Тема 17. Культура и глобальные проблемы современности
В XX в. человек столкнулся с глобальными (от лат. globus – земной шар) проблемами, от решения которых зависит судьба всей цивилизации. «Проблемность» означает наличие сложности, противоречивости ситуации, трудности выхода из нее.
Социокультурный кризис нашего времени ведет к тому, что человечество со всей остротой осознает глубину дилеммы: должно ли оно полагаться на стихийный эволюционный процесс развития общества, или же мир нуждается в коренных целенаправленных изменениях.
Типологической чертой современного глобального социокультурного кризиса является алармизм (от франц. alarme – тревожность). Факторы, обусловливающие развитие алармизма:
1) современные тенденции мирового развития, ориентированные на принцип количественного роста, ведут к катастрофическим последствиям. Конечно, общее представление об ограниченности Земли как места производственной деятельности достаточно абстрактно. Сейчас эта проблема осознается более конкретно – как «ограниченность некоторых видов ресурсов», «исчерпание ресурсов по регионам», «экономическое ограничение». Но развитие экономики невозможно без роста капитала, прибыли, что требует новых и новых ресурсов;
2) возникновение опасных тенденций в использовании природных ресурсов, в ходе бесконтрольной переработки которых возникает непомерная нагрузка на экологическую сферу (чем больше перерабатывается ресурсов, тем больше опасность, речь идет об уничтожении лесов – легких планеты, о парниковом эффекте, уменьшении озонового слоя и т.п.);
3) цена научно-технического прогресса слишком высока, Дело в том, что увеличивается риск от гигантских катастроф, например, чернобыльской. Современная промышленная и энергетическая инфраструктуры уязвимы со стороны воздействия стихийных природных сил и социальных катаклизмов, к примеру, войн, террористических актов. С точки зрения общества, затраты на научно-технический прогресс велики, а отдача мала;
4) проблема несправедливого распределения отрицательных воздействий научно-технического прогресса на различные слои населения, страны и регионы мира. Так, страны, обладающие богатыми энергоресурсами, осуществляют их первичную обработку, создавая гигантскую нагрузку на экологию, процветающие страны создают для себя условия жизни, отгораживающие их от экологических неприятностей, перекладывая экологический риск на другие группы, все это ведет к дестабилизации мирового сообщества.
Причины возникновения глобальных проблем:
1) целостность современного мира, которая обеспечивается политическими и экономическими связями, зримым их проявлением являются транснациональные корпорации и мировые войны. Война, начавшаяся на границах Польши и Германии, распространилась на Африку, Кавказ, Дальний Восток, Тихоокеанский бассейн – все оказались участниками единой исторической драмы;
2) проблемы мировой цивилизации связаны с возросшей экономической мощью человека. За последние 100 лет промышленное производство увеличилось более чем в 50 раз;
3) неравномерность развития стран и культур. Экономическая и политическая зависимость стран дополняется информационной. Информация в современном мире распространяется мгновенно. Люди, потребляющие эту информацию живут в странах с разным политическим развитием и экономическим уровнем, в результате в сознании отдельных людей сочетаются пласты культур разного характера и уровня развития. Эта неравномерность воспринимается как несправедливость и, к примеру, может привести к международному терроризму.
К важнейшим глобальным кризисам культурологического плана относятся: социокультурный кризис, глобальный кризис образования, кризис культурного запаздывания, кризис столкновения цивилизаций, глобализация культуры.
Социокультурный кризис – это необходимый и закономерный этап в развитии современной культуры. Динамика культуры представляет собой непрерывный процесс единства дестабилизации и достижения нового уровня стабильности, архаизации и обновления, гармонии и рассогласования социального и культурного миров. Ощущение чуждости и абсурдности происходящих событий пронизывает индивидуальное сознание в эпоху социокультурных кризисов. Резкие изменения в социокультурной среде заставляют четче осознавать те культурные нормы и ценности, которые уходят в прошлое, сравнивать их с новыми. Столкновение двух систем ценностей, старой и новой ведет к возникновению явления, которое в культурологии называют «культурным шоком». Сущность его заключается в остром конфликте старых и новых ценностей, ориентаций и идеалов, норм поведения на уровне индивидуального сознания, когда человек теряет ориентиры своей жизни. Рассогласование социального и культурного реализуется в трех сферах:
1) на уровне общества – противоречие между социальными и культурными системами;
2) на уровне взаимодействия человека, субъекта культурно-исторического процесса, и общества – как отрицание индивидом изменяющегося социума и культуры; 3) на уровне личности, внутренний мир которой содержит установку на собственную, духовную «анормальность» в отношении с миром абсолютных культурных ценностей.
История человеческого общества и культуры демонстрирует различные варианты разрешения социокультурного кризиса. Первый вариант предполагает укрепление, реставрацию, воссоздание в первоначальном виде старой социокультурной системы через укрепление порядка при помощи усиления репрессивного воздействия на людей. Второй вариант выхода из социокультурного кризиса – уничтожение одной из противоположностей: кризисного мира или сознания индивида. Третий путь выхода из кризиса – самосовершенствование личности.
Глобальный кризис образования связан со сменой образовательных парадигм с конца XX в., то есть в различных этнокультурных регионах универсализируются структура и функции образования. В настоящее время действуют единые принципы образования: всеобщность, доступность, обязательность. В значительной степени унифицируются темпы, способы, формы, направленность обучения. В определенной степени это связано с массовым использованием новых информационных технологий обучения, формированием единого научного и экономического пространства. Конечной целью современного образования является усвоение учащимися определенного среднего уровня знаний. В то время как современные условия требуют от подготовленных специалистов способности с самообучению, повышению уровня своей квалификации, неординарности подхода к работе, что обеспечивается только высоким уровнем научных знаний, добытых индивидуумом в образовательном процессе.
Кризис культурного запаздывания – это явление, когда духовная культура не успевает приспособиться к изменениям в материальном мире (к примеру, в результате опережающего развития научно-технического прогресса). Ценностный мир человека не успевает приспособиться к быстро меняющимся условиям жизни. Так, возникновение новых информационных технологий, их бурный прогресс явно опережают темп изменений в культурной сфере, поскольку традиции, обычаи, ценностные ориентации подавляющего большинства населения отражают предшествующий этап жизнедеятельности общества.
Кризис столкновения цивилизаций – эта концепция была выдвинута в 90-е гг. XX в. американским культурологом С. Хантингтоном, содержание ее заключается в том, что культурная самобытность определяет принципы как единства, так и дезинтеграции конфликтов цивилизаций. Следующая война, если ей суждено быть, станет войной между цивилизациями и культурами. Особенно значимым и вероятным видится конфликт между западной и исламской цивилизациями. В связи с этим выживание Запада зависит от способности осознать свою цивилизацию как уникальную, объединиться и противостоять вызову со стороны незападных обществ.
С конца XX в. культурное развитие все чаще характеризуется как глобализация. Глобализация культуры имеет два основных значения: первое трактует глобализацию как объективный процесс распространения достижений «высоких» культур на весь мир, прежде всего на культуры «низшие» с целью их «подъема» на уровень передовых стран; второе рассматривает глобализацию как подчинение культуре США и Запада всех остальных народов и культур (т.н. черная глобализация). Черная глобализация душит национальные культуры (продукция «Макдоналдс» вытесняет привычную пищу, английский язык играет решающую роль в повседневной жизни культурной элиты). Любая глобализация уничтожает национальную культурную самобытность, культурное разнообразие, приводит народы к угрозе потери культурной самобытности.
Решение глобальных проблем возможно только общими усилиями всего мирового сообщества.