Социальные и этические проблемы клонирования.

Термин «клон» происходит от греческого слова «klon», что означает – веточка, побег, черенок, и имеет отношение, прежде всего, к вегетативному размножению. Клонирование растений черенками, почками или клубнями в сельском хозяйстве, в частности в садоводстве, известно уже более 4-х тыс. лет. Начиная с 70-х годов нашего столетия, для клонирования растений стали широко использовать небольшие группы и даже отдельные соматические (неполовые) клетки.

Дело в том, что у растений (в отличие от животных) по мере их роста в ходе клеточной специализации – дифференцировки – клетки не теряют так называемых тотипотентных свойств, то есть не теряют своей способности реализовывать всю генетическую информацию, заложенную в ядре. Поэтому практически любая растительная клетка, сохранившая в процессе дифференцировки свое ядро, может дать начало новому организму. Эта особенность растительных клеток лежит в основе многих методов генетики и селекции.

При вегетативном размножении и при клонировании гены не распределяются по потомкам, как в случае полового размножения, а сохраняются в полном составе в течение многих поколений. Все организмы, входящие в состав определенного клона, имеют одинаковый набор генов и фенотипически не различаются между собой.

Клетки животных, дифференцируясь, лишаются тотипотентности, и в этом – одно из существенных их отличий от клеток растений. Именно здесь – главное препятствие для клонирования взрослых позвоночных животных.

Итак, работы по клонированию позвоночных были начаты на амфибиях в начале 50-х годов и интенсивно продолжаются вот уже более четырех десятилетий. Что касается амфибий, то, несмотря на значительные достижения, проблема клонирования взрослых особей остается до сих пор не решенной. Установлено, что в ходе клеточной дифференцировки у позвоночных происходит или потеря определенных генных локусов, или их необратимая инактивация. Судя по всему, утрачивается та часть генома, которая контролирует не ранние, а более поздние этапы онтогенеза, в частности, метаморфоз амфибий. Механизм этого явления пока не поддается научному объяснению. Но очевидно, что для клонирования позвоночных необходимо использовать малодифференцированные делящиеся клетки. Это методически важное положение было учтено в более поздних работах.

В 1979 году американский биолог Мак-Киннел, внесший большой вклад в работу с амфибиями, утверждал, что полученные результаты не позволяют серьезно говорить о возможности клонирования человека – тогда это казалось недоступным для экспериментальных эмбриологов. Однако еще в то время многие ученые, писатели и даже политики стали активно обсуждать возможность клонирования человека, а некоторые исследователи даже приступили к таким экспериментам. Например, Шеттлз сообщил, что пересадил ядро сперматогониальной клетки (диплоидного предшественника зрелого гаплоидного спермия) в лишенную ядра яйцеклетку человека. В результате три реконструированные яйцеклетки начали дробление, и возникли похожие на морулы скопления клеток, которые позднее деградировали. Шеттлз полагал, что если трансплантировать такие группы клеток в матку женщины, то они могли бы нормально развиваться. Мак-Киннел тогда справедливо возразил, что такое предположение маловероятно и совершенно необоснованно.

Еще 5-6 лет назад никто из ученых, а их работало довольно много в этой области, не ставил вопрос об использовании в качестве доноров ядер клеток взрослых млекопитающих. Работы сводились, в основном, к клонированию эмбрионов домашних животных, и многие из этих исследований были не очень успешны. Поэтому так поразило появившееся в начале 1997 года неожиданное для всех сообщение авторского коллектива под руководством Уилмута, что им удалось, используя соматические клетки взрослых животных, получить клональное животное – овцу по кличке Долли. На самом деле, однако, исследователи прошли долгий путь, и Уилмуту с сотрудниками пришлось собрать воедино все существовавшие к тому времени достижения, прежде чем они смогли сообщить о сенсационном результате своей работы.

Каково же положение вещей сегодня? Есть ли серьезные основания считать, что реально наступила эра клонирования млекопитающих? Анализ данных показывает, что за последние 10 лет в результате кропотливой работы исследовательских коллективов сделан прорыв в области клонирования эмбрионов млекопитающих. Что же касается взрослых животных, то пока в наличии лишь один-единственный пример, хотя Долли, без сомнения, уже вошла в историю науки.

В ряду юридически спорных высоких технологий современной медицины клонирование заняло особое место, поскольку оно позволяет, пока теоретически, получить абсолютный физический «двойник», «биоксерокс» человека. На вопросы, которые ставит такая процедура воспроизводства, иногда трудно дать ответ. «Будет ли копия обладать правами человека и гражданина при живом оригинале? Если да, то какими?» Или: «Кто должен считаться отцом ребенка, если клонируется женская клетка, а в процедуре участвуют три особи: донор клетки, донор яйцеклетки и суррогатная мать?»

Идея клонирования человека ставит перед сообществом людей такую проблему, с какой оно прежде не сталкивалось. Эта проблема – возможная опасность потери уникальности человеческой личности. Так развивается наука, такова особенность познания, что каждый его новый шаг несет с собой новые, неведомые ранее возможности, но и новые грозные опасности.

Что касается этической стороны дела, клонирование человека вызывает еще больше возражений:

- Во-первых, становление человека как личности, базируется не только на биологической наследственности, оно определяется также семейной, социальной и культурной средой. При клонировании индивида невозможно воссоздать все те условия воспитания и обучения, которые сформировали личность его прототипа (донора ядра).

- Во-вторых, при бесполом размножении изначально жесткая программируемость генотипа предопределяет меньшее разнообразие взаимодействий развивающегося организма с изменяющимися условиями среды (по сравнению с половым размножением, когда в формировании индивида участвуют два генома, сложным и непредсказуемым образом взаимодействующие между собой и с окружающей средой).

- В третьих, практически все религиозные учения настаивают, что появление человека на свет – в «руках» высших сил, что зачатие и рождение должно происходить естественным путем.

Тестовые задания

Тема №1. «Основные теоретические проблемы курса «КСЕ»»

1. Критерием научного статуса идеи является ее опровержимость, то есть знание может претендовать на звание «научного», которое в принципе опровержимо, - в этом состоит суть принципа:

а). дополнительности

б). верификация

в). фальсификации

г). соответствия

2. Для гуманитарного знания характерна (о):

а). строгая объективность

б). выражение законов в математических формулах и количественных отношениях

в). индивидуальная оценка явлений

г). изучение исключительно типичных, универсальных процессов

3. Способность понимать достаточно хорошо, чтобы быть в состоянии следить за обсуждением спорных вопросов науки, техники и общества, а при необходимости участвовать в нем, называется:

а). культурой

б). научной квалификацией

в). научной грамотностью

г). интеллектом

4. В гуманитарных науках, в отличие от естественных:

а). предмет изучения всегда историчен

б). явление строго объективно

в). основу методологии составляют экспериментальные методы исследования

г). все законы выражаются в математических формулах и количественных отношениях

5.Сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая интерпретация объективных знаний о действительности, называется:

а). научной культурой

б). научным знанием

в). научным познанием

г). наукой

6. В гуманитарных науках, в отличие от естественных:

а). важно не только само знание, но и его индивидуальная оценка

б). изучаются только типичные, универсальные процессы

в). осуществляется преимущественно количественная оценка явлений

г). ученый стремится к получению «чистого знания» о мире, без учета этических, эстетических и других ценностей

7. Одной из главных особенностей науки является:

а). объективность

б). зависимость от личности исследователя

в). регулирование со стороны идеологического руководства

г). подчиненность религиозным догмам

8. Теоретическое положение, которое может быть логически доказано на основе аксиом или на основании ранее доказанных положений, называется:

а). абстракция

б). умозаключение

в). постулат

г). теорема

9. Наука и религия – части единой культуры человечества. Выберите верное утверждение:

а). наука, в отличие от религии исключительно рациональна, в ней нет места интуиции

б). в науке, как и в религии, имеют место интуиция и предсказания

в). ученый не может быть верующим, он обязательно должен быть атеистом

г). наука не может сосуществовать с религией, т.к. внимание этих отраслей культуры устремлено на разные вещи

10. Отражение окружающего мира, воспроизводящее его так, как он существуют вне и независимо от сознания, называется __________ научных знаний:

а). точностью

б). системностью

в). объективностью

г). достоверностью

11. Предметом исследования естественных наук являются:

а). возможности использования знаний о природных процессах в производственной деятельности человека

б). все доступные человеку природные процессы, протекающие независимо от воли и сознания людей

в). общественные явления и системы, их структуры

г). все проявления социальной жизни: деятельность людей, их мысли, чувства, ценности

12. Форма существования истины, обоснованной познающим субъектом каким-либо способом (например, экспериментом, логическим доказательством), называется:

а). достоверностью

б). системностью

в). рациональностью

г). точностью

13. Примером дифференциации науки является:

а). астрофизика

б). биофизика

в). геофизика

г). физика плазмы

14.Научной революцией называют:

а). скачок, переход от одной научной картины мира к другой

б). трансформацию средств и инструментов научного познания

в). переворот в государственном управлении наукой

г). изменение в структуре научного сообщества

15. Суть метода интерпретации в гуманитарной деятельности состоит в:

а). раскрытии законов, устойчивых повторяющихся связей в природе

б). раскрытии законов, устойчивых повторяющихся связей в обществе

в). установлении анатомических, физиологических, психологических оснований человеческих действий

г). раскрытии целей, мотиваций, смысла действий и поступков людей

Тестовые задания

Тема №2. «Эволюция донаучных и научных знаний с древнейших времен до XVII в.»

1. Демокрит в своем трактате «Большой мирострой» разработал и обосновал теорию о:

а). дискретном строении вещества

б). первовеществе

в). дуализме познания

г). геоцентрическом строении Солнечной системы

2. Пифагор является автором крылатой фразы «Негеометр да не войдет». Согласно учениям пифагорейской школы, основой мироустройства является:

а). число

б). знание

в). слово

г). нравственный закон

3. Идеи Аристотеля, Коперника и Эйнштейна повлияли на видоизменение характера научного мировоззрения своего времени, совершив тем самым революцию в:

а). экономике

б). технике

в). политике

г). науке

4. В истории науки в различные эпохи термин «естествознание» имел множество синонимов. Не имеет отношения к познанию мира природы понятие:

а). валеология

б). физика

в). природоведение

г). натурфилософия

5. Укажите правильное утверждение, касающееся взглядов Аристотеля на природу движения:

а). движение – все, конечная цель – ничто

б). существует «естественное движение», которое обусловлено стремлением тела к своему «естественному месту»

в). причиной любого движения является гравитация

г). существует два вида движения: движение материальных тел и движение мысли

6. Основная проблема, которую пытались разрешить представители милетской школы Древней Греции (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр), - это:

а). эволюция Вселенной

б). определение формы Земли

в). происхождение жизни

г). поиски первовещества

7. Галилео Галилей посредством наблюдений совершил четыре астрономических открытия, косвенно подтвердившие правильность гелиоцентрической системы Коперника. Среди них:

а). Закон всемирного тяготения

б). зодиакальные созвездия

в). спутники Юпитера

г). эллиптическая форма планетарных орбит

8. Согласно представлениям Демокрита и других атомистов:

а). пространство – это неразрывная протяженность вещества и тонкой субстанции – эфира

б). пространство и время существуют, пока существует материя

в). основа мироздания – абсолютное пространство, постоянно порождающее атомы, которые соединяются в тела, а затем распадаются и поглощаются пространством

9. Атомизм Левкиппа-Демокрита был основан на следующих идеях (2 ответа):

а). в движении атомов присутствует принципиально неустранимый элемент случайности

б). все состоит из делимых и деформируемых корпускул, которые плотно прилегают друг к другу, не оставляя места для пустоты

в). при соединении атомов тела возникают, некоторое время существуют, а затем разрушаются, вновь рассыпаясь на атомы

г). все состоит из мельчайших, неделимых и неизменных частиц, атомов, которые беспорядочно двигаются в пустоте

10. Выражение Аристотеля «Природа не терпит пустоты» исходно означает, что:

а). материя стремится равномерно распределится в пространстве

б). пустого пространства не существует

в). познание природы требует вдумчивого отношения

г). человек призван познать Природу, заполняя пустоты и незнания

11. Этическую неприемлемость концепции детерминированного движения атомов античный философ Эпикур выразил словами:

а). и времени нет самого по себе, но предметы ведут к ощущенью того, что в веках свершилось

б). смерть не имеет к нам никакого отношения, так как, когда мы существуем, смерть еще не существует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем

в). лучше уж следовать мифу о богах, чем быть рабом физиков: миф дает надежду умилостивить богов, а судьба заключает в себе неумолимую необходимость

г). истинно только все то, что мы наблюдаем чувствами или воспринимаем умом посредством постижения

12. Аристотелевской картине мира соответствовало представление, что пространство:

а). пустое

б). дискретно

в). неоднородно

г). изотропно

13. Соотнесите виды письма и определения:

1. совокупность вещей, которые искусственно создавались для передачи какой-либо информации А. фонетическое письмо
2. знаки обозначают не предметы, а звуки и слоги Б. предметное письмо
3. фиксация и передача информации с помощью рисунков В. иероглифы
  Г. пиктография

14. С какой школой связывают возникновение европейской науки:

а). пифагорейская

б). элейская

в). милетская

г). александрийская

15. Главный научный центр средневекового Востока:

а). Константинополь

б). Рим

в). Александрия

г). Багдад

Тестовые задания

Тема №3. «Формирования механистической картины мира и дальнейшее развитие естествознания в рамках механики»

1.Совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих объектов, их расположение друг относительно друга и относительную величину, образует:

а). космос

б). пространство

в). время

г). бытие

2. Представления о полевой форме материи как новой реальности возникли:

а). в период становления классической механики

б). в IV веке до нашей эре, в Древней Греции

в). в период разработки электромагнитной теории

г). в начале xx века с развитием квантовой физики

3. Согласно представлениям И. Ньютона, относительные пространство и время:

а). являются признаком существования привилегированных систем отсчета

б). объективно существуют и связаны друг с другом

в). эмпирические реальности, постигаемые органами чувств

г). подчиняются принципу относительности

4. С точки зрения Эйнштейна, геометрическая природа мира обусловлена:

а). массами и их скоростями

б). распределением электрических зарядов

в). только массами тел

г). только скоростями тел

5. Принцип относительности теории Эйнштейна распространяется:

а). только на процессы передачи тепла

б). на все физические явления

в). только на механическое движение

г). только на электромагнитные явления

6. Фундаментальный вклад Эйнштейна в теорию тяготения – это:

а). установление величины универсальной гравитационной постоянной

б). открытие закона всемирного тяготения

в). открытие обратной зависимости силы тяготения от квадрата расстояния между телами

г). формулировка принципа эквивалентности

7. К научным предпосылкам возникновения специальной теории относительности относят:

а). открытие пятен на Солнце

б). обнаружение спутников Юпитера

в). преобразования Галилея

г). закон всемирного тяготения

8. Укажите утверждение, являющееся следствием опыта Майкельсона-Морли:

а). различие скорости света в зависимости от направления объясняется существованием «эфирного ветра»

б). скорость света зависит от скорости движения источника света

в). для скорости света не выполняется закон сложения скоростей классической механики

г). свет имеет электромагнитную природу

9. Закон, связывающий равенством действие и противодействие и утверждающий, что силы, с которыми действуют друг на друга взаимодействующие тела, равны по величине и противоположны по направлению, - это:

а). второй закон Ньютона

б). закон всемирного тяготения

в). третий закон Ньютона

г). первый закон Ньютона

10. Время в понимании теории относительности – это:

а). четвертая координата пространственно-временного континуума

б). величина, определяющая порядок смены явлений

в). способность человека переживать и упорядочивать события одно за другим

г). доопытная форма восприятия, получаемая человеком при рождении

11. Скорость света в вакууме одинакова во всех инерциальных системах отсчета и является мировой постоянной. Это постулирует:

а). принцип дополнительности

б). классическая механика

в). принцип инвариантности скорости света

г). принцип относительности

12. Положения, характерные для электромагнитной картины мира, - это (2 ответа):

а). материя состоит из вещества и поля, главным является поле

б). материя существует в виде вещества, поля, физического вакуума

в). не существует строгой однозначной связи между причиной и следствием

г). формы движения материи – механическое и волновое

13. Согласно какой концепции, действие на расстоянии осуществляется с мгновенной скоростью, т.е. фактически вне времени и пространства:

а). континуальности

б). дальнодействия

в). близкодействия

г). причинности

14. Между двумя различными точками пространства, как бы близко они не были расположены, всегда есть третья. Это свойство пространства называется:

а). евклидовостью

б). трехмерностью

в). однородностью

г). непрерывностью

15. Изменение частоты электромагнитной волны в поле тяготения экспериментально доказывает справедливость:

а). квантовой механики

б). общей теории относительности

в). квантовой теории поля

г). специальной теории относительности

Тестовые задания

Тема №4. «От дискретности и непрерывности к корпускулярно-волновому дуализму»

1. Расположите представления о материи в порядке их возникновения:

‡ все вещества – разные варианты одного и того же основного вещества (первоначала), которым является вода

‡ атомы делимы и состоят из взаимодействующих элементарных частиц, имеющих массу покоя

‡ каждый химический элемент представляет собой группировку одинаковых неделимых атомов

2. Расположите представления о материи в порядке их возникновения:

‡ свойства вещества определяются электронным строением его молекул

‡ свойства вещества определяются не только составом, но и строением его молекул

‡ вещество состоит из неделимых атомов, размер и форма которых определяют свойства вещества

3. Расположите представления о материи в порядке их возникновения:

‡ материя существует в нескольких качественно различных формах, но резкой грани между ними нет

‡ двумя равноправными началами мироздания являются неделимые атомы и пустота, в которой они движутся

‡ существует единственная форма материи – вещество, состоящее из дискретных частиц

4. Установите соответствие между способами описания состояния системы и научными теориями, в которых они приняты:

1. указание координат и скоростей всех материальных точек системы А. квантовая механика
2. задание волновой функции объекта или системы объектов Б. термодинамика
  В. классическая механика

5. Установите соответствие между началом и окончанием верного утверждения:

1. принцип дополнительности А. требует задания волновой функции объекта
2. квантовомеханическое описание объекта Б. применяется только в микромире
  В. подчеркивает равноценность разных, в том числе несовместимых точек зрения на объект

6.: Установите соответствие между началом и окончанием верного утверждения:

1. в квантовой механике А. можно, как правило, точно вычислить значение координаты и скорости объекта
2. в классической механике Б. можно вычислить лишь вероятность того или иного значения координаты и скорости объекта в заданный момент времени
  В. можно точно вычислить лишь координату объекта, но не его скорость

7. Установите соответствие между началом и окончанием верного утверждения:

1. волновые свойства человеческого тела А. легче наблюдать, когда его длина волны достаточно мала
2. корпускулярные свойства света Б. нельзя наблюдать ввиду отсутствия у него таковых
  В. затруднительно наблюдать ввиду его большой массы покоя

8. Самым высоким значением энергии взаимодействия обладает ________ взаимодействие:

а). сильное

б). слабое

в). гравитационное

г). электромагнитное

9. Установите соответствие между физическими величинами, связанными между собой соотношениями неопределенностей:

1. координата А. длина волны
2. энергия Б. импульс (скорость)
  В. время

10. Установите соответствие между свойствами света и фактами, свидетельствующими о них:

1. корпускулярные свойства А. свет с малой длиной волны может выбивать электроны из метала, а с большой длиной волны – не может, независимо от интенсивности света
2. волновые свойства Б. свет может огибать препятствия на пути своего распространения, особенно те, чьи размеры сравнимы с его длиной волны
  как свет мы воспринимаем электромагнитное излучение лишь с длиной волн в В. определенном диапазоне (от 400 до 760 нм)

11. Самым малым значением энергии взаимодействия обладает _____ взаимодействие:

а). сильное

б). слабое

в). электромагнитное

г). гравитационное

12. Теория дифракции электромагнитных световых волн и выбивания электронов из металла ударами фотонов:

а). взаимно исключают друг друга

б). не подлежать изучению в едином курсе естествознания

в). позволяют построить абсолютно истинную теорию взаимодействия света и вещества

г). дополняют друг друга в нашем восприятии явлений взаимодействия света с веществом

13. Частицы являющиеся переносчиками фундаментального взаимодействия – это:

а). кварки

б). лептоны

в). бозоны

г). адроны

14. Укажите правильную последовательность в структурной иерархии материи (от меньшего к большему):

‡ элементарные частицы

‡ молекулы полимера

‡ молекулы

‡ атомы

15. Современные эксперименты по изучению элементарных частиц проводят:

а). с помощью микрометра

б). на ускорителях частиц

в). с помощью лазера

г). под оптическим микроскопом

Тестовые задания

Тема №5. «От термодинамики к синергетике»

1. Современной научной картине мира присуще следующее понимание причинности:

а). причинность имеет вероятностный характер

б). причинно-следственная связь однозначна

в). пространство-время и причинность абсолютны и независимы друг от друга

г). причинность, время, пространство относительны и независимы друг от друга

2. Укажите соответствие между характером трактовки принципа дополнительности и формулировкой:

1. узкий (квантомеханический) смысл А. полное понимание свойств любого объекта исследования требует взаимно дополняющих взглядов на него с разных, несовместимых между собой точек зрения
2. широкий (философский) смысл Б. все величины, характеризующие объект, можно разделить на такие группы, что измерение величин из одной группы делает невозможным или неточным измерение соответствующих величин из другой группы
  В. результаты логических рассуждений и математических выкладок в научном познании (в том числе в квантовой механике) всегда должны дополняться их экспериментальной и наблюдательной проверкой

3. Положения, характерные для квантово-полевой картины мира, - это (2 ответа):

а). случайность и неопределенность – это фундаментальные свойства нашей вселенной

б). есть только одна форма движения – механическое перемещение тел

в). материя существует в виде вещества, поля, физического вакуума

г). существует строго однозначная связь между причиной и следствием

4. Невозможен вечный двигатель первого рода. Это одна их формулировок:

а). третьего закона термодинамики

б). второго закона термодинамики

в). закона сохранения момента импульса

г). первого закона термодинамики

5. В основу квантовой механики легла гипотеза о том, что:

а). энергия кванта есть величина постоянная

б). все физические величины являются дискретными

в). электромагнитное излучение испускается отдельными порциями – квантами

г). основой материи является фундаментальная частица – квант

6. Расширенная трактовка принципа дополнительности применима к:

а). описанию биологической эволюции как результата действия изменчивости и естественного отбора

б). описанию человеческой психики как феномена социального и биологического

в). объяснению формирования климата под действием как космических, так и земных факторов

г). объяснению рождения звезд под действием двух противоборствующих факторов: гравитационного сжатия и внутреннего давления в газопылевом облаке

7. Координата и импульс квантового объекта не могут быть одновременно точно измерены, поскольку:

а). являются дополнительными величинами

б). они слишком малы, а точность измерительных приборов ограничена

в). для квантового объекта эти величины не имеют физического смысла

г). квантовый объект движется со скоростью света

8. Первый закон термодинамики – это одна из форм закона:

а). сохранения момента импульса

б). сохранения энергии

в). сохранения импульса

г). возрастания энтропии

9. Для дополнительных физических величин всегда выполняется:

а). соотношение неопределенностей

б). закон сохранения импульса

в). принцип Паули

г). принцип соответствия

10. Формулировка принципа дополнительности применительно к квантовому объекту включает утверждение, что:

а). элементарная частица является устойчивой лишь в том случае, если дополнена соответствующей ей античастицей

б). каждый квантовой объект – частица вещества дополняется соответствующей частицей – переносчиком фундаментального взаимодействия

в). для полного описания квантовомеханических явлений необходимо применять два дополнительных набора классических понятий

г). в природе существует два вида квантовых объектов – волновые и корпускулярные, которые дополняют друг друга и могут быть описаны в рамках одной теории

11. Принципиальная невозможность точных измерений в квантовой механике обусловлена тем, что:

а). квантовый объект – это микрообъект, измерить характеристики которого с помощью макроскопических приборов невозможно

б). измерительный прибор вступает во взаимодействие с исследуемой системой и меняет ее свойства

в). квантовомеханические явления неисчерпаемы, а возможности человеческого разума ограничены

г). измеряемые величины в принципе являются условными, поэтому говорить о точности измерений можно лишь в рамках принятых допущений

12. Статистическая теория описывает:

а). хаотическое поведение систем

б). вероятностное поведение систем, состоящих из огромного числа элементов

в). непредсказуемое поведение систем

г). строго детерминированное поведение систем от заданного начального состояния до бесконечности

13. Статистическое описание состояние применимо для:

а). движение артиллерийского движения

б). одной частицы

в). движение земли вокруг солнца

г). молекул газа в системе

14. В процессе самоорганизации нелинейной системы в окружающем ее пространстве:

а). ничего не происходит

б). уменьшается беспорядок

в). создается новый порядок

г). увеличивается беспорядок (хаос)

15. Показателем термодинамической некачественности энергии является:

а). энергия покоя

б). импульс

в). энтропия

г). кинетическая энергия

Тестовые задания

Тема №6. «Концепции возникновения и эволюции Вселенной. Концепция геологических процессов»

1. Изотропностью пространства называют:

а). бесконечность

б). неразличимость мест

в). равноправность всех направлений

г). наличие трех измерений

2. Укажите правильную последовательность в структурной иерархии мегамира (от меньшего к большему):

‡ Вселенная

‡ Земля

‡ Галактика

‡ Солнечная система

3. Укажите правильную последовательность в структурной иерархии мегамира (от большего к меньшему):

‡ Метагалактика

‡ звезда

‡ скопление галактик

‡ Вселенная

4. Если энергия термоядерного синтеза звезды становится меньше энергии тяготения, то происходит:

а). выброс протуберанца

б). гравитационный коллапс

в). появление солнечных пятен

г). солнечное затмение

5. В повернутой в пространстве установке все процессы протекают так же, как и до поворота, если повороту подвергнуты все факторы, определяющие процесс. Это проявление:

а). однородности пространства

б). симметрии времени

в). изотропности пространства

г). однородности времени

6. В случае открытой модели Вселенной радиус кривизны Вселенной:

а). постоянен

б). сначала увеличивается, затем уменьшаться

в). может неоднократно увеличиваться и уменьшаться

г). неограниченно увеличивается

7. Теория нестационарного состояния Вселенной предполагает, что:

а). Вселенная и ее пространство расширяются с течением времени

б). во Вселенной циклы сжатия и расширения чередуются

в). изменяться могут лишь отдельные объекты, но не мир в целом

г). Вселенная не претерпевает эволюции

8. Наука, которая изучает Вселенную в целом, наиболее общие законы ее развития, называется:

а). космологией

б). астрономией

в). космонавтикой

г). астрологией

9. В основе моделей эволюции Вселенной лежит:

а). квантовая механика

б). СТО

в). ОТО

г). закон всемирного тяготения

10. В 1922 была опубликована статья А. Фридмана «О кривизне пространства». Основной вывод этой работы заключался в том, что радиус кривизны пространства Вселенной:

а). равен бесконечности

б). претерпевает циклические изменения

в). либо может увеличиваться, либо уменьшаться

г). постоянен

11. В настоящее время экспериментально установлено, что:

а). Вселенная стационарна

б). Вселенная расширяется равномерно

в). Расширение Вселенной замедляется

г). Вселенная расширяется с ускорением

12. Сингулярное, т.е. сверхплотное состояние вещества, характерно для:

а). этапа первичного ядерного синтеза

б). этапа Большого взрыва

в). этапа формирования галактик

г). начального состояния Вселенной

13. Главным опытным подтверждением теории «Большого Взрыва» послужило:

а). экспериментальное подтверждение в 1954 г. существования лазерного излучения

б). открытие в 1963 г. квазаров – активных ядер галактик

в). открытие в 1965 г. радиопульсаров – быстро вращающихся нейтронных звезд

г). открытие в 1965 г. микроволнового фонового излучения («реликтового излучения»), имеющего спектр абсолютно черного тела при температуре около 3 К

14. Солнце, как центр Солнечной системы, в структуре Галактики:

а). вращается вокруг центра Галактики с периодом в 230 млн. земных лет

б). движется по сложной траектории, определяемой притяжением ближайших к Солнцу звезд

в). движется по прямой к центру галактики

г). находится в центре Галактики

15. Перемещение планет солнечной системы по эллиптическим орбитам есть:

а). химический процесс

б). социальный процесс

в). биологическое движение

г). механическое движение

Тестовые задания

Тема №7. «Концепции химических систем и биологических структур»

1. Процесс взаимодействия молекул и атомов – это ___________ форма движения:

а). гравитационная

б). механическая

в). электромагнитная

г). химическая

2. Номер химического элемента в Периодической таблице Менделеева связан с:

а). количеством протонов в ядре атома

б). числом электронов

в). числом заполненных энергетических уровней

г). числом энергетических уровней, по которым распределены электроны

3. Углерод-12 и углерод-14 являются:

а). изомерами

б). молекулами

в). гомологами

г). изотопами

4. Материальный носитель наследственности, единица наследственной информации, отвечающая за формирование какого-либо признака, - это:

а). кариотип

б). генофонд

в). ген

г). генотип

6. Химическое соединение, являющееся первичным носителем генетической информации большинства организмов, - это:

а). ДНК

б). нуклеотид

в). аминокислота

г). и-РНК

7. Установите соответствие между характерной чертой живых систем и одним из проявлений этой черты:

1. дискретность А. в живых системах многие процессы являются стереоизбирательными, то есть синтезируется одна из возможных пространственных форм
2. открытость Б. в живом организме можно выделить множество составных элементов, каждый из которых имеет специальное назначение
3. целостность В. для живой системы характерны высокая степень организации и строго закономерное функционирование всех составных частей
  Г. живой организм способен извлекать, преобразовывать и использовать энергию и вещества из окружающей среды

8. При повышении температуры в реакционной системе:

а). скорость химических реакций увеличивается

б). повышается энергия активации, необходимая для протекания реакций

в). возрастает концентрация всех реагентов

г). начинают преобладать восстановительные реакции

9. Организм, генотип которого содержит одинаковые аллели одного гена, называется:

а). гомозиготным

б). рецессивным

в). гетерозиготным

г). доминантным

10. Организм, генотип которого содержит разные аллели одного гена, называется:

а). гомозиготным

б). гетерозиготным

в). рецессивным

г). доминантным

11. Идеалистическое учение в биологии, согласно которому жизнь объясняется наличием в организме нематериального начала, управляющего жизненными процессами, называется:

а). телеологией

б). креацинизмом

в). витализмом

г). идеализмом

12. В ходе химической реакции происходит:

а). распад неустойчивых ядер атомов и образование новых устойчивых изотопов химических элементов

б). образование новых веществ из исходных за счет реакций распада или синтеза ядер атомов

в). образование новых веществ, сопровождающееся увеличением или уменьшением общего количества атомов

г). превращение исходных веществ в другие вещества

13. Одна из цепей ДНК имеет последовательность нуклеотидов: АТГЦ. Исходя из принципа комплементарности в другой цепи ДНК:

‡ тимин

‡ аденин

‡ цитозин

‡ гуанин

14. Взрыв горючей смеси и движение поршня в цилиндрах двигателей внутреннего сгорания представляет собой совокупность следующих форм движения:

а). физическая, химическая, биологическая

б). механическая, физическая, химическая

в). биологическая, механическая, химическая

г). механическая, биологическая, физическая

15. Периодически изменяющиеся свойства химических элементов определяются:

а). электронным строением атомов

б). массой ядер атомов

в). массой атомов

г). строением ядер атомов

Тестовые задания

Тема №8. «Концепция биосферы и экологии»

1. Социально-экономическая концепция устойчивого развития по определению ООН фактически означает:

а). замену биосферы техносферой, работающей на основе возобновляемой солнечной энергии

б). компромисс между стремлением человечества к максимальному удовлетворению своих потребностей и необходимостью сохранения биосферы

в). полный отказ от использования невозобновимых природных ресурсов за счет резкого снижения темпов экономического роста

г). постепенный отказ от техногенной цивилизации и возврат к натуральному способу ведения хозяйства и натуральным продуктам

2. Взаимодействие и согласованное функционирование всех уровней организации живого определяет _________ живых:

а). способность к росту и развитию

б). дискретность

в). самоорганизацию

г). целостность

3. Способность живых организмов выдерживать отклонения экологических факторов от оптимальных для данного организма значений называется:

а). выживаемостью

б). приспособленностью

в). защитой

г). толерантностью

4. Накопление и отложение живыми организмами в почвах и гидросфере химических соединений – это ________ функция биосферы:

а). транспортная

б). газовая

в). концентрационная

г). деструктивная

5. Любой элемент окружающей среды, оказывающий влияние на живой организм, называется ________ фактором:

а). космическим

б). экологическим

в). мутационным

г). экономическим

6. В результате парникового эффекта:

а). повсеместно на земном шаре увеличивается количество осадков

б). происходит потепление климата

в). образуется смог над обширными площадями

г). повышается урожай сельскохозяйственных культур во всех климатических поясах

7. Форма биотических взаимоотношений, при которой оба организма извлекают пользу друг от друга, называется:

а). нейтрализм

б). симбиоз

в). паразитизм

г). антибиоз

8. Функция живого вещества, которая проявляется в способности хвощей, осок накапливать в клетках кремний, называется:

а). концентрационной

б). окислительно-восстановительной

в). газовой

г). деструктивной

9. Форма биотических взаимоотношений, при которой оба организма не зависят друг от друга, называется:

а). симбиоз

б). паразитизм

в). нейтрализм

г). симбиоз

10. Пара организмов, в которой осуществляются отношения типа нейтрализма, - это:

а). лось и белка

б). клещ и собака

в). олень и волк

г). человек и вирус герпеса

11. Функцией озонового слоя является:

а). связывание ионизирующего излучения космоса

б). защита живых организмов от инфракрасного излучения Солнца

в). защита от метеоритов, комет

г). защита живых организмов от ультрафиолетового излучения Солнца

12. Основной причиной сокращения видового разнообразия в результате деятельности человека является:

а). загрязнение воздуха

б). разрушение местообитания

в). радиоактивное загрязнение

г). непродуманное введение в культуру новых видов растений и животных

13. Экологическим последствием неолитической революции (8-10 тыс. до н.э.) является:

а). рост концентрации парниковых газов в атмосфере

б). опустынивание обширных территорий

в). истощение озонового слоя

г). химическое загрязнение атмосферы

14. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, называются:

а). автотрофами

б). сапрофитами

в). гетеротрофами

г). продуцентами

15. Организмы, способные вовлекать молекулярный азот из атмосферного воздуха в биогенный цикл, - это (2 ответа):

а). бактерии

б). растения

в). сине-зеленые водоросли

г). грибы

Тестовые задания

Тема №9. «Концепции эволюции в биологии и человека в естествознании»

1. В основе современной научной картины мира лежат принципы (2 ответа):

а). дополнительности

б). универсального эволюционизма

в). дальнодействия

г). относительности Галилея

2. Появление асимметрических объектов в системе симметричных объектов:

а). ускоряет эволюционное развитие системы

б). останавливает эволюцию систему

в). поворачивает эволюционные процессы вспять

г). не влияет на эволюцию системы

3. Биологическое развитие и научно-технический прогресс имеют много общих черт вследствие того, что оба процесса подчиняются:

а). божественным предопределениям

б). канонам учения о биополях

в). эволюционным закономерностям

г). законам самоорганизации

4. Установите соответствие между содержанием понятия и термином:

1. теория однократного возникновения жизни на Земле в специфических условиях из неживой материи А. эволюция
2. теория, утверждающая, что все живое происходит только из живого Б. абиогенез
3. необратимое развитие органического мира В. Большой взрыв
  Г. биогенез

5. Решающим социальным факторам антропогенеза является:

а). изменение зубочелюстного аппарата

б). создание семьи

в). прямохождение

г). трудовая деятельность

6. Установите соответствие между концепциями возникновения жизни и их содержанием:

1. постоянное самозарождение А. жизнь возникла и возникает неоднократно из неживого вещества
2. теория биохимической эволюции Б. жизнь есть процесс постепенного материального воплощения информационной матрицы
3. панспермии В. жизнь возникла в специфических условиях древней Земли в результате физико-химических процессов
  Г. появление жизни на Земле в результате переноса с других планет «зародышей жизни»

7. Случайные изменения в геноме называют:

а). модификациями

б). репликациями

в). деградациями

г). мутациями

8. К факторам биологической эволюции по Ч. Дарвину относит (ся):

а). изменение расположения магнитных полюсов земли

б). изменение вулканической деятельности

в). наследственность и случайная изменчивость

г). изменение взаимного расположения материков

9. Разнообразные формы зависимости организмов от условий окружающей среды Ч. Дарвин называл:

а). коэволюцией

б). генобиозом

в). симбиозом

г). борьбой за существование

10. Возникновение жизни на Земле и ее биосферы является одной из основным проблем современного естествознания. Гипотеза, согласно которой земная жизнь имеет космическое происхождение, носит название гипотезы:

а). биохимической эволюции

б). панспермии

в). креационистской

г). самопроизвольного зарождения

11. Наиболее вероятностной прародиной человечества по современным данным представляется:

а). Азия

б). Африка

в). Европа

г). Америка

12. Коренное население Европы, Южной Азии и Северной Америки, с узким лицом и сильно выступающим носом, светлым или смуглым цветом кожи, относится к _____ главной расе:

а). американоидной

б). европеоидной

в). австрало-негроидной

г). монголоидной

13. Современные человекообразные обезьяны:

а). имеют такой же, как у человека, хромосомный набор

б). являются предками человека

в). имеют с человеком общего предка, жившего 18-20 млн.лет назад

г). приобрели прямохождение позже человека

14. Возникновение жизни на Земле – одна из основных проблем естествознания. Согласно гипотезе стационарного состояния:

а). жизнь возникла в результате процесса биохимической эволюции

б). жизнь имеет космическое происхождение

в). возможно самопроизвольное зарождение жизни из неживого

г). жизнь никогда не возникала, а существовала всегда

15. Увеличение массы и силы мускулатуры у спортсменов в процессе интенсивных занятий спортом обуславливает ________ изменчивость:

а). модификационная

б). комбинативная

в). клинальная

г). мутационная

Наши рекомендации