Правоприменительная деятельность сотрудников ГИБДД
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в последние годы отмечается особое внимание государства и общества к правовому статусу сотрудников органов внутренних дел, в том числе к повышенным требованиям, предъявляемым к служебной дисциплине данных сотрудников.
Пристальное внимание руководства страны, политических сил самого различного спектра, общественности и рядовых граждан к сотрудникам органов внутренних дел объясняется, в первую очередь, функционально-целевым назначением органов внутренних дел, наличием у них широких полномочий по применению комплекса мер для конструирования систем общественной и личной безопасности и обеспечения их эффективного функционирования [1].
В настоящее время в сфере развития концепции «правового государства», понятие законности является одним из главенствующих. Данное понятие является достаточно многогранным и что немало важно, неразрывно связанным с правом.
Стоит сказать, что в юридической науке до сих пор не существует утвержденного понятия законности. Обобщая, изученную нами литературу, можно сказать о том, что с точки зрения различных ученых-правоведов законность можно рассматривать, как принцип права, как принцип деятельности государственного аппарата, как метод осуществления публичной власти и как политико-правовой режим.
Невозможно не отметить, что принцип законности закреплен в главном нормативно-правовом акте – Конституции Российской Федерации, а именно в ч. 2 ст.15 указано следующее положение: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы»[2]. Невозможно переоценить важность этой конституционной нормы, так как государственные органы, должностные лица, действуя от имени государства, а также используя его юридическую силу и возможность принуждения, тем самым возлагают на себя повышенную ответственность за несоблюдение закона. Нарушение законности со стороны органа власти дискредитирует его деятельность в глазах общества, может привести к снижению уважительного отношения к закону у населения и, соответственно, в большей мере влияет на состояние законности в стране.
Деятельность органов внутренних дел, в частности полиции должна осуществляться согласно принципу законности. В контексте Федерального закона «О полиции»[3] это требование от всех структурных звеньев и сотрудников полиции осуществления своих полномочий и реализации функций в строжайшем соблюдении положений и основ Конституции РФ, Закона о полиции и иных нормативных актов, регламентирующих правовой статус и деятельность полиции [4].
Очень часто многие авторы, характеризуя законность, как точное и неуклонное соблюдение и исполнение законов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами и т.д., неизменно добавляют, что прямым результатом соблюдения требований законности является правопорядок.
Румянцев Н.В. определяет правопорядок, как объективно и субъективно обусловленное состояние социальных отношений, характеризующееся внутренней согласованностью и урегулированностью, основанное на нормативных предписаниях, принципах права и законности, а также на демократических, гуманистических и нравственных требованиях, правах и обязанностях, свободе и ответственности всех субъектов права [5]. Законность является связующим звеном между законодательством и правопорядком. Она проникает как в первое, так и во второе: с одной стороны, основные требования законности отражаются в законодательстве, а с другой – посредством реализации, они создают тот строй общественной жизни, который мы можем называть правопорядком.
Обеспечение правопорядка в общественных местах обозначено, как одно из основных направлений деятельности полиции[3]. Процесс практической реализации вышеупомянутой нормы является достаточно сложным и системным. В арсенале подразделений полиции имеется достаточный объем мер государственного принуждения, который применяется с целью предотвращения или предупреждения противоправных действий, путем вмешательства в чью-либо деятельность.
В связи с тем, что на подразделениях полиции лежит огромная ответственность в части обеспечения режима законности и правопорядка в государстве, стоит сказать о том, что немаловажным аспектом является деятельность по укреплению законности и служебной дисциплины внутри подразделений полиции.
Значение законности в деятельности российской полиции следует рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, осуществляя деятельность по охране общественного порядка, защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, российская полиция обеспечивает законность в стране, с другой — деятельность самих подразделений полиции должна основываться на строжайшем соблюдении законности. Любые нарушения законности, откуда бы они ни исходили, наносят ущерб интересам народа, но они вдвойне опасны, если исходят от органов, которые обязаны вести борьбу за соблюдение законов. Мы считаем, что вышеуказанные положения являются основополагающими для всех подразделений полиции – будет ли это патрульно-постовая служба, государственная инспекция безопасности дорожного движения.
Государственная инспекция безопасности дорожного движения является достаточно значимым подразделением в структуре Министерства внутренних дел, осуществляющим федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения [6]. В связи с этим реформирование данной структуры, как и в целом системы МВД приоритетно и актуально.
Способы обеспечения законности и дисциплины – это организационно-правовые приемы предупреждения, обнаружения и своевременного пресечения нарушения или невыполнения правовых предписаний и требований дисциплины, восстановления нарушенных прав и законных интересов[7]. Основными являются: контроль, прокурорский надзор, обжалование незаконных действий сотрудников, ответственность за нарушение сотрудников за нарушение законности.
Следует отметить, что в Российской Федерации есть практически все необходимые средства для осуществления эффективного государственного контроля за деятельностью ГИБДД. Но в тоже время, часто бывает, что данный контроль выступает не в качестве предупредительной деятельности, а носит репрессивный характер. Это выражается в обзорах о состоянии дисциплины и законности среди личного состава и подразделений МВД России, представляющие собой анализ динамики количеств нарушений служебной дисциплины, законности и количество лиц, привлеченных в ответственности по видам нарушений. Данные обзоры, не отражают ни мотивов совершения правонарушений, не социально-бытовые условия жизни нарушителей, не проведенных с нарушителями профилактических мероприятий.
Контроль - специфическая форма деятельности соответствующих государственных органов по систематическому наблюдению за деятельностью субъектов управленческих отношений с целью проверки их решений и действий требованиям законности и служебной дисциплины. Он характеризуется наибольшей глубиной проверки и всесторонностью оценки деятельности, а также допустимостью оперативного вмешательства. Выделяют государственный, общественный, судебный, внутриведомственный контроль.
Особое место занимает внутриведомственный контроль, который возлагается, прежде всего, на Организационно-аналитический департамент МВД России, руководителей под-разделений центрального аппарата, ГУ МВД России по ФО, министров внутренних дел республик, начальников главных управлений МВД России, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации, административным округам г. Москвы, органов МВД России на транспорте и их штабов, а также на подразделе-ниями собственной безопасности территориальных органов МВД России.
Надзор – форма деятельности, направленная на систематическое наблюдение и постоянный присмотр за деятельностью субъектов с целью проверки соответствия их решений и действий нормам действующего законодательства.
Таким образом,