Конфликт интересов в государственных учреждениях
В 1990-е гг., когда ограничений по переплетению коммерческих и властных структур не существовало, в России начал формироваться олигархический капитал. В течение нескольких лет делались многомиллиардные состояния. Издержки проведенной приватизации государственной собственности, залоговые аукционы, рейдерские акции и другие способы отъема и передела собственности.
В ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» раскрывается понятие конфликта интересов и порядок его урегулирования.
Конфликт интересов— это ситуация, когда личная заинтересованность гражданского служащего влияет на объективное исполнение им должностных обязанностей, при которой возникает или может возникнуть противоречие между его личной заинтересованностью и законными интересами граждан, организацией, общества, субъекта РФ или РФ в целом.
Личная заинтересованность гражданского служащего - возможность получения им при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, в виде материальной выгоды непосредственно для него, членов его семьи, а также для граждан или организаций, с которыми он связан финансовыми или иными обязательствами.
В случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, он обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме.
Пути разрешения конфликтов интересов в государственных учреждениях.
Представитель нанимателя при возникновении или возможности возникновения конфликта интересов, обязан принять меры по его предотвращению или урегулированию, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от занимаемой должности в установленном законом порядке.
Для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов в государственных органах должны создаваться комиссии, которая образуется правовым актом государственного органа.
В состав комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций в качестве экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее 25% от общего числа членов комиссии.
В настоящее время действует Положение о комиссиях № 821, утвержденное 1 июля 2010 г. Указанные комиссии образуются во всех государственных органах власти в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Основная задача комиссий — содействие государственным органам в обеспечении соблюдения государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов.
Таким образом, создана оболочка, которая должна препятствовать проникновению бизнеса в политику, а политики в бизнес.
Государственные служащие и депутатский корпус, пришедшие из бизнеса, должны передавать свои акции в доверительное управление, они не должны быть ангажированы какими-либо бизнес-интересами.
КЕЙС. СТРАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Сотрудники консалтинговой компании «Информ-услуги» вдруг стали отмечать необычное поведение начальника одного из отделов Егора и его заместителя Михаила. Заключалось оно в тайном перешептывании, вздрагивании и поспешном сметании в ящик стола каких-то документов при приближении кого-либо к рабочему столу. У каждого сотрудника компании на столе предусмотрен персональный компьютер с выходом в Интернет и подключениям ко всем необходимым для работы системам. Однако Егор стал приносить свой домашний ноутбук и часть времени работать именно на нем. На рабочем же компьютере большинство файлов держались под личным паролем.
Политика компании предусматривала возможность получения любым сотрудником вознаграждения за нового, приведенного им клиента в виде процента с заключенного контракта. Процент был достаточно внушительным, но за несколько лет работы ни один клиент так и не был приведен ни Егором, ни его замом. Хотя возможности для поиска и привлечения явно были: компания неоднократно посылала руководителей отдела за рубеж на конференции, они выступали и общались с коллегами и потенциальными заказчиками на конференциях в Москве.
Работа Егора и Михаила «за полночь», когда все остальные сотрудники компании уже разошлись по домам, сначала казалась руководству компании проявлением лояльности. Но слишком «регулярная» лояльность стала настораживать.
Деятельность отдела Егора предусматривала периодическое обращение с запросами на получение справок и информации в другой отдел компании, занимающийся полевыми исследованиями. Перед Новым годом руководство компании решило подвести итоги работы сотрудников за год для определения размера годовой премии и попросило представить соответствующую статистику по отделам. Каково же было удивление руководителя, когда оказалось, что треть запросов Егора в другие отделы была по компаниям и людям, неизвестным и не проходящим ни по одному из официальных контрактов компании. Внутреннее расследование вскрыло неприятные факты: Егор на свое имя заключил несколько контрактов на оказание информационных услуг со сторонними организациями, привлек к этой работе Михаила, они оба получали' немалые средства. При этом для выполнения контрактов использовались информационные ресурсы и базы компании. Руководитель вызвал к себе Егора.
— Егор, сложился конфликт интересов, ты в рабочее время, используя ресурсы компании, работаешь на себя, тем самым нанося ущерб всем нам. Вдвойне печально, что в эту работу ты втянул и своего заместителя. Чем ты это можешь объяснить?
— Да вот просто денег всегда не хватает, хотелось больше заработать...
Что в этих условиях предприняло руководство компании?
1) уволило этих сотрудников;
2) потребовало прекратить конфликт интересов;
3) перевело сотрудников на работу в другие отделы;
4) вынесло выговор, лишило премии;
5) другое — ваш вариант ответа
КЕЙС. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ
Перед вами основные положения кодекса одной из международных компаний, касающиеся предотвращения конфликта интересов. Проанализируйте их и дайте свое заключение: насколько полно и успешно компания отразила свои требования к сотрудникам по данному вопросу.
Недопущение конфликта интересов — важное условие для обеспечения защиты интересов Компании, ее акционеров, деловых партнеров и работников.
Политика Компании в области предотвращения конфликта интересов основывается на следующих основных принципах:
• эффективная система корпоративного управления, что предполагает четкое разделение обязанностей работников и должностных лиц, исключающее ситуации, при которых происходит конфликт интересов;
• сферы потенциальных конфликтов интересов должны быть выявлены, минимизированы и поставлены под строгий и независимый контроль;
• работники и должностные лица Компании должны принимать решения по деловым вопросам исключительно в ее интересах, уметь своевременно распознавать и избегать ситуаций, чреватых возникновением конфликта интересов;
• принятие решений по деловым вопросам не должно быть отягощено какими-либо личными, семейными и иными соображениями, которые могут оказать явное или неявное влияние на суждение работника или должностного лица о том, какие действия в наибольшей степени соответствуют интересам Компании.
Компания признает и уважает право работников и должностных лиц заниматься дополнительной хозяйственной, финансовой и другой деятельностью, если эта деятельность легитимная, не наносит ущерба законным интересам Компании, не мешает или не противоречит добросовестному исполнению этими лицами своих трудовых обязанностей в Компании, а также не наносит вреда репутации, имени, имуществу, партнерским отношениям, конфиденциальной информации и другим ресурсам Компании или не приводит к их неправильному использованию.
Примерный перечень сделок, ситуаций и положений, в которых может возникнуть конфликт интересов, а также правила его разрешения установлены Кодексом делового поведения.
Вместе с тем Компания (за исключением случаев, прямо установленных Кодексом делового поведения) запрещает своим работникам и должностным лицам принимать подарки, иные имущественные или неимущественные предоставления и подношения значительной (чрезмерной) стоимости, в том числе в нематериальном ее выражении, от юридических и (или) физических лиц (их работников), которые имеют или намереваются иметь деловые отношения с Компанией либо являются или могут являться в будущем ее конкурентами.
Компания категорически осуждает любые действия, направленные на коммерческий подкуп, включая осуществление любых платежей или передачу любого имущества, равно как оказание услуг имущественного или неимущественного характера какому-либо лицу, выполняющему управленческие и иные функции в коммерческой и иной организации, с целью склонить это лицо к совершению каких-либо действий (бездействию) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением, независимо от формальной стороны вопроса о легитимности или противоправности таких действий. Осуществление подкупа любого лица работником или должностным лицом Компании, равно как и осуществление предоставлений и подношений при наличии признаков подкупа, влечет за собой строгие дисциплинарные меры в отношении виновного со стороны Компании.