Закрепощение крестьян в России XV-XVII вв. Причины и последствия
Крепостным правом принято называть высшую степень неполной собственности феодала на работника, чаще всего, крестьянина. Крепостное право находило юридическое выражение в прикреплении крестьянина к земле; праве феодала отчуждать крестьян без земли; крайнем ограничении гражданской дееспособности крестьянина (право феодала на часть наследства крестьянина и на выморочное имущество, право телесных наказаний; отсутствие у крестьян право самостоятельно приобретать и отчуждать имущество, особенно недвижимое, распоряжаться наследством, выступать в суде и т.д.).
Процесс закрепощения в России был длительным и прошел несколько этапов. Первый этап: конец XV - конец XVI вв. Еще в эпоху Древней Руси часть сельского населения теряла личную свободу и превращалась в смердов и холопов. В условиях раздробленности крестьяне могли покидать землю, на которой жили, и переходить к другому землевладельцу. Характерный для России XV-XVI вв. рост феодального землевладения, особенно поместного, сопровождался прикреплением крестьян к земле. Сильнее других были закрепощены крестьяне-старожильцы, т. е. семьи, длительное время проживавшие на землях феодальных собственников.
С середины XV в. для крестьян отдельных вотчин устанавливается ограничение права выхода неделей до и неделей после осеннего Юрьева дня (26 ноября). В числе попавших под действие этого правила были крестьяне-серебреники северных уездов, попавшие в зависимость за долги. Срок выхода был подтвержден ст. 57 Судебника 1497 г. Ивана III в качестве общегосударственной нормы. Судебник также устанавливал размер выходной пошлины - пожилого. Судебник 1550 г. Ивана IV предусматривал увеличение пожилого и введение дополнительной пошлины – «за повоз».
В 1592-1593 гг. правительство впервые прибегло к объявлению «заповедных лет», т.е. временному запрещению выхода. С 1597 г. временный запрет стал бессрочным и был установлен 5-летний срок сыска беглых - «урочные лета». В 1607 г. был издан указ, впервые установивший санкции за прием и укрывательство беглых - штраф в пользу государства и «пожилое» старому владельцу беглого. Основную массу дворянства устраивали продолжительные сроки сыска беглых крестьян, однако крупные землевладельцы страны, а также дворяне южных окраин, куда шел большой приток беглых, были заинтересованы в коротких сроках сыска. На протяжении всей 1-й половины XVII в. дворяне подавали коллективные челобитные об удлинении урочных лет. В 1642 г. был установлен 10-летний срок сыска беглых и 15-летний – для сыска вывезенных.
Окончательное закрепощение крестьян принято связывать со сводом законов - Соборным уложением 1649 г., принятым в правление царя Алексея Михайловича. Оно провозгласило бессрочность сыска, т.е. возврату подлежали все крестьяне, бежавшие от своих владельцев после писцовых книг 1626 г. или переписных книг 1646-1647 гг. Имущество крестьянина Соборным уложением признавалось собственностью помещика. Крепостные крестьяне стали юридически бесправными.
Но и после 1649 г. устанавливались новые сроки и основания для сыска, касавшиеся крестьян, бежавших на окраины: в районы по Засечной черте, в Сибирь и на Дон. В связи с этим была издана целая серия указов с 1653 по 1700 гг.
В дальнейшем крепостное право развивалось по восходящей линии. Крестьяне потеряли остатки своих прав, например, по закону 1675 г. их можно было продавать без земли. В XVIII в. помещики получили полное право распоряжаться их личностью и имуществом, в том числе ссылать без суда в Сибирь и на каторгу. Крестьяне по своему социальному и правовому статусу приблизились к рабам. Крепостничество привело к утверждению крайне неэффективной формы феодальных отношений, консервирующей отсталость русского общества. Крепостническая эксплуатация лишала непосредственных производителей заинтересованности в результатах своего труда, подрывала как крестьянское, так и помещичье хозяйства. Усугубив социальный раскол общества, крепостное право вызвало массовые народные выступления, потрясшие Россию в XVII в. («бунташный век») и XVIII в.
13. Становление Российской империи. Реформы Петра I: начало модернизации России.
Петровские реформы были вызваны рядом факторов. Нарастало экономическое и военное отставание России от передовых европейских стран, что представляло угрозу национальному суверенитету; служилое сословие по своему социально-политическому и культурному уровню не соответствовало требованиям общественного развития страны, оставалось патриархальной социальной общностью средневековой эпохи, имевшей смутное представление даже о своих сословных интересах; социальная нестабильность порождала необходимость укрепления позиций правящего класса, его мобилизации и обновления, а также совершенствования государственного аппарата управления и армии; необходимо было добиться выхода к Балтийскому и Черному морям.
Одним из условий начала реформ стала сама личность царя-преобразователя.
Для развития успеха и осуществления прорыва в Черное море Петр принял решение о создании мощного флота. Он также организовал в 1697 г. Великое посольство в Европу в целях приглашения на русскую службу специалистов, закупки вооружения, ознакомления с политической обстановкой, экономическими и культурными достижениями стран Западной Европы.
Толчком к проведению военной реформы стало неудачное начало Северной войны (1700-1721). Поэтому им были изменены принципы комплектования и организации армии. Вместо дворянского ополчения и стрелецкого войска создана регулярная армия на основе рекрутских наборов. Для подготовки офицерского корпуса созданы специальные школы, возникла гвардия, создан сильный военно- морской флот.
Реформа государственного управления, предпринятая Петром I, преследовала цель создания нового государственного аппарата, способного эффективно осуществлять руководство модернизирующимся обществом. В ходе губернской реформы 1708-1710 гг. страна была разделена на 8 губерний во главе с генерал- губернаторами и губернаторами, назначавшимися царем. Губернаторы сосредоточили в своих руках высшие военные и гражданские функции и всю полноту судебной власти на местах. С 1719 г. губернии стали делиться на 50 провинций, а последние - на уезды. С формированием коллегий реформа получила свое завершение, так как все местные органы стали подчиняться соответствующим коллегиям. Реформа привела к росту местного бюрократического аппарата.
В 1711 г. создан Сенат. В 1718 г. на смену приказам были введены 12 коллегий. Ведущими стали Военная, Адмиралтейская и Иностранная. В 1721 г. создана Духовная коллегия (Синод), организованная по образцу светских коллегий во главе с чиновником - обер-прокурором, назначаемым царем. В результате этой реформы церковь полностью подчинилась государству. Структура и функции новых органов власти вплоть до организации делопроизводства, процедуры заседаний, штатного расписания были подробно разработаны в Генеральном регламенте и регламентах отдельных коллегий.
В 1722 г. принят Табель о рангах - государственный закон, определявший порядок прохождения службы и устанавливавший иерархию служебных разрядов. Продвижение по служебной лестнице зависело от выслуги, образования, а в итоге – от личных способностей дворянина. В трех разрядах службы - гражданской, военной и дворцовой - все должности разделялись на 14 рангов, от 1-го высшего, например, канцлера в гражданской службе, до 14-го низшего, коллежского регистратора. Табель о рангах отделила чиновный класс от низшей бюрократии. При Петре чиновник уже с 14-го ранга получал личное, а с 8-го (коллежский асессор) - потомственное дворянство. Для военных потомственное дворянство предоставлялось с 14-го ранга - низшего офицерского чина прапорщика. Это давало возможность наиболее способным представителям низов продвигаться вверх по социальной лестнице.
Промышленность России пережила наиболее существенные сдвиги в связи с возросшими военными потребностями и активной политикой государства, сумевшего мобилизовать природные и человеческие ресурсы страны. При Петре I было начато освоение нового промышленного района - Урала, ставшего центром металлургии. Легкая промышленность развивалась за счет строительства мануфактур, выпускавших продукцию для военных нужд и, в меньшей степени, для внутреннего рынка. В стране было основано около 200 мануфактур. Особенностью российской промышленности было то, что она создавалась преимущественно за счет казны и долгое время находилась под непосредственным государственным контролем. Другой особенностью промышленности стало широкое использование крепостнического труда на мануфактурах. На вспомогательные работы привлекались государственные крестьяне, приписываемые целыми деревнями к заводу и обязанные в течение 2-3 месяцев исполнять там свои повинности («приписные крестьяне»). А в 1721 г. Петр разрешил мануфактуристам покупать к заводам крепостных крестьян, которых стали называть «посессионными».
Выросло значение внешней торговли. Силовыми методами царь начал переводить торговлю из Архангельска на Балтийское море, что вызвало разорение многих купеческих фамилий. В 1724 г. в России был введен таможенный протекционистский тариф, призванный оградить национальную промышленность от иностранной конкуренции. На экспорт вводились низкие пошлины, чтобы стимулировать продажу русских товаров на внешних рынках. На ввоз устанавливалась высокая пошлина, если эта продукция производилась в России, и низкая, если она не производилась и была необходима для отечественной промышленности (краски, шерсть, сахар-сырец и др.).
В результате преобразований Петра I были созданы мощное промышленное производство, сильная армия и флот. Это позволило России добиться выхода к Балтийскому морю, преодолеть изоляцию, сократить отставание от передовых стран Европы и превратиться в крупную державу. Однако форсированная модернизация и заимствование технологий осуществлялись за счет резкого усиления эксплуатации народа, оплатившего крайне высокой ценой положительные результаты реформ.
Реформы государственного строя придали новые силы служилому деспотическому государству. Европейские формы прикрыли и укрепили восточную сущность самодержавного государства, чьи просветительские намерения не совпадали с политической практикой.
Реформы в области культуры и быта, с одной стороны, создавали условия для развития науки, просвещения, литературы. Однако дворянство, воспринимая ценности европейской культуры, обособлялось от национальной традиции и ее хранителя - русского народа, чья привязанность к традиционным ценностям и институтам нарастала по мере модернизации страны. Это вызвало глубокий социокультурный раскол общества, во многом предопределивший глубину противоречий и мощь последующих социальных потрясений.