Ee James Buchanan and Gordon Tullock, The Calculus of Consent(Ann Arbor: University of Michigan Press, 1962), pp. 263-306
[117] Сэр Рой Харрод сомневается, что Кейнс зашел так далеко, требуя освобождения от воинской повинности по политическим или религиозно-этическим убеждениям, будучи под угрозой быть призванным в армию, подчеркивая, что Кейнс был уже освобожден от нее как важный гражданский деятель. Однако небольшое сомнение, что Кейнс все-таки придерживался мнения, приведенного выше, подтверждается его собственноручнымизаметками. См. Harrod's "Clive Bell oil Keynes," Economic Journal, LXVII (December 1957), 692-699, а также поправки Элизабет Джонсон в Economic Journal, LXX (March 1960), 160- 167.
[118] Серьезная атака на закрытые организации может основываться на том, что профсоюзы не повышают долю заработной платы в национальном доходе, но их политика может привести к инфляции.
[119] Естественно, когда союз использует закрытые организации не для того, чтобы привлечь новых членов, а для того, чтобы закрыть конкретным рабочим доступ к определенной работе (по расовым или каким-либо другим причинам), тогда сила принуждения не является сколько-нибудь необходимой для выживания союза, и вся предыдущая аргументация к нему не относится. Множество законодательных ограничений, существуют во многих странах, благодаря наивному предположению, что союзы - это добровольные ассоциации, см. например R.W.Rideout, The Right to Membership of a Trade Union (University of London: Athlone Press, 1963).
[120] См. Гегель Философия права. M., Мысль, 1990. См. также George H.Sabine, A history of Political Theory (New York: Henry Holt, 1937), который суммирует этот аспект во взглядах Гегеля коротко и ясно: "Само государство должно управляться в соответствии с совершенно иными принципами, чем те которыми оно управляет своими "подчиненными" (с. 643). Аристотель, с другой стороны, утверждал, что государство имеет общие черта с другими организациями: "Поскольку, как мы видим, всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага... то,
[121] Hayek, Road to Serfdom. Более модернизированные аргументы, выражающие озабоченность этой опасностью см. в эссе Кларка в Fredom, Its Meaning, ed. Anshen, p. 306.< m. также Tomas Wilson, Modern Capitalism and Economic Progress (London: Macmillan, 1950), pp. 3-19.
[122] Albert l.auterbach, Economic Security and Individual Freedom (Ithaca. N.Y.: Cornell University Press, 1948), особенно pp. 5, 11, 12; Thomas Mann в Freedom, Its Meaning, ed. Anshen, pp. 80-81.
[123] Я благодарен профессору Томасу Шеллингу за то, что он объяснил важность подобного различия и склонил меня к обсуждению этого аргумента в моей работе.
[124] Hayek, Constitution of Liberty.
[125] Ibid., pp. 11-21. Здесь Хайек показывает необходимость различать подобную концепцию свободы от всех иных, изложенных выше. См также: J.utiab Merlin, Two Concepts of Liberty (Oxford: Clarendon Press, 1958).
[126] Cm. Bronfenbrcnncr, "Two Concepts of Icoiimic Freedom," pp. 157-170. Даже ярые защитники государственно! о экономического планирования признают важность иодобжв о вида сиободы, Ьарбара Цутон и Freedom uii.h r Planning (Chapel Hill: University ot North Carolina Press, 1945). Дискуссия но поводу гочного определения значения слова "свобода" можно найти в Maurice Cranston, Freedom, A New Analysis (London: Longmans, (ireen, 1951) Фршк Найт заходит слишком далеко, утверждая, что никакого объективного смысла нельзя вложить в слово "свобода"; см. его "Freedom as I'aii and Criterion," International Journal of Ft hies, XXXIX (1929), 129-147.
[127] Richard S TIiorn, "'lite Preservation of Individual Ixonotuic Freedom," в Problems of II S. Ft onowii■ Development, Committee |«r Fconinic Development (New York, 1958).
во Cm. J K. tialbrailh. The Affluent Six iety (Boston: llougliloii Mifflin, 1958).
[129] По этому вопросу см. Anthony Downs, An Economic Theory of Democracy (New York: Harper, 1957), pp. 195-196. Естествено, принуждения не будет, если все подобные решения будут приниматься единогласно.
[130] Если современных защитников политики невмешательства можно обвинить в неточности, когда они обсуждают экономическую свободу, то же самое можно сказать и о Викселе. Его план "единогласного одобрения" государственных расходов выявлял реальную проблему - проблему коллективных услуг, а не размер государственного сектора. В его время государственные расходы приходились большей частью на обеспечение работы обороны и поддержание внутреннего правопорядка и спокойствия. Принятие его плана, возможно, не ограничило бы сферу государственной деятельности, он обеспечил бы более экономичную и, возможно, более спокойную национальную политику. (Виксель противостоял огромным расходам Швеции на вооружение и се агрессивной настроенности по отношению к России). См. Gardlund, Ufe ofWicksell.
[131] Либералы или представители левого крыла, предлагающие ограничить производство определенных продуктов, также ограничивают экономическую свободу, но также поступают и эффективно действующие частные картели. Национализация какой-либо отрасли, хотя она не ограничит свободу рабочих и менеджеров, занятых в этой индустрии, и свободу потребителей продукции этой отрасли, может, если правительство запретит частную конкуренцию в этой области, ограничить свободу предпринимателей организовать фирму в этой отрасли, но не затронет многих других людей.
Эффек ты воздействия национализации на экономическую свободу см. у Мутона.
[132] Физиологический, антропологический и социологический взгляд на эту проблему см. в Erich Гп>111111, Escape from Freedom (New York: I loll, Kinehart & Winston, 1Ч41)|Фромм Эрих Бегстно от свободы. М„ Прогресс, 1989|; и George (Mloinans, The Human Group (New York Harcourt, 11 race, 1950), pp. 332-333.
[133] "Indepcndaiiinienl des hesoiiis que ressentenl les individus el les families, el qui doimeiil lieu aux
consummations privees, les lioillincs en sociele oil! des hesoiiis qui leui soul cihhiiiuhs. el qui ne peuvent
etre satisfaits qu'au moyen d'un concours d'individus at meme quelquefois de tous les individus qui la composent. Or, ce concours ne peut etre obtenu que d'une institution qui dispose de l'obeissance de tous, dans les limites qu'admet la forme du qouvernement." Jean-Baptiste Say, Cours complet d'economie politique pratique (Paris: Guillaumin Libraire, 1840), II, 261. Эту ссылку можно найти у Баумоля, рр.146-149
J Friederich von Wieser, "The Theory of Public Economy," Classics in the Theory of Public Finance, ed. Richard A.Musgrave and Alan T.Peacock (London: Macmillan, 1958), pp. 190-201. Большинство последующих ссылок будет относиться к данной антологии классики. Я не вижу особой необходимости ссылаться на оригинал в данной работе. * Emil Sax, "The Valuation Theory of Taxation," Classics, p. 181 и pp. 177-179.
[136] Подход Адольфа Вагнера оказался лучше, чем подход Сакса, так как он понимал, что государство должно быть принудительным. Однако Вагнер уделял больше внимания историческим условиям, влиявшим на масштаб государственного управления, а не концепции общественных товаров. См. его "Three Extracts on Public Finance," Classics, pp. 1-16.
[137] Ugo Mazzola, "The Formation of the Prices of Public Goods," Classics, pp. 159-193. См. также
Maffeo Panlaleoni, "Contributions to the Theory of the Distribution of Public Expenditure," ( lassies, pp. 16-27.
[138] Knut Wicksell, "A New Principle of Just Taxation," Classics, pp. 81-82.
[139] Например, см. Richard Musgrave, The Theory of Public Finance (New York: McGraw-Hill, 1959), особенно главы iv и vi; Paul A. Samuelson, "The Pure Theory of Public Expenditure," Review of Fcomomics and Statistics, XXXVI (November 1954), 387-390; Erik l.indahl, "Just Taxation - A Positive Solution," Classics, pp. 168-177 и 214-233.
[140] Прочие это Gerhard Colm, "Theory of Public Expenditures," Annals of the American Academy of Political and Social Science, CLXXXIII (January 1936), 1 -11; и Julius Margolis, "A Comment on the Pure Theory of Public Expenditure," Review of Economics and Statistics, XXXVII (November 1955), 347-349.
[141] Hans'Ritschl, "Communal Economy and Market Economy," Classics, pp. 233-241.
[142] Baumol. р.11
[143] (big. pp. 140-156, более длинные цитаты из "Принципов..." Милля и "Принципов..." Сиджвика, касающиеся этих проблем, и обсуждение подробных комментариев, обнаруженных у Фредерика Бастиа, Дж.Р. Мак-Куллоха и Фридриха Листа, см. Classics, также там интересны комментарии Энрико Барона и Джованни Монтемартиии.
[144] А.С. Pigou, A Study in Public Finance, 3rd rev. ed. (London: Macmillan, 1949). Обязательно см p. 33 с ясными высказываниями по этому поводу.
[145] К. Маркс, Ф. Энгельс Манифест коммунистической партии. Соч. 2-е ичд., Т. 4. с. 447; см. также Ralf Dahrendorf, Class and Class Conflict in Industrial Society (Stanford, Calif.: Stanford University-Press, 1959), p. 13.
[146] К. Маркс, Ф. Энгельс Манифест коммунистической партии. Соч., 2-е ичд., Т. 4, с. 424.
'в Dahrendorf. р. 35.
[148] Dahrendorf, pp. 30-31; см. также Mandell М. Bober, Karl Marx's Interpretation oj History, rev. ed. (Cambredge, Mass.: Harvard University Press, 1948), особенно pp. 95-%. H лом отношении Маркс ушел не слишком далеко от Джэмса Мэдисона, который писал н Federalist papers (№ 10), что "наиболее общим и постоянным источником формирования группировок всегда было неравномерное распределение собственности: те, кто владеет собственностью всегда имели интересы, отличные от тех, кто ей не владеет".
[149] Нее данные цитаты в'мтм ич ('.Wright Mills. While Collar (New York: Oxford University Press, 1951), pp. 325-328. Талкочт Нарсоис также утверждает, что no основным вопросам Маркс был утилитаристом. См. "Social Classes and Class < 'onflict ill the l.ighl of'Kecciil Sociological llieory,"» его /'.vmiv-v in Sociological Theory, rev. cd. ((ikneoe, III.: Tree Press, 1954), p. 323.
гз Джон Коммонс также допускал подобную ошибку; см. "Economists and Class Partnership," в его сГюрнике эссе hibor and Administration (New York: Macmilbn,1913), p. 60. t
[151] В. И. Ленин Что делать. Поли. собр. соч., 5-е изд., Т.6; см. также Edmund Wilson. То the Finland Station (New York: Harcourt, Brace. 1940), pp. 384-404. Крейн Бринтон показал, что большинство революций, коммунистических или каких-либо других, осуществлялось удивительно небольшой | руппой людей. См. The Anatomy of Revolution (New York: Random House, n.d.), pp. 157-163.
[152] I (итата взята из Dahrendorf. р. 13. ;|
[153] к. Маркс, Ф. Энгельс Манифест коммунистической партии. Соч., 2-е изд., Т. 4, с. 432. Мног ие® ученые полагают, что рост профсоюзов уменьшает возможность возникновения коммунистической революции, так как этот рост институциализирует борьбу и старается внести ее в определенные рамки. Коммунистические революции оказывались наиболее успешными в тех!, странах, где не существовало сильных профсоюзов. См. Seymour Martin I.ipset, Political Man; (Garden City, N.Y.: Doubleday, 1960), pp. 21-22. {
[154] Маркс понимал данную проблему, однако ею ответ на нее не совсем понятен; что! демонстрирует следующая цитата:
"Крупная промышленность скопляет и одном месте массу неизвестных друг дру| у людей- Конкуренция раскалывает их интересы. Но охрана заработной платы, jtoi общий интерес но отношению к их хозяину, объединяет их одной общей идеей сопротивлении, коалиции... В /той борьбе - настоящей гражданской войне - обьсдиниютси и развиваются все элементы для |рндущей биты. )(остинки now пункта, коалиция принимает политический характер"
К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., 2-е изд., т. 4, с. 183. Этот пассаж из "Нищеты философии" был также процитирован и подчеркнут Лениным; см. его эссе в Карл Маркс, Избранные труды в двух томах, подготовленном в Институте марксизма-ленинизма В.Адоратским (New York: International Publishers, n.d.), 1,48-50.
[155] Такая социально-определенная, иррациональная позиция класса может тем не менее находиться под влиянием экономического положения этого класса; экономические условия могут воздействовать на социальные отношения. Однако этот факт не уничтожает различие между теорией социально-ориентированного класса и теорией, утверждающей необходимое наличие индивидуальной мотивации для классово-ориентированного действия. О влиянии классов па американскую политику cm.Samuel Lubell, The Future of American Politics (New York: Harper. 1952), passim, circa p. 59; Revolt of the Moderates (New Yoik: Harper, 1956), pp. 103-120; V.O.Kcy, Politics, Parties ami Pressure Groups, 4th ed. (New York: T.Y.Crowell, 1958), pp. 269-279.
[156] См. Robert Luce, Legislative Assemblies (Boston: Houghton Mifflin, 1924); Stuart Chase, Devocracy Under Pressure: Special Interests vs. the Public Welfare (New York: Twentieth Century Fund. 1945); Robert Br&dy, Business as a System of Power (New York: Columbia University Press, 1943); Kenneth G. Crawford. The Pressure Boys (New York: Julian Messner, 1939).
[157] Francis W. Coker, "Pluralism," Encyclopaedia of the Social Sciences, Xll (New York: Macinillju. 1934), 170-173; M. P. Follett, The New Slate - Group Organization the Solution of Popular Government (New York: Longmans, Green, 1918); Harold Laski, A Grammar of Politic:-, 4lh ed. (London: ""eorge Allen & Unwin, 1939), pp. 15-286; Sir Ernest Barker, Political Thought in England, 1848-1914 (London: Oxford University Press, 1947), pp. 153- 160, 221-224; Principles of Social and Political Theory (Oxford: Clarendon Press, 1951), pp. 47-88. Позднее возникла новая социологическая теория плюрализма, утверждающая, что необходимо множество политических труни, стоящих за государством, чтобы избежать возникновения таких "массовых движений" как нацизм и коммунизм. См. William Kornhauser, The Politics of Mass Society (Glencoe, 111.: Free Press, 1959), и Harry Eckstein, A Theory of Stable Democracy (Princeton, NJ.: (.'enter of International Studies, Princeton University. 1961). Я обязан разговору с профессором Талкоттом Парсонсом возникновением идеи, что подобный тин социологического мышления должен рассматриваться как новый плюрализм .
[158] "Плюралист рассматривает эти (добровольные ассоциации) ... как фактор независимости и инициативности "спонтанной" экономики; профессиональные и местные группы соответствуют "природным" единицам, объединяющим интересы и функции*. Coker в Encyclopaedia of the Social Sciences, Xll, 172. См. также Francis Coker, Recent Political Though, (New York: Appleton-Century-Crofts, 1934), pp. 497-520.
[159] A. D. Lindsay, The Modern Democratic Stale (London: Oxford University Press, 1943), I,
245.
[160] Otlo iron Gierke, Political Theories of the Middle Age, перевод и предисловие I' W. Mail land (Canibrige University Press, 1900), and Natural Imw ami the Theory of Sot:iely, 1500-1800, перевод и предисловие Ernest Bakder (Cambridge, Eng.: Cambridge University Press, 1950); F. W. Maitland, "Moral Personality and Legal Personality," в Maitland - Selected Essays, ed. H. D. I la/ell ine, G. Lapsley. and P. 11. Winfield (Cambridge. Eng.: Cambridge University Press.1936). pp. 223-239.
' John Dewey, The Public and lis Problems, 3rd ed., (Denver: Allan Swallow, 1954), pp. 22-23, 26-27, 28-33, 72-73, и 188.
[162] Joseph aul-Boncour, Le Federalisme economique; etude sur les rapports de I'individu et des groupements professionnels (Paris: Felix Alcan. 1900), и Reflections of the French Republic, trans. George Marion, Jr. (New York: Robert Speller & Sons, 1957), I, 40 pp. 138-147.
[163] Emile Durkheim, Le Suicide (Paris: Felix Alcan, 1897), и The Division of Labor in Society, trans. George Simpson (Glencoe, 111.: Free Press, 1947) [Эмиль Дюркгейм О разделении общественного труда. Метод социологии. М., Наука, 1991], особенно с. 5-35. См. также Mathew Н. Elbow, French Corporative Theory, 1789-1948 (New York: Columbia University Press, 1953), pp. 100-118. Точку зрения английских политиков на необходимость профессионального парламента,-см. Amery, Thoughts on the Constitution (London: Oxford University Press, 1953), pp. 64-69.
[164] Pius XI, Quadragesimo Anno.
Ю l-lbciw, passim, esp. pp. 81-96, 100-118, 197-204.
11 Coker, Recent Political Thought, pp. 229-290, 460-496; Elbow, passim-, Richard Humphrey, Georges Sorel (Cambredge, Mass.: Haarvard University Press, 1951), passim, особенно pp. 193-
194. Б некотором отношении идеи Адольфа Берли о политической роли корпораций подобны плюрализму, см '''he Twentieth Century Capitalist Revolution (New York: Harcourt, brace, 1954), и Power without Property (New York: Harcourt, Brace, 1959). *2 J oh ;i R. Commons, Representative Democracy (New York: Bureau of Economic Research, n.d.); Institutional Economics (Madison: University of Wisconsin Press, 1959), II, 877-903; The Economics of Collective Action (New York: Macmillan, 1950).
[168] См. главу ii, озаглавленную "Представление интересов," в работе Коммонса "Представительная демократия". "Возвращаясь к первым принципам представительного правительства (исторически и логически), каждый из этих отдельных интересов должен обладать возможностью быть представленным. Тогда негры выберут Букера Т.Вашингтона, банкиры - Лаймэна Дж.Гайдна и Дж.Пирпонта Моргана;... профсоюзы выберут Самюэля Гомперса и П.М.Артура, духовенство - архиепископа Корригана и Др.Паргурста; университеты - Сет Jloy и Президента Элиота.... Однако вряд ли кто- либо из них может быть выбран сегодня избирательным правом в ограниченном округе, где они живут В то же время, за последние 20 лет трудно найти более тихое и более сильное общественное движение, чем организации частных интересов". См. также Harvey I'ergusson, People and Power (New York: William Morrow, 1947), особенно pp. 110-111. (>дна из особенностей парламента, составленного из влиятельных групп - это то, что ни один законодатель не сможет задавить интересы одной группы для блага другой, и, таким образом, уровень необходимого компромисса для достижения демократии может быть недосягаем.
>4 "Смешно говорить о представительстве одного человека другим;... не существует такого понятия, как представление одного индивида другим, так как по своей суги человек - существо, которое не может быть в какой-либо форме представлено... Мы говорим, что единствен иый путь, когда возникает реальное представительство - это, когда представлена
[170] Commons, "Economics of Collective Action, p. 33; см. также pp., 59, 262-277, и 291. Хотя иногда Коммонс утверждал, что временами действительно влиятельные группы совсем не были хорошо организованны. Ibid., р. 213, и Institutional Economics, II, 901-902.
'в Commons, Institutional Economics, И, 901-903.
[172] Kenneth Parsons, "Social Conflicts and Agricultural Programs," Journal of Earm Economics, XXIII (November 1941), 743-764.
[173] John Kenneth Galbraith, American Capitalism: The Concept of Countervailing Power■ (London: Hamish Hamilton, 1952), особенно chap, x, "Countervailing Power and the State," pp. 141-157.
[174] ibid, р. 8
[175] Ibid, р. 9
[176] Ibid, р. 9
[177] Arthur F.Bentley, The Process of Government (Evanston, 111.: Principia Press, 1949). Хотя эта книга была впервые опубликована в 1908 году и ее временное соответствие относится к первоначальным плюралистам - философам, подход автора полностью соответствует современным традициям политологии. ' '
[178] Tmman, p. ix; Latham, p. 10; Robert Т. Golembiewski, "The Group Basis of Politics: Notes on Analysis and Development", American Political Science Review, LIV (December I960), 962; William J.Block, The Separation of the Farm Bureau and the Extension Service (Urbana: University of Illinois Press. 1960), p. 2.
[179] Myron Q. Hale, "The Cosmology of Arthur F. Bentley," American Political Science Review, LIV (December 1960), 955.
[180] Bentley, p. 462.
[181] Ibid., р. 210
[182] [bid., р. 208-209.
[183] Ibid., р. 211; курсив Олсона.
[184] Ibid., р. 215; см. также pp. 166-170 и 246 247.
[185] "Государство само по себе, согласно моим представлениям, не является особым фактором в нашем исследовании. Оно равнозначно понятию "социальное целое": мы не интересуемся собственно государством, но исключительно процессами происходящими с ним в рамках "социального целого". Ibid, р. 263; см. также pp. 217-222, 271, 422, 443-444, R.E. Dowling, "Pressure Croup Theory: In Methodological Range", American Political Science Review, L1V (December I960), 944-954. и особенно 944-948.
[186] Bentley, p. 220; подобный взгляд можно найти у Truman, p. 51.
[187] Bentley, р. 271; Бентли также полагает, что "деятельность одной из групп в той или иной мере отражает деятельность этой группы против какой-либо другой группы*, (р.240)
[188] Ibid., р. 258-259.
[189] Ibid., р. 264.
[190] Бентли проделал всю необходимую работу со своей моделью. Все, что влияет на контроль над социальной и экономической политикой, вписывается в модель давления конфликтующих групп Бентли. А разница в качестве политического руководства? Но это было, главным образом, результатом различных шаблонов построения групп. Если лидер группы оказывается достаточно слабым, это означало наличие споров между подгруппами внутри этой фуппы. А тип правительства? Давление группы победило бы, независимо от того, диктатура, конституционная ли монархия, олигархия или демократия были установлены в государстве. Даже самый сильный диктатор становился посредником между группами, армией, церковью, землевладельцами или кем бы то ни было еще; даже интересы рабов сказывались на итоговом результате. А разделение власти? Но давление групп становится определяющим независимо от того, как организовано правительство. Даже юридические решения можно рассматривать с точки зрения давление групп. Распространение франчайзинга? Но группа обладает властью независимо от того, есть у нее право голоса или нет. Неважно, имели ли женщины право голоса, так как они могли бы влиять через семью, как важную общественную подгруппу.
[191] Bentley, pp. 226-227.
[192] Ibid, p. 454.
43 I hid, p. 454-455.
[194] "Логроллинг, однако, является наиболее характерным законодательным процессом. Когда кто-то осуждает это явление "в принципе", то только на контрасте с неким предполагаемым "чисто-общественным духом", который должен руководить законодателем, и который дает им возможность принимать решения, выгодные "для людей в целом". Так как не существует ничего, что бы подходило для всех людей, даже если можно было бы найти такое законодательное решение, которое не ограничивало бы никакой деятельности в интересах различных групп. И, когда мы ограничили законодательные процесс до игры групповых интересов, возникает. лог|юллинг или так называемый принцип "давай и бери". Это компромисс. Это торговля. Это уравновешивание интересов." ( Гам же., pp. 370-371).
4® Ibid pp. 460-464.
4« Truman, pp. 23-33, 39-43, 52-56.
[197] Ibid , р. 57
[198] Ibid., р 52,55.
[199] Ibid., р. 61 Трумэн также приводит уровень технического прогресса в современной промышленности в качестве аргумента, говорящего за преобладание экономических ассоциаций.
[200] Ibid, рр 55, 60. Согласно теории Трумэна, главные британские профсоюзы должны была | зародиться и исрнод Промышленной Революции, а не в относительно спокойный исриод второй воловины XIX века, а американские профсоюзы должны были особенно быстро расти в исриод ' значительных вымышленных изменений после Гражданской войны или же с 1929 ио 1У93 год, а не во - время (илн между) двух Мароиых войн. Понятно, что правовые рамкн также являлись одним яз ' влияниях иа профсоюзы фактором; например, британские ирофсоюзы находились вне закона во ; время Промышленной Революция Также понятно, что Трумэн был и pan, уверяя, что недовольство» . нелояльность наиболее сальны ■ периоды экономических неполадок; это же утверждение можно найти в моей работе "Rapid Growth as a Destabilizing Force," Journal of Economic History, XXIII > (December 1963), 529-552. Проблема теории Трумэна заключается * том, что он считал экономические нужды причиной юзннкновення организованных групп, что не подтверждается фактам!.
[201] Трумэн также оставался верным своему учителю в попытке игнорировать ; всепоглощающий социальный или национальный интерес. "При разработке политики ' группы мы не должны опираться иа всеобъемлющий интерес, потому что таковой не существует." р. 51.
[202] ('овеем необязательно результат деятельности влиятельных групп окажется менее :'- желаемым, даже если равновесный баланс власти множества влиятельных групп удержит ! каждую из них "на линии". Если такая система и работала в условиях абсолютной справедливости по отношению к каждой из групп, она все равно оставалась бы неэффективной. Если каждая нз отраслей трактуется в государственной политике с одинаковой степенью нре.иючтительност-и благодаря лоббированию, то экономика будет функционировать менее эффективно, а каждая группа будет "беднее", чем в случае, когда не было бы гарантировано удовлетворение ни одного из интересов (или лишь несколько) ;
групп. Соответственно, рациональная политика не может проистекать из серии разрозненных ad hoc уступок группам различных интересов. По данному вопросу см. Peter Н. Odegard, "A group Basis of Politics: A New Name for an Ancient Myth," Western Political Quarterly, XI (September 1958), 700.
[203] Truman, pp. 506-516.
[204] Эта идея сейчас признается настолько широко, что она даже заложена в учебники без необходимого объяснения. См. James MacGregor Bums and James Walter Peltason, Government by the People, 4th ed. (Englewood Cliffs, NJ.: Prentice-Hall, 1960), pp. 310-311.
[205] Truman, pp. 515-516.
[206] Трумэн развивает идею прямого представительства разлйчиых экономических ийтересов в "социальном парламенте". При этом он отделяет свою точку зрения от точки зрения Коммонса (который при всей своей вере в действенность влиятельных групп, ратовал за выборы представителей от групп различных интересов), так же как и от других гильдианских социалистов и корпоративистов. По поводу профессионального представительства в парламенте Трумэн пишет: "Такое предложение бессмысленно... потому что показывает, как легко можно неправильно понять политический процесс'. Существует множество недостатков системы профессионального представительства, и
[207] V.O. Key, Jr., Politics, Parties, and Pressure Groups, 4th ed. (New York: Crowell. 1958).p. 166.
[208] Truman, p. 36.
[209] Bent ley. pp. 434-446 и 463-464.
[210] Там же., р. 442.
[211] См.. например. Key, pp. 21-177.
[212] Представленная в этой книге теория никаким образом не ослабляет (а может даже усиливает) идею, высказанную Коммонсом н некоторыми другими корпоративистами, что в парламент должны входить представители от каждой экономической группы. В той мере, в которой теория показывает неравенство представления различных групп в парламенте но территориальному признаку, она может использоваться для защиты профессионального или социального парламента. Однако эта теория разрушает идею корпоратииистов, что профессиональные группы обычно имеют тенденцию iформировать корпоративные организации вследствие некого спонтанного единства, заключенного в них.
[213] Mikhail F. Bakunin, Bakunin: Scientific Anarchism, ed. G. P. Maximoff (Glencoe, 111.: Free Press, 1953), p. 272.
[214] Ibid., p. 273, также pp. 259, 293-300. См. также Paul Eltzbacher. Anarchism, trans. Steven T. Byington (New York: Libertarian Book Club. 1960).
[215] P. Kropotkin, Mutual Aid, A Factor of Evolution, rev. ed. (London: William Heinemann. 1904), p. 277.
[216] "Когда исследуется список таких организаций, в глаза бросается то, что эта система очень мала. Ранг организованных, идентифицируемых, известных групп до удивления низок; нельзя в них найти ничего универсального." Е. Е. Schattschneider, The Semi- Sovereign People (New York: Holt, Rinehart & Winston, 1960), p. 30.
проводимой руководством политикой. Этот факт помогает объяснить, почему множество лоббирующих организаций занимают позицию, чуждую по духу их участникам, а также почему продолжают существовать те организации, чьи лидеры преследуют собственные интересы за счет организации.
[218] Условием будет: превышение выгода от получения коллективного или неколлективного блага над издержками по его добыванию на величину, превышающую взнос индивида в лоббирующий отдел организации. Иначе такая "обязательная" продажа будет недостаточной для привлечения индивидов в организацию. Заметим, что в сноске 72 на с. 46. избирательные мотивы обладали более высокой ценностью, чем доля индивида в издержках по получению коллективного блага.
[219] Организация, лоббирующая обеспечение коллективного блага для болыпой группы, могла бы получить избирательную мотивацию, лоббируя обеспечение неколлектнвного блага, такого как исключение некоторых индивидов из общего правила или закона (или благоприятная интерпретация закона) или покровительство некоторым из них. и т.д. Дело не в том. что организация должна обязательно быть политической, экономической нли социальной (хотя так оно обычно и происходит), а в том, что организация, не обладающая возможностью к принуждению, должна предложить своим потенциальным участникам неколлективное или избирательное благо (или выгоду).
[220] V. О. Key, Politics, Parties ami Pressure Guoups, 4lh ed. (New York: Crowell. 1958), p. 62.
[221] Dayton David McKcan, Party ami Pressure Politics (Boston: Houghton Mifflin. 1949), p. 464.
[222] Например, ibid., pp. 475-476.
[223] Key. р. 73
8 Ibid.
[225] Sumner II. Slichlcr, The American Economy (New York: Alfred A. Knopf, 1950), p. 7.
[226] В. С. Roberts, Trade Union Government and Administration in Great Britain (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1956), pp. 369-380 and 551-553; G. D. H. Cole. A Short Hictory of the British Working Class Movement, 1789-1947, new ed. (London: George Allen & Unwin, 1948), pp. 296-299, 310-315, 423-424; Charles Mowat. Britain Between the Wars (Chicago: University of Chicago Press, 1955), pp. 336-337; и'Martin Harrison, Trade ilniims and the Labour Party Since 1945 (London: Ruskin House, George Allen & Unwin, 1960), passim.
[227] Frances Priscilla DeLancey, The Licensing of Professions'in West Virginia (Chicago: Foundation Press, 1938), p. 140.
[228] Key, p. 136
[229] J. A. C. Grant, "The Gild Returns to America," Journal of Politics, IV (August 1942), 316.
[230] Grant, "The Gild Returns to America, II" ibid., IV (November 1942), 463-476.
[231] Первое утверждение Гранта (Август 1942), р. 304.
[232] М. Louise Rutherford, The Indtuence of the American Bar Association on Public Opinion'and legislation (Philadelphia, 1937), pp. 32-34; McKean, p. 568.
'8 Grant (August 1942), 324.
[234] Ibid
[235] U. S. Congress, House Committee on Interstate and Foreign Commerce, 83d Cong., 2d ISess., Health Inquiry, Part 7 (1954), p. 2230,процитировано в Key, p. 139.
[236] Oliver Garceau, The Political Life of the American Medical Association (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1941), pp. 95, 103.
[237] Time (Feb. 19, 1945), p. 53, процитировано в McKean, p. 564.
[238] Garceau, р. 103.
[239] Ibid, р. 104. Врачи, не входящие в медицинское общество, по крайней мере, сейчас могут получать страховку от неудачного исхода лечения, хотя и платят взнос по более высокой ставке. Ребен Кессел, изучающий экономику медицины, описывает ситуацию следующим образом:
"Местные медицинские общества играют решающую роль в защите своих членов от случаев неудачного исхода лечения. Врачи, замеченные в неудачной врачебной практике, подвергаются суду своих коллег в частной юридической системе организованной медицины. Если их признают невиновными, то члены местного медицинского общества могут выступать экспертными свидетелями защиты в процессе против врача, обвиненного в профессиональной непригодности.
Нет необходимости говорить, что подобные услуги не доступны для истцов. Из-за такой монополии на услуги экспертных свидетелей и тесной коалиции членов общества медиков при защите обвиняемых в неудачной врачебной практике, успешное судебное преследование в случаях врачебной ошибки оказывается сложносуществимым.
С другой стороны, для врачей, являющихся persona - поп - grata по отношению к организованной медицине, все оказывается совершенно иначе. Экспертные свидетели из рядов организованных медиков с готовностью выступают на стороне истца, а не обвиняемого. Таким образом, позиция истца по отношению к медику, не состоящему в обществе, оказывается несравнимо устойчивее, чем его позиция по отношению к члену медицинского общества. Неудивительно, что издержки страхования от случаев неудачного лечения оказываются значительно выше для тех медиков, которые не состоят в АМА. Некоторые из' них не могут получить такую страховку по какой бы то ни было цене."
"Такой контроль над больницами, осуществляемый АМА, использовался, чтобы заставить их следовать Резолюции Мундта. Эта резолюция советует госпиталям, которые имеют сертификат для проведения внутренней практики, нанимать персонал, состоящий Только из членов местных медицинских обществ. Результатом этого контрЬля над госпиталями, осуществляемого АМА, является то, что членство в местных медицинских обществах - это вопрос огромной важности для практикующих врачей. Отсутствие членства подразумевает неспособность бьггь нанятым в персонал больницы."
Кессель утверждает, что доктор, не являющийся членом общества медиков, может испытывать сложности с набором персонала. См.: Reuben Kessei, "Price Discrimination in Medicine", Journal of Law and Economics, I (October 1958), 2-53, особенно 30-31 and 44-45.
Garceau, p. 15
[241] Ibid, р. 99
[242] Ibid, р. 16
[243] Ibid, р. 89
[244] Ibid, р. 66
[245] Washington: Brookings Institution, 1929, p.78: комментарии K.Pendleton Herring но поводу представительства групп в Конгрессе. Цитата взята из Mckean, рр.485-486.
[246] James MacGregor Hums and Jack Walter I'cltason, Government by the People. 4th ed (Englewood Сlilfs, N. J.: Prentice-Hall. 1960), p. 293
[247] Key, p.96.
4<> Ibid., p.83.
[249] Charles A. Heard, The Economic llasis of Politics (New York: Alfred A. Knopf, 1945), p. 103; см. также McKean, p. 482.
[250] Преимущество группы, состоящей из небольшого количества больших единиц, можно проиллюстрировать на примере очень большой фирмы, обладающей уникальными политическими интересами. Такая фирма является "группой одного", то есть аналогом монополии или монопсонии. Когда фирма заинтересована в уникальном изменении законодательства или административной базы, возможность того, что она будет действовать в своих интересах очень велика. Такая фирма находится в более благоприятных условиях, чем даже привилегированная группа; начинают действовать обычные рыночные законы: рынок эволюционирует. Вашингтон считается призраком многочисленных адвокатов, бывших специальных лиц и конгрессменов, которые стараются помочь индивидуальному бизнесу получить желаемое от правительства. Эти услуги обеспечиваются задаром. В эту аферу политики не вовлекаются коллективные блага; здесь существует неформальная, теневая система цен.
[251] Schattschneider, Semi-Sovereign People, p. 32.
[252] Ibid., p. 35.
« Key, p.96.
[254] Merle. Fainsod and Lincoln Gordon, Government and the American Economy, rev. ed. (New York: W. W. Norton, 1948), pp. 529-530. E.Pendleton в Group Representation be/or Congress, p. 98, описывает различные функции торговых ассоциаций: "Торговые ассоциации процветают благодаря своим достоинствам. Существует множество причин, по которым кооперация оказывается необходимой и экономичной; такой клиринговый дом, как торговая ассоциация кажется очень желательным".
[255] Bums and Peltason, p. 293.
[256] McKean, p. 486
/bid., р. 489; Robert A. Brady, Business as a System of Power (New York: Columbia University Press, 1943), pp. 211-212.
[258] Alfred S. Cleveland, "NAM: Spokesman for Industry?" Harvard Business Review, XXVI (May 1948), 353-371.
[259] Key. p.100.
[260] R. W. Gable, "NAM: Influential Lobby or Kiss of Death?" Journal of Politics. XV (1953), 253-273.
[261] pred A. Shannon, American Farmers' Movements (Princeton, N.J.: D. Van Noslrand, 1957), pp. 8-4-8.
[262] I bill., pp. 54-57; Charles M. Gardner, The Grange - Friend of the Farmer (Washington, D.C.: National Grange, 1949), pp. 3-12.
[263] Solon J. Buck, The Agrarian Crusade (New Haven, Conn.: Yale University Press, 1920), pp. 60-76.
[264] Gardner, passim; David Lindstrom, American Farmers' and Rural Organizations (Champaign, 111.: Garrard Press, 1948), p. 177.
[265] Carl C. Taylor, The Farmers' Movement, 1620-1920 (New York: American Book Co.. 1953), passim.
[266] Theodore Saloutos, Farmer Movements in the South, 1865-1933 (Berkeley and L.os Angeles: University of Californea Press, 1960), pp. 184-212.
[267] Lindstrom, p. 208; Taylor, pp. 335-364.
[268] Key, p. 43; Theodore Saloutos and John D. Hicks, Agricultural Discontent in the Middle West, 1900-39 (Madison: University of Wisconsin Press, 1951), pp. 219-254.
[269] Gladys L. Baker, The County Agent (Chicago: Universcty of Chicago Press. 1939), pp. 36-40
82 Ibid., p.16.
[271] Orvillc Merton Kile, The Farm Bureau Movement (New York: Macniillan, 1921), pp. 94-112
[272] Ibid., pp. 94-112.
[273] Orville Merton Kile, The Farm Bureau Through Three Decades (Baltimore: Waverly Press,
1948), pp. 110-111. .70 Ibid., p.110.
7' William J. Block, The Separation of the Farm Bureau and the Extension Service (Urbana. 111.: University of Illinois Press, 1960).
72 Ibid., pp. 15-16.
[277] Sam B. Hall The Truth About the Farm Bureau (Golden, Colo.: Golden Bell Press, 1954), pp. 10-12.
[278] Большая часть из того, что я намерен сказать в этом разделе, основана на сотнях интервью с лидерами и участниками Фермерского комитета и Союза фермеров и на подробном изучении некоторых документов и публикаций этих организаций, а также кооперативов и других деловых ассоциаций. Я считаю, что связь между фермерскими организациями и их ассоциациями никогда не объяснялась достаточно детально. Я планировал (и до сих пор надеюсь) написать более подробную работу по этому вопросу и поэтому провел детальное исследование по некоторым имеющим отношение к данной теме источникам.
7в В?ято из недатированной статистики: "Членские взносы, уплаченные Американской федерации фермерских комитетов", подготовленной Американской федерацией ФБ.
[280] Illinois Agricultural Association, Guardiance of Tomorrow, недатированный памфлет опубликованный службой страхования IAA, р. 10.
[281] "Business Services Developed," The Illinois Agrecultural Association Record (January 1941), pp. 34-42; Wilfred Shaw, "The Farm Bureau as Parent Organixalion" (недатированная рукопись, написанная Шоу - mjjciiom САП).
79 Guardians of Tomorrow, pp. 8-9. Интересные комментарии, касающиеся Иллинойской сельскохозяйственной ассоциации см. Arthur Moore, The Farmer and the Rest of Us (Boston: Little, Brown, 1945), pp.80-98. Этот раздел книги был значительно улучшен благодаря критике В.Е.Хамильтопа, директора исследовательского отделения Американской ассоциации фермерских комитетов, который тем не менее считает, что некоторые выводы, сделанные в ходе дискуссии, ошибочны.
[283] Guardians of Tomorrow, рр.5-6.
[284] Illinoise Agricultural Association, "The Farm Bureau Idea", n.d., mimeo.; Illinois farm Supply Co., Men of Illinois Farm Supply Co., 1926-1951 (1951).
[285] Men of Illinois Supply Co., 1926-1951. См. также Illinois Farm Supply Co.. 32nd Annual Report. Chicago: Nov. 18, 1958.
[286] Guardians of Tomorrow, рр.5-6.
[287] Для оценки распространенности страховых компаний Фермерского комитета, см. American Agricultural Mutual Insurance Company, "Directory of State Farm Bureau Insurance Companies," March 25, 1959, mimeo., и "Summary of Insurance in Farm Bureau Companies," Oct. 1, 1948. (стр. 156).
[288] Murray D. Lincoln, Vice President in Charge of Revolution (New York: McGraw-Hill, 1960);
Karl Schriftgiesser, The Farmer from Mema: A Biography of George J. Mecherle and A History of
[290] National Federation of Grange Mutual Insurance Companies, Journal of Proceedings, Twenty- Sixth Annual Convention, Sept. 12, 1960; письмо автору, написанное 2 августа 1961 года Шерманом К.Ивсом, Секретарем Национальной федерации взаимных страховых компаний "Грэйнджа". Замечания о влиянии кооперативов иа членство в "Грэйндже" в начале 1870-х можно найти в George Cerny, "Cooperation in the Midwest in the Granger Era, 1869-75," Agricultural History, XXXVII (October 1963), 187-205. Статистику членства в основных фермерских организациях см. в Robert L. TonU, "Membership of General Farmers" Organizations, United Stat s, 1874-1960," Agricultural History, XXXVIII (July 1964), 143-156.
[291] NFO Reporter, I (November 1956), 3. См. также George Brandsberg, The Two Sides in NFO's Battle (Ames, Iowa: Iowa State University Press, 1964).
[292] Многие теоретики просто предполагают, что любое поведение индивида является рациональным (в любом контексте), в том смысле, в котором это слово используется в экономических моделях. Когда человек предпринимает какое-либо действие, считается, что он действует рационально в соответствии с неким "интересом", даже если это было филантропией, то есть индивид получает больше "полезности" (или достигает более высокой кривой безразличия), действуя филантропическим образом, а ни кахим-лнбо другим. Анализ, проведенный в этой книге, не требует таких всеобъемлющих и довольно сомнительных определений рациональности. Однако применение данной теории для некоторых неэкономических организаций может потребовать такого предположения о рациональном поведении.
Благотворительную организацию лучше всего анализировать в следующей интерпретации: индивид, внесший значительный вклад в благотворительную организацию, поступил подобным образом не из-за своей ошибочной веры в то, что его вклад заметно увеличит ресурсы благотворительности, а потому, что получил индивидуальное, неколлективиое удовлетворение в форме чувства собственной значимости, морального долга или уважения. Когда все действия индивидов, даже благотворительность, считаются рациональными, тогда наша теория становится логически всеобъемлющей и не допускает эмпирических опровержений.
[293] Религиозная организация, обещающая верующим особые, выгоды, например, благоприятную реинкарнацию и наказание тем, кто не поддерживает церковь, также соответствует предложенной в этой книге теории. Пессимистическая концепция "первородного греха" человеческой натуры существует во многих религиях и также соответствует нашей теории. Довольно легко объяснить логически некоторые религиозные лобби как побочный продукт организаций, обеспечивающих селективные мотивы своим участникам. Известная Антисалунная лига (против употребления спиртного - [прим. переводчика]), при такой интерпретации, является побочным продуктом первичной религиозной функции Протестантских церквей, которые, в свою очередь, обеспечивают Лиге всестороннюю поддержку. Хотя такой подход является логически корректным, он кажется не слишком полезным, так как игнорирует центральные моменты религиозной мотивации. По вопросу лоббирующей деятельности церкви см. Luke Lbersole, Church Lobbying in Ihe Nation's Capital (New York: Macmillan, 1951). Об отношениях Антисалунной лиги с церковью см. Peler Н. Odegard, Pressure Politics (New York: Colunnibia University Press, 1928).
[294] Возможно в неэкономических группах уровень рациональности (по крайней мере, в том случае, в котором это слово используется в экономической науке) меньше, чем в экономических. Легко определяемые грани и объективные стандарты успеха и провала в экономической жизни, возможно, развивают рациональные способности в большей степени, чем неэкономическая деятельность. Поэтому разработанная здесь теория в целом лучше подходит к экономическим, чем К неэкономическим группам. См.: Joseph Schumpeter, Capitalism, Socialism, and Democracy, 4th ed. (London: George Allen & Unwin, 1954), pp. 122-123. См. также Talcott Parsons, Essays in Sociological Theory, rev., ed. (Glencoe, 111.: Free Press, 1954), pp. 50-69. По поводу политической иррациональности см.: Graham Wallas, Human Nature in Politics (Lincoln: University of Nebraska Press, 1962).
[295] Массовые движения часто утопичны в своей основе. Даже большая группа, пытающаяся реализовать утопические идеи, может иметь веские основания действовать как целостная группа в терминах теории, предложенной здесь. Утопия - это рай на земле в глазах ее защитников; другими словами, она должна принести выгоды либо неохватно большие, либо просто бесконечные. Если выгоды бесчислены, то даже для члена большой группы окажется вполне рациональным добровольное пожертвование для достижения общегрупповой цели (утопии). Мельчайшая доля от бесчисленных выгод или минускулярное увеличение вероятности получить эти выгоды может превысить индивидуальную долю издержек в обеспечении устремлений группы. Поэтому бесчисленные выгоды могут сделать "привилегированную группу" даже из большой. С этой позиции можно проанализировать религиозные группы. Но это не лучший способ теоретизирований по поводу утопий или религиозных групп.
95 William Kornhauser, The Politics of Mass Society (Glencoe, 111.: Free Press, 1959).
[297] |£rit Hotter, The True Believer (New York: New American Library, 1958); Peter F. Drucker, The End of Economic Man - A Study of the New Totalitarianism (New York: John Day, 1939); Seymour Martin Lipset, Political Man: The Social Bases of Politics (Garden City, N.Y.: Doubleday, 1960).
[298] Daniel Bell, The End of Idelolgy (Glencoe, lll.:k Free Press, 1960); см. также Harold D. Lass well, Politics-Who Gets What, When, How (New York: Whittlesey House, 1936). В подробной работе об обществе в Южной Италии, которому присуща совершенно иная, чем США. политическая культура, утверждается, что предложенная в моей книге теория также хорошо описывает эту культуру: См. Edward С. Banfield, The Moral Basis of a Backward Society (Glcncoe. 111.: Free Press, 1958).
[299] David B. Truman. The Governmental Process (New York: Alfred A. Knopf, 1958), p. 532. Позднее B.O. Кей утверждал, что на уровне государственных партий типична ситуация "полного отсутствия функционирующей организации государственного масштаба. Могут существовать неформальные клики, действующие в тени. Могут существовать местные организации, обладающие властью. Но организации, готовые взять на себя ответственность решения задач государственного масштаба с таким же широким взглядом - исключение. Часто партия - чистая фикция." Цитата из V.O.Key. American State Politics: An Introduction (New York: Alfred A. Knopf, 1956), p. 271.
[300] Возможно одной из причин почему политические партии нанимают мало персонала является тот факт, что значительная часть их профессиональных рабочих и лидеров - это государственные деятели или государственные служащие.
[301] Herring (см. своску 37), p. 19
[302] Ьольшие городские политические "машины" (а иногда и сельские) являются источником организационной силы национальных партии. Партии имеют организации) как федерации небольшого числа городских политических машин и местных клик. Гарольд Ласки (несколько преувеличивая) утверждал, что "политические партии в США - это не организации, созданные для продвижения идей, а федерация машин для завоевания голосов с целью наложить свои руки на должности в правительстве." Из "The American Political Sccne: II. Hie Bankruptcy pf Parties." The Nation. C1.XIII (November 23. 1У46), 583.
[303] Е. Е. Schattshneider, Politics, Pressures, and the Tariff (New York: Prentice-Hall, 1935).
[304] Review of Economics and Statistics, XI.VIII (August 1966), 266-279. Эта статья перепечатана вместе с выдержками из данной книги в Bruce Russett, ed., Economic Theories of International Politics (Chicago: Markham Publishing Company, 1968), pp. 25-50.
[305] Leif Johansen, "Some Notes on the Lindahl Theory of Determination of Public Expenditure," International Economic Review, IV (September 1963), 346-358.
[306] Economic Theory of Alliances (Santa Monica. Calif: The Rand Corporation. Rni 4297-ISA. 1966). особенно pp. 13-15.
[307] American Economic Review. I.X (June 1970), 512-217.
[308] Roland N. McKean. ed.. Issues in Defense Economics, Universities-National Bureau Conference Series, N. 20 (New York: Columbia University Press, 1967).
[309] "The Principle of 'Fiscal Equivalence': The Division of Responsibilities Among Different Levels of Government", American Economic Review, Papers and Proceedings L1X (May 1969). 479-487, перепечатано в слегка переделанном виде в The Analysis and Evaluation of Public Expenditures: The PPB System, vol. 1, pp. 321-331, выпущенный Joint Economic Committee. U.S. Congress, 91 st Cong., 1 st sess.. 1969.
[310] Ibid.
[311] "The Plan and Purpose of a Social Report", Public Interest (Spring 1969), pp. 85-97, и "New Problems for Social Pclicy: The Rationale of Social Indicators and Social Reporting", International Institute of Labour Studies Bulletin (June 1970), pp. 18-40. Эти статьи относятся примерно к той же теме.
[312] См. другой вариант этой статьи, упомянутый в предыдущей сноске, а также "An Analytic Framework for Social Repotting and Policy Analysis", Annals of the American Academy of Political and Social Science, CCCLXXXVUI (March 1970), 112-126. "
[313] Опубликовано как в Нью-Йорке, так и в Лондоне в 1970 году издательством Collier - Macmillan.
[314] New York: Harper and Brothers
[315] "Pressure Groups and Political Enterpreneurs: A Review Article", Papers on Non-Market Decision Making, 1966, pp. 161-170. В этой большой и чрезвычайно интересной статье Вагнер подчеркивает тот факт, что при наличии соответствующих демократических институтов политические лидеры или предприниматели стремятся к получению голосов избирателей, в результате большая группа может получить некоторое вознаграждение от правительства, даже если эта группа полностью неорганизованна. Пока члены этой группы голосуют, политические лидеры могут осуществлять меры в интересах группы, чтобы заполучит ее голоса. Поэтому потребители или сельскохозяйственные рабочие, например, могут получить закон, принятый в их интересах, даже без какой-либо влиятельной группы или лобби. Это утверждение полностью корректно. Оно полностью соответствует аргументации данной книги, в которой я пытаюсь объяснить почему некоторые группы имеют преимущества и становятся организованными, а другие нет, но это не означает, что интересы неорганизованных групп оказываются представленными в условиях демократической политической Системы в той же степени, что и интересы организованных групп. Более подробное изучение современных демократий и в особенности их законодательства, связанного с особыми интересами, делает очевидным важность того, будет ли группа организована или нет. Различия в степени организации между группами часто приводит к их неэффективности также как и к неравенству. По Вагнер, конечно, корректен, подчеркивая, что даже полностью неорганизованная группа может иметь некоторое воздействие на политические решения.
[316] "An Exchange Theory Of Interest Groups", Midwest Journal of Political Science, XIII (February 1969). pp. 1-32.
[317] "i Get By with a I.iltle Help from My Friends", World Politics (October 1970), pp. Ю4-120.
[318] Political Leadership and Collective Goods (IVinceton: Princeton University Press. 1971).
[319] Работа Нормана Фролиха, Джо Оппенгеймера и Орана Яша по этому предмету, с моей точки зрения, характеризуется как своим высоким качеством, так и некоторыми значительными ошибками. Последние наиболее заметны в статье в World Politics. упомянутой выше, но часть ответственности за них лежит на мне и на других ученых, выступивших еще до публикации статьи с несвоевременными и некорректными комментариями.
'9 Одно логически возможное исключение, когда имеется рациональное поведение, см. в большой сноске на страницах 43-44 этой книги. Я могу ошибаться, но логическая возможность, отмеченная там, как мне кажется, реализуется на практике так редко, если вообще когда-нибудь, что даже вряд ли заслуживает упоминания. Я привлек внимание к этой сноске здесь снопа, потому что она предвосхищает направление аргументации некоторых комментариев) этой книги.