Тема 13. Толкование норм права. 1. Толкование норм права: понятие и значение
2 часа
1. Толкование норм права: понятие и значение.
2. Способы и виды толкования правовых норм.
3. Объем и пределы толкования правовых норм
· П.5 ст.125 Конституции Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).
· Ст.ст.431,1132,1187,1191 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) (с изм. и доп.).
· Ст.14, 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (АПК РФ) (с изм. и доп.).
· По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 июля 2000 г. N 12-П.
* * *
· Алексеев С.С. Общая теория права: курс права / учеб. – 2-изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
· Любашиц В.Я. Теория государства и права: практикум / В.Я. Люашиц, А.Ю. Мордовцев, А.Ю. Мамычев. – Изд. 2-е, доп. И перераб. – Ростов /Д: Феникс, 2010
· Теория государства и права: учебник для бакалавров / В. Д. Перевалов. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2013.
· Теория государства и права: учебник для бакалавров / В. Н. Протасов. – Москва: Юрайт, 2014.
· Теория государства и права:учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред.В.М. Корельского и В.Д. Перевалова.- М.: НОРМА-ИНФРМА-М, 2011.
· Теория государства и права: учебное пособие для студентов вузов / А. В. Малько, А. Ю. Саломатин. – 2-е изд. – Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2013. – 213.
· Фаткуллин Ф.Ф. Теория государства и права: учебно-методическое пособие / Ф.Ф. Фаткуллин. - Казань: Изд-во КЮИ МВД России, 2010.
· Черданцев А.Ф. Толкование права и договора / А.Ф. Черданцев.– М., 2003.
Ø Каково назначение толкования.?
Ø Какие народные пословицы, затрагивающие проблемы толкования Закона, Вам известны?
Ø Какова природа проблемы толкования?
Ø Какие объективные и субъективные факторы порождают проблему толкования?
Ø Какие операции атрибутивного и альтернативного порядка составляют содержание толкования?
Ø Какого рода правовые предписания в действующем законодательстве регламентируют толкование?
Ø Назовите основания выделения видов толкования.
Ø Перечислите средства (способы) толкования.
Ø Что следует понимать под проблемой определения объема (пределов) толкования; каков порядок его определения?
ü Найдите в словарях и выпишите определения понятий: толкование, деятельность, операция, уяснение, объяснение, разъяснение, адекватность, официозное, аутентичное, интерпретация, комментарий.
ü Составьте краткий конспект ответов на вопросы плана семинарского занятия по данной теме.
ü Составьте на отдельном листе перечень использованной Вами литературы по теме семинарского занятия (лекции, учебник, словари, монографии, периодика, др.источники); укажите, какие информационные ресурсы были задействованы (домашняя библиотека, библиотечный фонд вуза или иного образовательного учреждения, сайты и т.п.); на свое усмотрение отразите по возможности вопросы для самоконтроля /листок подпишите – ФИО, № учеб.группы, дисциплина, тема сем. занятия, число, подпись – листок сдается преподавателю,
ü Найдите в отечественном законодательстве правовые предписания, определяющие предъявляемые требования к толкованию.
ü Приведите примеры необходимости установления (определения) объема толкования правоположений на основе действующего законодательства.
ü Приведите примеры интерпретационных актов.
ü Составьте библиографический перечень работ, посвященных проблемам толкования.
Закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется.
Демокрит[46]
Тема 14. Действие норм права. Общая характеристика
процессов их реализации
2 часа
1. Правореализация: понятие, место в механизме действия права и уровни.
2. Уровень реализации статутных норм. Уровень реализации нестатутных норм.
3. Уровни реализации диспозиции и санкции правовой нормы.
· Алексеев С.С. Общая теория права: курс права / учеб. – 2-изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
· Любашиц В.Я. Теория государства и права: практикум / В.Я. Любашиц, А.Ю. Мордовцев, А.Ю. Мамычев. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – Ростов /Д: Феникс, 2010
· Теория государства и права:учебник / под ред.А.С. Пиголкина. -М.: Юрайт-Издат, 2007.
· Теория государства и права: хрестоматия: в 2 т. Т.2 Право / автор-составитель М.Н. Марченко. -М.: ОАО «Издательский дом», 2004.
· Тихомирова Л.В. Юридическая энциклопедия./ Л.В. Тихомирова, М.Ю. Тихомиров.-Издание 5-е, доп. и перераб. – М.: 2007.
· Фаткуллин Ф.Ф. Теория государства и права: учебнометодическое пособие / Ф.Ф. Фаткуллин.-Казань: Изд-во КЮИ МВД России, 2010
Ø Приведите встречающиеся в юридической литературе определения правореализации.
Ø Сопоставьте и прокомментируйте правореализацию и действие права; Каков сектор мнений юристов-ученых на данную проблему?
Ø Что можно сказать по поводу соотношения юридического идеологического и юридического регулятивного действия права?
Ø Какие традиционные измерения действия права рассматриваются в литературе?
Ø Возможна ли правореализация вне правоотношений? Дате комментарий.
Ø Что собой являет механизм правореализации?
Ø Какие уровни правореализации выделяют в теории права?
Ø Что в литературе понимают под формами правореализации?
Ø Какие вопросы Вы могли бы предложить для коллективного обсуждения?
Ø С какого рода трудностями Вы столкнулись при изучении данной темы?
ü Найдите в словарях и выпишите определения понятий: действие, реализация, реальность, общественное отношение, общественное сознание, поведение, уровень, онтология.
ü Составьте краткий конспект ответов на вопросы плана семинарского занятия по данной теме.
ü Составьте на отдельном листе перечень использованной Вами литературы по теме семинарского занятия (лекции, учебник, словари, монографии, периодика, др.источники); укажите, какие информационные ресурсы были задействованы (домашняя библиотека, библиотечный фонд вуза или иного образовательного учреждения, сайты и т.п.); на свое усмотрение отразите по возможности вопросы для самоконтроля /листок подпишите – ФИО, № учеб.группы, дисциплина, тема сем. занятия, число, подпись – листок сдается преподавателю, ведущему семинарские занятия, в конце урока.
ü Подберите «палитру» несовпадающих суждений в правовой науке по вопросу о соотношении действия права и правореализации.
ü Попытайтесь дать аргументированный ответ о возможности правореализации вне правоотношений.
ü Составьте библиографический перечень работ, посвященных проблемам правореализации.
Нам следовало бы стремиться познавать факты, а не мнения, и, напротив, находить место этим фактам в системе наших мнений.
Георг Кристоф Лихтенберг [47]