена РМ
Президент РМ. Результаты выборов президента признаются действительными Конституционным судом. Кандидат, избрание которого признано действительным, не позднее чем в 45-дневный срок после выборов путем присяги вступает в должность.
Полномочия:
созыв парламента. законодательная инициатива. послания парламенту. роспуск парламента. полномочия в области внешней политики:
президент ведёт переговоры, участвует в ведении переговоров, заключает международные договоры от имени страны и представляет их парламенту для ратификации в порядке и сроки, установленные законом; президент по предложению правительства аккредитует и отзывает дипломатических представителей Республики Молдова и утверждает учреждение, упразднение или изменение ранга дипломатических миссий; президент принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей других государств в Республике Молдова.
полномочия в области обороны, президент является главнокомандующим вооруженными силами; президент с предварительного согласия парламента может объявить частичную или всеобщую мобилизацию; в случае вооруженной агрессии против страны президент принимает меры по отражению агрессии, вводит военное положение и незамедлительно информирует об этом парламент. Если парламент не находится в это время на сессии, он созывается по праву в течение 24 часов после развязывания агрессии. президент может принимать и иные меры, направленные на обеспечение национальной безопасности и общественного порядка, в пределах закона и в соответствии с ним. президент Республики Молдова осуществляет также следующие полномочия: награждает государственными наградами и присваивает почётные звания; присваивает высшие воинские звания, предусмотренные законом; решает вопросы гражданства Республики Молдова и предоставления политического убежища; назначает на государственные должности в соответствии с законом; осуществляет помилование; может потребовать от народа изъявления его воли по вопросам общенационального значения путем референдума; присваивает дипломатические ранги; присваивает в соответствии с законом высшие классные чины работникам прокуратуры, судебных инстанций и другим категориям служащих; приостанавливает действие актов Правительства, противоречащих законодательству, до принятия окончательного решения Конституционным судом; осуществляет иные полномочия, установленные законом.
2. Правительство РМ. Правительство обеспечивает проведение внутренней и внешней политики государства и осуществляет общее руководство публичным управлением.
При осуществлении своих полномочий правительство руководствуется программой деятельности, одобренной парламентом. Акты Правительства.
Правительство принимает постановления, ордонансы и распоряжения.
Постановления принимаются для организации исполнения законов.
Ордонансы издаются в соответствии со статьёй 1061.
Принятые Правительством постановления и ордонансы подписываются Премьер-министром, контрассигнуются министрами, в обязанности которых входит их исполнение, и публикуются в Официальном мониторе Республики Молдова. Неопубликование постановления или ордонанса влечёт его недействительность.
Распоряжения издаются Премьер-министром для организации внутренней деятельности Правительства.
Структура
Министерства | Органы центрального публичного управления |
Министерство иностранных дел и европейской интеграции Министерство экономики Министерство финансов Министерство сельского хозяйства и пищевой промышленности Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Министерство строительства и регионального развития Министерство окружающей среды Министерство просвещения Министерство молодежи и спорта Министерство здравоохранения Министерство труда, семей и социальной защиты Министерство культуры Министерство юстиции Министерство внутренних дел Министерство обороны Министерство информационных технологий и связи |
|
3. Парламент РМ. Высшим представительным органом народа, осуществляющим законодательную власть, является однопалатный Парламент. Он состоит из 101 депутата, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права, сроком на 4 года.
По структуре Парламент состоит из Председателя Парламента, Заместитетелей Председателя Парламента, Постоянного Бюро Парламента и Постоянных Комиссий Парламента.
Структура Парламента.
Руководство Парламента. Председатель и заместители Председателя
Постоянное бюро. Рабочий орган Парламента - Постоянное Бюро - формируется с учетом пропорционального представительства фракций в Парламенте. В его состав входят по должности Председатель Парламента и его заместители. Число членов Постоянного Бюро определяется постановлением Парламента. В действующем, XVI, созыве численный состав Постоянного бюро Парламента установлен в количестве 11 членов, в котором представлены все фракции – представители политических партий, прошедших в Парламент.
Парламентские фракции. Важнейшие документы дискутируются в парламентских фракциях. Эти объединения действующего Парламента создаются согласно Регламенту Парламента в течение 10 дней после законного конституирования Парламента. Каждая фракция должна объединять не менее 5 депутатов, для образования рабочих органов и организации деятельности Парламента на основании списков политических формирований.
Постоянные комиссии. Постоянные комиссии являются рабочими органами Парламента, создаваемыми им для осуществления деятельности Парламента.
Парламент XVIII-го созыва образовал 9 постоянных комиссий:
Комиссия по вопросам права, назначениям и иммунитету
Комиссия по экономической политике, бюджету и финансам
Комиссия по национальной безопастности, обороне и общественному порядку
Комиссия по внешней политике и европейской интеграции
Комиссия по правам человека
Комиссия по публичному управлению, экологии и развитию территорий
Комиссия по культуре, науке, образованию, молодежи, спорту и средствам массовой информации
Комиссия по сельскому хозяйству и пищевой промышленности
Комиссия по социальной защите, здравоохранению и семье
Специальные комиссии. Специальные комиссии создаются Парламентом для рассмотрения проектов законодательных актов, разработки проектов сложных законодательных актов или для других целей, которые указываются в постановлении о создании соответствующей комиссии.
По требованию парламентской фракции или группы депутатов, составляющей не менее 5 процентов избранных депутатов, Парламент может принять постановление о создании следственной комиссии большинством голосов присутствующих депутатов в соответствии со статьями 16 - 29, частями (4) - (9) статьи 31 и частью (2) статьи 33 регламента Парламента.
Специальная комиссия по совершенствованию законодательной базы регулирования предпринимательской деятельности
Специальная комиссия по контролю и мониторингу исполнения Правительством законодательства, регламентирующего управление землями, являющимися публичной собственностью государства, и землями сельскохозяйственного назначения, являющимися собственностью государства
Специальная комиссия по разработке проектов законодательных актов об укреплении местной автономии
Специальная комиссия по осуществлению контроля и мониторинга процесса возврата денежных вкладов вкладчикам коммерческого банка "Guineia" - S.A. и концерна "Intercapital"
Специальная комиссия по рассмотрению положения лиц, к которым применена мера пресечения в виде ареста и дела которых находятся на рассмотрении в судебных инстанциях, в изоляторе уголовного преследования № 3 Департамента пенитенциарных учреждений
Специальная комиссия по проверке законности решения Правительства о выделении 14,4 миллиона леев из сумм трансфертов из республиканского фонда социальной поддержки населения для выплаты единовременных государственных пособий
Специальная комиссия по рассмотрению проекта Закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Молдова
Специальная комиссия по проведению выборов Президента Республики Молдова
Депутаты. Члены партий, по спискам вошедшие в парламент после выборов в состав фракции.