Статья 17. Система органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации
1 . В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
2. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации
может устанавливаться должность высшего должностного лица
субъекта Российской Федерации. Высшее должностное лицо субъек
та Российской Федерации возглавляет высший исполнительный
орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
3. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в
пределах ведения Российской Федерации и полномочий Россий
ской Федерации по предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные орга-
ны исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
4. Перечень исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации (пункт дополнительно включен Федеральным Законом от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ).
Статья 18. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)
1. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта Российской Федерации и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, за исключением случаев, когда на день вступления в силу настоящего Федерального закона конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации предусмотрено наделение гражданина полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) путем избрания его специально созываемым собранием представителей.
<...>
4. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта Российской Федерации или госу-
дарственные должности государственной службы субъекта Российской Федерации, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы (в редакции Федерального Закона от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ), не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
5. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации
(руководитель высшего исполнительного органа государственной
власти субъекта Российской Федерации) избирается на срок не
более пяти лет и не может избираться на указанную должность
более двух сроков подряд.
6. Наименование должности высшего должностного лица субъек
та Российской Федерации (руководителя высшего исполнитель
ного органа государственной власти субъекта Российской Федера
ции) устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российс
кой Федерации с учетом исторических, национальных и иных
традиций данного субъекта Российской Федерации.
7. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации
(руководитель высшего исполнительного органа государственной
власти субъекта Российской Федерации):
а) представляет субъект Российской Федерации в отношениях
с федеральными органами государственной власти, органами го
сударственной власти субъектов Российской Федерации, органа
ми местного самоуправления и при осуществлении внешнеэконо
мических связей, при этом вправе подписывать договоры и согла
шения от имени субъекта Российской Федерации;
б) обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем
подписания законов или издания специальных актов, либо от
клоняет законы, принятые законодательным (представительным)
органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
в) формирует высший исполнительный орган государственной
власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законо
дательством субъекта Российской Федерации;
г) вправе требовать созыва внеочередного заседания законо
дательного (представительного) органа государственной власти
субъекта Российской Федерации, а также созывать вновь из
бранный законодательный (представительный) орган государ
ственной власти субъекта Российской Федерации на первое засе-
дание ранее срока, установленного для этого законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;
д) вправе участвовать в работе законодательного (представи
тельного) органа государственной власти субъекта Российской
Федерации с правом совещательного голоса;
е) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим
Федеральным законом, другими федеральными законами, кон
ституцией (уставом)и законами субъекта Российской Федерации.
8. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) при осуществлении своих полномочий обязано соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, конституцию (устав) и законы субъекта Российской Федерации, а также исполнять указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.
Статья 19. Досрочное прекращение полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)
1. Полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) прекращаются досрочное случае:
а) его смерти;
б) его отставки в связи с выражением ему недоверия законода
тельным (представительным) органом государственной власти
субъекта Российской Федерации;
в) его отставки по собственному желанию;
г) отрешения его от должности Президентом Российской Феде
рации (подпункт дополнительно включен Федеральным Зако
ном от 29 июля 2000 года № 106-ФЗ);
д) признания его судом недееспособным или ограниченно дее
способным;
е) признания его судом безвестно отсутствующим или объявле
ния умершим;
ж) вступления в отношении его в законную силу обвинитель
ного приговора суда;
з) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное
место жительства;
и) утраты им гражданства Российской Федерации;
к) его отзыва избирателями субъекта Российской Федерации на основаниях и в порядке, установленных настоящим Федеральным законом, если такой отзыв предусмотрен конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
2. Законодательный (представительный) орган государствен
ной власти субъекта Российской Федерации вправе выразить не
доверие высшему должностному лицу субъекта Российской Феде
рации (руководителю высшего исполнительного органа государ
ственной власти субъекта Российской Федерации) в случае:
издания им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;
установленного соответствующим судом иного грубого (в редакции Федерального Закона от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ) нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан.
3. Решение законодательного (представительного) органа го
сударственной власти субъекта Российской Федерации о недове
рии высшему должностному лицу субъекта Российской Федера
ции (руководителю высшего исполнительного органа государствен
ной власти субъекта Российской Федерации) принимается двумя
третями голосов от установленного числа депутатов по инициа
тиве не менее одной трети от установленного числа депутатов.
<.„>
5. Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации о недоверии высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) влечет за собой немедленную отставку высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и возглавляемого им высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
6. Решение Президента Российской Федерации об отрешении
высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (ру
ководителя высшего исполнительного органа государственной
власти субъекта Российской Федерации) от должности влечет за
собой отставку возглавляемого указанным лицом высшего испол
нительного органа государственной власти субъекта Российской
Федерации (пункт дополнительно включен Федеральным Зако
ном от 29 июля 2000 года № 106-ФЗ).
7. В случае отставки высшего исполнительного органа госу
дарственной власти субъекта Российской Федерации, преду
смотренной пунктами 5 и 6 (в редакции Федерального Закона
от 29 июля 2000 года № 106-ФЗ) настоящей статьи, он продол
жает действовать до сформирования нового высшего исполни
тельного органа государственной власти субъекта Российской Фе
дерации.
8. В законе субъекта Российской Федерации, регулирующем
отзыв высшего должностного лица субъекта Российской Федера
ции (руководителя высшего исполнительного органа государствен
ной власти субъекта Российской Федерации), должны уста
навливаться основания и процедура отзыва.
Отзыв высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) возможен по одному из следующих оснований: нарушение высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) законодательства Российской Федерации и (или) законодательства субъекта Российской Федерации, факт совершения которого установлен соответствующим судом. Отзыв по данному основанию не освобождает высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высше-
го исполнительного органа государственной власти субъекта Российском Федерации) от иной ответственности, предусмотренной федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации; неоднократное без уважительных причин неисполнение высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) своих обязанностей, установленное соответствующим судом.
При наличии указанных оснований голосование по отзыву высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть назначено при условии, что собраны подписи не менее 3 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации. Процедура отзыва должна обеспечить гражданам Российской Федерации, которые обладают активным избирательным правом на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее — участники голосования), возможность проведения агитации за отзыв высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и против такого отзыва, а также гарантировать участникам голосования всеобщее равное и прямое участие в тайном голосовании по отзыву высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Отзываемое лицо должно быть проинформировано инициаторами его отзыва, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, действующей в качестве комиссии по отзыву, или законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации о времени и месте рассмотрения вопроса об отзыве, а также должно иметь возможность дать участникам голосования объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания отзыва. На всех этапах осуществления отзыва отзываемым лицом может быть использовано право на защиту чести и достоинства, гражданских прав и свобод в суде.
Отзыв признается состоявшимся, если за него проголосовало более половины от числа участников голосования, включенных в списки для голосования по отзыву высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (пункт дополнительно включен Федеральным Законом от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ).