Конституционные правовые нормы и конституционные правовые институты
Регулирование правоотношений осуществляется посредством правовых норм, которые составляют основное ядро права.
Правовая норма представляет собой правило общего поведения, обязательное и безличное, учрежденное или признанное государство, соблюдение которого может быть обеспечено принудительной силой государства. Правовые нормы вместе с правоотношениями, порожденными на их основе, составляют правовой порядок, - составную часть общественного порядка.
Отличительные черты правовой нормы это:
Правовая норма носит общий и безличный характер. Норма не является индивидуальной, она определяет типичные черты жизненных ситуаций. Она представляется как образец поведения участников данного социального отношения, поскольку состоит из общности отношений. Правовая норма относится к неопределенному количеству возможных подобных реальных случаев. Существуют правовые нормы, относящиеся к определенным сторонам территории (пограничной зоне, административно-территориальным единицам) или относящиеся к определенным категориям субъектов (военным, коммерсантам, учащимся и т.п.). Существуют правовые нормы, регулирующие права и обязанности между единоличными органами, как то: Председатель Высшей судебной палаты, Генеральный прокурор страны и т.п. В данном случае норма сохраняет свой безличный характер, поскольку регулирование не учитывает лицо, которое в определенный момент должность, а лишь саму должность.
Правовая норма носит обязательный характер. Обязательность правовой нормы продиктована ее направленностью на обеспечение общественного порядка. Поэтому правовая норма должна соответствовать структуре и главным потребностям общества, быть признанной большинством ее адресатов обязательной вследствие необходимости.
Обязательность правовой нормы состоит в том, что она должна применятся незамедлительно (с момента вступления в силу), постоянно и безусловно. Индивидуальная свобода не должна пониматься как свобода по отношению к закону. Обязательный характер правовой нормы обеспечивается принудительной силой государства. Принудительные меры применяются государством в случае нарушения правовых норм.
Правовая норма носит типичный характер. Правовая норма предполагает справедливый обмен между лицами, находящимися правовых отношениях. Здесь выступает двусторонний характер правовой нормы, который присутствует и при рождении односторонних правоотношений (напр.: завещание), поскольку имеются в виде отношения (даже если и не незамедлительные). Идея двусторонности связана с идеей преобразования нормы (преобразование субъективного в объективное) и с идеей взаимности.
Анализ структуры правовой нормы должен осуществляться под двумя аспектами:
Логико-юридическая структура;
Технико-законодательная структура.
Логико-юридическая структура нормы является статичной внутренней и стабильной частью нормы. Она содержит три элемента гипотезу, диспозицию и санкцию (наказание).
Гипотеза: определяет круг лиц, к которым обращена норма, а такие условия, обстоятельства или факты, в которых она реализуется.
Диспозиция: правило поведения как таковое, выраженное через определение прав и обязанностей сторон правоотношения.
Санкция (наказание): указывает принудительные меры, принимаемые государством в случае несоблюдения диспозиции. Санкция (наказание) должна основываться на гармоничной системе ценностей и не должна противоречить моральным и религиозным принципам.
Технико-законодательная структура является внешней стороной правовой нормы. Она определена способом выражения нормы в законодательных рамках, то есть порядком помещения правой нормы в статьи, параграфы, части и тезисы. Статьи, в свою очередь, сгруппированы в главы и разделы. Правовая норма выражена в статьях, однако норму не надо путать со статьей. Очень редко в одной статье содержится целая правовая норма. Чаще всего в одной статье содержатся некоторые элементы нормы, либо элементы нескольких правовых норм.
Отличительные черты конституционной правовой нормы.
Конституционные правовые нормы это нормы, регламентирующие поведение людей в основных общественных отношениях, возникающих в процессе установления, сохранения и осуществления государственной власти. Эти нормы содержаться как в конституции, так и в других нормативных актах, которые являются источниками конституционного права.
Конституционные нормы, помимо положений, регулирующих непосредственно некоторые социальные отношения, содержат и положения с формулировкой некоторых принципов, закрепляют основы власти, дают определения институтам.
Некоторые правовые нормы, содержащие и конституционные нормы, как например нормы- принципы, нормы, определяющие экономические направления, нормы, касающиеся организации какого- либо органа власти, не составлены по схеме «гипотеза-диспозиция-санкция». Большинство конституционных норм не содержат ни одного конкретного положения, устанавливающего наказание в случае их нарушения. Так, для нескольких диспозиций предусмотрена одна единственная санкция. Санкции в конституционном праве специфические, такие как отзыв парламентского мандата, отзыв какого- либо государственного органа, признание неконституционности какого-либо нормативного акта, и т.п. Для регулирования общих принципов, содержащихся в конституции, некоторые наказания можно найти в других разделах права (напр.: в гражданском праве, в уголовном праве и т.д.).
Конституционные правовые нормы классифицируются в нормы опосредованного применения и нормы прямого (непосредственного) применения.
Нормы опосредованного применения (косвенные): нормы, предоставляющие регулирующие принципы. Для их введения в действие в конкретных случаях они сопровождаются дополнительны регулированием через другие разделы права. Например: норма конституции предусматривающая, что государство защищает брак семью и защищает интересы матери и ребенка, сопровождаете правилами, данными семейным кодексом.
Нормы непосредственного применения (прямые): нормы, прямо регламентирующие социальные отношения, не нуждающиеся в уточнении органическим или простым законом. Например: норма конституции о равноправии граждан.
Существует и другое деление конституционных правовых норм, в зависимости от:
Функциональной сферы:
- регламентирующие конституционные нормы: регулируют непосредственно основные социальные отношения;
- защитные, обеспечивающие, оберегающие конституционные нормы: в большинстве случаев представляют собой запреты;
Способа влияния на субъект права:
- обязательные конституционные нормы;
- обременительные (императивные или категоричные) конституционные нормы;
- запрещающие конституционные нормы;
Характера регулируемых общественных отношений:
- материальные конституционные нормы;
- процессуальные конституционные нормы;
Длительности действия:
- постоянные;
- временные;
- чрезвычайные.
Нормы конституционного права соединяются в отдельные группы. Н-р: одна группа относится к вопросам о гражданстве, другая регулирует положение главы государства, правительства, парламента. Такие объединения норм формируют институты конституционного права.
Институт конституционного права – это система согласованных норм регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения в пределах данной отрасли права. Институтами конституционного права являются
институты правового статуса личности.
формы государства.
институты избирательного права.
институт референдума.
институт парламента.
институт главы государства.
институт правительства.
Помимо данных институтов внутри них выделяются и другие. Н-р: институт прав человека, институт формы правления, институт правового правления депутата, институт ответственности правительства.
В конституционном праве институты объединяются самого разного вида с учетом той их классификации, которая была перечислена. В конституционно правовые институты могут входить нормы конституции РМ и нормами текущего законодательства обладающие различной государственной силой. В состав данных институтов могут входить нормы различные по территории действия, по степени определенности правового предписания и по другим признакам.