Сравнение групп и источники конфликта

Этнические различия, породившие бесчисленные конфликты в странах Африки, Азии и Карибского бассейна, связаны с делением групп на "отсталые" и "передовые". Причисление себя к "пере­довым" (далее я буду опускать кавычки, хотя и не поддерживаю данный ярлык) происходит по многим причинам. Группа может быть передовой по уровню образования, диспропорционально вы­сокой доле среди государственных служащих, лиц свободных про­фессий и наиболее обеспеченной части населения. Группа может быть отсталой, если она сосредоточена преимущественно в сель­ской местности, занята в основном в натуральном, а не рыночном хозяйстве, бедна и необразованна. Это противопоставление прояв­ляется во многих формах и часто обозначается терминами тради­ционный и современный. В целом передовое ассоциируется с та­кими качествами, как заинтересованность в образовании и новых возможностях, связь с современным сектором, в то время как от­сталость — с предрассудками в отношении новых возможностей и определенной отчужденностью от современного сектора экономи­ки. Это противопоставление играет огромную роль в отношениях между группами, поскольку имеет центральное значение для кон­цепции группового достоинства.

Говоря о противопоставлении групп как таковых, я никоим об­разом не подразумеваю, что среди передовых групп все их члены пользуются одинаковыми привилегиями. Среди малайзийских ки­тайцев, например, насчитывается почти миллион бедных крестьян, и еще больше тех, кто еле-еле сводит концы с концами, занимаясь добычей олова, сбором каучука или приготовлением супов. Бога­тый китайский бизнесмен или профессионал — это представитель меньшинства в своей общине. И это характерно для всех так на­зываемых передовых групп, поскольку понятие отмечает лишь относительное преимущество по таким параметрам, как средний уровень образования, дохода и участия в современном секторе экономики.

Противопоставление групп особо характерно для колониальных владений европейских держав. Дифференциация зависела от гео­графического положения территории, качества почвы, плотности населения, особенностей культуры. Группы, обитавшие вблизи ко­лониальной столицы, железнодорожной линии, порта, центра ко­лониальной торговли, получили доступ в школы, правительствен­ные учреждения, торговые дома. Йоруба в Нигерии, кикуйю в Ке­нии, баганда в Уганде, хавийя и исак в Сомали оказались в числе групп, удачно расположенных вблизи центров колониальной ак­тивности.

В ряде случаев географические факторы определили различие между ядром и периферией. Прибрежные районы чаще, чем внут­ренние, становились центрами колониальной активности. Благо­приятные природные условия редко компенсировали невыгодное периферийное положение. Например, чага Танзании, населяющие плодородные склоны Килиманджаро, начали интенсивно выращи­вать кофе, стали не только удачливыми фермерами, но и бизнес­менами, студентами, бюрократами. Но нередко складывались пе­редовые группы, родиной которых были неплодородные и перена­селенные районы. Тамилы Шри-Ланки, бамилеке Камеруна, кабильские берберы Алжира, кикуйю Кении, тоба-батаки Индонезии, илоканы Филиппин, малаяльцы Кералы в Индии и ибо Нигерии мигрировали из перенаселенных бедных регионов. Среди всех этих групп необычайно высока доля мигрантов, включившихся в совре­менный сектор за пределами своих регионов.

Возможность получения образования была связана с располо­жением местности и миграциями. Этнические группы, жившие не­далеко от школ или готовые мигрировать в такие районы, получи' ли существенное преимущество. Сеть миссионерских школ созда­валась по определенным планам, но случайные факторы, например соперничество между отдельными христианскими церквами, при­водили к неравномерному распределению школ на территории' различных групп. Баганда стали наиболее образованными людьми в Уганде потому, что большинство миссионерских школ длитель­ное время были сосредоточены в округе Кампалы, где они прожи­вали. А на всем севере страны к моменту достижения независимо­сти была лишь одна средняя школа.

В поисках причин успеха отдельных групп исследователи часто обращали внимание на культурные особенности. Некоторые обы­чаи действительно способствовали успеху в современном секторе.

Среди них следует отметить бережливость и готовность семей объединить средства для получения образования или открытия своего дела.

В большинстве случаев дифференциальная модернизация этни­ческих групп в колониальный период была случайностью, обу­словленной расположением их территории. Но европейцы не игнорировали этничности. Колониальная администрация неоди­наково обращалась с различными этническими группами. Одно и то же правительство устанавливало юридические нормы ра­венства и в то же время вводило исключения для отдельных групп. Были периоды, когда колониальные власти активно про­водили политику дифференциального подхода к различным группам. Наиболее отчетливо это проявилось в поощрении ми­грации, защите одних групп от других и выборочном привлече­нии к административной службе.

Наши рекомендации