Сравнение групп и источники конфликта
Этнические различия, породившие бесчисленные конфликты в странах Африки, Азии и Карибского бассейна, связаны с делением групп на "отсталые" и "передовые". Причисление себя к "передовым" (далее я буду опускать кавычки, хотя и не поддерживаю данный ярлык) происходит по многим причинам. Группа может быть передовой по уровню образования, диспропорционально высокой доле среди государственных служащих, лиц свободных профессий и наиболее обеспеченной части населения. Группа может быть отсталой, если она сосредоточена преимущественно в сельской местности, занята в основном в натуральном, а не рыночном хозяйстве, бедна и необразованна. Это противопоставление проявляется во многих формах и часто обозначается терминами традиционный и современный. В целом передовое ассоциируется с такими качествами, как заинтересованность в образовании и новых возможностях, связь с современным сектором, в то время как отсталость — с предрассудками в отношении новых возможностей и определенной отчужденностью от современного сектора экономики. Это противопоставление играет огромную роль в отношениях между группами, поскольку имеет центральное значение для концепции группового достоинства.
Говоря о противопоставлении групп как таковых, я никоим образом не подразумеваю, что среди передовых групп все их члены пользуются одинаковыми привилегиями. Среди малайзийских китайцев, например, насчитывается почти миллион бедных крестьян, и еще больше тех, кто еле-еле сводит концы с концами, занимаясь добычей олова, сбором каучука или приготовлением супов. Богатый китайский бизнесмен или профессионал — это представитель меньшинства в своей общине. И это характерно для всех так называемых передовых групп, поскольку понятие отмечает лишь относительное преимущество по таким параметрам, как средний уровень образования, дохода и участия в современном секторе экономики.
Противопоставление групп особо характерно для колониальных владений европейских держав. Дифференциация зависела от географического положения территории, качества почвы, плотности населения, особенностей культуры. Группы, обитавшие вблизи колониальной столицы, железнодорожной линии, порта, центра колониальной торговли, получили доступ в школы, правительственные учреждения, торговые дома. Йоруба в Нигерии, кикуйю в Кении, баганда в Уганде, хавийя и исак в Сомали оказались в числе групп, удачно расположенных вблизи центров колониальной активности.
В ряде случаев географические факторы определили различие между ядром и периферией. Прибрежные районы чаще, чем внутренние, становились центрами колониальной активности. Благоприятные природные условия редко компенсировали невыгодное периферийное положение. Например, чага Танзании, населяющие плодородные склоны Килиманджаро, начали интенсивно выращивать кофе, стали не только удачливыми фермерами, но и бизнесменами, студентами, бюрократами. Но нередко складывались передовые группы, родиной которых были неплодородные и перенаселенные районы. Тамилы Шри-Ланки, бамилеке Камеруна, кабильские берберы Алжира, кикуйю Кении, тоба-батаки Индонезии, илоканы Филиппин, малаяльцы Кералы в Индии и ибо Нигерии мигрировали из перенаселенных бедных регионов. Среди всех этих групп необычайно высока доля мигрантов, включившихся в современный сектор за пределами своих регионов.
Возможность получения образования была связана с расположением местности и миграциями. Этнические группы, жившие недалеко от школ или готовые мигрировать в такие районы, получи' ли существенное преимущество. Сеть миссионерских школ создавалась по определенным планам, но случайные факторы, например соперничество между отдельными христианскими церквами, приводили к неравномерному распределению школ на территории' различных групп. Баганда стали наиболее образованными людьми в Уганде потому, что большинство миссионерских школ длительное время были сосредоточены в округе Кампалы, где они проживали. А на всем севере страны к моменту достижения независимости была лишь одна средняя школа.
В поисках причин успеха отдельных групп исследователи часто обращали внимание на культурные особенности. Некоторые обычаи действительно способствовали успеху в современном секторе.
Среди них следует отметить бережливость и готовность семей объединить средства для получения образования или открытия своего дела.
В большинстве случаев дифференциальная модернизация этнических групп в колониальный период была случайностью, обусловленной расположением их территории. Но европейцы не игнорировали этничности. Колониальная администрация неодинаково обращалась с различными этническими группами. Одно и то же правительство устанавливало юридические нормы равенства и в то же время вводило исключения для отдельных групп. Были периоды, когда колониальные власти активно проводили политику дифференциального подхода к различным группам. Наиболее отчетливо это проявилось в поощрении миграции, защите одних групп от других и выборочном привлечении к административной службе.