Государство и право России в период кризиса абсолютизма
1. Социально-классовая структура российского общества.
2. Изменение в государственном аппарате России.
3. Основные черты Российского права 1900 – 1914 гг.
1. Общественный строй России первым признаком абсолютизма характеризует переход на новую стадию капитализма. Сильными феодальными пережитками, причем в деревне. Терминология того времени проживания в стране лица подразделялась на природно-обывательский (коренные), иногорцев и иностранцев. Кормчие подразделялись на сословия:
a. Дворяне,
b. Духовенство,
c. городские обыватели,
d. сельские.
Однако членение общества на 4 сословия уже не отражает реальные социальные структуры населения, так как при этом не учитывалось фактическое существование классов буржуазии и пролетариата. Дворянство оставалось самым привелегированным сословием России. В правовом отношении дворяне продолжают обладать многочисленными льготами, сохранять дворцовые сословия и исключительное право на титулы. Государство продолжает экономически поддерживать помещичьи землевладения, выделяя кредиты через дворцовый банк, а также устанавливая особые привелегии для семей наиболее знатных и богатых помещиков.
Ограничивая законодательным путем передачу из в другие руки или правления этих земель номинально двор обладал имуществом превышающим акционерный капитал буржуазии, но уже более ½ помещичьих земель были заложены или проданы, что свидетельствовало о неуклонном сокращении фонда дворцовых земель, а также об утрате дворцом своих позиций в экономике страны. Вместе с тем следует заметить, что в среде дворцового сословия тем не менее просматривается эволюция в сторону обуржуазивания. Дворяне заводят фабрики, стремясь к повышению продуктивности и товарности своего хозяйства, втягиваясь в предпринимательскую деятельность, устанавливая тесные связи с капиталистическими монополиями. Верхи дворцовой бюрократии и великие князья охотно сотрудничают с буржуазией в акционерных обществах правлениях, банках и компаниях. Новая ____ тенденция свидетельствует о неуклонном сужении социальной базы самодержавия. Несмотря на это дворовое сословие продолжает оставаться политическим господином. Духовенство остается немногочисленным, замкнутым сословием. Участились случаи проникновения в церковную среду новых веяний и запрещенной литературы. Среди духовенства появляются призывы к обновлению, ограничению опеки государства над церковью и даже избранию патриарха. В этой ситуации обер-прокурор Синода Победоносцев был отправлен в отставку и начал подготовку к созыву поместного собора, однако в рассмотрении первый собор не был созван, а собирал только предночистые присутсвия и совещания. Духовенство не играло заметной роли в политической жизни России. Городских обывателей в реалиях рассматриваемого периода правильно называть буржуазией и пролетарием. Так как большинство городского населения относилось именно к этим классам (рабочие). В буржуазной среде выделялись группы крупных предпринимателей и провинциальных предпринимателей. Буржуазия регулярно собирается на торгово-промышленные съезды и избирает свои органы Совета, которые действуют беспрерывно и согласовывают свою экономическую стратегию с внутренней политикой правительства. Получается установленный характер тенденции колонизации промышленного и банковского капитала. Более того, путем их сращения создаются финансово-промышеленные группы, которые стремятся объединиться с аристократией и государственной системой в целом.
Таким образом, получается крупные государственные монополистические олигирахические объединения, которые и влияли на внутреннюю и внешнюю Политику правительства. Несмотря на то, что буржуазия имела в гос.аппарате второстепенные позиции и роль экономики уровновешивала значение двух господствующих классов, равновесие классов помещиков и буржуазии, а также непоследовательность буржуазии стала социальной базой сохранения абсолютизма в России.
Большинство населения городов составлял пролетариат промышленной торговли и других сфер, что явилось следствием промышленного взрыва 90х гг. XIX века. Рабочий класс качественно менялся, осознавая свои интересы и требуя их защиты. Роль рабочих вв политической жизни страны была значительной. Однако эти новые силы буржуазия, обуржуазенное дворянство и пролетариат не имели рычагов воздействия на власть, которая по-прежнему опиралась на земскую аристократию, высшую бюрократию и дворянство. Сельские обыватели, крестьяне по-прежнему составляли большинство населения страны. Крестьянский вопрос продолжает оставаться одним из основных во внутренней политике самодержавия.
В начале XX века предпринимаются попытки реформирования русского села. В 1902 году были созданы особые совещания в нуждах с/х промышленности и рядовая комиссия по пересмотру законодательства о крестьянах при министерстве внутренних дел. В 1903 совещание и комиссия подготовили проект реформ крестьянского законодательства. В следующий гож проект был вынесен на совет в губернии. Однако реформа была отложена в связи с началом первой Российской Буржуазно-Демократической революции (РБДР). К этому времени успели провести лишь чатсичное преобразование. В 1902 году были отменены телесные наказания крепостных. В 1903 году круговая порука в сельской общине и был обречен выход из общины зажиточных крестьян. Перечисленные меры не могли разрешить накопившиеся социальные противорнчи и улучшить положение российского крестьянства, и повлияло на участие крестьян в революционном движении.
Среди законов, которые были изданы царизмом в целях ослабления крестьянского движения необходимо назвать указ от 3 ноября 1905 года, на основании которых взимание выкупных платежей с крестьян было сокращено: С 1 января 1906 на половину, с 1 января 1907 должно быть прекращено. В других указах, подписанных в этот день были расширены операции крестьянского банка в целях увеличения площадей землевладения малоземельных крестьян. Так как крестьянское движение не прекращалось, 5 октября 1906 был издан указ об отмене исходных ограничений в правах крестьян и лиц других бывших податных сословий. Этим указом они были освобождены от предоставления ими увольнительных, общественных приговоров при поступлении в учебные заведения и на гражданскую службу. Было отменено обязательное исключение крестьян и лиц других бывших податных состояний из обществ при поступлении их на гражданскую службу, при произведении их в чины, при получении ими орденов и знаков отличия, при окончании ими курса в учебных заведениях, при получении ученых степеней и званий.
Крестьянам было предоставлено право вступать в другие сельские общества без обязательного увольнения из обществ, в которых они находятся. Крестьянам и лицам других податных состояний была предоставлена свобода избрания места постоянного жительства на одинаковых основаниях с лицами других состояний.
С 1 января 1907 года были отменены круговые поруки по всем местностям империи, а также отдача неисправных плательщиков на заработки и определение к нему опекуна в качестве особой меры взыскания сборов и повинностей. С отменой факта утверждения губернатором земских гласных от сельской общины – теперь гласные должны избираться на особом съезде. Необходим указ на отмену прежних постановок, на основании которых лица, подвластные волостному, сельскому, и инородному управлению подвергаются по постановлению земских и крестьянских начальников административным взысканиям за неисполнение распространения, а значимой должности лиц, без оформления производства. Проанализировав эти постановления, чтобы убедиться, что они у меня отменяют только ряд более или менее стеснительных формальностей при переходе крестьян или с другими податными состояниями в другие состояния или при выходе их из общества.
Переход в другое состояние фактически был возможен только для разбогатевших городских торговцев и кулачествах. Однако все это были полумеры, а требовались крупные реформы и прежде всего аграрная, связанная с именем Столыпина – представителя советов министра России. В противовес думских проектов, суть которых при всех различиях в конечном счете сводилась к передаче крестьян на всех или части помещичьих земель, то есть разрешение аграрного кризиса за счет помещиков. Суть столыпинской реформы состоит в том, чтобы сохранить неприкосновенность помещичьих землевладений. Разрешить аграрный кризис за счет перераспределения между крестьянами общинных крестьянских земель. Сохраняя помещичье землевладение, Столыпин оберегал социальный слой помещиков, как важную опору царизма, одновременно рассчитывая расслоить крестьянство за счет перераспределения общинных земель, создавая новый слой собственно фермеров, как новую социальную опору власти.
Иными словами, столыпинская реформа главной целью имела укрепление существующего режима и царской власти. Проведение реформы началось с издании 9 ноября 1906 года указа, которым за выходцами из общины закрепляли земли, находившиеся в их фактическом пользовании, в том числе и арендуемые. У общины независимо от изменения душ в семье.
Причем в обществах, где переделов не было в течение 24 лет земля закреплялась бесплатно. А там, где переделы производились, излишки земли сверх причитающихся на мужские души оплачивались по ценам значительно ниже рыночных. Выходя из общины, домохозяйки имели право требовать, чтобы положенная им земля выдавалась им одним кусков – отрубом или хутором. Указ предусматривал право требовать закрепления в личную собственность части общинной земли. Это требование должно быть удовлетворено общиной в течение месяца. Если это не будет сделано в установленный срок, то выделение земли может быть оформлено распоряжением земского начальника, не считаясь с волей общины – принудительно. Указом, принятым в ноябре 1906 года при покупки земли для расселения на хутора и отруба, га улучшение агротехники, крестьянину банк выдавал ссуды под залог наделов, земли. Анализ содержания основного направления столыпинской аграрной политики, а именно разрушение сельской крестьянской общины и насаждение индивидуальной земельной собственности, позволяли сделать следующий вывод: прогрессивное значение реформы состоит в том, что происходит частичное разрушение крестьянской общины, способствующей развитию буржуазных отношений в деревне.
Но достаточного размаха она не получила. Реформа способствовала процессу расслоения крестьян, что привело к углублению противоречий в деревне: «Между помещикакми и деревенской буржуазии по мере роста влияния последних, между кулачеством и остальной массой сельских обывателей сопротивление этой реформе». Из анализа реформы правомерно возникает вопрос: почему не удалось ликвидировать крестьянскую общину. Некоторые источники объясняют это консервативностью крестьянства. Но главная причина в том, что община, давала крестьянину чувство социальной защищенности. Крестьяне на своем опыте убедились, что противостоять силам природы в условиях жесткого российского климата путем коллективных усилий легче. Поэтому у него вырабатывается своеобразный общинный коллективный менталитет. Община содержит определенную сельскую инфраструктуру – это школа, богадельни для престарелых, ссдуно-кредитные товарищества, ремонты мостов и дорог и т.п. в рамках общины развиваются крестьянско-коопреативные общества по совместному использованию с/х техники, сбытовые, закупочные и иные сообщества.
Второй аспект переселенческая политика. Она преследовала цели:
· разрядить аграрное переселение в центре страны;
· за счет увеличения численности русского населения усилить социальную базу самодержавия на национальных окраинах
· приступить к освоению необжитых и пустынных регионов страны.
Эта политика не дала желаемых результатов. В период кризиса абсолютизма наблюдается не только изменения в социально-классовой структуре российского общества, но и их консолидация, формирование политических лагерей. Отражающих интересы разложения классов политически прозревшего общества.
Активизируя политическую жизнь в России, создаются условия для формирования легальных политических партий провозглашается манифест 17 октября 1905 года свободы слова, собрания и союзов. Можно с уверенностью сказать, что заметное место на Российской политической сцены заняли партии трех лагерей:
· Правительственного. Силы правительственного лагеря были представлены общероссийской дворянско-помещичьей организацией и черносотенными организациями, которые представляли интересы царской семьи, земской аристократии, придворной _____ верхов, бюрократии, генералитета, духовенства и наиболее консервативной части помещиков, дворян. Их задача – сохранение самодержавного строя пресечение попыток внести изменения в общественный и государственный строй.
· буржуазно-либерального. Был представлен партией октябристов (союз 7 октября) и консервативно-демократической партией (кадеты). Социальную базу октябристов составляли крупная буржуазия, дельцы-предприниматели и крупные землевладельцы. В партию кадетов входили представители средней буржуазии. Б-Л лагерь стремился добиться от самодержавия исключительно уступок и не допускал широкого революционного движения народных масс. Преобразование России широким парламентским путем в буржуазное государство в форме конституционной монархии.
· революционно-демократического выражал интересы рабочего класса и крестьянства, представленный РСДРП и партией эсеров. Целью было демократическая республика и переустройство общества на социальных началах, но представители этого лагеря расходятся в путях и средствах достижения целей. Большое значение для политической жизни России в этот период имело создание профсоюзов, а также организаций предпринимателей.
2.Основные изменения в государственном устройстве России получили окончательное оформление в государственных законах России, утвержденных 23 апреля 1906 года.
По поводу оценки этих законов исторически правовой и исторической литературе долгое время шли дискуссии о том можно ли этот документ рассматривать как конституцию. Высказывалось мнение, что это вообще не конституция или если и конституция, то фиктивная. Представьте, что для такой оценки нет оснований.
Основной государственный закон можно с уверенностью назвать первой Российской конституцией. В этом документе указывается форма правления, а именно дуалистская монархия, такая форма монархии в которой с одной стороны чрезвычайно обширна власть монарха и ответственность перед ней правительства, а с другой существует парламент, наделенный законодательной, хотя и ограниченной властью.
Форма государственного устройства – унитарное государство, определена конструктивностью органов государственной власти. Их компетенция и порядок взаимоотношений, далее порядок взаимоотношений центра и регионов, права и свободы и обязанности подданных, т.е. в основных законах решены все те вопросы, которые обычно решаются в конституционных.
Подтверждением тому, что это конституционная , следует иметь ввиду, что в качестве противника Российской конституции была взята Прусская конституция 1850г.на что указывали сами составители законов в процессе их подготовки.
В соответствии с основными законами императора, принята верховным самодержавием государственная власть. Он не только глава государства, но и глава исполнительной власти. Он назначает всех важных чиновников государственного аппарата, имел право издавать в порядке управления приказы и повеления в его исключительной компетенции находятся вопросы внешней политики в том числе объявление войны и заключение мира. Руководство вооруженными силами, а также объявление в стране в целом или в отдельных местностях военного или чрезвычайного положения.
От его имени действуют суды и он же назначает судей. Словом, царю принадлежат все те права, титулы и привилегии о которых говорится в основных законах в предшествующих изданиях.
Император назначает премьер министров и других должностных лиц. Правительство было ответственно перед императором согласно основным законам царской власти. Ограниченное двумя положениями:
· Законодательную власть она делила с государственной думой и государственным советом. Ст.86 основных законов гласила, что ни один закон не может воспринять закон силы без одобрения государственной думы и госсовета. Императору принадлежит право законодательной инициативы. Изменения в основном законодательстве могут последовать лишь по инициативе царя, ему принадлежит «вето» т.к. без утверждения императором ни один закон не мог приобрести законной силы.
· По второму европейскому образцу конституции все указы и повеления императора должны были скрепляться подписями премьер министра или соответствующих министров и главноуправляющих.. но если в большинстве европейских стран в то время правительство формировала парламентарии, то в России император мог в любой момент уволить любого министра, отказавшегося скрепить своей подписью его повеление. И соответственно заменить другим должностным лицом .
Провозглашенная манифестом 17 октября 1905г право парламента контролировать действия исполнительной власти на практике оказались фикцией. Все свелось к предоставлению думе и государственному совету лишь право запроса обращения к министрам. Однако, оно ни к чему не обязывает министров, т.к. они не были ответственны перед думой и государственным советом. К тому же министры могли отказаться отвечать на запрос сославшись на секретность тех или иных материалов.
Император регулирует работу думы и государственного совета указом царя, определяя их ежегодные созывы и продолжительность работы. Он мог досрочно распускать думу назначать новые выборы и время их созыва. В соответствии со ст. 87 основных законов во время перерыва в работе Думы император по представлению Совета Министров мог издавать Указы, имеющие силу закона.
Высшие государственные учреждения.
Революционный подъем после кровавого воскресенья заставил царизм перейти к осуществлению политики напирания и установок.
Первым шагом в этом направлении было обещание создания Государственной думы – нового высшего представительского государственного учреждения. 6 августа 1905г бвли опубликованы три документа:
- манифест об учреждении Государственной думы
- учреждение Государственной думы- нормативный акт определивший правовой статус Думы
- положение о выборах в Думу.
В манифесте говорилось о согласии царя включить в состав высших Государственных учреждений особое законодательное установление, коему предстоит предварительная разработка и обсуждение законных предположений и обсуждение росписи государственных доходов и расходов. Перечень вопросов подчиненных рассмотрению в Думе был весьма ограничен, они не могли касаться:
· государственного устройства,
· вооруженных сил
· внешней политики.
Предложенная царем дума является законосовещательным, а не законодательным органом. Т.е. её решения являются рекомендательными.. к тому же данные решения должны были написаться для дальнейшего рассмотрения в государственном Совете, члены которого назначались императором из числа видных сановников.
С рекомендациями Государственной думы и Государственного Совета законопроекты должны были поступать к императору, который мог учитывать предложенную ему рекомендацию, а мог и проигнорировать её.
Выборы по положению о Булыгинской Думе были не всеобщими. От участия в них отстранялись:
· женщины,
· рабочие,
· Лица, находящиеся в услужении у частных лиц.
· Учащиеся, в т.ч. студенты
· Молодежь до 25 лет
· Военнослужащие
· Бродячие инородцы
· Кочевники.
Выборы были неравными, т.к проводились по куреням уездных землевладельцев, городских избирателей и сельских обывателей.
Нормы представителей по куреням различные и связаны с имущественным цензом. Для крестьянского низа не требовалось, но установились сложные четырехступенчатые системы выборов.
1. выборщики губернии избирали собрание на губернском избирательном собрании
2. каждый курил выбирал установленные законом число членов Государственной думы
3. крупные города получали право выбирать членов в Думу от городской буржуазии на городских избирательных собраниях. Выборы были не прямые, а многостепенные.
Булыгинская Дума реально не избиралась , выборы были сорваны революционным движением, что вновь поставило царизм перед необходимостью политических маневров
17 октября был обнародован манифест в котором законосовещательную Думу было обещано превратить в законодательную.
Данное положение было реализовано в законе от 20.02.1906г. «об учреждении Государственной думы». Однако компетенция Государственной думы не была расширена.
Вскоре после манифеста, в котором содержалось обещание о расширении избирательного права в разгар декабрьского вооруженного восстания. 11.12.1905г был утвержден царем новый избирательный закон, который предоставил избирательное право рабочим.
В каждой губернии создавалась рабочая курня, где для рабочих устанавливались трехступенчатые выборы.
- Право голоса получал рабочие мужчины с предприятий насчитывающих от 50 до 1000 человек.
- Эти предприятия избирали по 1 уполномоченному на каждую 1000 рабочих.
- уполномоченные всех губерний собирались на губернские собрания уполномоченных от рабочих, на котором выбирали выборщиков.
Это новшество во-первых отстранило от выборов значительную часть рабочих, как не имевших имущества. И во –вторых, голоса тех кто имел ценз и голосовал по второй городской курне растворялись в массе голосов мелкой буржуазии и чиновников. Т.к. организационная установка государственной Думы всех созывов определялось учреждением государственной Думы от 20.02.1906:
1. статья этого закона устанавливала срок деятельности государственной Думы в 5 лет.
2. государственная Дума не могла собираться и начать свою деятельность по собственной инициативе
3. созыв государственной Думы только по инициативе царя
4. невозможность перерыва заседания государственной Думы
5. цари принимали право роспуска государственной Думы и назначения новых выборов до истечения срока полномочий её чиновников
6. продолжительность ежегодных сессий и сроки перерывов в работе государственной Думы узаконены .
царизм придавал государственному Совету значение верховной палаты – стремился организовать противодействие и без того в бесправной думе, консервативный характер Государственному Совету гарантии самим порядком его формирования.
Государственный Совет состоит из членов по назначению царя и из членов по выборам.
Часть Государственного Совета формируется царем в основном из числа бывших министров, и других высших сановников. Царь лично ежегодно определял персональное их участие в заседании Государственного Совета. Члены Государственного Совета по выборам избирались сроком на 9 лет с тем, что бы периодически через каждые 3 года 1/3 каждого разряда членов выбывали в очередном порядке. Взамен бывших избранных такое же число членов Государственного Совета. Избираемая часть Государственного Совета формировалась следующим образом: 6 членов от духовенства, 18 от дворянского сословия, 6 от академии наук и университетов, 12 от торговли и промышленности и по 1 члену от каждого губерн.-земск. собрания. Члены Государственного Совета должны быть не моложе 40 лет, иметь в/о или среднее, стаж работы в государственном аппарате. Учреждение Государственного Совета установило новую его структуру: это общее собрание, 2 департамента, 2 присутствия и государственная канцелярия. В процессе деятельности Государственного Совета учреждены комиссии и особые совещания. Во главе государственного Совета стоял председатель и вице-председатель, назначенный царем из числа членов Совета. Продолжение ежегодных занятий и сроки перерыва устанавливаются только указом царя. Дела в государственный совет поступают или от министра или от государственной думы, или же от членов государственного совета. компетенция государственного совета ни чем не отличается от компетенции государственной думы. Но фактически совет пользуется большим политическим влиянием. В законодательном механизме самодержавия государственная дума и государственный совет занимают значительное место, но законодательными организациями в полном смысле их назвать нельзя. Их деятельность во многом была близка.
17 января 1905 года было создано особое совещание, состоящее из министров и председателей департаментов государственного совета.
Совет министров в ходе революционных событий выявил несогласие деятельности властей, что и предопределило реорганизацию совета министров. 19 октября 1905 года был опубликован царский указ об учреждении объединенного коллегиального правительственного органа – совета министерств под председательством назначенного премьер-министра. Ранее председателем не реформированного совета министров был император. Фактически этот орган не функционировал, лишь эпизодически и нерегулярно собирал на свои заседания.
В состав совета министров входили все министры, главноуправляющие, обер-прокурор синода. Делопроизводство совета министров велось во главе с управлением делами. Председатель совета министров имел право требовать от всех глав начальств различные сведения и объяснения, а они должны были все предписания по законодательству и управлению для подачи царю доклада. Относительную самостоятельность имели военный и морской министры, а так же министр двора, который вносил на рассмотрение совета министров только те мероприятия, которые сам находил необходимыми. Ведению совета министров так же подлежала административная деятельность. Совет министров имел и некоторые законодательные функции. Часть их проходила по ст.11 сразу же на утверждение императора как акты верховного управления. А другие по ст.17 основных государственных законов как чрезвычайные указы. После упразднения 23 апреля 1906 года комитета министров большая часть полномочий перешла к совету министров в ведение которого попали вопросы самого различного характера. К 1909 году список этих дел насчитывал 42 пункта. Крайняя перегрузка совета министров административными делами вызвала переход этих дел на рассмотрение малого совета министров. Совет министров был регулярно действующим оперативным органом, он собирался 2-3 раза в неделю. 8 июня 1905 года правительство объединило деятельность военного и морского управлений и согласовало их деятельность с другими ведомствами, это совет государственной обороны. Его создание было вызвано не только соображениями обороны, но и внутреннего характера. Совет провел пересмотр всего военного аппарата, было учреждено главное управление федерального штаба, а так же введены самостоятельные инспектора во всех родах войск. С начала централизации военного ведомства и подготовки нового положения о волевом управлении армией в августе 1909 года совет государственной обороны был упразднен. В системе высших государственных учреждений России рассматриваемого периода оставался сенат, деятельность которого, в особенности первого и второго департамента, фактически превратились в высший апелляционный орган по землеустроительным делам.
Центральные государственные учреждения.
В годы кризиса абсолютизма МВД сохраняло значение главного министерства России. Особенное внимание правительство уделяло департаменту полиции, который фактически представлял самостоятельное обширное ведомство, состоящее из особого отдела и делопроизводства.
В 1906 году особый отдел был расчленен на два: первый ведал сыском в парт-х, второй массовым движением и среди общественности, который был переименован в четвертое делопроизводство, осуществлял надзор над массовым рабочим и крестьянскими движениями, а так же за деятельностью обществ, организаций земского и городского организованного самоуправления. Руководство сысковыми частями и отделениями, т.е. организация уголовного розыска с 1908 года осуществлялись седьмым делопроизводительным департаментом полиции, особенное внимание департамент полиции обращал на квалификацию и теоретическую подготовку чиновников департамента охраны и жандармерии.
Провокация стала основным методом деятельности департамента полиции. В аппарате МВД было создано особое делопроизводство по выбору в государственный совет и государственную думу. Фактически роль которого была велика в период подготовки и проведения выборов в государственную думу каждого созыва.
С мая 1905 года для неотложного удовлетворения насущных нужд сельского населения министерство земледелия и государственного имущества было преобразовано в главное управление землеустройства и земледелия. Комитет осуществлял подготовку и проведение всех аграрных законодательств Столыпина, осуществляло руководство деятельностью губернских и уездных землеустроительных комиссий. Выдавались разрешения на выдачу ссуд и пособие по землеустройству. Определенные условия продажи и сдачи в аренду казенных земель. Он стал основной структурной частью главного управления. Руководство осуществляло переселение крестьян из густонаселенных аграрных губерний на окраины государства. В своей деятельности главное управление землеустройства и земледелия было тесно связано с МВД.
3. Основным историческим пр. в период криз. абсолют. по прежнему является свод законов Российской империи, но в связи с тем, что свод во многом устарел, в него вносились изменения и дополнения. Помимо общероссийского законодательства во многих регионах продолжало действовать законодательство существующее до их происхождения, а так же нормы Шариата. В европейской части страны сословные волости, судами для крестьян, судами мировыми и даже общими рассматривались некоторые гражданские и торговые дела. В конце XIX начале XX вв велись крупные работы в ряде учреждений особого отделения гос.канцелярии по изданию свода законов, в департаментах сената, гос.совете и гос.думе, в совете министров, а так же в отдельных министерствах и управлениях. Руководство этой работой осуществлял сенат, но наряду с сенатом было создано юридическое совещание.
Руководством всей деятельностью весь объем работ был направлен на обновление установленного законодательства, в частности разработка проекта гражданского уложения, которые так и не были завершены. Что касается проекта уголовного уложения, то он был подготовлен и в 1903г утвержден императором, но в действительности были введены только главы о прест-х гос-х и против православной веры. С при-м основ законов российской империи 1906г измен. Понимание закона, если прежде законом считалось любое повеление императора, оформленное в надлежащем порядке сенатом, то в соответствии со статьей 86 Основного закона 1906г, законом признавался нормативный акт принятый Государственной Думой, одобренный Государственным Советом и подписанный императором, иными словами, закон должен был выражать волю трех субъектов, которым принадлежала совместная законодательная власть. По своему содержанию законы делились на предписание в форме повеления или запрещения и восп-ые. По простр. действия законы делились на общие – действующие на всей территории империи, местные – действующие на части и особенные, действующие в отношении особого рода дел и специальные - действующие в отношении особой категории лиц. Действие закона во времени начиналось с момента его опубликования, но в силу он вступал с момента получения Сенатского издания, собраний законов и распоряжений правительства. Если в самом законе не был указан срок вступления его в силу, действ. пр., что закон не имеет обратной силы. Данное правило распространялось только правопр-я, толкование законов законодатель, Сенат, суд и правоведы. Ист-в права в этот период пополнился новыми инст-ми. Значительное место среди ист-в занимали акты принятые им без Думы в порядке ст. 87 и 11 которые имен. Указами. Совет не издавал постановления, а так же положение носив. статус правоуст. При реформе системы государственных органов или создания новых назв. учреждений к ним же прим. и уставы и такие ист-им как временные правила обычно утверждались так же императором. Иногда применялась такая норма норм. акта гос.совета или сената. Эти ист-ки хотя и подзакон. характер, однако, имели обязательную силу. Нередко они содержали принципиально новые нормы, которые власти по различным причинам не хотели обсуждать в думе и поэтому маскировали их теми или иными временными правилами.
Юридические лица подразделяются на публичные и частные. К публичным относятся казна, ведомства, учреждения, органы местного самоуправления. В качестве частных юридических лиц могли быть учреждения.
Впервые юридическая терминология в качестве субъекта хоз.деятельности появ. торгово-промышленное предприятие. Оно могло иметь различные конкретные виды: тресты, синдикаты, концерны, АО. Было весьма важно какой правовой статус предприятие имеет в торговом обороте. В области промышленно-торговом законодательстве отмечают две особенности, это: норм-е рег-е коммерческой деятельности с внеш. власт. структур в данный хоз. оборот. Вторая особенность – это коммерциализация стар. хозяйственных форм, а именно введение в состав торгово-промышленных органов разных групп общественных организаций: советов, кооперативов итд.