А21. Укажите правильное утверждение о данном предложении.
Далёкий пограничный прожектор на несколько мгновений просочился в сад, безмолвно вгляделся в него ( ) и унёсся дальше шарить по берегу.
1) Предложение простое, перед И ставится запятая.
2) Предложение простое, запятая перед Ине ставится.
3) Предложение сложное, перед Иставится запятая.
4) Предложение сложное, запятая перед Ине ставится.
А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В «Евгении Онегине» Пушкин пропускал строфы (1) ставя лишь их номера (2) обычно (3) из чисто композиционных соображений.
1) 1 2) 1, 2, 3 3) 1, 2 4) 1, 3
А23. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Правила (1) как известно (2) создаются или выбираются для определённой ситуации. Со временем (3) складывается новая ситуация, при которой прежняя теория уже не способна вести вперёд и (4) следовательно (5) должна быть заменена.
1) 1, 2, 3, 5 2) 1, 2, 4, 5 3) 1, 3, 4 4) 2, 5
А24. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.)
1) В течение первых двух недель после переселения Инсарова он не более четырёх или пяти раз посетил Стаховых.
2) Елене понравилась прямота и непринуждённость Инсарова и лицо его ей понравилось.
3) Инсаров учился и русской истории и праву и политической экономии.
4) Утром Николай собирался получить на почте деньги купить кое-какие книги да зайти к приятелю.
А25. Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении:
Я пытался поймать такси ( ) не тут-то было.
1) Ставится двоеточие, вторая часть бессоюзного предложения имеет причинное значение.
2) Ставится тире, содержание второй части противопоставляется содержанию первой.
3) Ставится тире, вторая часть имеет значение вывода.
4) Ставится двоеточие, вторая часть уточняет содержание первой.
А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
На конкурсе музыканты должны были играть (1) фортепьянную пьесу Прокофьева (2) последняя часть (3) которой (4) считается очень трудной для исполнения.
1) 1, 2, 4 2) 2 3) 2, 3 4) 2, 4
А27. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Мы знаем, что Санкт-Петербург иногда называют Северной Пальмирой,
но (1) если спросить (2) что же это за Пальмира, с которой сравнивают Петербург (3) то (4) не каждый сможет ответить на этот вопрос.
1) 1, 2, 3 2) 2, 4 3) 1, 3 4) 2, 3
А28. В каком сложноподчинённом предложении придаточную часть нельзя заменить причастным оборотом?
1) Впечатления, которые мы получаем в раннем детстве, оказывают на нас огромное влияние.
2) В небольшом зале два тенора пели дуэт из «Пуританки», и всё вокруг затоплялось волнами бархатных звуков, которые лились в душу, опьяняя южной страстью.
3) При воспоминании об Аделине Патти я переживаю вновь то состояние, которое испытал, слушая её колоратуру.
4) У почти безголосого тенора Нодсена, который тем не менее считался лучшим вокалистом, была совершенно поразительная манера пения.
Прочитайте текст и выполните задания
А29 – А31; В1 – В8.
(1)Писатель живёт ради них, своих читателей и зрителей. (2)В романах, повестях, рассказах автор непременно – порою даже непроизвольно – делится своим жизненным опытом, своими размышлениями, страданиями и надеждами.
(3)Позже письма могут донести до автора мнение тех, ради кого все его неусыпные думы, смятения, его беззащитная откровенность, его труд.
(4)Один из читателей в своём письме вспоминает, как однажды в Доме литераторов он услышал от меня строки стихотворения, автора которого я сейчас с уверенностью назвать не могу:
(5)А люди ищут счастья,
Как будто
Счастье,
Счастье есть…
(6)Многие, очень многие вопросы читателей можно свести к такому общему смысловому знаменателю: что являет собой в реальности понятие «счастье»? (7)Интересуются и тем, бывал ли я когда-нибудь абсолютно счастлив. (8)Отвечаю сразу и не задумываясь: «абсолютно» не бывал никогда. (9)Как говорил Аркадий Исаакович Райкин, самый бессмысленный вопрос звучит так: «У вас всё хорошо?» (10)Разве хоть у кого-нибудь и когда-нибудь бывает всё хорошо?!
(11)А если бы вдруг и было… (12)Ощущать этакое безграничное, бездумное и беспечное счастье – это, на мой взгляд, безнравственно и грешно. (13)Ведь если даже у вас всё вроде сложилось благополучно, кто-то в то же самое время испытывает душевные и физические муки… (14)Классики русской литературы проникли в глубины общечеловеческих конфликтов и психологических катаклизмов. (15)Они постигли непостижимые сложности бытия. (16)Что же они думают о столь желанном для каждого счастье? (17)Пушкин, как известно, писал: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». (18)Под волей он разумел свободу. (19) Лермонтов искал «свободы и покоя» - и это было едва ли не самым сокровенным его стремлением.(20)Искал-то Лермонтов «покоя», а в реальности уподоблялся тому парусу, который «ищет бури, как будто в бурях есть покой!» (21)«Покой нам только снится…» - через много лет печально констатировал Александр Блок. (22)Быть может, во второй половине двадцатого века покой людям уже и не снится. (23)Но всё же мы жаждем душевного покоя, в котором только и возможен творческий непокой и благотворный непокой в любой другой деятельности, необходимой людям. (24)Бессмертных житейское благоденствие посещало не часто. (25)Принято считать Гёте баловнем судьбы. (26) А вот Ираклий Андроников показал мне гётевское письмо, в котором «баловнем» сказано, что, если бы в его жизни был хоть один совершенно счастливый месяц, он бы и всю жизнь свою почитал счастливой. (27)Вот вам и «абсолютно»!
(28)На памятнике отца Лермонтова в Тарханах читаем:
(29)Ты жизнь мне дал,
Но счастья не дал.
(30)Ты сам на свете был гоним,
Ты в жизни только зло изведал…
(31)Тяжко приходилось бессмертным. (32)«В жизни только зло изведал…» … (33)Это относилось и к самому поэту. (34)Но сколько мудрости и света подарил он людям?!
(По А. Алексину.)