Храм Святой Софии в Новгороде
этот факт: с одной стороны, отражал единство Руси, с другой – выражение растущей силы, могущества, богатства местных князей, стремление подчеркнуть возможность состязаться со стольным градом Киевом, утвердить растущую самостоятельность и независимость удельных центров Руси. Храм Святой Софии — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах. Собор представляет собой крестово-купольный храм. Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.Строили и украшали Софийский собор русские мастера и иконописцы вместе с греческими мастерами, специально приглашенными из Константинополя. «Церковь эту построили весьма прекрасную и превеликую», — говорит летопись. Золотой купол собора впоследствии был увенчан крестом с голубем — символом Святого Духа. Но не только на церковные службы собирались жители Новгорода к Софии. Под звон колоколов Софийского собора здесь устраивались встречи и проводы новгородских воинов. Готовясь к ратному подвигу, защитники земли Новгородской восклицали: «Умрем честно за Святую Софию!». На площади перед Софийским собором собиралось новгородское вече. В Софии объявлялись указы, производились назначения на высшие должности
К Софии новгородцы прибегали не только во время военных невзгод, но и во время стихийных бедствий и страшных эпидемий. Например, в 1390 году от морового поветрия в Новгороде умерло великое множество народа. По совету епископа приунывшие новгородцы, чтобы утолить гнев Божий, дали обет и по обету построили за один день церковь в честь Святителей Афанасия и Кирилла АлександрийскихОсобое почтение новгородцев к величайшей своей святыне — Софийскому собору — выражалось, в частности, в том, что на протяжении девятисот лет ни одно здание в Новгороде не строилось выше Софии, хотя за пределами города были здания и выше, и больше.
В начале XII века Киевская Русь переживает упадок, но всё же культурная традиция не прерывалась. С её распадом в XII веке поток национального искусства не иссяк, но лишь разбился на несколько рукавов. Вторая половина века- XII первая половина XIII века стали временем очень интенсивного строительства. В то время большинство храмов были однокупольные. Начинается использование местного строительного материала, во многом предопределяющее внешний вид построек.
В Новгороде строительным материалом был серый известняк. Для новгородских храмов характерна сдержанность, лаконичность и массивность форм.
Зодчие Галицко – Волынского княжества возводили здания из каменных блоков правильной формы, уложенные в два ряда промежуток между которыми заполнялся битым камнем и раствором. Фасад украшался барельефной скульптурой. К сожалению, памятники Галицкой архитектуры не сохранились; лишь небольшая их часть известна по археологическим раскопкам.
Золотые ворота в Киеве – памятник фортификационного строительства 12 века, один из немногих, которые сохранились до нашего времени. Сооружение поражало величием и неприступностью: над мощной боевой башней располагалась церковь Благовещения – это было очень символично для христианского города, ведь ворота служили главным въездом в Киев. Золотые ворота построили в 1164 году, после того, как было закончено строительство оборонных валов Нового города.
Золотые ворота в Киеве, скорее, можно сравнить с триумфальными Золотыми воротами в Константинополе.
Киевские Золотые ворота были одновременно и крепостной проездной башней, и триумфальной аркой, которая вела на главную "аристократическую улицу" города. Высокий арочный проем, окованные золоченой медью ворота и глава надвратного храма создавали соответствующую торжественную атмосферу. Не подвели своих создателей Золотые ворота и в тяжелые дни татарской осады в 1238 году. Завоеватели посчитали городские ворота слишком неприступными, и решили при помощи стенобитных машин ломать городскую стену в другом месте.
Церковь Бориса и Глеба
При Юрии Долгоруком (сыне Владимира Мономаха) сформировался так называемый суздальский стиль – белокаменное зодчество. Первой церковью, родоначальницей стиля, сложенной из белого камня, блоки которого были идеально подогнаны один к другому, стала церковь Бориса и Глеба в селе Кидекше, в 4 км. от Суздаля, на том самом месте, где якобы останавливались святые князья Борис и Глеб, когда они ходили из Ростова и Суздаля в Киев. Это была храм-крепость. Он представлял собой мощный куб с тремя массивными аспидами, щелевидными окнами, напоминающими бойницы, широкими лопатками, шлемообразным куполом