Перечень вопросов к зачету по юридической этике
1. История этической мысли и формирование ее проблематики в Античности, Средневековье, Новом времени, Немецкой классической философии.
История развития этики. Основатель этики – древнегреческий философ Сократ (469-399 до н.э.). Крупнейшими этиками в истории человечества были Платон, Аристотель, Сенека, Марк Аврелий, Августин Блаженный, Б. Спиноза, И. Кант, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Швейцер.
Предэтика - в поэмах Гомера обнаруживается очень важное противоречие. Герои в высшей степени моральны, принадлежа к своему племени, борются за его благо и это является смыслом их жизнедеятельности. Отечество, честь племени, слава воина, дружба, благо семьи составляют основу их поведения, при этом четкого, определенного морального кодекса, соблюдение которого считалось бы критерием моральности. Поэмы Гомера лишены назидательного этического начала, а моральная терминология находится в зачаточном состоянии: выражения, обозначающие положительные и отрицательные качества личности и общие моральные понятия - немногочисленны. Иная картина у Гесиода, который принадлежит уже к эпохе классовой цивилизации. Его поэмы пронизаны моральным смыслом. В качестве основных ценностей Гесиод выдвигает труд и справедливость, понимая под ними бережливость, расчетливость, законность и вообще все, что ведет к укреплению собственности. Обособление моральных норм получает дальнейшее развитие в изречении Семи мудрецов (Солон, Клеобул, Хилон, Фалес), заключенные в них моральные требования имеют общезначимую, абсолютную форму.
Античная этика (5 в. д.н.э.) два основных направления: 1) софисты и аморалисты, отрицавшие обязательность нравственных требований; 2) учения крупнейших мыслителей Древней Греции - Сократа, Платона (5в. до н.э.), Аристотеля (4в. до н.э.), Эпикура (Зв. до н.э.), заложивших основы этики как науки о нравственности. По мнению одного из представителей школы софистов - Протагора (конец 5-4 вв. до н.э.), нравственность является конкретной для каждого человеческого общества в определенную эпоху, поэтому нравственные требования различны у всех народов, а добро и зло -понятия относительные.
Добродетель понималась Сократом как способность преуспевать в умственном развитии, в искусствах и в творчестве, для чего необходимо знание и понимание общественной жизни и взаимных отношений между людьми. Не являясь внушением богов, добродетель заключается в обоснованном знании того, что действительно хорошо и что делает человека способным жить, не тесня других, а относясь к ним справедливо: способным служить обществу, а не себе одному. Без этого общество немыслимо. Платон внес в этику идеальное понимание нравственного. Итогом античных достижений в этой области явилась этика Аристотеля, который первым систематизировал ее как теоретическую науку о добродетелях и дал ей имя, разделил добродетели человека на два больших класса: этические, т.е. относящиеся к характеру, темпераменту, и дианоэтические, т.е. относящиеся к разуму, которому он отводил огромную роль в выработке нравственности, в сдерживании страстей. Все этическое учение Аристотеля делится на три части: учение о высшем благе; учение о добродетелях вообще; учение об отдельных добродетелях. Эпикур разработал эвдемонизму – нравственному учению, построенному на искании счастья, но с разбором того, что лучше ведет к счастливой жизни. Счастье есть свобода от зол, но она не может быть достигнута, если жизнь каждого не согласована с интересами всех. Школа стоиков в Риме (Зенон, Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий. Цель стоиков - дать человеку счастье, развивая в нем добродетель, которая состоит в жизни, согласной с природой, развитием разума и с познанием жизни вселенной. Они утверждали, что сама природа содержит в себе правила, а, следовательно, и образцы нравственности.
Средневековая этика – стала религиозной. Ее исторические судьбы на многие столетия оказались сопряженными с христианством. вгустин Блаженный считал, что бог - это начало, средоточие и цель всего, он - отец блаженства и добра. Божественные заповеди нужно принимать не потому, что они истинны и гуманны, а потому, что они божественны, божественность их происхождения является залогом их истинности и гуманности. Греховны все люди. Однако некоторых из них бог отмечает своей милостью. Иные взгляды присущи Фоме Аквинскому, человек, по его мнению, представляет собой такую ступень совершенства, когда он может отступить от своей благости, его деятельность будет сопряжена в этом случае со злом. Все это становится препятствием на пути к блаженству. Человеку свойственно лишь частичное несовершенное блаженство, да и оно оказывается неустойчивым, подрывается болезнями и прочими несчастьями
Этика Нового времени - Т. Гоббс – не мораль нуждается в объяснении, а мир рассматривается с точки зрения моральной оценки. Природа создала людей одинаковыми, равенство способностей порождает равенство надежд на достижение целей. считал, что естественное состояние - это война всех против всех, игра эгоистических наклонностей. Эгоизмом пронизана вся жизнь. Суть нравственного закона, по Гоббсу - "в случае согласия на то других, человек должен согласиться отказаться от права на вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы, какую он бы допустил бы у других людей по отношению к себе". Иначе подходит к пониманию морали Спиноза, хотя он также отрицает ее внеприродное происхождение. Бог есть сама природа, причина всех вещей, который действует только по законам своей природы. То, что люди называют Богом, есть сама непонятная человеком природа. Создание рациональной этики, основанной не на изучении человеческой природы и наблюдении над жизнью и поступками людей, а на отвлеченном мышлении, поставил себе целью И. Кант. Противоположную кантианской теории морали создал свою этику Ф. Ницше. В соответствии со взглядами Канта, мораль возможна потому, что у человека есть свобода воли. Ницше утверждает, что нет ни свободной, ни несвободной воли, а есть слабая и сильная воля. В 40-е годы 19 века формируется марксистская теория, рассматривающая развитие человеческого общества с материалистических позиций. «Сущность человека есть совокупность всех общественных отношений».
Современная этика. Среди теорий морали 20 века следует обратить особое внимание на этику ненасилия, которая находит все большее количество приверженцев во всем мире. Л.Н. Толстой считал, что признание необходимости противления злу насилием есть не что иное, как оправдание людьми своих привычных излюбленных пороков: мести, корысти, зависти, злости, властолюбия. Другой сторонник этой теории - М. Ганди, мечтавший обрести свободу Индии мирными средствами, считал ненасилие оружием сильных. Этика благоговения перед жизнью, основоположник - Альберт Швейцер. В основе этой теории находится принцип благоговения перед жизнью в любой форме, облегчение страданий всех живущих. Уравнивает нравственную ценность всех существующих форм жизни,
2. Этический релятивизм Ницше, этика марксизма, этика ненасилия.
Релятивизм утверждает историчность и изменчивость норм и стандартов человеческого поведения. Это методологический принцип истолкования морали, в основе которого лежит утверждение, что нравственные преставления и понятия имеют относительный, условный характер.
Ницше первым заявил, что «нет никаких моральных феноменов, есть только моральное истолкование феноменов». Согласно Ницше, здоровая мораль должна прославлять и укреплять жизнь, её волю к власти. Человечество инстинктивно использует мораль для того, чтобы добиваться своей цели —расширения своей власти. Ницше выступает за приход таких «свободных умов», которые поставят себе сознательные цели «улучшения» человечества, мысли которых уже не будут «задурманены» никакой моралью, никакими ограничениями. Такого «сверхнравственного человека Ницше и называет «сверхчеловеком».
Марксистская этика: формирование и усвоение человеком нравственных принципов и норм может происходить только в процессе практической деятельности. В развитии морали большое значение имеет сила привычки, традиций, благодаря чему в обществе долгое время сохраняются определённые моральные взгляды, нормы, оценки и сохраняются даже тогда, когда исчезли или существенно изменились условия, их породившие. Ист морали следует искать в общественном бытии, в реальном мире, в материальных условиях жизни людей. Марксистская этика исследует то, что есть в действительной нравственной жизни людей и, исходя из этого обосновывает, какой должна быть мораль будущего.
Этика ненасилия - совокупность норм поведения, которыми руководствуются отдельные индивиды, социальные группы и целые народы в их борьбе со злом ненасильственными средствами (высокоразвитое чувство любви к человеку, уважение к его достоинству, чувство справедливости и умение прощать, готовность к сотрудничеству и к компромиссам, отказ от насилия во всех его формах и проявлениях)
3. Мораль, ее формирование, структура и задачи, выполняемые в обществе.
Мораль - историческое явление.
Концепции формирования: 1) Натуралистические: М-простое продолжение усложнение инстинктов животных, способ выживания. 2) Антропологические: выводят нравственность из «природы человека» как естественного существа, его потребностей и интересов, «неизменной» биолого-психологической сущности индивида. Школы: гедонизм(стремление к удовольствию), эвдемонизм (стремление к счастью)., прагмотизм (полезность, достижение человеком выгоды). 3) Креационистские (креация - творение) -религиозные системы морали. Ист М – Бог. 4) Социально-историческое - что между биологической природой животного и человека существует принципиальная разница, порождаемая условиями развития общества. Осно роль-трудовая деятельность .
Структура. 3 М сознание – духовная сторона морали: нормы, принципы поведения, эмоции чувства, волевые акты. Отражает практический и исторический опыт людей. МС функционирует на 2 уровнях: 1-Эмоционально-чувственный ( определяет отношение к самому себе-скромность, к др-симпатия, к обществу в целом-долг), 2-рационально-теоретич (сущ в единстве, взаимодействуя и взаимодоп др др-долг и совесть м проявляться как в чувствах так и в убеждениях, Это субъективная сторона нравственности). 3 М практика - предметно-материальная деятельность людей их реальное поведение. Это сфера поступков, где реализуются принципы и убеждения.
Задачи: 3оценивать, т.е. определяет что хорошо что плохо.3регулировать-направлять деятельность человека, общ на гуманные цели, на достижение добра.3воспитать- воздействуя на человека с целью развития его способностей, формирование знаний, чел качеств, умений, придание воспитанию правильный ориентир.
4. Нравственное сознание индивида и общества: структура, закономерности формирования.
Нравственное сознание — форма общественного сознания и одновременно область индивидуального сознания личности. В индивидуальном сознании личности важное место занимает самооценка человека, связанная с нравственными чувствами (совесть, гордость, стыд; раскаяние и т. п.). Представляет собой систему взглядов, идей, представлений о должном поведении, соответствующем социальным интересам. Оно включает в себя два уровня отражения действительности: эмоционально-чувственный и рациональный
Эмоционально-чувственный уровень охватывает совокупность нравственных чувств и переживаний. Чувства — это особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Позитивные чувства направлены на благо человека (сострадания, справедливости, патриотизма, уважения, достоинства, чести). Негативные (безнравственные) чувства направлены против человека. (зависть, трусость, эгоизм, корысть, жестокость).
На рациональном уровне выступает в виде понятий, суждений, моральных норм и принципов. Моральные нормы — это наиболее простые формы нравственных требований, предъявляемых к каждому человеку. Позитивные нормы предписывают необходимую линию поведения, побуждают к определенного рода действиям («Будь правдив», «Будь честен»), негативные нормы запрещают какие-либо действия, ограничивают выбор поступка («Не завидуй», «Не оскорбляй»). Более сложной формой нравственного сознания, по сравнению с нормами, являются принципы морали, которые представляют собой наиболее обобщенное выражение требований той или иной морали. Основные принципы морали: гуманизм, коллективизм, справедливость, законность и др.
5. Нравственная практика и нравственные отношения в обществе
НП включает в себя поступки, нравственные отношения. Поступки и действия отражает моральную сторону человеческой деятельности. Обладают положительной или отрицательной направленностью и предполагают моральную ответственность. Критикуя других, оценивая себя, мы как бы сравниваем конкретный поступок с неким образом, нормой, идеалом. Степень соответствия или несоответствия образцу позволяет нам вообще кого-то критиковать и оценивать, способствует с точки зрения морали приемлемому уровню построения взаимоотношений между людьми.
Поступок — центральный момент нравственного поведения, характеризующий способность человека к сознательной постановке целей, выбору соответствующих средств и самостоятельному внутренне свободному, морально ответственному действию. Важное место занимают мотивация и оценка (самооценка). Мотивация играет роль импульса, побудителя к действию. Это очень сильный регулятор человеческого поведения, не менее важный. Оценка выражает осуждение или одобрение поступка человека, его поведения, образа мысли или жизни на основе требований морали. Основанием для оценок выступают моральные принципы, нормы и идеалы, предписывающие человеку должное поведение.
Нравственные отношения — складываясь в процессе деятельности, существуют в виде совокупности определенных зависимостей и связей, являющихся условием осуществления этой деятельности. Каждый человек независимо от своей воли и желания включен в сферу нравственных отношений. Одной из важнейших особенностей нравственных отношений является их универсальность, находящая свое выражение в том, что эти отношения пронизывают все сферы жизни и деятельности людей.
6. Предмет, задачи и система содержания юридической этики. Необходимость нравственных знаний и нравственного поведения профессионального юриста.
Юридической этики - наука о нравственных основах правоприменительной деятельности, включающую учение о специфике действия этический норм в этой сфере трудовых отношений, и особенно нравственных нормах, возникающих как результат своеобразия отношений при реализации обязанностей судьи, прокурора, следователя, адвоката. Предмет: отношение специалиста-профессионала к смыслу и ценностям права, законодательных норм, правил и реализация этого отношения в профессиональной деятельности
Задачи заключаются, прежде всего, в научном обосновании нравственных принципов следственной, судебной и адвокатской деятельности, раскрытии нравственного содержания правовых норм, определяющих порядок уголовного и гражданского судопроизводства, в создании учения о ценностях правосудия, о нравственном долге его участников. Система состоит из разделов:1) этические аспекты профессиональной деятельности юриста;
2) проблемы нравственного характера оперативно-розыскной и следственной деятельности;
3) нравственные аспекты судебной деятельности; 4) нравственные основы деятельности прокурора;
5) этические основы адвокатской деятельности.
Профессиональное увлечение лишенное нравственных критериев и ценностей, может быть опасным для окружающих, а в более широких масштабах — для социума в целом. ЮЭ может быть понята как профессиональная этика, которая является практическим выражением и воплощением этики права у профессионала. Этика права— вещь произвольная. Она предполагает своеобразную нравственную реакцию на внешнее, гос-вом закрепленное право, законы. Проявляется эта реакция в индивидуальной позиции человека, в его общении, в поведении по отношению к гражданским и политическим институтам.
7. Взаимодействие (общее и различное) морали и права в социальной жизнедеятельности. Единство морали и права в профессиональной деятельности юриста.
Право представляет собой систему социальных норм, обязательных для исполнения каждым гражданином.
Мораль – это совокупность исторически сложившихся принципов и убеждений. Они являются основой формирования норм поведения.
Они взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга .прежде всего это формы общественного сознания. Они развиваются на основе единых общечеловеческих ценностей, выполняют общие или схожие функции: регулирующую, воспитательную, коммуникативную, познавательную и другие.
Отличии: 3Право регулируется государством, мораль формируется в обществе.3За нарушение правовых норм предполагается уг или адм-ная ответственность. За аморальное поведение применим лишь «товарищеский суд».3Моральные нормы сформированы в веках и являются неоспоримыми, но не прописанными, правилами поведения. Правовые нормы отражаются в законах.3Право регулирует только те сферы деятельности, которые являются наиболее важными для общественной жизни.
8. Понятие и формирование профессиональной морали. Соотношение общей и профессиональной морали.
Мораль — форма общественного сознания, представляющая совокупность норм, правил и принципов, которыми руководствуются люди в своем поведении по отношению к обществу и друг к другу.
Профессиональная мораль — исторически сложившаяся совокупность нравственных предписаний, норм, заповедей, кодексов о должном поведении представителей определенных профессий. С этой точки зрения профессиональная мораль является частью общей морали и имеет определенную специфику в конкретных сферах. Определяющая роль общей морали по отношению к проф : • общественные нравственные отношения и сознание определяют нравственное содержание профессиональной деятельности; • общая структура морали определяет и структуру профессиональной морали (сознание, отношения и нравственная деятельность наполняются лишь специфическим содержанием); • общие функции морали (регулятивная, познавательная, воспитательная и др.) присущи и профессиональной морали.
Вместе с тем специфика проф морали является результатом преломления общих принципов и норм морали в служебной деятельности и внеслужебном поведении и выражается: • в специфике труда юриста и обусловливает детальную регламентацию всех сторон его жизни и быта (здесь нормы поведения являются строго обязательными и определенными); • моральные нормы в проф деятельности юридически оформлены, подкрепляются твердыми законоположениями, установленными государством; • нормы и принципы проф морали юристов носят повелительный характер; • действия юристов должны быть справедливыми и понятными окружающим людям, должны быть непримиримыми к нарушениям законности и антигуманности; • при контактировании юристов с людьми нередко происходит проникновение в подробности их духовной и личной жизни, что требует особенно тонких средств индивидуального подхода к людям, наличия определенной нравственной культуры; юрист должен обладать в максимальной степени объективностью, при применении права он должен смотреть на то или иное событие с точки зрения закона, отрешившись от своих личных симпатий и антипатий, близости и родства, рассматривая дело с позиций нравственности
и справедливости.
9. Специфика профессиональной морали. Нравственная сущность служения обществу и закону. Проявление в юридической деятельности принципов общечеловеческой морали: гуманизма, справедливости, ответственности.
Профессиональная мораль— исторически сложившаяся совокупность нравственных предписаний, норм, заповедей, кодексов о должном поведении представителей определенных профессий. Вместе с тем специфика профессиональной морали юриста является результатом преломления общих принципов и норм морали в служебной деятельности и внеслужебном поведении и выражается:
• в специфике труда юриста и обусловливает детальную регламентацию всех сторон его жизни и быта (здесь нормы поведения являются строго обязательными и определенными);
• моральные нормы в условиях правоохранительной деятельности юридически оформлены, подкрепляются твердыми законоположениями, установленными государством;
• нормы и принципы профессиональной морали юристов носят повелительный характер;
• действия юристов должны быть справедливыми и понятными окружающим людям, должны быть непримиримыми к нарушениям законности и антигуманности;
• при контактировании юристов с людьми нередко происходит проникновение в подробности их духовной и личной жизни, что тре бует особенно тонких средств индивидуального подхода к людям,
наличия определенной нравственной культуры; юрист должен обладать в максимальной степени объективностью, при применении права он должен смотреть на то или иное событие с точки зрения закона, отрешившись от своих личных симпатий и антипатий, близости и родства, рассматривая дело с позиций нравственности и справедливости.
Важнейшими принципами профессиональной морали сотрудников правоохранительных органов являются:
• гуманизм (любовь к людям, уважение их прав);
• законность (соблюдение и правильное применение законов);
• справедливость (соответствие правонарушения и ответственности).
.
10. Нарушения профессиональной этики в современном обществе. Нравственная ценность труда юриста в современном (рыночном) обществе.
11. Юридическая деонтология: понятие, значение,основные категории в деятельности юриста.
Деонтология – это раздел этического знания, возникший в начале 19в. Основатель: Иеремия Бентам. Главная задача деонтологии – придать личным мотивам силу социальных мотивов.
Юридическая деонтология исследует нормы профессионального поведения человеком, наделенного властными полномочиями и призванного реализовать эти полномочия на благо общества.
Деонтология нормы – это общеобязательные нормы должного поведения.
Деонтологические категории – это категория долга, чести, совести, ответственности, и достоинства.
Долг – это общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности.
Честь – это комплексное этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств индивида, как верность, справедливость, благородство, достоинство. Честь юриста – это социально-нравственная оценка авторитета личности, признании обществом необходимости юридической профессии. Достоинство – это уважение и самоуважение человеческой личности, собственная оценка юристом своих заслуг перед обществом. Ответственность – последствия свободной деятельности человека. Совесть – это способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнение и производить самооценку совершаемых поступков.
12. Источники деонтологии: клятва, кодекс и их специфика. Современные международные деонтологические документы: Международная конвенция гражданских и политических прав; Международный пакт о гражданских и политических правах;
Клятва и присяга - самый древний документ, имеет устный характер, присягающий произносит заявляет о своем намерении соответствовать высоким идеалам и служить на благо общества. Основная черта присяги- личный характер. Начинается присяга с произнесения собственной фамилии, имени, общества. Далее обязательно содержится то, кому присягает специалист. Составной частью текста является перечисление черт, моральных качеств присягающего, краткая характеристика сущности служебного долга. Заканчивается текст присяги указание на то, какое наказание последует в случае нарушения данных обязательств.
Кодекс чести - свод правил, систематизированных и оформленных в тексты с целью отражения тех норм поведения, которые практикуются большинством представителей профессионального сообщества, это своего рода система предписаний. Сферы профессиональной деятельности:3какими НП документами и/или моральными принципами должен руководствоваться специалист при исполнении своих профессиональных обязанностей;3Отношения в служебном коллективе, с клиентами и гражданами;3Отношение к полит деятельности и СМИ;3какими мор-ми качествами должен обладать юрист;3Профессиональное развитие: повышение квалификации, совершенствование образования;3Регулируется поведение юриста, когда либо он сам нарушил закон, либо допустил профессиональную ошибку, либо стал свидетелем нарушения закона другими специалистами, гражданами;3путь профе-ной тайны, отношение специалиста к профессиональной тайне.
Декларация- международные деонтологические документы, отражающие договоренность нескольких стран в ситуации глобализации, по преимуществу носит рекомендательный характер, для стран их подписавших. К числу основополагающих следует отнести Международный билль о правах человека, Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, Международный пакт о гражданских и политических правах, Российскую декларацию прав и свобод человека и гражданина 1991 г. и другие.
13. Общая характеристика деонтологических норм Российской юстиции: Кодекса чести судьи РФ; Правил профессиональной этики российского адвоката, Кодекса чести рядового и начальствующего состава сотрудников ОВД.
Деонтологические документы доносят конкретные рекомендации по воплощению деонтологических категорий в жизнь.
Одним из наиболее распространенных деонтологических документов является клятва и присяга. Клятва или присяга имеет устный характер: произнося клятву, присягающий публично заявляет о своем намерении соответствовать высоким идеалам, служить на благо общества. Текст присяги включает в себя несколько основных компонентов. Начинается принятие присяги с произнесения собственной ФИО. Далее указывается, кому присягает специалист. Составная часть присяги является перечисление черт, моральных качеств приносящего присягу, краткая характеристика сущности служебного долга.
Кодексы чести – это вид деонтологических документов. Кодексы представляют собой своды правил, систематизированных и оформленных в тексты.
Декларации – международные деонтологические документы, отражающие договоренность нескольких стран.
Кодекс чести судьи:кодекс акцентирует внимание на чести судьи. Он исходит из признания особого отношения к судье со стороны общества и отношения судьи к самому себе, в котором моральная ценность личности связана с общественным положением человека, представляющего судебную власть, достоинством людей этой профессии.В кодексе урегулированы правила поведения судьи в профессиональной и внеслужебной деятельности. Судьи обязаны соблюдать общепринятые нормы нравственности и правила поведения. Кодекс характеризует социальное значение соблюдения нравственных норм судьями.Судья должен добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности. В Кодексе чести судьи впервые говорится, что судья обязан хранить профессиональную тайну.
Профессиональная этика адвоката-это, разновидность профессиональной этики юриста, представляет собой совокупность этических требований, предъявляемых обществом к осуществлению адвокатами своей деятельности по защите прав и свобод граждан, отстаивании в судебном порядке их законных интересов.
Адвокатская тайна - норма профессиональной этики, которая заключается в требовании к адвокату не разглашать информацию, сообщенную ему клиентом (или она стала ему известна в связи с выполнением поручения). Таким образом, реализуется один из основных принципов адвокатской этики - конфиденциальность. Такими краеугольными принципами также являются честность, компетентность, добросовестность.
14. Деловое общение юриста и его нравственные принципы. Ситуации профессионального общения юриста.
Общение — это способ бытия человека в условиях взаимоотношений, взаимодействия с другими людьми. В процессе общения люди обмениваются информацией — мыслями, идеями и эмоциями, в результате чего между людьми устанавливается определенная форма взаимоотношений и взаимовлияния, направленная на достижение определенного делового результата. Обмен информацией формирует определенную психологическую установку у субъекта общения.
Стадии:• установка контакта (знакомство) для понимания другого человека или представление себя другому человеку; • ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы;• обсуждение интересующей проблемы;• решение проблемы; • завершение контакта (выход из общения).
Принципы: 1) В основе делового контакта лежит интерес к делу, но ни в коем случае не личные интересы и не собственные амбиции. Несмотря на кажущуюся банальность, именно этот принцип нарушается чаще всего, ибо далеко не каждый и не всегда находит в себе способность поступиться личными интересами, когда они входят в противоречие с интересами дела. 2) Порядочность, то есть неспособность к бесчестному поступку или поведению, основывающаяся на таких нравственных качествах, как: • обостренная совесть;• стремление сохранить незапятнанной свою честь и утвердить собственное достоинство; • умение держать себя ровно с любым человеком, независимо от его служебного или социального статуса;• моральная устойчивость, умение не поступаться своими принципами; • обязательность, точность, верность своему слову.
3) Доброжелательность, то есть потребность делать людям добро.4) Уважительность, реализующаяся через нравственные качества (вежливость, деликатность, тактичность, учтивость, заботливость).
15. Этика непроцессуального общения юриста (не менее двух ситуаций на выбор).
Коммуникативная ситуация делового знакомства. По времени данная ситуация весьма непродолжительна. Но она включает в себя целый ряд очень важных подготовительных действий, направленных на взаимную демонстрацию партнерами своего социального статуса, своих социальных ролей, уважительного отношения друг к другу. В этот короткий, но очень важный для последующего развития диалога промежуток времени происходит обмен этикетной информацией, ориентирование в партнере: оцениваются особенности его поведения, характера, самооценка. Прогнозируется, насколько партнер заинтересован в общении, какое ролевое, позиционное общение для него наиболее предпочтительней. Коммуникативная ситуация, обусловленная свободным рассказом посетителя. Умение слушать — важнейшее качество, свидетельствующее о коммуникативной компетентности юриста. Готовясь к приему посетителя, следует заранее создать необходимые условия, которые бы не мешали тому излагать свои мысли, не отвлекали внимание. Все постороннее, что может помешать беседе, должно быть устранено. Выслушивая заявителя, недопустимо заниматься иными делами, даже если они и не мешают восприятию его рассказа. При необходимости прервать начатый разговор следует извиниться, еще раз продемонстрировав уважительное отношение к посетителю. Если последнему трудно справиться с волнением, можно незаметно перевести разговор на какую-либо нейтральную тему.
16. Конфликтные ситуации и их разрешение в профессиональной деятельности юриста.
Деятельность юриста осуществляется в сфере социальных и межличностных конфликтов. Например, при производстве по уголовным делам она ведется по поводу преступления в целях привлечения к ответственности виновного, восстановления нарушенных преступлением прав. Деятельность суда — правосудие затрагивает интересы многих людей, нередко прямо противоположные. Судебная власть призвана справедливо решать разнообразные и сложные вопросы не только тогда, когда кто-либо нарушил уголовный закон и должен быть наказан, но и тогда, когда конфликтная ситуация возникает в любой другой сфере, регулируемой правом. Это и законность забастовки, и правомерность закрытия печатного издания, и законность акта исполнительной или командной власти, и споры об имуществе, и отсутствие согласия между родителями по поводу того, с кем остаются дети при разводе, и т. д. Люди, которым доверено в соответствии с законом разрешение социальных и межличностных конфликтов, несут повышенную нравственную ответственность за свои действия и решения. Нравственные проблемы всегда сопровождают людей юридической профессии. Из сказанного следует, что особенности профессии юриста обусловливают необходимость существования юридической этики.
17. Этические закономерности профессиональной деятельности юриста в организации и коллективе.
Прежде всего, это: умение оказывать управляющее воздействие на коллектив, сплачивать его для решения стоящих задач, мотивировать подчиненных на достижение поставленных целей, должная требовательность к ним и к самому себе; активность, инициативность, находчивость, распорядительность; смелость, решительность, настойчивость; умение выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых решений; самостоятельность, ответственность за свои действия и поступки. Участие юристов в правовоспитательной работе предполагает наличие у них высокого общеобразовательного уровня, культуры, широкого кругозора, эрудиции. Они должны уметь выступать перед аудиторией, свободно владеть средствами общения.
18. Этика взаимодействия руководителя и подчиненного. Этика поведения с сотрудниками организации, с клиентами.
Отличительная черта служебного этикета— это его нормативный характер: общение здесь регулируется уставами, приказами, наставлениями, инструкциями, выполнение которых строго обязательно. В зависимости от занимаемой должности и специального звания между сотрудниками складываются определенные отношения на основе общих принципов морали, права и уставных требований, в которых сливается воедино уважение к личности человека с уважением к его званию и должности, моральная ответственность начальника и подчиненного за соблюдение этических норм.
Правила: • Нового сотрудника представляет его непосредственный начальник или его заместитель на собрании личного состава или служебном совещании. При назначении на должность, сдаче должности, присвоении специального звания, награждении правительственной наградой, убытии в командировку или в отпуск и возвращении сотрудник называет занимаемую должность, звание, фамилию и причину представления.
• Сотрудник должен оказывать уважение, внимание старшим по званию, возрасту, общественному положению (если в служебное помещение входит старший по званию или должности, необходимо встать и приветствовать его в соответствии с требованиями устава, садиться необходимо только после разрешения старшего начальника).
• При посещении начальника сотрудник представляется в том случае, если начальник лично его не знает. Садиться, курить, разговаривать только с разрешения начальника (если старший по возрасту, званию или общественному положению стоит, младшему можно стоять). • Старшему по званию, начальнику следует уступать дорогу, пропускать вперед в помещении или на улице и т. д. • Начальник должен заботиться о выборе правильного тона в общении с подчиненными, не ущемляя их достоинство. Требовательность к подчиненным необходимо сочетать с чутким и внимательным отношением к ним. Не следует при подчиненном проявлять свое раздражение. Нужно быть спокойным и выдержанным, ничего не говорить необдуманно. При любых обстоятельствах начальник обязан отвечать на приветствие своего подчиненного.
19. Этические особенности взаимодействия с малообеспеченными группами населения. Достойное поведение в быту, во внерабочее время, культура досуга.
20. Служебный этикет и такт в ситуациях профессиональной деятельности юриста.
Этикет – устойчивый порядок поведения, выражающий внешнее содержание принципов морали и состоящий из правил вежливого обхождения в обществе (манеры, одежда и др.). Устойчивый порядок поведения означает совокупность устоявшихся правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Ритуальные формы этикета имеют место в сфере дипломатических отношений (соблюдение так называемого дипломатического протокола
Служебный этикет юриста - устойчивый порядок поведения юриста при выполнении служебных полномочий (напр., решении юридического дела), выражающий внешнее содержание принципов морали и состоящий из правил вежливого обхождения в обществе (манеры, формы обращения и приветствия, одежда и др.)
Этикет имеет правила, которые облачены в конкретные формы, представляющие собой единство двух сторон: этической (проявление заботы, уважения и др.) и эстетической (красота, изящество поведения).
Требования этикета в юридической практике приобретают особую значимость, так как являются строго регламентированным церемониалом, где определенные официальные формы поведения юриста не должны выходить за пределы жестко установленных рамок. Он выражается в системе правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения с должностными лицами в соответствии с их рангом (к кому как следует обратиться, кого как должно титуловать), правил поведения в различных кругах.
Строгое соблюдение правил служебного этикета - важное условие
высокой этической и эстетической культуры поведения юриста.
Специфика юридической деятельности такова, что юристу ежедневно приходится сталкиваться с большим количеством людей и поэтому очень трудно выбрать правила поведения с каждым. Реальные обстоятельства настолько разнообразны, что никакие правила и нормы не в состоянии охватить их полностью. Однако можно выделить главные из них, которыми должен руководствоваться юрист во время осуществления своей профессиональной работы.
Основные этико-эстетические принципы взаимоотношений между юристом и иными участниками решения юридического дела:
· чувство такта - чувство эмоционального сопереживания с каждым из участников решения юридического дела;
· чувство такта помогает определить должную меру в выражениях и поступках.
Такт предполагает внимательное отношение к личности собеседника, умение юриста корректно обойти по возможности вопросы, которые могут вызвать неловкость у окружающих
Важно постоянно помнить, что соблюдение этикета и проявление такта - неотъемлемая часть духовной культуры юриста как служебного лица, тем более личности руководителя. В этом смысле руководитель должен быть образцом для своих подчиненных, так как грубость и несдержанность роняет не только его авторитет, но и порождает конфликтные ситуации в коллективе
Чувство такта должно проявляться в различных формах делового общения юриста:
· повседневное служебное общение (прием посетителей, посещение
граждан по месту жительства, участие в совещаниях, заседаниях и т.д.);
· специфические формы служебного общения (руководитель и подчиненные, между коллегами);
· экстремальные формы общения (во время обыска, задержания и т.п.);
· невербальные и неспецифические формы общения (телефон, деловая переписка, выступления по радио, телевидению и т.п.).
Эти и другие формы делового общения юриста требуют своих принципов, правил и норм, которые раскрывают и дополняют чувство такта.
Корректность - сдержанность в словах и манерах, исключение нелепых вопросов, чрезмерной настойчивости и т.п. Вежливость - внешнее проявление доброжелательности, обращение по имени и отчеству, душевное расположение. Любезность - готовность оказать услугу тому, кто в этом нуждается. Точность - своевременность выполнения обещанного или порученного дела. Высокая самоорганизованность - планирование деятельности и действия, направленные на выполнение плана и др.
Главное, чтобы за строгим соблюдением этикета не было скрытого неуважения, недоброжелательности к людям. Если этикет будет иметь чисто внешнюю, оторванную от своего нравственного содержания, форму, строго канонизированный характер, он превратиться в официальную форму лицемерия
21. Моральные качества личности. Профессионально значимые моральные качества личности юриста: юрисконсульта, адвоката, судьи, следователя, прокурора.
Под моральными качествами личности понимаются такие черты характера, которые отражают отношение личности к наиболее значимым ценностям, другим людям, самому себе.
Классификации моральных качеств: 3 Моральные качества, характеризующие отношение личности к обществу, - патриотизм, национальная гордость, гражданское мужество. 3 Моральные качества, отражающие отношение личности к другим людям, - скромность, гуманизм, милосердие.3 Моральные качества, отражающие отношение личности к самой себе, требовательность, самокритичность.
Юристы вне зависимости от специализации должны быть справедливы, гуманны, честны, объективны, собранны, принципиальны, бдительны, добросовестно исполнять свои обязанности.
Юрисконсульта
Адвоката
Судьи
Следователя
прокурора
22. Профессионально-нравственная деформация личности юриста, причины возникновения, проявление, профилактика.
Профессионально-нравственная деформация личности – процесс и результат негативных изменений личности под воздействием среды, в которой осуществляется ее трудовая деятельность, характеризующиеся различной степенью или уровнем проявления неадекватного поведения и потере профессиональной компетенции. Скорость деформации индивидуальна и зависит от особенностей личности.
Темпы деформации увеличиваются после 5 лет службы.
Глубина деформации характеризует негативные изменения от начальной стадии до проявления полного социально-профессиональной неадекватности личности.
Широта деформации показывает наличие негативных изменений во всех сферах личности: эмоциональной, нравственной, волевой, интеллектуальной.
Профилактика профессионально-нравственной деформации – актуальная проблема для самих сотрудников, занимающихся самовоспитанием.
Факторы, препятствующие профессиональной деформации:
· Способность контролировать свои действия и поступки.
· Адекватная самооценка.
· Сдержанность.
· Проявление твердости характера в сложных ситуациях.
· Терпимость к недостаткам окружающих.
· Повышение квалификации.
· Накопление профессионального опыта. И др…
23. Понятие морального выбора, свободы выбора. Свобода и ответственность специалиста, совершающего моральный выбор.
Моральный выбор – это осознанное предпочтение человеком того или иного варианта поведения в соответствии с личными или общественными установками. Необходимым условием для осуществления морального выбора является моральная свобода. Моральная свобода – возможность и способность субъекта определять и реализовывать свою нравственную позицию, обеспечивающую достижение идеала.
Объективная свобода выбора – это наличие вариантов поведения, субъективная свобода выбора – возможность совершения поступков не под воздействием внешней принудительной силы, а под влиянием внутренних убеждений.
Высокий моральный выбор в исполнении служебного долга отличает профессиональную деятельность юриста.
24. Совесть как мера ответственности за принятое решение в ситуации морального выбора. Ответственность юриста перед государством, клиентом, профессиональным сообществом
Совесть – это способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнение и производить самооценку совершаемых поступков.
Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний. Совесть это потребность человека нести ответственность за свои действия.
Совесть проявляется через внутреннее осознание чувства морального долга перед другими людьми.
25. Проблема соотношения целей и средств в юридической деятельности.
Соотношение целей и средств в профессиональной деятельности чрезвычайно важная для специалиста-юриста в моральном отношении проблема. Цель представляет собой выработанный человеческим мышлением идеальный результат, ради которого осуществляется деятельность и который служит ее внутренним побудительным мотивом.
Юристы в зависимости от специализации могут преследовать различные цели в профессиональной деятельности.
Средства – это действие для достижения конкретной цели.
Основные взгляды о соотношении целей и средств:
· Нравственный характер деятельности определяется целью;
· Приоритетное влияние на нравственную значимость деятельность оказывают используемые средства;
· Как цель так и средства одинаково важны для придания деятельности, гуманного характера.
26. Проблема сопротивления злу силой в специфических видах юридической деятельности.
27. Нравственные особенности осуществления правосудия.
Для профессии юриста справедливость есть нераздельный нравственный и служебный долг.
Справедливость считают синонимом правосудия. Правосудие с древних времен изображали с повязкой на глазах, с весами и мечом. Это означает, что судящий должен быть беспристрастен, что прежде, чем решить, он обязан точно взвесить все «за» и «против», а решив, непреклонно проводить справедливое решение в жизнь.
В юридической деятельности принципиальна проблема соотношения законности и справедливости.
незаконное решение нельзя признавать справедливым, поэтому необходимо своевременно отражать в законодательстве происходящие в обществе изменения, предусматривать возможность выбора решений в зависимости от обстоятельств дела (например, смягчить наказание или вовсе освободить от него). Уже созданы суды присяжных, правомочных принять решение в соответствии с их совестью, народным пониманием справедливости.
Для правильного, справедливого применения закона необходимо в совершенстве его знать, уметь правильно применять в конкретных ситуациях. Поэтому судьи должны иметь высшее юридическое образование.
Принимая присягу, российский судья торжественно клянется честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществляя правосудие, быть беспристрастным и справедливым, как велят ему долг судьи и его совесть.
Судья должен быть честен. Честность — важнейшее требование нравственности. Она включает правдивость, принципиальность, субъективную убежденность в правоте своего дела, искренность перед другими и перед самим собой в отношении мотивов своего поведения.
Добросовестность в исполнении обязанностей судьи связана с его чувством долга. Непременное нравственное качество судьи — повышенное чувство долга в его нравственном аспекте. Социальный нравственный долг судьи — справедливое правосудие.
Справедливое правосудие возможно только тогда, когда судьи беспристрастны. Способность исследовать обстоятельства дела и принимать решение, равно относясь к сторонам, другим участвующим в деле лицам не привнося каких-либо личных мотивов, — не только предписание закона, но и личностное качество судьи как человека.
28. Этика следственной деятельности,
Расследование преступлений представляет собой специфический вид государственной деятельности, требующий от следователя соответствующих волевых, психологических и нравственных качеств, что обусловлено особенностями его задач и условий их достижения.
Специфика условий деятельности следователя, накладывающая свой отпечаток на нравственное ее содержание, выражается в ряде положений. Следователь наделен обширными властными полномочиями, в том числе и по ограничению основных прав и свобод человека и гражданина. Он — представитель власти, правомочный применять меры государственного принуждения. Следователь по закону самостоятелен в ведении следствия.
что следователь должен обладать высокими нравственными и психологическими качествами, а нравственные изъяны личности и поведения следователя могут привести к опасным последствиям.
В своей деятельности следователь руководствуется тремя видами правил: процессуальными, криминалистическими и нравственными. Процессуальные нормы указывают, что именно, в каких формах, в каком порядке должен делать следователь, производя следствие. Рекомендации, разрабатываемые криминалистикой, помогают следователю наметить тактическую линию, отыскать приемы и методы, позволяющие наиболее эффективно выполнять стоящие перед предварительным следствием задачи: быстро и полно раскрыть преступление изобличить виновных. Нравственные нормы дают возможность! оценить допустимость тех или иных приемов расследования с точки зрения морали. Разумеется, все виды правил находятся между собой в теснейшей связи и не должны входить в противоречие, хотя среди них главенствует закон, который является высоконравственным и целесообразным.
Следователь несет личную нравственную ответственность выполнение задач предварительного следствия, своего профессионального долга. Он должен быть объективен, беспристрастен, справедлив, гуманен, бдителен. В своем служебном общении следователь должен соблюдать выдержку, уравновешенность, корректность.
Соотношение нравственных норм и тактических приемов в деятельности следователя определяет в значительной степени характер его взаимоотношений с участвующими в деле лицами.
Процессуальные нормы, вся их система не только регулируют порядок производства следствия, его формы, но и лежат в основе определения наиболее эффективных методов следствия, влияют на соблюдение его нравственных начал. Иными словами, уголовно-процессуальный закон образует основу как разработки тактических рекомендаций, так и соблюдения этических требований в деятельности по расследованию преступлений.
29. Этика адвоката.
Адвокатская этика – это разновидность профессиональной этики юриста, представляет собой совокупность этических требований, предъявляемых обществом к осуществлению адвокатами своей деятельности по защите прав и свобод граждан, отстаивании в судебном порядке их законных интересов.
Существуют специфические особенности этики адвоката, участвующего в сфере гражданского и уголовного судопроизводства. Проблемы адвокатской этики исследуются в специальной научной литературе. Адвокат защищает интересы общества.
Адвокатская тайна – норма профессиональной этики, которая заключается в требовании к адвокату не разглашать информацию, сообщенную ему клиентом.
30. Этика консультативной деятельности юриста. Рекламирование частной юридической деятельности.
31. Этика юридического труда в сфере социальной защиты населения.
32. Этика различных видов правоохранительной деятельности (на выбор).
Этика прокурора.
Деятельность прокурора должна быть основана на законе, а юридические оценки прокурора – соразмерны установленным фактам и нормам применяемого законодательства. Требования справедливости распространяются на всех юристов.
Прокурор, опираясь на нравственные ценности, защищает интересы общества, выступает от имени государства, но в, то же время он призван охранять законные интересы граждан.
Прокурор обязан отказаться от обвинения, если оно не нашло подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Юридическая оценка деяния, выдвигаемая прокурором, должна быть аргументированной.характеризуя подсудимого, прокурор должен исходить из презумпции невиновности.
Деятельность работников прокуратуры носит государственный характер, так как они являются должностными лицами, представителями власти, осуществляют властные полномочия.
Закон в ряде случаев прямо определяет государственный характер принимаемых ими решений. Прокурор осуществляет надзор за исполнением законов.
Прокурор несет ответственность за законность или незаконность своих действий и решений, их справедливость или несправедливость, пользу или вред причиняемый ими.
Особенностью профессиональной деятельности прокурора является гласность ее осуществления или результатов, контроль общественности.
33. Юрист в организации. Этические аспекты государственной и частной юридической деятельности.
Миссия юриста государственной службы – в строгом следовании требованиям закона при осуществлении юридически значимых действий.
Юрист – созидатель, хранитель, защитник правопорядка в обществе. Этическое начало в юридической деятельности последовательно осуществляется посредствам разработки, и применения кодексов чести различных юридических специальностей, заключается в нравственных качествах самой личности юриста.
Соблюдение требований законности, следование юридической норме и ее применение – это одновременно есть соблюдение нравственности.