Глава 1 теория конституционного права как науки 1 страница
КОНСТИТУЦИОННОЕ
ПРАВО РОССИИ
(в схемах)
УДК-342
ББК-Х67
Конституционное право России (в схемах). Учебно-методическое пособие. Под редакцией Бажакина В.И. СПб.: Стратегия будущего. 2010. С 138.
В учебно-методическом пособии изложены основы конституционного права России в схемах. В наглядной и доступной форме изложены знания обо всех новых законах, регулирующих права и свободы граждан, механизм государственной власти.
С позиций современного состояния конституционного права России в соответствии с государственным образовательным стандартом последовательно, лаконично, с необходимой глубиной раскрыты вопросы теории и практики конституционно-правового регулирования устройства Российского государства, политической системы страны, общества в целом.
Для студентов всех форм обучения по специальности 080504-Государственное и муниципальное управление.
© Бажакин В.И.
© Кафедра Национальная безопасность ФУИТ СПбГПУ
ISBN-
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА 1 ТЕОРИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА КАК НАУКИ.. 5
ГЛАВА 2 ФОРМА ГОСУДАРСТВА.. 21
ГЛАВА 3 КОНСТИТУЦИЯ РФ.. 31
ГЛАВА 4 ПРАВА ЧЕЛОВЕКА.. 47
ГЛАВА 5 ГРАЖДАНСТВО РФ.. 76
ГЛАВА 6. ОБЩЕСТВЕННЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ГРАЖДАН В РФ.. 87
ГЛАВА 7. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО В РФ.. 94
ГЛАВА 8 ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО.. 107
ГЛАВА 9 ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.. 120
ГЛАВА 10 МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ. 129
ГЛАВА 11 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. 135
ВВЕДЕНИЕ
Человек является объектом изучения всех общественных наук, каждая из которых имеет свой аспект исследования. Глубокий переворот, который переживают экономические, социально-культурные, политические и правовые формы организации и функционирования современного общества, обусловливают напряженное искание, в состоянии которого находится отечественная общественная и политико-правовая мысль. Несмотря на противоборство различных политических сил, в начале 90-х годов обществу удалось найти согласие относительно логики конституционного строительства Российской Федерации: человек – гражданское общество – государство. Основой концепции нового конституционного строя России явились великие гуманистические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина.
Отказ от прежнего типа государственности и права сопрягается с постепенным утверждением общедемократических принципов организации и функционирования социума, качественным обновлением отечественной государственности и всей правовой системы, краеугольную основу которой составляет Конституция Российской Федерации 1993 года. Принятая всенародным голосованием 12 декабря и вступившая после ее официального опубликования в силу 25 декабря 1993 г., она провозгласила Российскую Федерацию – Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Постепенно наполняются реальным общественным содержанием основные начала конституционного строя, включая народовластие как основу государства, федерализм, государственный суверенитет, права и свободы человека как высшую ценность, верховенство права, политический плюрализм и многопартийность, разделение властей, многообразие форм экономической деятельности, полноправное участие страны в мировом сообществе.
В модели социального, экономического, политического и духовного развития, избранной обществом и закрепленной в Конституции Российской Федерации 1993 г., взаимоотношения государства и индивида занимают, пожалуй, главное место.
Таким образом, состояние современного конституционного права, степень его научной исследованности не стоят на месте, они достаточно подвижны, динамичны, что обусловлено самим характером и темпами развивающихся политических и социально-экономических процессов и преобразований, происходящих в российском обществе и государстве. Поэтому необходимо систематически отражать в научных учебных работах новейшие, наиболее значимые изменения, новации, которые характеризуют современный этап конституционного права России.
Данное учебно-методическое пособие было создано на основе учебных пособий «Конституционное право России» и «Конституция Российской Федерации», написанных теми же авторами, включает все основные темы курса конституционного права России и изложено в удобной для понимания и запоминания форме – в таблицах и схемах. К некоторым таблицам в сносках прилагаются пояснения.
ГЛАВА 1 ТЕОРИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА КАК НАУКИ
1. Понятие конституционного права
1. Конституционное право как отрасль права[1] | это совокупность правовых норм, обеспечивающая и гарантирующая основы конституционного строя, реализацию и защиту основных прав и свобод человека и гражданина, отношения в обществе и государстве, развитие демократических общественных институтов, возникающая в процессе осуществления народовластия, а также закрепляющая государственное устройство, его территориальную организацию, систему, порядок формирования, принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления |
2. Конституционное право как наука | это совокупность юридических знаний о понятии и историческом развитии конституции, о порядке ее принятия и содержании, о внесении изменений в конституцию; об основах конституционного строя, основах правового положения личности, о государственно-территориальном устройстве, системе, порядке организации деятельности всех государственных органов, об основах организации и деятельности органов местного самоуправления |
3. Конституционное право как научная дисциплина | это систематизированное изложение важнейших положений науки конституционного права в учебных целях |
2. Предмет конституционного права
Понятие | Под предметом конституционного права понимается совокупность общественных отношений, определяющих основы конституционного строя и политико-территориальное устройство страны, основы правового статуса человека и гражданина, а также отношения, возникающие при установлении и регулировании организации и деятельности государства и государственной власти | |
Особенности предмета конституционного права | Регуляционные | Конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и др. Конституционное регулирование общественных отношений в различных сферах жизни неодинаково. В одних сферах жизни общества предметом конституционного права охватывается весь комплекс общественных отношений. Это прежде всего те отношения, которые связаны с устройством государства, организацией государственной власти, всей политической системы общества и служат основой формирования всех других общественных отношений. В других сферах жизни общества нормы конституционного права регулируют лишь основополагающие отношения (например, в экономической сфере предметом конституционного права являются отношения, |
характеризующие основные начала и принципы экономики, формы собственности) | ||
Структурные | В предмет конституционного права входят общественные отношения, вытекающие из основ конституционного строя РФ. Эти отношения характеризуются тем, что содержат: главные принципы общества и государства; механизм реализации власти многонационального народа РФ; основы социальной политики РФ; основы экономической системы России; основы политической системы РФ | |
В предмет конституционного права входят общественные отношения, определяющие основы взаимоотношений человека с государством, т.е. главные принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, гражданство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также юридические гарантии по обеспечению основных прав и свобод | ||
В предмет конституционного права входят отношения, вытекающие из федеративного устройства России. Эти общественные отношения характеризуют: структуру Российского государства; статус и компетенцию России и субъектов РФ; государственные символы России; систему органов исполнительной власти. Урегулирование этих общественных отношений составляет важное условие обеспечения целостности и единства государства, обоснованных реальными потребностями разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами | ||
В предмет конституционного права входят отношения, связанные с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Эти отношения характеризуются тем, что содержат: принципы выборов Президента РФ; его статус и компетенцию; порядок отрешения от должности; механизм формирования парламента России – Федерального Собрания; полномочия его палат: Совета Федерации и Государственной Думы РФ; процедуру принятия законов; механизм формирования Правительства РФ; его компетенцию и ответственность; структуру и принципы деятельности судебной власти; принципы формирования и деятельности местного самоуправления в России |
3. Методы конституционного права
Понятие | Под методом конституционного права понимается совокупность приемов, средств, форм правового воздействия на общественные отношения и их участников | |
Метод дозволения (равенство сторон) | «Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации» (ч. 2 ст. 27 Конституции РФ); «Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения» (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ) | |
Метод запрещения (запрещения недозволенных действий) | «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации» (ч. 4 ст. 3 Конституции РФ) | Метод запрещения и Метод обязывания в совокупности образуют метод субординации |
Метод обязывания (метод властного связывания) | «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ); «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст. 57 Конституции РФ) | |
Директивный метод (императивный) | Метод власти подчинения, не позволяющий субъектам права отклоняться от предписания правовой нормы. Например, норма ст. 116 Конституции РФ гласит: «Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия» | |
Диспозитивный метод | Предоставление субъектам возможности выбора в рамках закона. Например, в ч. 1 ст. 117 Конституции РФ сказано, что «Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации» | |
Метод правового гарантирования[2] | Закрепление в учредительном акте основ конституционного строя, основ правового положения человека и гражданина, политико-территориального устройства, системы органов государственной власти и местного самоуправления гарантирует их реальное существование в общественной жизни | |
Учредительный метод[3] | использует специфические способы средства правового воздействия – общее установление и конституционное закрепление. Общее установление проявляется в наличии в системе конституционного права множества так называемых исходных отправных установлений, имеющих общерегулятивный характер и выражающихся в первичных нормах права. Такие нормы содержатся в Конституции РФ, конституционных федеральных законах или в федеральных законах. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции и др. Конституционные установления имеют всеобщий, универсальный характер, обращены ко всем или к многим видам субъектов, как правило, не порождают конкретных правоотношений, реализуясь в общих конституционных отношениях. К примеру, ст. 10 Конституции РФ: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Общее установление выступает в форме конституционного закрепления |
4. Понятие и особенности конституционно-правовых норм
Понятие | Конституционно-правовые нормы – это установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения и составляющие однородную группу, выраженные в Конституции РФ или получившие юридическое закрепление в иных правовых актах, являющихся источниками конституционного права | |
Особенности | 1. Назначение | регулируют поведение субъектов конституционно-правовых отношений в целях осуществления полновластия народа, утверждения прав и свобод человека и гражданина, обеспечения государственного суверенитета |
Особенности | 2. Особая юридическая природа | являются исходными либо первичными во всей конструкции системы внутригосударственного права; устанавливают основные права, свободы и обязанности, конституционно-правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, конституируют принципы взаимоотношений между различными уровнями власти, между властью и населением |
3. Учредительный характер содержащихся в них предписаний | определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества. Кроме того, нормы конституционного права определяют и саму систему органов государственной власти | |
4. Многообразие юридических форм выражения | значительная их часть содержится в источниках конституционного права: Конституции РФ, конституционных законах, законах и иных нормативных актах. Важным источником, формирующим нормы конституционного права, являются постановления Конституционного Суда РФ | |
5. Своеобразие вида норм | рассчитаны на все сходные ситуации, а не на конкретную жизненную ситуацию; характеризуются повышенной степенью обобщенности по сравнению с нормами других отраслей права; они предназначены не только для установления конкретных прав, свобод, обязанностей, компетенции, полномочий и предметов ведения, но и для определения наиболее общих принципов правового регулирования. Среди конституционных норм много норм-целей, норм-определений, норм программного характера, бланкетных (отсылочных) норм | |
6. Особый механизм реализации | связан с особым видом отношений общего характера (например, состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе РФ) | |
7. Специфический характер субъектов, на регулирование отношений между которыми они обращены | Это особые субъекты (например, народ, государство, глава государства, представительные (законодательные) органы государственной власти, нация), взаимоотношения которых относятся к предмету отрасли конституционного права | |
8. Особенности структуры | Существует два научных подхода к характеристике особенностей структуры конституционно-правовых норм. Одни специалисты (например, Основин B.C.) считают, что нормы конституционного права имеют усеченную структуру, т.е. отсутствует санкция, а иногда и гипотеза. Другие специалисты (например, Недбайло П.Е.) придерживаются мнения о том, что конституционно-правовая норма имеет полную структуру и соответствует классическим представлениям о трех составляющих правовой нормы (гипотеза[4], диспозиция[5] и санкция[6]) |
5. Виды конституционно-правовых норм
I. В зависимости от объема нормативное | 1. Исходные (отправные нормы) | а) нормы – дефиниции | закрепляют в обобщенном виде юридические термины, в данном случае признаки того или иного конституционного понятия, например, «избирательное объединение», «политическая партия» и др. В крупных законодательных актах такие нормы группируются в специальном разделе (главе, статье), как правило, называющемся «общие положения» | ||||
б) нормы – принципы | в них сформулированы общие или отраслевые правовые принципы и задачи данной совокупности юридических норм. Нормы-принципы широко распространены в конституционном праве, получают закрепление непосредственно в законе. К примеру, принципы гражданства[7] непосредственно отражены в Федеральном законе от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» | ||||||
в) определительно-установленные нормы | Содержаться в преамбулах Конституции и законодательных актов. Они, например, фиксируют важнейшие факты из национальной истории, повторные события в жизни страны и не могут быть изменены или отменены без применения установленного порядка внесения поправок и изменений в Конституцию или в законодательный акт | ||||||
2. Нормы- поведения (нормы-предписания правила | а) регулятивные нормы | это нормы, определяющие субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия | |||||
б) охранительные нормы | это нормы, определяющие условия применения мер государственно- принудительного воздействия, характер и содержания этих мер | ||||||
II По содержанию | 1. Нормы, регулирующие основы конституционного строя | ||||||
2. Нормы о правах и свободах | |||||||
3. Нормы о федеративном устройстве России | |||||||
4. Нормы об организации законодательной власти, исполнительной власти, судебной власти | |||||||
5. Нормы о местном самоуправлении | |||||||
III. По юридической силе | 1. Нормы, изложенные в главах 1, 2 и 9 Конституции РФ | они имеют высшую юридическую силу не только в сравнении с нормами, содержащимися в конституционных законах, законах РФ и субъектов РФ, подзаконных нормативных актах, но и имеют приоритет в юридической силе в сопоставлении с нормами, установленными в остальных главах (разделах) Конституции РФ | |||||
2. Нормы, зафиксированные в гл. 3-8 Конституции РФ | имеют высшую юридическую силу в сравнении с нормами конституционного права, содержащимися в конституционных и иных законах, в иных нормативных актах РФ и субъектов РФ | ||||||
3. Нормы конституционного права, закрепленные в подзаконных нормативных актах – источниках конституционного права и т.д. | |||||||
IV. По территории | 1. Общефедеральные | действующие на всей территории Российской Федерации | |||||
2. Действующие на территории отдельного субъекта РФ | а также республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа | ||||||
3. Локальные | действующие в масштабе отдельно взятого муниципального образования | ||||||
V. По назначению в механизме правового регулирования | 1. Материальные нормы | отвечают на вопрос – что регулируется, и закрепляют меру возможного (должного) поведения либо действий субъектов права. Примерами норм этой разновидности являются: основная часть норм о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина; нормы о компетенции органов и должностных лиц публичной власти; нормы о предметах ведения и полномочиях РФ и ее субъектов (республик, краев, областей, автономий, городов федерального значения) | |||||
2. Процессуальные нормы | отвечают на вопрос – как регулируется, и устанавливают форму, последовательность (порядок) реализации норм материального права. В качестве примеров можно назвать большую часть норм о выборах, референдумах, нормы о порядке работы парламента, о законодательном процессе. Так, в Конституции РФ записано, что Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания РФ заседают раздельно (ч. 1 ст. 100 Конституции РФ) | ||||||
VI. По характеру обязательства и содержащихся в нем предписаний[8] | 1. Императивные (директивные) нормы | в них правило поведения не оставляет субъекту никакой свободы выбора, а четко предписывает поступать в соответствии с указанием. Например, норма ч. 1 ст. 50 Конституции РФ запрещает повторное осуждение за одно и то же преступление | |||||
2. Диспозитивные нормы | в них субъекту предоставляется возможность воспользоваться или не воспользоваться своим правом выбора одного из действий, предусмотренных в данной норме. Например, норма ч. 3 ст. 59 Конституции РФ предусматривает возможность прохождения альтернативной гражданской службы вместо несения военной службы | ||||||
VII. По форме выражения предписания конституционно – правовой нормы | 1.Управомочивающие нормы | предоставляют участникам общественных отношений право совершать действия в целях удовлетворения своих интересов. Это нормы, закрепляющие предметы ведения и полномочия РФ и ее субъектов, компетенцию государственных органов и должностных лиц (Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ и др.), права и свободы человека и гражданина. Например, норма ч. 2 ст. 45 Конституции РФ: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Таким образом, в этих нормах используются следующие слова: «вправе», «имеет право», «разрешается» и т.п. | |||||
2. Обязывающие нормы | устанавливают обязанность совершать определенные действия, предусмотренные этими нормами. К этой группе относятся нормы, устанавливающие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается иной вариант действия, чем тот, который предусмотрен в норме права. Примером обязывающих конституционных норм являются: норма ст. 58 Конституции РФ: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природным богатствам»; норма ч. 3 ст. 107 Конституции РФ: Президент РФ обязан подписать и обнародовать федеральный закон, если при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации он одобрен ими в ранее принятой редакции. Как видно из этих примеров, в предписаниях такого рода используются слова «обязан», «необходимо», «должен» и т.п. | ||||||
3. Запрещающие нормы | запрещают совершать определенные действия. В форме запретов фиксируются, например, ряд принципов конституционного строя, гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ. Так, согласно Конституции РФ «никто не может присваивать власть в РФ» (ч. 4 ст. 3); «гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его» (ч. 3 ст. 6) и др. | ||||||
VIII. По времени действия | 1. Постоянные нормы | т.е. действующие в течение неопределенного времени | |||||
2. Временные нормы | а) нормы конституционного права | выраженные в актах временного действия, в переходных положениях конституций и др. Например, п. 6 заключительных и переходных положений Конституции РФ: «Впредь до введения в действие федерального закона, устанавливающего порядок рассмотрения дел судом присяжных заседателей, сохраняется прежний порядок судебного рассмотрения соответствующих дел» | |||||
б) действующие лишь в определенные периоды времени | например, при чрезвычайном или военном положении | ||||||
6. Понятие и особенности конституционно-правовых отношений
Понятие | Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права и порождающие взаимные права и обязанности его участников с целью урегулирования отношений, являющихся предметом конституционного права | |
Особенности | 1. Имеют свое содержание | возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права, т.е. эти отношения, возникают в сферах взаимоотношений личности и государства, органов власти различных уровней |
2. Характеризуются своеобразным объектом | в качестве таковых выступают жизнь, свобода достоинство человека, целостность государства, государственная власть, суверенитет и др. | |
3, Имеют особый субъектный состав | например, народ, нация, государство | |
4. Обладают высоким политическим потенциалом | выступают юридической формой политических отношений и выражают интересы разных социальных групп, коренные интересы общества в целом | |
5. Характеризуются специфическими источниками | Конституция РФ, федеральные конституционные законы, Федеративный договор и др. | |
6. Характеризуются большим разнообразием | создаются юридические связи между субъектами этих отношений |
7. Виды конституционно-правовых отношений
1. По основанию возникновения | юридический факт | событие | происходит независимо от воли субъекта, действие связано с волеизъявлением последнего[9] |
действие | влечет за собой возникновение, изменение и прекращение правоотношений | ||
2. По содержанию | материальные правоотношения | Реализуете само содержание права и обязанности | |
процессуальные правоотношения | В них реализуется порядок реализации правовых действий | ||
3. По форме | правоотношения в собственном смысле | в них четко определены права и обязанности субъектов, и каждый субъект осуществляет свои права и обязанности лично |
8. Состав конституционно-правовых отношений
9. Источники конституционного права
1. Международные договоры | Международный договор – это ратифицированный Государственной Думой РФ договор, содержащий нормы конституционного права. Международный договор РФ – это международное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией В письменной форме. Например, Договор о нераспространении ядерного оружия (Женева, 1 июля 1968 г.), Договор о дружбе, торговле и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Парагвай (Нью-Йорк, 14 сентября 2000 г.) и др. |
2. Конституции | Конституция Российской Федерации – главный источник конституционного права. Конституция составляет правовую основу, фундамент всего действующего законодательства. Она является актом прямого действия и применения на всей территории Российской Федерации. Нормы Конституции РФ обладают высшей юридической силой и регулируют наиболее важные, общественные отношения. Законы и иные правовые акты, применяемые в РФ, не должны противоречить Конституции России. Кроме общефедеральной Конституции, на территории субъектов РФ[10] действуют конституции республик и уставы других субъектов Федерации. Несмотря на определенные различия в конституциях и уставах субъектов Федерации, последние признают верховенство Конституции РФ и ее законов при регулировании вопросов исключительной компетенции Федерации и совместной компетенции субъектов Федерации |
3. Декларации | Особое место среди источников права занимает декларация, принятая высшими органами государственной власти. В ней решаются принципиальные вопросы государственного строительства, суверенитета, свободы личности, дается оценка социально-политической ситуации. Источником конституционного права является Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. Декларация прав и свобод человека и гражданина (принята постановлением ВС РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920-1), Декларация от 25 октября 1991 г. № 1808/I-I «О языках народов России» |
4. Законы Российской Федерации | Согласно ст. 76 Конституции в РФ издаются и действуют законы трех видов: федеральные конституционные, федеральные законы и законы субъектов Федерации. Они различаются по юридической силе, предметам ведения, порядку принятия и особенностям применения в их отношении отлагательного вето Президента РФ. Наибольшей юридической силой обладают федеральные конституционные законы, которые принимаются по вопросам ведения самой Федерации и всегда содержат конституционно-правовые нормы. В частности, это законы об условиях и порядке введения чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях (ст. 56 и 88 Конституции РФ); о принятии в Российскую Федерацию или образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, а также об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (ст. 65, 66, 137 Конституции РФ); о референдуме (ст. 84 Конституции РФ) и др. Федеральные законы принимаются исключительно законодательным (представительным) органом государственной власти РФ (Федеральным Собранием РФ) по предметам ведения Федерации и ее субъектов либо принятые непосредственно народом путем всероссийского референдума. Например, Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон от 4 марта 1998 г. № 33- ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». К законам субъектов РФ относят нормативные правовые акты высшей юридической силы, принятые представительным (законодательным) органом государственной власти субъекта РФ по предметам ведения субъекта Федерации и по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов либо непосредственно населением, проживающим на территории субъекта РФ. В отношении законов субъектов РФ, содержащих конституционно-правовые нормы, действует правило обязательною соответствия их федеральным законам. Законы субъектов Федерации, принятые последними по вопросам своей исключительной компетенции (ст. 73 Конституции РФ) согласно п. 6 ст. 76 Конституции РФ в случае противоречия с федеральными законами имеют приоритет |
5. Подзаконные акты Президента РФ | Обладая широкими полномочиями. Президент РФ реализует свою компетенцию путем издания указов и распоряжений[11], которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. В ст. 90 Конституции РФ подчеркивается, что указы и распоряжения не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Аналогичное значение на территории республик – субъектов Федерации имеют указы и распоряжения президентов республик |
6. Правовые акты СССР и РСФСР | Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории России до вступления в силу настоящей Конституции РФ, применяются в части, не противоречащей Конституции РФ. Так, в Постановлении Верховного Суда РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» установлено, что «па территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и настоящему Соглашению». Отдельные из них сохраняют свою юридическую силу |
7. Акты исполнительных органов | Акты Правительства РФ. На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления[12] и распоряжения, которые издаются для решения оперативных и других текущих вопросов и носят ненормативный характер. Постановления и распоряжения обязательны к исполнению в России. В случае их противоречия Конституции РФ, законам и указам, постановления и распоряжения Правительства РФ могут быть отменены Президентом Российской Федерации (ст. 115 Конституции РФ). На региональном уровне действуют акты органов субъектов Федерации |
8. Акты законодательных (представительных) органов | К их числу относятся постановления Совета Федерации РФ[13] и Государственной Думы РФ[14] по вопросам, отнесенным к их ведению. Как правило, постановления палат Парламента РФ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ. Источниками конституционного права являются и акты законодательных органов местного самоуправления, в которых содержатся конституционно-правовые нормы (например, принимаемые советами народного самоуправления акты об их связи с населением, а также о создании добровольных народных дружин) |
9. Постановления Конституционного Суда РФ[15], конституционных судов республик и уставных судов других субъектов Федерации | В них устанавливается соответствие Конституции России, конституций и уставов субъектов Федерации, законов и других нормативных актов, а кроме того, разрешаются споры о компетенции, дается толкование Конституции РФ. Постановления Конституционного Суда РФ окончательны, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно после его провозглашения. Они действуют непосредственно, не требуют подтверждения другими органами или должностными лицами. Любые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают юридическую силу |
10. Судебный прецедент | Судебный прецедент – это решение суда высшей инстанции по конкретному делу, вынесенное по первой, апелляционной или кассационной инстанции, а также в процессе нормативного или казуального толкования правовых норм, опубликованное в периодическом издании, не только являющееся актом применения права, но и содержащее норму права, обязательную для применения как этим же судом, так и судом равной юрисдикции и нижестоящим судом. В данном случае идет речь о решениях высших судов (Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ), а также постановления их пленумов. Нормы конституционного права содержатся, например, в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия», в постановлении от 24 марта 1993 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции РФ» |
11. Внутригосударственные договоры | Это договоры и соглашения, заключаемые Российской Федерацией с ее субъектами, а также между самими субъектами Федерации. Примером такого вида источника являются: Федеративный договор между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации по поводу разграничения предметов ведения и полномочий от 31 марта 1992 г. и инкорпорированный в действующую Конституцию РФ (частично), конституции (уставы) субъектов РФ; различные внутрифедеральные договоры, т.е. двусторонние или многосторонние нормативные соглашения между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ либо соглашения между субъектами Федерации по вопросам регулирования имущественных отношений собственности, бюджетных взаимоотношений, регулирования социально-трудовых вопросов и вопросов занятости и др.; соглашения, заключаемые между федеральными и региональными органами власти, между региональными структурами (например, между правительством республики и ее национальным банком) по поводу передачи полномочий, т.е. делегирование органами исполнительной власти Федерации и ее субъектов части их полномочий |
12. Регламенты палат Федерального Собрания РФ | содержат конституционно-правовые нормы, регулирующие вопросы организации и деятельности Совета Федерации РФ и Государственной Думы РФ. Они применяются самой палатой и не требуют утверждения никаким другим органом |
13. Конституционно-правовой обычай | представляет сложившееся в практике деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления правило, которое в силу многократного повторения приобрело общеобязательное значение и выступает в качестве источника конституционного права. Вот несколько примеров. В соответствии с давними традициями и обычаями закреплены символы Российской Федерации (ст. 70 Конституции РФ) – Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн. С утверждающимися обычаями, традициями, церемониалом неразрывно связан институт присяги ряда должностных лиц (Президент РФ, судьи Конституционного Суда РФ). Примером конституционно-правового обычая является закрепленное в ч. 3 ст. 99 Конституции РФ положение: «Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат» |