Вспомогательные исторические дисциплины. Значение изучения истории
Что такое история? Определение, объект изучения, предмет изучения.
История – наука, изучающая развитие человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которая познаётся с целью понимания его настоящего и перспектив будущего.
Объектом изучениядля истории является вся совокупность фактов, характеризующих жизнь общества, как в прошлом, так и в настоящем.
Предметом историиявляется изучение развития человеческого общества как единого противоречивого процесса.
2.Функции исторического знания. Понятие «исторический процесс» и факторы на него влияющие. Типы общественных изменений.
1. Познавательная функциязаключается в выявлении закономерностей исторического развития. Она способствует интеллектуальному развитию обучаемых и состоит в самом изучении исторического пути стран и народов, в объективном отражении, с позиции историзма, всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.
2. Воспитательная функцияспособствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах.
3. Прогностическая функциязаключается в возможности предвидения будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего.
4. Функция социальной памятизаключается в том. что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности.
5. Практически-рекомендательнаязаключается в том. что на основе исторических знаний возможна выработка научно обоснованного политического курса.
Исторический процесс – это изменение, развитие общества в историческом времени, в ходе происходящих событий общественной жизни.
Процесс развития народов происходит под влиянием объективных и субъективных факторов.
К числу объективных можно отнести:
· среда обитания – внешние условия жизнедеятельности общества.
· геополитические условия – соседние народы, характер отношений с ними, место и роль в мировом сообществе.
· демографическое движение – численность, плотность населения и темпы его роста.
· способ производства, развитие производственных сил.
В числе субъективных следует выделить:
· цивилизационные и этнические особенности жизнедеятельности народ, сложившиеся к данному историческому периоду.
· господствующие идеи о социальном устройстве, государственном строе, нравственных нормах и жизненных ценностях.
· деятельность государственных деятелей, исторических личностей, политических партий и их лидеров, открытия учёных, изобретателей.
Вспомогательные исторические дисциплины. Значение изучения истории.
Название | Предмет изучения |
генеалогия | Наука о возникновении и развитии родственных отношений. |
геральдика | Наука, изучающая гербы. |
нумизматика | Наука о денежных знаках. |
хронология | Наука, изучающая системы летоисчисления и календари различных народов |
палеография | Наука, изучающая внешние рукописные памятники и старинное письмо. |
сфрагистика | Наука о печати. |
Источниковедение и историография | Науки об исторической науке, задача которых заключается в описании и анализе взглядов, идей, концепций историков и изучении закономерностей развития исторической науки. |
Значение изучения истории:
1.Способствует формированию исторического сознания, овладения навыками исторического мышления.
2.Оказывает влияние на формирование любви к Родине и своему народу.
3.Формирует навыки и потребности постоянного изучения научной литературы, периодических изданий и систематического пополнения своих знаний.
4.Способствует становлению и развитию основополагающих профессиональных качеств, добросовестно и честно выполнять служебный долг.
5.Воспитывает в духе уважения к человеческой деятельности, прививает принципы гуманизма.
6.Способствует формированию навыков грамотной речи.