Понятие и классификация принципов гражданского судопроизводства

Слово «принцип» переводится с латинского как «основа», «первоначало».

В гражданском судопроизводстве принципы–основные директивы (указания) законодателя участникам гражданского процесса и суду, призванные обеспечить правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел, исполнение судебных постановлений и других актов, подлежащих исполнению, защиту прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц (ст. 5 ГПК).

Система принципов гражданского судопроизводст­-ва – сердцевина гражданского процесса, выражающая его сущность. Говорят, что принципы – это фундамент или несущая конструкция гражданского судопроизводства. Но фундамент, несущая конструкция статичны, в то время как гражданский процесс динамичен. Он есть движение, ряд последовательно совершаемых действий. Поэтому более удачным представляется сравнение принципов гражданского судопроизводства с опорно-двигательным аппаратом, который не только «держит на себе», но и несет, двигает гражданское дело, обеспечивая в конечном итоге возможность оптимального решения задач гражданского процессуального законодательства. От принципов следует отличать соответствующие им правовые идеи. Они представляют собой теоретическую базу принципов как директив.

Принципы гражданского судопроизводства закрепляются не только в ГПК, но и в положениях Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями), Законе от 13 января 1995 г. «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями)1 , Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (подписана в Минске 26 мая 1995 г.) 2 и др.

ГПК Республики Беларусь 1999 г. отличается тем, что посвящает принципам гражданского судопроизводства и судоустройства отдельную главу 2 (ст. 9–24). О принципах гражданского судопроизводства говорится также в ст. 25 и 269 нового ГПК. Но принципом может быть и такая правовая директива, которая, не будучи сформулированной и названной в законе, вытекает из ряда обычных процессуальных норм. Вместе с тем наличие соответствующей статьи закона само по себе не является достаточным для возникновения полноценного принципа. Дело в том, что нормы ГПК, посвященные принципам, не содержат указаний на механизмы их реализации. Поэтому о полностью сформулированном принципе гражданского судопроизводства можно говорить лишь в тех случаях, когда наряду с обозначающей его общей процессуальной нормой имеется определенная совокупность конкретных процессуальных норм, которые обеспечивают реализацию данного принципа, проведение его в жизнь. Подробнее об этом будет сказано ниже (в § 2 и § 3 настоящей главы).

Необходимо отметить, что принципами граждан­фского судопроизводства в целом являются лишь те из них, которые относятся ко всему процессу либо большинству его институтов, стадий. Такими, например, являются принципы законности и установления истины. Но существуют также принципы, относящиеся к отдельным институтам или стадиям процесса. Например, принципом доказательственного права как института признается принцип свободной оценки доказательств. Однако принципы непосредственности, устности и непрерывности являются не только принципами судебного разбирательства как стадии гражданского судопроизводства (ст. 269 ГПК), но и применяются в кассационном и иных производствах при рассмотрении вопросов в судебном заседании.

Особая группа принципов действует в международном гражданском процессе.

Это принципы:

® приоритета международных договоров;

® процессуального равноправия иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц с гражданами и юридическими лицами Республики Беларусь;

® соблюдения юрисдикции иностранных судов и иных правоприменительных органов;

® взаимности (ч. 2 ст. 542 ГПК).

При рассмотрении в белорусских судах дел с участием иностранного элемента эти принципы применяются наряду с общими принципами гражданского судопроизводства.

Принципы гражданского процесса распространяют свое действие на все виды производств, но не в одинаковой мере. Наиболее полно процессуальные принципы применяются в исковом производстве, которое является основным. В производствах по делам, возникающим из административно-правовых отношений (особом и приказном производствах), действие некоторых принципов ограничено. В частности, это относится к применению принципа состязательности в делах особого производства, диспозитивности в делах, возникающих из административно-правовых отношений и приказного производства. В отношении тех видов производств и стадий процесса, где применение общих принципов гражданского судопроизводства ограничено, можно говорить о специфике реализации принципов, отражающей особенности этих производств и стадий.

Принципы гражданского процесса связаны в единую систему, они взаимообусловлены и подкрепляют друг друга, обеспечивая гармоничное развитие процесса по делу, успешное достижение его целей. При этом следует отметить значение принципов установления истины по делу, диспозитивности и состязательности. Прежде всего, от их облика и сочетания зависит тип гражданского процесса (диспозитивно-состязательный или инквизиционный), а также его основные особенности.

Принципы гражданского судопроизводства и лежащие в их основе правовые идеи имеют большое значение как для законодателя, так и для юридически заинтересованных в исходе дела лиц, суда, а также ученых, занимающихся проблемами гражданского процесса. Законодателю эти принципы помогают правильно конструировать процессуальные нормы сторонам, другим юридически заинтересованным в исходе дела лицам и суду – правильно их понимать и соблюдать или применять, ученым – правильно истолковывать имеющиеся нормы и предлагать новые. Исходя из принципов гражданского судопроизводства решаются дела в случаях пробелов в процессуальном законе, дополняется и совершенствуется все процессуальное законодательство.

Состав принципов гражданского судопроизводства в Республике Беларусь определяется нормативными актами. Среди них не только ГПК, но и Конституция Республики Беларусь, Закон «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», некоторые международные правовые акты.

Что же касается классификации этих принципов, то ею занимается наука.

Нам представляется наиболее целесообразным деление принципов гражданского судопроизводства на три группы в зависимости от адресата соответствующей правовой директивы. К первой группе можно отнести принципы, определяющие положение в процессе и основные направления деятельности сторон и других юридически заинтересованных в исходе дела лиц. Это общеправовые принципы:

1) уважения достоинства личности;

2) равенства граждан перед законом и судом;

3) права пользоваться юридической помощью;

4) права получать разъяснения прав и обязанностей, а также отражающие отраслевую специфику их положения в гражданском процессе;

5) диспозитивности;

6) государственного и общественного содействия в защите гражданских прав;

7) состязательности;

8) равенства сторон.

Вторую группу составляют принципы, определяющие статус и основные направления деятельности суда. Это принципы:

1) осуществления правосудия только судом;

2) назначаемости;

3) единоличного и коллегиального рассмотрения гражданского дела;

4) независимости судей и подчинения их только закону;

5) выяснения действительных обстоятельств дела;

6) разрешения дел на основании закона (законности);

7) право на обжалование судебных постановлений и их обязательности;

8) надзора вышестоящих судов и прокурорского надзора за законностью судебных постановлений.

Третью группу составляют принципы, общие для юридически заинтересованных в исходе дела лиц и суда. Это принципы, определяющие прежде всего формы и методы процессуальной деятельности. К ним относятся принципы:

1) государственного языка судопроизводства;

2) гласности,

3) устности;

4) непосредственности;

5) непрерывности;

6) процессуальной экономии.

В российских учебниках гражданского процесса, изданных в последнее время (1998, 1999 гг.), принципы гражданского судопроизводства традиционно делят на две группы. В одной части этих учебников говорится о принципах конституционных, носящих общий и межотраслевой характер, и отраслевых (раскрытых в ГПК)1 . Деление здесь производится в зависимости от нормативного акта, в котором они зафиксированы. В других учебниках использован функциональный критерий классификации. Принципы делятся, с одной стороны, на организационно-функциональные (организации правосудия или судоустройственные), а с другой – на просто функциональные (определяющие процессуальную деятельность)1 .

Однако анализ показывает, что различия в основаниях классификации являются преимущественно терминологическими, поскольку конституционные принципы являются принципами организации правосудия в целом, в том числе и по уголовным делам, а отраслевые принципы определяют специфику процессуальной деятельности в рамках гражданского судопроизводства.

Деление принципов гражданского судопроизводства на две группы в значительной мере является условным. Конституционные принципы могут иметь отраслевую специфику, а отраслевые – конституционную основу. Это особенно применительно к белорусскому законодательству, поскольку у нас большинство принципов граждан-ского судопроизводства повторяется (с определенными модификациями) в Конституции Республики Беларусь, Законе о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь, ГПК. Тем не менее в настоящем учебнике в целом традиция деления принципов на две группы не нарушается. Параграфы 2 и 3 этой главы будут посвящены соответственно конституционным и отраслевым принципам гражданского судопроизводства.

Наши рекомендации