Источники конституционного права республики беларусь
Источники конституционного права − это внешнее выражение конституционно-правовых норм. Источниками конституционного права Республики Беларусь являются нормативные правовые акты, которые содержат нормы конституционного права. Нормативный правовой акт − это официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение (ст.1 Закона "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" с изменениями и дополнениями).
Источники конституционного права Республики Беларусь подразделяются:
1) в зависимости от территории действия источника конституционного права выделяют:
− источники, которые действуют на всей территории Республики Беларусь (например, Конституция, законы Республики Беларусь);
− источники, которые действуют на территории административно-территориальной единицы (например, решение местного Совета депутатов о делегировании каких-либо полномочий местному исполнительному и распорядительному органу);
2) в зависимости от содержания, конкретного характера регулируемых общественных отношений (Закон "О гражданстве Республики Беларусь", Закон "О печати и других средствах массовой информации");
3) в зависимости от круга участников конституционно-правовых отношений, на которые эти акты распространяются (например, положения Избирательного кодекса Республики Беларусь распространяются на граждан Республики Беларусь, а нормы Закона "О беженцах" − на иностранных граждан и лиц без гражданства).
Нормативно-правовые акты − источники конституционного права Республики Беларусь различаются по своей юридической силе.
Иерархия нормативных правовых актов − источников конституционного права Республики Беларусь может быть представлена следующим образом:
1) Конституция Республики Беларусь − Основной закон белорусского государства. Является основным источником конституционного права Республики Беларусь;
2) законы − нормативно-правовые акты, которыми регулируются наиболее важные и устойчивые общественные отношения. Можно выделить следующие виды законов − источников конституционного права Республики Беларусь
− конституционные законы − законы о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь, законы о введении в действие данных законов, законы о толковании Конституции Республики Беларусь. Они считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от полного состава каждой из палат Парламента;
− программные законы − законы об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь, о военной доктрине. Они считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от полного состава каждой из палат Парламента;
− референдарные законы − законы, принимаемые путем референдума. По своей юридической силе они стоят выше обычных законов: как правило их нельзя отменить или изменить обычным законом;
− обычные законы − регулируют отдельные виды общественных отношений, принимаются большинством голосов от полного состава палат Парламента
3) международные договоры, действующие на территории Республики Беларусь. В соответствии с ч.3 ст.8 Конституции Республики Беларусь не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции. Таким образом, этот источник конституционного права Республики Беларусь располагается после Конституции и конституционных законов, но перед программными и обычными законами. К числу международных договоров, являющихся источником конституционного права Республики Беларусь, можно, в частности, отнести Договор о создании Союзного государства Беларуси и России, заключенный между Республикой Беларусь и Российской Федерацией в 1999 г.;
4) декреты и указы Президента Республики Беларусь;
5) постановления палат Национального собрания Республики Беларусь;
6) постановления Правительства Республики Беларусь;
7) нормативные акты республиканских органов государственного управления;
8) нормативные акты органов местного управления и самоуправления.
Особое место в иерархии нормативных правовых актов занимают заключения Конституционного Суда Республики Беларусь, который вправе признать нормативный правовой акт в целом либо его часть неконституционными.