Конфликт интересов в государственных учреждениях

В 1990-е гг., когда ог­раничений по переплетению коммерческих и властных структур не существовало, в России начал формироваться олигархический капи­тал. В течение нескольких лет делались многомиллиардные состоя­ния. Издержки проведенной приватизации государственной собственности, залоговые аукционы, рейдерские акции и другие способы отъема и передела собственности.

В ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» раскрывается понятие конфликта интересов и порядок его урегулирова­ния.

Конфликт интересов— это ситуация, когда личная заинте­ресованность гражданского служащего влияет на объективное ис­полнение им должностных обязанностей, при которой возникает или может возникнуть противоречие между его личной заинтересованнос­тью и законными интересами граждан, ор­ганизацией, общества, субъекта РФ или РФ в це­лом.

Личная заинтересованность гражданского служащего - возможность получения им при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, в виде материальной выгоды непосредственно для него, членов его семьи, а также для граж­дан или организаций, с которыми он связан фи­нансовыми или иными обязательствами.

В случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая при­водит или может привести к конфликту интересов, он обязан проинформировать об этом представителя нанимате­ля в письменной форме.

Пути разрешения конфликтов интересов в государственных уч­реждениях.

Представитель нанимателя при возникновении или возможности возникновения конфликта интере­сов, обязан принять меры по его предотвращению или урегулированию, вплоть до отстранения гражданского служа­щего, являющегося стороной конфликта интересов, от занимаемой должности в установленном законом порядке.

Для со­блюдения требований к служебному поведению гражданских служа­щих и урегулирования конфликтов интересов в государственных ор­ганах должны создаваться комиссии, которая образуется правовым актом государственного ор­гана.

В состав комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие, а также представители науч­ных и образовательных учреждений, других организаций в качестве экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее 25% от общего чис­ла членов комиссии.

В настоящее время действует Положение о комиссиях № 821, ут­вержденное 1 июля 2010 г. Указанные комиссии образуются во всех государственных органах власти в соответствии с Федеральным за­коном от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии корруп­ции».

Основная задача комиссий — содействие государственным ор­ганам в обеспечении соблюдения государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении и урегулиро­вании конфликта интересов.

Та­ким образом, создана оболочка, которая должна препятствовать проникновению бизнеса в политику, а политики в бизнес.

Государственные служащие и депутатский корпус, пришедшие из бизнеса, должны передавать свои акции в доверительное управле­ние, они не должны быть ангажированы какими-либо бизнес-интере­сами.

КЕЙС. СТРАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Сотрудники консалтинговой компании «Информ-услуги» вдруг ста­ли отмечать необычное поведение начальника одного из отделов Егора и его заместителя Михаила. Заключалось оно в тайном перешепты­вании, вздрагивании и поспешном сметании в ящик стола каких-то документов при приближении кого-либо к рабочему столу. У каждо­го сотрудника компании на столе предусмотрен персональный ком­пьютер с выходом в Интернет и подключениям ко всем необходимым для работы системам. Однако Егор стал приносить свой домашний ноутбук и часть времени работать именно на нем. На рабочем же ком­пьютере большинство файлов держались под личным паролем.

Политика компании предусматривала возможность получения любым сотрудником вознаграждения за нового, приведенного им клиента в виде процента с заключенного контракта. Процент был до­статочно внушительным, но за несколько лет работы ни один клиент так и не был приведен ни Егором, ни его замом. Хотя возможности для поиска и привлечения явно были: компания неоднократно посы­лала руководителей отдела за рубеж на конференции, они выступали и общались с коллегами и потенциальными заказчиками на конфе­ренциях в Москве.

Работа Егора и Михаила «за полночь», когда все остальные со­трудники компании уже разошлись по домам, сначала казалась руко­водству компании проявлением лояльности. Но слишком «регуляр­ная» лояльность стала настораживать.

Деятельность отдела Егора предусматривала периодическое обра­щение с запросами на получение справок и информации в другой от­дел компании, занимающийся полевыми исследованиями. Перед Но­вым годом руководство компании решило подвести итоги работы сотрудников за год для определения размера годовой премии и по­просило представить соответствующую статистику по отделам. Ка­ково же было удивление руководителя, когда оказалось, что треть за­просов Егора в другие отделы была по компаниям и людям, неизвестным и не проходящим ни по одному из официальных кон­трактов компании. Внутреннее расследование вскрыло неприятные факты: Егор на свое имя заключил несколько контрактов на оказание информационных услуг со сторонними организациями, привлек к этой работе Михаила, они оба получали' немалые средства. При этом для выполнения контрактов использовались информаци­онные ресурсы и базы компании. Руководитель вызвал к себе Егора.

— Егор, сложился конфликт интересов, ты в рабочее время, ис­пользуя ресурсы компании, работаешь на себя, тем самым нанося ущерб всем нам. Вдвойне печально, что в эту работу ты втянул и сво­его заместителя. Чем ты это можешь объяснить?

— Да вот просто денег всегда не хватает, хотелось больше зарабо­тать...

Что в этих условиях предприняло руководство компании?

1) уволило этих сотрудников;

2) потребовало прекратить конфликт интересов;

3) перевело сотрудников на работу в другие отделы;

4) вынесло выговор, лишило премии;

5) другое — ваш вариант ответа

КЕЙС. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ

Перед вами основные положения кодекса одной из международ­ных компаний, касающиеся предотвращения конфликта интересов. Проанализируйте их и дайте свое заключение: насколько полно и ус­пешно компания отразила свои требования к сотрудникам по данно­му вопросу.

Недопущение конфликта интересов — важное условие для обеспече­ния защиты интересов Компании, ее акционеров, деловых партнеров и работников.

Политика Компании в области предотвращения конфликта интере­сов основывается на следующих основных принципах:

• эффективная система корпоративного управления, что предполага­ет четкое разделение обязанностей работников и должностных лиц, ис­ключающее ситуации, при которых происходит конфликт интересов;

• сферы потенциальных конфликтов интересов должны быть выявле­ны, минимизированы и поставлены под строгий и независимый кон­троль;

• работники и должностные лица Компании должны принимать ре­шения по деловым вопросам исключительно в ее интересах, уметь свое­временно распознавать и избегать ситуаций, чреватых возникновением конфликта интересов;

• принятие решений по деловым вопросам не должно быть отягоще­но какими-либо личными, семейными и иными соображениями, которые могут оказать явное или неявное влияние на суждение работника или должностного лица о том, какие действия в наибольшей степени соответ­ствуют интересам Компании.

Компания признает и уважает право работников и должностных лиц заниматься дополнительной хозяйственной, финансовой и другой деятель­ностью, если эта деятельность легитимная, не наносит ущерба законным интересам Компании, не мешает или не противоречит добросовестному исполнению этими лицами своих трудовых обязанностей в Компании, а также не наносит вреда репутации, имени, имуществу, партнерским от­ношениям, конфиденциальной информации и другим ресурсам Компа­нии или не приводит к их неправильному использованию.

Примерный перечень сделок, ситуаций и положений, в которых мо­жет возникнуть конфликт интересов, а также правила его разрешения ус­тановлены Кодексом делового поведения.

Вместе с тем Компания (за исключением случаев, прямо установлен­ных Кодексом делового поведения) запрещает своим работникам и долж­ностным лицам принимать подарки, иные имущественные или неимуще­ственные предоставления и подношения значительной (чрезмерной) стоимости, в том числе в нематериальном ее выражении, от юридических и (или) физических лиц (их работников), которые имеют или намерева­ются иметь деловые отношения с Компанией либо являются или могут являться в будущем ее конкурентами.

Компания категорически осуждает любые действия, направленные на коммерческий подкуп, включая осуществление любых платежей или пе­редачу любого имущества, равно как оказание услуг имущественного или неимущественного характера какому-либо лицу, выполняющему управ­ленческие и иные функции в коммерческой и иной организации, с целью склонить это лицо к совершению каких-либо действий (бездействию) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным поло­жением, независимо от формальной стороны вопроса о легитимности или противоправности таких действий. Осуществление подкупа любого лица работником или должностным лицом Компании, равно как и осуществление предоставлений и подно­шений при наличии признаков подкупа, влечет за собой строгие дисцип­линарные меры в отношении виновного со стороны Компании.

Наши рекомендации