Сравнительная политология как научная дисциплина
Со времен Аристотеля, предпринявшего изучение различий в структуре государств и конституций и создавшего классификацию политических режимов, сравнение политических систем стало одним из центральных занятий в политологии (Aristotle, 1946; Аристотель, 1984, кн. II, IV) Но несмотря на то, что сравнительная политология имеет свои классические темы, такие, как политические режимы, их смена, демократия и ее альтернативы, она все же не является научной дисциплиной в строгом смысле слова со своей автономной предметной областью. Отдельной субдисциплиной политологии ее делает, скорее, сама процедура сравнения — как и почему политические явления можно сравнивать. Именно в силу отсутствия у сравнительной политологии собственного исследовательского поля ее значимость и возможность использования в качестве самостоятельной субдисциплины часто оспаривались (Verba, 1985; Dalton, 1991; Keman, 1993).
Обычно в сравнительной политологии выделяют три взаимосвязанные части. Первая, наиболее простая — изучение зарубежных стран и часто в отрыве друг от друга. Так обычно определяют сравнительную политологию в целях преподавания, особенно в странах англо-американской культурной традиции, где студентам предлагаются различные учебные курсы по страноведению. Там издается множество учебников, посвященных отдельным странам, включаемых в указанные курсы. На практике этот подход, конечно, полезен в педагогическом плане, но, как правило, он не содержит целенаправленного сравнения, за исключением тех случаев, когда исследование предполагает сбор информации об отдельной стране или ряде стран. Отсутствие четких отличительных признаков сравнительной политологии приводит к проблемным ситуациям, связанным с идентификацией, скажем, американский ученый, изучающий
политическую жизнь Италии, среди своих американских коллег обычно считается «компаративистом», в то время как итальянский ученый, занимающийся изучением итальянской политики, среди своих итальянских коллег таковым не считается. Все это делает такое определение сравнительной политологии бессмысленным.
Другая составляющая (возможно в силу своей специфики более значимая) — систематическое сравнение стран для выявления и объяснения их сходства и различия в отношении конкретных явлений. При этом большее значение придается построению и проверке теорий, нежели эмпирическим данным (при таком подходе конкретные страны выступают в качестве иллюстрации). Такого рода сравнительные исследования стали важнейшим компонентом политической науки в целом и послужили источником для создания ключевых книг всей современной политологии (Almond, Coleman, 1960; Almjnd, Verba, 1965; Upset, Rokkan, 1967; Lijphart, 1977).
Третья составная часть сравнительной политологии касается методов исследования, т.е. правил и стандартов, пределов и возможностей сравнения на различных уровнях анализа. Именно в силу того, что акт сравнения сам протекает и в научном, и в обыденном опыте инстинктивно, эта третья составляющая рассматривается как нечто само собой разумеющееся и поэтому находится на периферии научных интересов. Такое невнимание, в свою очередь, вызывает ряд серьезных проблем в процессе накопления знаний, с одной стороны, и при построении и проверке теорий — с другой.
Таким образом, сравнительную политологию от других исследовательских областей отличает то обстоятельство, что ее предмет определяется как содержанием (изучение отдельных зарубежных стран или множества государств), так и методом (Schmitter, 1993, р. 171). Очевидно, что такая дефиниция страдает неопределенностью. Так, методы сравнительной политологии едва ли отличаются от множества инструментов, применяемых в других социальных науках. Действительно, некоторые из наиболее важных работ по сравнительному методу относятся, скорее, к социальным наукам в целом, нежели к политологии как таковой (Przeworski, Тете, 1970; Smelser, 1976; Ragin, 1987). В то же время вряд ли можно отделить от политологии сравнительную политологию в целом по предмету. Любой цели исследования можно достичь, как используя сравнение (на основе данных о ряде стран), так и без оного (используя данные лишь одной страны). Очевидно, например, что исследования во многих областях политологии, описываемых в других главах настоящей книги, одинаково часто проводятся как в сравнительной перспективе, так и вне ее1. Если искать специфику сравнительной политологии, то ее можно найти лишь в сочетании содержания и метода. Отделяя их друг от друга, мы растворяем сравнительную политологию либо в политической науке, либо в социальных науках в целом.
Ввиду того, что невозможно дать обзор огромного объема общеполитологических исследований и в то же время нежелательно сводить все лишь к методам сравнения — теме, которой было уделено большое внимание в последнее время (Collier, 1991; Кетап, 1993а; Bartolini, 1993; Sartori, Morlino, 1991), — в настоящей главе речь пойдет о трех основных темах. Особое внима-
1 Интересно отметить, что в ходе подготовки второго издания книги «The state of the discipline» Аде Финифтер советовали не просто усилить сравнительный характер отдельных глав первого издания, но переписать в сравнительном ключе все главы (Finifter, 1993, р. vll).
ние будет уделено расхождениям между заявлениями и действительным содержанием «новой сравнительной политологии» конца 50-х и 60-х годов, с одной стороны, и 80—90-х годов — с другой (Daalder, 1993). Первая из трех тем (§ 2 наст. гл.). касается масштабов сравнения, что, возможно, в первую очередь отличает ранние исследования от более поздних. Обычно считается, что более позднее поколение ученых занималось всего лишь трактовкой ранее «забытых», а затем вновь «открытых» политических институтов и государства как основных объектов изучения. Не следует думать, что политологи 50—60-х годов пренебрегали изучением политических институтов в силу недооценки теоретического значения этой проблематики. Скорее, старшее поколение исследователей работало просто над более крупномасштабными задачами и, вследствие этого, на более высоком уровне теоретической абстракции. Соответственно, «второе открытие» политических институтов в 80—90-е годы обязано своим появлением как уменьшению масштабов сравнения и, следовательно, переходу на более низкий уровень абстракции, так и теоретической реконструкции дисциплины.
Вторая тема (§ 3 наст, гл.) касается современных сравнительных исследований, в которых достаточно четко прослеживается сдвиг интереса к тому, что находится на «выходе», нежели «на входе» политического процесса, т.е. к результатам политики и деятельности правительства, а не к факторам, определяющим политику, или обязанностям правительства (Rogowski, 1993). Это также относится к изменяющемуся масштабу сравнения. Вообще возникает вопрос: о каком значении политики, ее результатов и последствий можно говорить, когда сравнение ограничено всего лишь небольшим числом относительно похожих случаев. Третья тема будет рассмотрена в четвертом параграфе. С одной стороны, она касается роли отдельных стран как единиц исследования, с другой — использования, а фактически, — фетишизации эмпирических показателей. Глава завершится краткой дискуссией о нынешних и будущих тенденциях в сравнительной политологии и, в первую очередь, о возобновившемся интересе к изучению контекстов политики, а также к углубленному анализу конкретных случаев2.