Снг в системе международных отношений
Новейшая мировая история во многом определяется событием, безусловно, очень важным – распадом СССР. Возникшие новые государства столкнулись с массой проблем. Особенно это было связанно с трудностями в экономической и социальной сферах.
Содружество Независимых Государств – объединение суверенных государств, учрежденное 7-8 Декабря 1991 года главами государств Беларуси, Российской Федерации и Украины. 21 декабря 1991 г. собравшиеся в Алма-Ате руководители 11 из 15 бывших союзных республик подписали Протокол к Соглашению, в котором говорилось, что Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украина “на равноправных началах и как Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств”. Кроме Протокола участники встречи в Алма-Ате подписали также Декларацию, в которой не только подтвердили основные цели и принципы СНГ.
СНГ создано для осуществления сотрудничества политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях. Особо подчеркнута необходимость сотрудничества в обеспечении международного мира и безопасности, а также осуществления эффективных мер по сокращению вооружений военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижение всеобщего и полного разоружения. Мирное разрешение споров и конфликтов также обозначено в качестве одной из целей создания Содружества. Важнейшей целью создания СНГ является обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права и документами СБСЕ.
В Соглашении о создании СНГ содержалось общее положение о создании координирующих органов, а алма-атинской Декларацией было определено, что координирующие институты формируются на паритетной основе и действуют в порядке определяемом соглашениями между участниками Содружества. 21 декабря 1991г. руководители 11 стран – членов Содружества подписали Соглашение о координационных институтах СНГ. В нем констатировалось, что для решения вопросов, связанных с координацией деятельности государств Содружества в сфере общих интересов, создается высший орган СНГ – Совет глав государств, а также Совет глав правительств. 30 декабря те же 11 руководителей приняли Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств СНГ.
Согласно Уставу СНГ (ст.21) и Временному соглашению (ст.1) высшим органом Содружества является Совет глав государств. Он обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств-членов в сфере их общих интересов. Совет собирается на заседании два раза в год. Внеочередные заседания могут созываться по инициативе одного из государств-членов.
Совет глав правительств призван координировать сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. Совет собирается на заседания четыре раза в год. Внеочередные заседания могут созываться по инициативе правительства одного из государств-членов. Решения Совета глав государств и решения Совета глав правительств принимаются с общего согласия – консенсусом.
Совет глав государств и Совет глав правительств могут проводить совместные заседания. Главы государств и главы правительств на заседаниях Советов председательствуют поочередно в порядке русского алфавита названий государств-членов СНГ. Заседания проводятся, как правило, в столицах государств-членов СНГ.
Каждый из Советов может создавать рабочие и вспомогательные органы как постоянной, так и на временной основе. Эти органы формируются из представителей государств-членов, наделенных соответствующими полномочиями, к участию в их заседаниях могут привлекаться эксперты и консультанты. Для решения вопросов сотрудничества в отдельных областях и разработки рекомендаций для Советов созываются совещания руководителей соответствующих государственных органов.
Совет министров иностранных дел (СМИД) на основе решений Совета глав государств и Совета глав правительств осуществляет координацию внешнеполитической деятельности государств-членов, включая их деятельность в международных организациях, и организаций консультаций по вопросам мировой политики, представляющей взаимный интерес. СМИД действует на основе Положения, утвержденного во время встречи глав государств и глав правительств 24 сентября 1993 г. СМИД в своей деятельности руководствуется целями и принципами Устава ООН и СБСЕ, Уставом СНГ, соглашениями, заключенными в рамках Содружества, решениями Совета глав государств и Совета глав правительств, а также указанным положением. При СМИД создана постоянная Консультативная комиссия по миротворческой деятельности (КМД).
Организацию взаимодействия и реализации международных соглашений и решений других вопросов в области безопасности и разоружения СМИД осуществляет через Совместную консультативную комиссию по вопросам разоружения, созданную в соответствии с Соглашением, подписанным главами государств СНГ 9 октября 1992 г. в Бишкеке. Заседание СМИД проводятся не реже одного раза в три месяца, как правило, в Минске. Внеочередные заседания проводятся по решению Совета глав государств, Совета глав правительств, СМИД, а также по предложению одного из государств-членов, поддержанному двумя другими государствами-членами.