Административная деликтность и административная деликтология
В переводе с латинского языка деликт (delictum) – это правонарушение. Административный деликт представляет собой разновидность таких деяний. Административная деликтность – сумма административных правонарушении, совершенных на определенной территории за какой-то отрезок времени.
Соответственно можно говорить об административной деликтности в городе, области, России за сутки, месяц, год или иной отрезок времени.
Очень важно различать деликты учтенные и неучтенные, а среди последних латентные (не обнаруженные) и неучтенные сознательно.
Учет выявленных правонарушений осуществляют государственные органы, на которые возложена борьба с ними: таможенные, налоговые, внутренних дел и др. В целом по району, городу, области такой учет систематически не ведется. Поэтому, как правило, государственные, муниципальные органы, население получают сведения только об отдельных видах нарушений на определенной территории за какой-то период времени. Например, о количестве автодорожных нарушений в городе – за сутки, месяц, год.
Хотя административная деликтность представляет систему стихийную, не организованную, между элементами которой не всегда есть связи*, тем не менее у нее есть определенные причины, динамика роста и сокращения, закономерности развития. Например, можно выявить причины роста в 90-х гг. в России автодорожных, таможенных, экологических деликтов.
* Пьянство и хулиганство, налоговые и таможенные деликты связаны попарно, но прямых связей между этими парами нет, как нет их между санитарными и пограничными нарушениями.
Учет соответствующих правонарушений по видам и в целом в административно-территориальной единице, регионе, России за конкретные отрезки времени важен для анализа административной де-ликтности. Необходимо знать ее состояние, выявлять причины, тенденции развития. А такой анализ – обязательное условие разработки программ предупреждения деликтов, эффективной борьбы с ними.
Административная деликтность – это отрицательное социальное явление. Она исторически изменчива, неуправляема. Сейчас и в ближайшем будущем искоренить ее невозможно, но можно блокировать развитие, нейтрализовать действие этого негативного фактора, не допустить дальнейшего роста и даже в какой-то мере сократить.
Административные деликты связаны с другими видами правонарушений: преступлениями, дисциплинарными и гражданско-правовыми проступками. Особенно тесно взаимодействие ряда административных проступков с преступлениями. Административная деликтность (пьянство, наркомания, нарушения правил дорожного движения и т. д.) – предпосылка преступности, одна из важных ее причин.
Анализом системы правонарушений, выявлением ее причин и динамики, разработкой мер борьбы с ними призвана заниматься специальная наука – деликтология. Эта составная часть социологии только делает первые шаги, но достаточно развилась ее составная часть, ее ядро – криминология – наука о состоянии, причинах и мерах борьбы с преступностью. Цивилистическая и дисциплинарная деликтологии практически не развиты.
Составная часть деликтологии – административная деликтология – находится в процессе становления. Ее первые шаги связаны с исследованиями в 70–80-х гг. профессоров Е. В. Додина, В. П. Лозбякова, Л. Л. Попова. Ее основоположником стал профессор В. И. Ремнев.
Административная деликтология – наука о состоянии, динамике, причинах административной деликтности и мерах борьбы с нею. Такая борьба предполагает прежде всего предупреждение нарушений законности, а также их пресечение, раскрытие и наказание виновных. Разработка научно обоснованных программ и методик борьбы с административными проступками и их реализация позволит повысить эффективность правоохранительной деятельности в целом.
Административная деликтология – не правовая наука, а часть социологии. Хотя она и связана с административно-правовыми нормами, основное внимание административная деликтология уделяет явлениям реальной жизни: правонарушениям, их субъектам, причинам и условиям совершения проступков, мерам борьбы с ними. Административная деликтология – «младшая сестра» криминологии, которая использует ее методы, ее выводы и вообще все ее достижения.
Можно выделить четыре составные ее части.
1. Учение об административной деликтности: количестве проступков, их структуре, динамике.
Анализируя структуру, можно использовать отраслевой критерий (на транспорте, в сельском хозяйстве и т. д.), территориальный, связь с пьянством и наркоманией, с экономикой (налоговые, таможенные и т. д.), экологией и иные варианты группировки деликтов. При этом нужно иметь в виду, что существует большое число латентных проступков, которые не могут быть учтены.
2. Учение о субъектах административных правонарушений (деликвентах). Если исследуется деликтность граждан, то важны такие признаки: возраст, пол, место и стаж работы, образование, привлекался ли ранее к ответственности, место жительства, с кем проживает.
Для анализа правонарушений коллективных субъектов важны показатели формы собственности, содержания деятельности, состояния коллектива (размер, кадровый состав, наличие в нем общественных организаций), данные о руководителях.
3. Учение о причинах и условиях административной деликтности в целом и отдельных групп проступков. Среди них можно выделить те, которые связаны:
• с субъектом правонарушения (недостаточная правовая осведомленность, правовой нигилизм, эгоизм, стяжательство, пьянство, наркомания и др.);
• с недостатками в работе организаций (нарушения правил производства и торговли алкогольными напитками, перевозки продукции, плохая организация регистрационного учета граждан, технического осмотра автотранспорта, продажи билетов, недостаток средств, необходимых для выполнения экологических, технических, противопожарных, санитарных правил и т. д.);
• с недостатками в работе правоохранительных органов. Имеется в виду недостаточное внимание к профилактике, борьбе с некоторыми видами правонарушений, волокита, ошибки в применении мер пресечения (задержания, доставления в медицинские вытрезвители, приостановления работ и др.), наложении взысканий, необоснованные запреты и т. д. Нужно учитывать, что на показатели числа административных деликтов влияет и работа правоохранительных органов, которые могут не знать, не учесть определенных правонарушений, ослабить борьбу с ними, исказить данные, увеличив тем самым число латентных проступков;
• с недостатками существующей системы правовых норм: необоснованное установление ответственности, абсолютно определенных санкций, несвоевременное внесение изменений в составы, санкции, систему взысканий, отсутствие необходимых процессуальных норм, спорное решение вопросов о подведомственности дел и др. Так, за последние годы неоднократно вносились изменения в нормы, регулирующие ответственность за нарушение правил дорожного движения, и очень спорна отмена талона предупреждений у водителей. Непонятно также, почему ОВД не доверили рассматривать дела о нарушениях паспортных правил, отнесли их к подведомственности административных комиссии. В результате взыскание и уплата небольшого штрафа за утрату паспорта и иные нарушения норм о паспортах стали для многих граждан «хождением по мукам». А санкции соответствующих норм не стимулируют должного поведения.
4. Главная составная часть административной деликтологии – предложения, программы предупреждения деликтности в целом и ее разновидностей, улучшения правоохранительной деятельности, рекомендации по совершенствованию действующего законодательства.
Учет, изучение структуры и динамики деликтности, ее причин и условий нужны для того, чтобы планировать борьбу с деликтностью, повысить эффективность работы правоохранительных органов, качество действующих правовых норм. Очень важно определить основные направления борьбы с деликтностью в определенное время на соответствующей территории. В России сейчас наиболее актуальна борьба с незаконным оборотом спирта, наркотиков, с налоговыми, дорожными проступками.
Если программ борьбы с деликтностью в целом пока еще не существует, то программы борьбы с отдельными проступками (таможенными, нарушениями правил дорожного движения и т. д.) уже давно используются на практике. В рамках страны их разрабатывают и осуществляют ведомства, в рамках регионов, муниципальных образований – компетентные органы исполнительной власти.
Следует учесть, что программы борьбы даже с отдельными категориями административных деликтов (например, с нарушениями налогового законодательства, правил дорожного движения) требуют согласованной работы многих ведомств, они должны быть межведомственными. И утверждать такие программы должны органы общей компетенции или все руководители участвующих в программе ведомств.
А для того чтобы борьбе с деликтами придать организованный, научный характер, необходимо создать общероссийскую систему учета и информации об административной деликтности. Стране нужны научные коллективы, которые бы профессионально занимались общей и специальной административной деликтологией.