Борьба за признание автономии Сербского княжества 5 страница
Хотя конституция 1869 г., как справедливо отмечали ее критики слева, не отвечала всем требованиям поступательного развития Сербского государства и сербского общества и представляла собой робкую попытку приспособить полицейско-бюрократический режим к потребностям буржуазного развития страны, она тем не менее явилась важным этапом в политической жизни Сербии XIX в. Впервые в истории конституционного развития вассального княжества была практически реализована попытка ограничить власть князя не олигархическим Государственным советом, как это было по конституции 1838 г., а народным представительным органом в лице скупщины. Окончательно, не только фактически, но и формально был отменен Турецкий устав 1838 г. и новая конституция существенно ограничила возможность вмешательства султана во внутренние дела Сербии.
Теперь скупщина собиралась ежегодно, став постоянно действующим компонентом политической и общественной жизни страны. За все время правления регентов (1868—1872 гг.) либералы имели устойчивое большинство в скупщине, которое они умело использовали для стабилизации положения в стране. «Либералу нужен избиратель,— писал В. И. Ленин,— либералам нужна доверяющая им и идущая за ними толпа..., но политической самостоятельности толпы либерал боится»179. Сербские умеренные либералы стремились завоевать доверие избирателей и прежде всего укрепить позиции в деревне. Важным шагом в этом направлении было принятие закона от 15 октября 1870 г. о сельских лавках180. Поскольку основную массу сербских избирателей составляли крестьяне, то ни одно общественно-политическое течение тогдашней Сербии, от консерваторов до демократов, не могло не считаться с их интересами. Самыми последовательными выразителями интересов трудового крестьянства в Сербии были революционные демократы, возглавляемые их идеологом и вождем С. Марковичем. Консерваторы и либералы их жестоко преследовали. Период правления регентов не, был, да и не мог быть «золотым веком» Сербии, как утверждали апологеты .либералов, однако он характеризовался созданием более благопри- ятных условий для развития капитализма в княжестве и становления иационального буржуазного государства.
70-е годы были отмечены новыми тенденциями в общественно-политической жизни страны, которые находили все более полное отражение в деятельности скупщины. Поступательное развитие капиталистических отношений в княжестве и принятие новой конституции 1869 г. создавали предпосылки для вовлечения все более широких масс в политическую жизнь страны. Это в свою очередь неизбежно вело к обострению политической борьбы, что нашло отражение в частой смене правительств. О динамичном развитии свидетельствовал, в частности, тот факт, что каждая скупщина в это время была отмечена той или иной характерной особенностью, будь то новым проявлением внутрипартийной борьбы, столкновением оппозиционно настроенных депутатов с правительством или постановкой новых острых вопросов.
В этот период уже не было стабильного большинства в скупщине у одного из общественно-политических течений. Политическая ситуация в скупщине постоянно менялась. В практику ее деятельности постепенно входят типичные для буржуазного парламентаризма приемы борьбы. Так, в этот период депутаты широко использовали право интерпелляции, зачастую ставя правительство в затруднительное положение. В январе 1874 г. глава правительства Й. Маринович впервые поставил-перед скупщиной вопрос о доверии правительству, так как из-за сильной оппозиции не был избран кандидат правительства на пост председателя скупщины. Князь Милан в марте 1875 г. также впервые вынужден был прибегнуть к роспуску скупщины, чтобы защитить консерв'аторов ш.
Конституция 1869 г. в силу своей непоследовательности и противоречивости не могла удовлетворить ни консерваторов, ни радикалов. Неудивительно поэтому, что вопрос о пересмотре конституции стал центральным во внутриполитической борьбе в Сербии в 70-х годах. В 1871 г. группа радикально настроенной сербской молодежи разработала программу политических преобразований, которой должны были руководствоваться ее сторонники в скупщине. Программа состояла из 21 пункта. Претворение ее в жизнь было невозможно без пересмотра действующей конституции. Программа предусматривала введение автономии и самоуправления общин и округов, полной свободы печати, свободы публичных собраний, союзов и политической деятельности; реформирование всей системы государственного управления в духе народного самоуправления; проведение реформы школ; отмену жандармерии, становившейся, по их мнению, излишней после принятия автономии и общинного самоуправления; полный контроль скупщины над расходованием государственных средств 182.
В 1873 г. С. Маркович разработал целую программу действий сербской радикальной интеллигенции. Документ назывался «Наброски проекта программы радикальной партии». В некоторых его пунктах формулировались общественно-экономические преобразования социалистического характера, в частности, уничтожение ча- стной собственности на землю и передача земли общинам. Но все же преимущественное внимание было обращено на новую организацию государственного устройства. Предусматривалось: уничтожение тогдашней системы государственного управления, которое скупщина передает временному комитету, позже он заменяется главным комитетом, сформированным из делегатов от каждого округа; в округах местные скупщины избирают окружные комитеты, которые возьмут в свои руки управление на местах; полицейское управление передается полностью в руки общин; существующая судебная система полностью ликвидируется, вместо нее вводятся выборные суды присяжных; финансовая система получит особую самостоятельную организацию, будет создан центральный банк, окружные и уездные банки1ез.
Из положений программы следовало, что С. Маркович исходил из представления о скупщине как о полностью самостоятельном суверенном органе. Местное управление должно было базироваться на принципе самоуправления. Эти мысли он развил и в статье «Народная скупщина»184.
С начала 70-х годов резко обострилась борьба за власть между консерваторами и либералами, важное место в которой занимала конституционная проблема. Консерваторы опирались на князя, либералы— на скупщину. Князь, с самого начала проявлявший склонность к самодержавию, считал конституцию 1869 г. незаконным актом, поскольку она была принята во время его несовершеннолетия. В этом его рьяно поддерживали консерваторы во главе с Милути-ном Гарашаниным. Против консерваторов выступили либералы,, особенно их левое крыло, добивавшееся изменения конституции с целью расширения прав народа и скупщины. В 1873 г. начала выходить либеральная газета «Будучност», в которой уже в первом, программном, номере был поставлен вопрос о необходимости конституционных изменений в Сербии. Выдвигались требования свободы объединений, всеобщего избирательного права, гражданского, политического и национального равноправия, свободы печати185.
В январе 1875 г. М. Гарашанин вместе с другими 17 депутатами-консерваторами внес предложение об изменении конституции 1869 г. Лидер консерваторов исходил из презумпции, что конституция была якобы принята в нарушение закона о народной скупщине, чапрещавшего производить конституционные изменения в период несовершеннолетия князя. Реакционная газета «Видовдан», поддержав предложение М. Гарашанина и его группы, утверждала, что «па деле по конституции 1869 г. серб пользуется меньшими правами и свободами по сравнению с доконституционным периодом». С резкой критикой предложений М. Гарашанина выступила праволибе-рлльная газета «Исток», яростно защищавшая действующую конституцию186. Вместе с тем умеренные либералы не возражали прошв совершенствования конституции, 64 депутата-либерала внесли предложения об изменениях и дополнениях конституции, не затрагивавших, однако, ее основных положений 187.
Депутат скупщины, сторонник С. Марковича Адам Богосавле-вич с 15 сторонниками внес на рассмотрение следующее предложение: «Сохраняя первую статью конституции без изменений, мы предлагаем настоящей народной скупщине принять решение о созыве Великой народной скупщины согласно статье 131 конституции с целью ее изменения в духе полного участия народа в законодательстве и в духе полного самоуправления»188.
Однако к рассмотрению многочисленных предложений об изменении конституции, исходивших от представителей всех существовавших в ту пору в Сербии общественно-политических течений и групп, так и не приступили. Начавшийся в 1875 г. Восточный кризис снова, как и в середине 60-х годов, на первый план выдвинул внешнеполитические проблемы —борьбу за освобождение сербского народа и завоевание независимости. Готовясь к войне с Османской империей, сербское правительство попыталось возродить Балканский союз 60-х годов, но ему удалось заключить договор о совместном вооруженном выступлении против Турции только с Черногорией, на сей раз уже без упоминания об объединении двух княжеств189. Слабо подготовленная к войне Сербия в 1876 г. потерпела поражение. От полного разгрома ее спасло только вмешательство России.
Во второй половине 70-х годов на общественно-политическую арену все активнее выходят радикалы. Их борьба за всестороннее демократическое преобразование страны на началах самоуправления приобретает все более действенный характер. Ярким ее проявлением стала демонстрация в старой столице княжества, городе Крагуеваце, 15 февраля 1876 г., вошедшая в историю под названием «Красное знамя» («Црвени барьяк»), которая явилась следствием активной деятельности сплоченной группы радикалов-социалистов. Правительство либералов обрушило на ее участников жестокие репрессии. Демонстрация под красным знаменем оставила глубокий след в сербской истории, оказала большое влияние на развитие общественно-политической борьбы в княжестве190.
С вступлением России в войну против Турции в 1877 г. начался новый этап Восточного кризиса. Несмотря на неоднократные предложения русской дипломатии, сербское правительство, наученное горьким опытом войны с турками в 1876 г., не спешило снова испытывать судьбу. К тому же финансовое положение княжества было тяжелым. В конце 1877 г., получив заем от России, князь Милан стал готовиться к повторному вступлению в войну с Турцией 191. Она была объявлена манифестом князя от 1 (13) декабря 1877 г., на третий день после падения Плевны. Этому предшествовало восстание солдат народного войска в Тополе. Восставшие намеревались свергнуть Милана Обреновича и возвести на сербский престол Петра Карагеоргиевича. Выступление солдат было быстро подавлено. Князь Милан воспользовался солдатским восстанием для расправы с оппозицией и в первую очередь — с радикалами. К смертной казни было приговорено 23 человека, в том числе брат С. Марковича, полковник сербской армии, герой сербско-турецкой войны 1876 г., один из влиятельных вождей радикального движения Еврем Маркович 192.
В результате второй сербо-турецкой войны в союзе с Россией сербской армии удалось освободить ряд территорий, ранее входивших в состав Османской империи. По Берлинскому трактату 1 (13) июня 1878 г. Сербия получила независимость (статья XXXIV) и территориальное приращение. К княжеству было присоединено четыре новых округа: Нишский, Пиротский, Враньский и Топлицкий с населением в 300 тыс. человек. Завоевание независимости было закономерным результатом многолетней героической борьбы сербского народа. С завоеванием независимости начался новый этап в развитии Сербского буржуазного государства.
Подводя итоги развития Сербского княжества в 60—70-х годах,, необходимо отметить, что внутриполитический фактдр являлся одним из важнейших в становлении сербской буржуазной государственности. В результате поступательного развития капитализма и общественно-политической борьбы в этот период в стране складывались условия для перехода к буржуазному парламентаризму, что-II было реализовано позже, в 1888 г. Общая линия развития сербской буржуазной государственности в это время характеризовалась постепенной эволюцией от авторитарного режима князя Михаила к установлению буржуазного парламентаризма.
По-прежнему было характерно опережающее развитие политических отношений, в том числе и институтов буржуазного государства, по сравнению со становлением капиталистических отношений в сфере экономики. По богатству идей и теорий общественного и государственного развития, форм и методов общественной и политической борьбы, 60—70-е годы являются одним из наиболее ярких периодов в истории Сербии прошлого столетия.