Тема 11. международное экономическое право
Международное экономическое право представляет собой отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют межгосударственные экономические отношения, проявляющиеся в многообразных хозяйственных связях субъектов международного права в торговой, таможенной, транспортной, финансовой, инвестиционной и других областях деятельности. Поскольку указанные направления регулирования отличаются порой весьма существенными особенностями, постольку для каждого из них сформировался и продолжает пополняться массив специальных принципов и норм, образующих соответствующие подотрасли международного экономического права, являющегося, таким образом, комплексной отраслью международного права. Комплексность международного экономического права обусловлена, кроме того, тем, что ряд его институтов “являются элементами других отраслей международного права: права международных организаций, права договоров, права мирного разрешения споров”.
Основным субъектом международного экономического права является государство, которое, обладая верховенством на подвластной ему территории и в отношении проживающего там населения, имеет право и обязано распоряжаться в интересах своего народа своими природными богатствами “без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права”. Это не исключает, однако, возможности участия в международных экономических правоотношениях негосударственных образований, юридических и физических лиц, действия которых в таких случаях будут подпадать одновременно под международно-правовое и национальное (внутригосударственное) регулирование.
В качестве субъектов международного экономического права могут также выступать международные межгосударственные (межправительственные) организации, деятельность которых охватывает обширные области экономических отношений (“организации общей компетенции”), или же организации, функционирующие в рамках узкоспециальных подотраслей международных экономических отношений. Наблюдающийся рост роли транснациональных корпораций в данной области международных отношений привел к постановке в различных инстанциях ООН вопроса о распространении на их деятельность международно-правового регулирования и, следовательно, о признании их юридического статуса как субъектов международного права. Основными источниками международного экономического права являются:
— международные двух- и многосторонние договоры, устанавливающие более или менее четкие права и обязанности их участников по разнообразным вопросам международных экономических отношений - торговым, инвестиционным, таможенным, кредитно-расчетным, об экономическом, научно-техническом, промышленном, технологическом сотрудничестве;
- обычные нормы международного права, т. е. правила поведения, формирующиеся в результате продолжительной и единообразной практики деятельности участников международных экономических отношений, причем такая практика в современном мире зачастую формируется на базе рекомендательных решений (резолюций) международных межгосударственных межправительственных организаций.
Наряду с общепризнанными (основными) принципами международного права правоотношения, складывающиеся по поводу международных экономических связей, подпадают под действие ряда юридических принципов специального характера, закрепленных в тех или иных международных актах. Таковы принципы:
— всеучастия, т. е. полного и эффективного участия субъектов экономических правоотношений в разрешении мировых экономических проблем в общих интересах на равноправной основе;
- неотъемлемого суверенитета государства над своими природными ресурсами и всей экономической деятельности, включая право государства на владение, использование и эксплуатацию природных ресурсов, право регулировать и контролировать иностранные инвестиции и деятельность ТНК (транснациональные корпорации) в пределах действия своей юрисдикции;
Юридически необязательный статус резолюций такого рода и их важность с точки зрения интересов всех членов международного сообщества получили отражение в концепции “мягкого права”, согласно которой отсутствие в таких резолюциях четких и обязанностей адресатов не должно рассматриваться как факт, делающий их юридически не обязательными;
международной социальной справедливости, подразумевая под этим развитие международного сотрудничества в экономической сфере на основе равенства и взаимной выгоды с предоставлением определенных односторонних выгод развивающимся странам для достижения ими фактического равенств
— свободного доступа к морю для стран, не имеющих к нему выход. Реализацию основные и специальные международно-правовые принципы
получают, в частности, через дополняющие их правовые режимы, служащие правовой основой экономического сотрудничества между государствами-
режим наибольшего благоприятствования, означающий, что один из участников международного договора предоставляет другому его участнику и его гражданам и юридическим лицам столь же благоприятный правовой режим (права, льготы, привилегии, иммунитеты), какой уже предоставлен и может быть предоставлен в будущем любому третьему государству;
национальный режим, в соответствии, с которым иностранные субъекты права пользуются на территории данного государства теми же правами и обязанностями, что и местные субъекты права, в том числе тем же объемом правоспособности на судебную и иную защиту, хотя полного уравнивания иностранцев в части осуществления ими экономической деятельности не происходит,
преференциальный режим, состоящий в наделении особыми преимуществами некоторых государств, групп государств или отдельных субъектов права.
Важным разделом международного экономического права является система разрешения споров, возникающих между участниками соответствующих правоотношений, которые, будучи по преимуществу спорами между лицами разной национальности, могут рассматриваться как национальными судебными и арбитражными инстанциями, так и коммерческими арбитражами, формируемыми на международной основе. Функции международного экономического права в данной области сводятся к:
унификации процессуальных норм в целях обеспечения единообразия при улаживании таких споров в арбитражных органах различных стран и в условиях применения норм, существующих в различных национальных правовых системах;
созданию международно-правовой основы для признания и принудительного исполнения решений арбитража одного государства на территории другого (других);
учреждению специализированных международных центров для рассмотрения коммерческих споров.
ТЕМА 12. МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ, ВОЗДУШНОЕ И КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО,
Международное морское право – это совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения субъектов международного права, связанные с деятельностью по использованию Мирового океана. До недавнего времени отношения, связанные с использованием морей, регулировались обычаями. 10.12.1982 г. наконец, был кодифицирован акт, Конвенция ООН по морскому праву.
Источниками международного морского права являются и другие договоры:
Конвенция по регулированию китобойного промысла 1946 г., Конвенция о международных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972 г., Международная конвенция об охране человеческой жизни на море 1974 г., Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. и др. Государствами заключаются и двусторонние договоры, касающиеся морского права, чаще всего о морском судоходстве, режиме портов и т.д. В системе органов ООН действует специализированное учреждение – Международная морская организация, ведающая проблемами использования вод Мирового океана.
Мировой океан, хотя с физико-географической точки зрения един, подразделяется на:
- пространства, находящиеся под суверенитетом государства,
- пространства, находящиеся за пределами действия суверенитета какого-либо государства.
К первым относятся внутренние (морские) воды, территориальное море. Ко вторым – прилежащие зоны, исключительная экономическая зона, континентальный шельф, открытое море, район морского дна. Также существуют такие пространства, как проливы.
Интересен режим международных проливов, которые используются для международного судоходства между одной частью открытого моря и другой частью открытого моря. При этом воды проливов входят в территориальные воды прибрежных государств. Поэтому, в международных проливах все суда и летательные аппараты пользуются правом транзитного прохода. Под транзитным проходом понимается осуществление свободы судоходства и полета единственно с целью непрерывного и быстрого транзита через международный пролив. При этом суда должны воздерживаться от любой деятельности, которая не свойственна транзитному проходу. В международных проливах государства, граничащие с ними, могут устанавливать морские коридоры и схемы разделения движений судов, если это необходимо для обеспечения безопасности судоходства. Для этого государства обращаются в Международную морскую организацию, которая утверждает такие коридоры и схемы.
Государства, граничащие с проливами, обязаны не препятствовать транзитному проходу и сообщать о любой опасности для судоходства в проливе. Какое-либо приостановление транзитного прохода через международные проливы запрещается. Общий правовой режим проливов закреплен в Конвенции 1982 г. Однако некоторые проливы, например, Черноморский, Балтийский и Магелланов нашли отдельное правовое закрепление своего режима в специальных договорах.