Стрелецкий бунт 1682 г. Толком к стрелецкому бунту послужила смерть царя Фёдора Алексеевича весной 1682 г
М.Ф.Романов умер в июне 1645 г. По старомосковской традиции корону получил сын Михаила Фёдоровича Алексей, которому было в то время 16 лет. Земский собор брал его на царство.
В русскую историю Алексей Михайлович Романов (1645—1676) вошёл как Алексей Тишайший. К середине XVII в. централизация Русского государства заметно усилилась. Внутренняя политика Алексея Михайловича отражала двойственный характер его времени. Тишайший царь хотел соблюсти обычаи старомосковской Руси. Но, видя успехи западноевропейских стран, он одновременно стремился перенять их достижения. Алексей Тишайший не проводил реформ, которые бы ломали «московское благочестие» во имя европеизации. Была начата реорганизация русского войска. Дворянскую конницу и народное ополчение постепенно заменили полками нового строя — I регулярной армией, обученной и оснащённой на европейский манер.
Одним из главных достижений царствования Алексея Михайловича было принятие Соборного уложения (1649). Текст Уложения включает в общей сложности 967 статей, разделённых на 25 глав.
Уложения почти в 1000 статей заняло всего чуть больше полугода
Причины столь быстрого принятия новых законов были следующие.
— Торопиться Земский собор заставляла очень тревожная атмосфера того времени. Народные выступления в 1648г.
— За сто лет набралось великое множество законоположений, рассеянных по разным приказам, иногда противоречащих друг другу. Таким образом, причиной, стимулировавшей законотворческую деятельность, была необходимость в систематизации и кодификации законов.
— Слишком многое изменилось, сдвинулось с мест в русском обществе после Смуты. Поэтому требовалось не простое обновление, а реформа законодательства, приведение его в соответствие новым условиям жизни.
Основные направления соборного уложения:
— трактовало царскую власть как власть помазанника Божьего.
— впервые ввело понятие «государственное преступление». Таковыми объявлялись все деяния, направленные против царя и его семьи, критика правительства. За государственное преступление полагалась смертная казнь.
— предусматривало наказание за преступления против церкви и патриарха.
— регулировало отношения населения и местных властей многими статьями. Каралось неповиновение властям, но также назначались наказания для воевод и прочих чиновников за вымогательства, взятки и прочие злоупотребления;
— прикрепляло горожан к посаду;
— облагало «белопоместинцев» — жителей слобод, принадлежавших монастырям и частным лицам, тяглом;
— защищало интересы богатых горожан — торговых людей, гостей (купцов) — тем, что были объявлены суровые, наказания за посягательство на их добро, честь и жизнь;
— объявляло «бессрочный» сыск крестьян и возвращение их в поместья. Таким образом был сделан последний шаг — крепостное право стало полным.
Монархия Алексея Михайловича по-прежнему сохраняла черты сословно-представительной, но самодержавная власть царя усилилась. Сложившаяся ещё при последних Рюриковичах система органов власти с приказами и Боярской думой осталась непоколебима. Из состава Боярской думы выделились Ближняя дума и Расправная палата, решавшие текущие судебные и административные дела.
Не желая полностью зависеть от Боярской думы и руководства приказов, Алексей Михайлович создал своего рода личную канцелярию — Приказ тайных дел (он стоял выше всех остальных, так как мог вмешиваться в дела всех государственных учреждений).
Таким образом, во второй половине XVII в. начинается формирование основных элементов абсолютной монархии. Абсолютизм — такая форма правления, когда законодательная, исполнительная и судебная власть полностью сосредоточена в руках монарха, а последний опирается на назначаемый и контролируемый исключительно им разветвлённый чиновничье-бюрократический аппарат. Абсолютная монархия предполагает централизацию и регламентацию государственного и местного управления, наличие постоянных армии и службы безопасности, развитой и подконтрольной монарху финансовой системы.
Важным фактом русской истории XVII в. был церковный раскол, явившийся результатом церковной реформы патриарха Никона.
Причины проведения церковной реформы:
— церковная реформа диктовалась необходимостью укрепить дисциплину, порядок, нравственные устои духовенства;
— требовалось введение одинаковой церковной обрядности во всем православном мире;
— распространение книгопечатания открывало возможность унификации церковных книг.
Никон в 1652 г. избирается московским патриархом. Именно патриарх Никон начал реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. За образец были взяты греческие правила и обряды.
Наиболее существенными из нововведений, принятыми патриархом Никоном и церковным собором в 1654 г., были замена крещения двумя пальцами троеперстием, произнесение славословия Богу «аллилуйя» не дважды, а трижды, движение вокруг аналоя в церкви не по ходу Солнца, а против него.
Никон боролся с новшествами, но именно его реформы часть московского народа восприняла как новшества, посягавшие на веру. Церковь раскололась на никонианцев (церковная иерархия и большая часть верующих, привыкших подчиняться) и старообрядцев.
Активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения становится протопоп Аввакум. Приверженцы старой веры — старообрядцы — спасали и прятали «неправильные» богослужебные книги. Светские и духовные власти преследовали их. От гонений ревнители старой веры бежали в леса, объединялись в общины. Вожди старообрядцев протопопы Аввакум и Даниил писали челобитные царю, но, видя, что Алексей не защищает «старину», объявили скорый приход конца света, потому что в Россию явился Антихрист. Царь и патриарх — «два рога его». Спасутся лишь мученики — защитники старой веры. Родилась проповедь «очищения огнём». Раскольники запирались в церквах и сжигали себя заживо. Старообрядцы не расходились с православной церковью ни в одном догмате (основном положении вероучения), а лишь в некоторых обрядах, которые отменил Никон, поэтому они были не еретиками, а только раскольниками.
Наиболее радикальным шагом старообрядцев было принятое в 1674 г. решение о прекращении молитв за здоровье царя. Это означало полный разрыв старообрядцев с существующим обществом.
Священный собор 1666—1667 гг. предал раскольников проклятию за непокорность. Ревнители старой веры перестали признавать отлучившую их церковь. Раскол не преодолён и по сей день.
Таким образом, церковная реформа и раскол явились крупным социальным и духовным переворотом, который не только отразил тенденции к централизации и определённой унификации церковной жизни, но и повлёк за собой существенные социокультурные последствия. Он всколыхнул сознание миллионов людей, заставив их усомниться в легитимности существующего миропорядка. Нарушив некоторые традиционные устои духовной жизни, раскол дал толчок общественной мысли и подготовил почву для грядущих преобразований.
Кроме того, церковный раскол, ослабивший церковь в XVII в., послужил предпосылкой для последующего подчинения церкви государственной власти, превращения ее в идеологический придаток абсолютизма.