Гарантии основных прав, свобод и обязанностей
Конституция РБ содержит в себе обязательство со стороны государства по осуществлению прав и свобод граждан, т.е. гарантийный механизм. В целях защиты прав, свобод, чести и достоинства гражданам гарантируется право обращения в суд. Каждый имеет право на юридическую помощь, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, на предприятиях, в учреждениях, организациях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. Каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Несмотря на то, что в Республике Беларусь существует много средств, направленных на охрану прав граждан (это и административный способ защиты прав, и судебный контроль, и прокурорский надзор и т.д.), следует заметить, что права граждан часто нарушаются, а представленные способы защиты недостаточно эффективны, так как они не акцентированы исключительно на защите прав человека и гражданина. Поэтому назрела проблема не только совершенствования уже имеющихся методов, но и создания новых инструментов, гарантирующих и охраняющих права личности. Судебная форма защиты прав человека.Судебная защита прав человека – основной элемент правозащитного механизма государства. Из всех механизмов национального контроля за правами человека обращение в суд в большинстве стран мира считается самым эффективным. Право на обращение в суд отражено в основополагающих правозащитных международных документах. Гражданам РБ гарантируется право на судебную защиту от посягательств на жизнь и здоровье, честь и достоинство, личную свободу и имущество, иные права и свободы, предусмотренные Конституцией РБ и иными актами законодательства, а также от незаконных действий (бездействия) государственных органов, иных организаций, их должностных лиц. Защита прав человека органами конституционного контроля. Институт индивидуальной жалобы. Деятельность КС РБ в области защиты прав человека. Поскольку граждане и другие физические лица в РБ не обладают правом обращения в КС с требованием о рассмотрении конституционности того или иного нормативного акта, нарушающего их основные права, КС вынужден изыскивать иные формы защиты их прав в случаях их нарушения. К основным формам такой защиты, сложившимся к настоящему времени, относятся:1) направление обращений граждан в компетентные органы с просьбой решить поставленные вопросы в соответствии с Конституцией и актами международного и национального законодательства;2) разъяснение гражданам предусмотренной действующим законодательством процедуры защиты их прав;3) принятие КС решений, содержащих предложения правотворческим органам о внесении необходимых изменений или дополнений в действующее законодательство, если определенные нормативные акты противоречат положениям актов более высокой юридической силы, а также в случаях пробелов в законодательстве. Граждане вправе обжаловать в КС решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие или нарушающие их права, свободы и законные интересы. Граждане вправе также направлять в КС индивидуальные и коллективные обращения. Деятельность КС имеет огромное значение в деле защиты прав человека. Несмотря на отсутствие института конституционной жалобы, граждане постоянно обращаются в КС по вопросам защиты своих прав, в результате чего КС ежегодно принимается десятки решений, направленных на защиту конституционных прав и свобод граждан.
Одним из важнейших элементов национальной системы защиты прав человека являются профессиональные союзы. Цель их создания – защита прав работника. Кроме этого профсоюзы борются за создание условий для полной занятости, лучшие условия труда, более высокую зарплату, гарантии от увольнения, сокращение рабочего дня, дополнительные гарантии прав работников.
46. Иностранцы и лица без гражданства: понятие и правовой статус в Республике Беларусь.
Иностранными гражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства*.
Иностранным гражданам могут быть подвергнуты медицинскому освидетельствованию принудительно, если в отношении их имеются достаточные основания считать, что они имеют болезни, включенные в перечень опасных заболеваний, или установлено, что они прибыли в Республику Беларусь из региона массовых эпидемий, опасных заболеваний людей, животных. Медицинское освидетельствование иностранцев проводится по решению учреждений здравоохранения с санкции прокурора. Иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие на территории Республики Беларусь и желающие получить разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь, подают документы в орган внутренних дел Республики Беларусь по месту предполагаемого жительства. Перечень требуемых документов определяется Советом Министров Республики Беларусь. Ходатайство о получении разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь принимается только после уплаты государственной пошлины или консульского сбора, порядок уплаты и размер которых устанавливаются Советом Министров Республик Беларусь. Решение по ходатайству о получении разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь принимается соответствующим органом внутренних дел Республики Беларусь в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства со всеми необходимыми материалами.Иностранным гражданам может быть отказано во въезде в Республику Беларусь:
1. если это необходимо для защиты прав и законных интересов граждан Республики Беларусь и иных лиц;
2. в интересах обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения;
3. если во время прежнего пребывания в Республике Беларусь были установлены факты нарушения лицом законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, таможенного, валютного или иного законодательства;
4. если при возбуждении ходатайства о въезде лицо сообщило о себе ложные сведения или не представило необходимые документы;
5. имеются сведения, что он имеет отношение к контрабандной деятельности, незаконной торговле оружием, незаконному обороту наркотиков, организации переправы незаконных мигрантов;
6. он является или являлся членом террористических либо фашистских организаций или лицом, ведущим пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды;
7. он освобожден из мест лишения свободы на территории другого государства и (или) имеет неснятую или непогашенную судимость;
8. он имеет заболевание, включенное в перечень заболеваний, наличие которых препятствует въезду на территорию Республики Беларусь.
Президент Республики Беларусь вправе принимать решение о допуске в Республику Беларусь иммигрантов сверх установленной иммиграционной квоты. Разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь иностранным гражданам выдается, если они: находятся в близком родстве с гражданами Республики Беларусь; заключили брак с гражданином Республики Беларусь. Разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь может быть выдано иностранным гражданам и лицам без гражданства и в других предусмотренных законодательством случаях. В частности, такое право имеют иностранцы, прожившие на территории Республики Беларусь не менее семи лет, если они являются: сотрудниками дипломатических, консульских, торговых и иных представительств и учреждений иностранных государств и членами их семей; предпринимателями и членами их семей; сотрудниками международных организаций и членами их семей; работниками средств массовой информации, аккредитованных в Республике Беларусь, и членами их семей. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст.11) иностранные граждане на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.
Иностранные граждане в Республике Беларусь равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств. Им гарантируются неприкосновенность личности и жилья, другие личные права и свобода.Иностранные граждане, постоянно или временно проживающие на территории Республики Беларусь, могут перемещаться по территории Республики Беларусь и выбирать место жительства в Республике Беларусь в соответствии с правилами пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь. Ограничение в перемещении и выборе места жительства допускается только в установленном законом порядке.
.Лицами без гражданства в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства*. лица без гражданства могут быть подвергнуты медицинскому освидетельствованию принудительно, если в отношении их имеются достаточные основания считать, что они имеют болезни, включенные в перечень опасных заболеваний, или установлено, что они прибыли в Республику Беларусь из региона массовых эпидемий, опасных заболеваний людей, животных. Медицинское освидетельствование иностранцев проводится по решению учреждений здравоохранения с санкции прокурора .Иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие на территории Республики Беларусь и желающие получить разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь, подают документы в орган внутренних дел Республики Беларусь по месту предполагаемого жительства. Перечень требуемых документов определяется Советом Министров Республики Беларусь. Ходатайство о получении разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь принимается только после уплаты государственной пошлины или консульского сбора, порядок уплаты и размер которых устанавливаются Советом Министров Республик Беларусь. Решение по ходатайству о получении разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь принимается соответствующим органом внутренних дел Республики Беларусь в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства со всеми необходимыми материалами. Лицам без гражданства может быть отказано во въезде в Республику Беларусь:
9. если это необходимо для защиты прав и законных интересов граждан Республики Беларусь и иных лиц;
10. в интересах обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения;
11. если во время прежнего пребывания в Республике Беларусь были установлены факты нарушения лицом законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, таможенного, валютного или иного законодательства;
12. если при возбуждении ходатайства о въезде лицо сообщило о себе ложные сведения или не представило необходимые документы;
13. имеются сведения, что он имеет отношение к контрабандной деятельности, незаконной торговле оружием, незаконному обороту наркотиков, организации переправы незаконных мигрантов;
14. он является или являлся членом террористических либо фашистских организаций или лицом, ведущим пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды;
15. он освобожден из мест лишения свободы на территории другого государства и (или) имеет неснятую или непогашенную судимость;
16. он имеет заболевание, включенное в перечень заболеваний, наличие которых препятствует въезду на территорию Республики Беларусь.
Президент Республики Беларусь вправе принимать решение о допуске в Республику Беларусь иммигрантов сверх установленной иммиграционной квоты. Разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь лицам без гражданства выдается, если они: находятся в близком родстве с гражданами Республики Беларусь; заключили брак с гражданином Республики Беларусь. Разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь может быть выдано иностранным гражданам и лицам без гражданства и в других предусмотренных законодательством случаях. В частности, такое право имеют иностранцы, прожившие на территории Республики Беларусь не менее семи лет, если они являются: сотрудниками дипломатических, консульских, торговых и иных представительств и учреждений иностранных государств и членами их семей; предпринимателями и членами их семей; сотрудниками международных организаций и членами их семей; работниками средств массовой информации, аккредитованных в Республике Беларусь, и членами их семей. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст.11 лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами. Лица без гражданства в Республике Беларусь равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств. Им гарантируются неприкосновенность личности и жилья, другие личные права и свобода.
.Лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Республики Беларусь, могут перемещаться по территории Республики Беларусь и выбирать место жительства в Республике Беларусь в соответствии с правилами пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь. Ограничение в перемещении и выборе места жительства допускается только в установленном законом порядке.
47. Институт убежища в Республике Беларусь. Правовой статус беженцев в Республике Беларусь.
Закон Республики Беларусь 22 Февраля 1995 О Беженцах
Беженец - лицо, которое не является гражданином Республики Беларусь и находится на ее территории в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований в государстве своей гражданской принадлежности по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и которое не может или не желает вследствие таких опасений пользоваться защитой этого государства; или лицо, которое, не имея определенного гражданства и находясь на территории Республики Беларусь вследствие подобных обстоятельств, не может или не желает вернуться в государство своего прежнего обычного местожительства в силу таких опасений;
Статья 31. Права иностранца, признанного беженцем
получение информации о своих правах и обязанностях;
судебную защиту наравне с гражданами Республики Беларусь;
обучение детей в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного и общего среднего образования, наравне с детьми - гражданами Республики Беларусь;
получение профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования наравне с иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно проживающими в Республике Беларусь;
самостоятельное поселение в семье гражданина Республики Беларусь или постоянно проживающего в Республике Беларусь иностранца при наличии согласия всех совершеннолетних членов семьи лица, предоставляющего жилую площадь, на совместное проживание, если при вселении беженца и членов его семьи размер жилой площади будет составлять не менее шести квадратных метров на каждого проживающего;
медицинскую помощь наравне с иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно проживающими в Республике Беларусь;
получение содействия в направлении на профессиональное обучение и в трудоустройстве;
трудоустройство или занятие предпринимательской деятельностью наравне с иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно проживающими в Республике Беларусь;
социальное обеспечение наравне с иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно проживающими в Республике Беларусь;
приобретение движимого и недвижимого имущества в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь;
получение в подчиненном подразделении по гражданству и миграции в установленном порядке разрешения на постоянное проживание и проездного документа для выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь;
обращение с заявлением в подчиненное подразделение по гражданству и миграции о получении разрешения на постоянное проживание по основаниям, не связанным со статусом беженца;
обращение с заявлением о приобретении гражданства Республики Беларусь по истечении семи лет после признания беженцем;
получение денежной и иной помощи в порядке и размерах, установленных Советом Министров Республики Беларусь;
содействие Департамента в получении сведений о близких родственниках, проживающих в государстве гражданской принадлежности либо прежнего обычного местожительства беженца;
участие в общественной деятельности наравне с иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно проживающими в Республике Беларусь;
добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности либо прежнего обычного местожительства;
выезд на местожительство в другое государство;
пользование иными правами и свободами наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь.
Статья 32. Обязанности иностранца, признанного беженцем
соблюдать Конституцию Республики Беларусь, настоящий Закон, иные акты законодательства Республики Беларусь и уважать национальные традиции белорусского народа;
стать на учет в подчиненном подразделении по гражданству и миграции по месту проживания в течение трех рабочих дней после получения удостоверения беженца;
сообщить в течение семи дней в подчиненное подразделение по гражданству и миграции сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Республики Беларусь или гражданства другого государства;
сообщить в подчиненное подразделение по гражданству и миграции о намерении переменить место проживания в Республике Беларусь либо выехать на место жительства за пределы территории Республики Беларусь;
сняться с учета в подчиненном подразделении по гражданству и миграции при смене места проживания и в течение трех рабочих дней со дня прибытия к новому месту проживания стать на учет в подчиненном подразделении по гражданству и миграции;
выполнять иные обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь.
Статья 34. Утрата иностранцем статуса беженца
Иностранец утрачивает статус беженца:
после приобретения гражданства Республики Беларусь;
если добровольно вновь воспользовался защитой государства своей гражданской принадлежности;
если, лишившись своего гражданства, снова его добровольно приобрел;
если приобрел гражданство другого государства и пользуется защитой государства своей новой гражданской принадлежности;
если добровольно вновь обосновался в государстве, которое ранее покинул или вне пределов которого пребывал вследствие опасений преследований по обстоятельствам, предусмотренным абзацем вторым статьи 2 настоящего Закона;
если не может отказываться от пользования защитой государства своей гражданской принадлежности, поскольку обстоятельства, на основании которых он был признан беженцем, более не существуют;
если не имеет определенного гражданства и может вернуться в государство своего прежнего обычного местожительства, поскольку обстоятельства, на основании которых он был признан беженцем, более не существуют.
Статья 35. Лишение иностранца статуса беженца
Иностранец лишается статуса беженца, если он:
сообщил заведомо ложные сведения или предъявил поддельные документы, послужившие основанием для признания его беженцем;
создает угрозу национальной безопасности Республики Беларусь;
совершил на территории Республики Беларусь преступление, отнесенное законодательными актами Республики Беларусь к категории тяжких или особо тяжких;
выехал временно за пределы Республики Беларусь и не возвратился в Республику Беларусь по истечении одного года после окончания срока действия проездного документа.
48. Международные стандарты в области основных прав и свобод человека и гражданина.
49. Универсальный механизм защиты основных прав и свобод человека и гражданина.
В целях защиты прав, свобод, чести и достоинства гражданам гарантируется право обращения в суд. Каждый имеет право на юридическую помощь, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, на предприятиях, в учреждениях, организациях и в отношениях с должностными лицами и гражданами.
Судебная форма защиты прав человека.
Судебная защита прав человека – основной элемент правозащитного механизма государства. Из всех механизмов национального контроля за правами человека обращение в суд в большинстве стран мира считается самым эффективным. Право на обращение в суд отражено в основополагающих правозащитных международных документах.
Защита прав человека органами конституционного контроля. Институт индивидуальной жалобы. Деятельность КС РБ в области защиты прав человека.
Поскольку граждане и другие физические лица в РБ не обладают правом обращения в КС с требованием о рассмотрении конституционности того или иного нормативного акта, нарушающего их основные права, КС вынужден изыскивать иные формы защиты их прав в случаях их нарушения.
К основным формам такой защиты, сложившимся к настоящему времени, относятся:
1) направление обращений граждан в компетентные органы с просьбой решить поставленные вопросы в соответствии с Конституцией и актами международного и национального законодательства;
2) разъяснение гражданам предусмотренной действующим законодательством процедуры защиты их прав;
3) принятие КС решений, содержащих предложения правотворческим органам о внесении необходимых изменений или дополнений в действующее законодательство, если определенные нормативные акты противоречат положениям актов более высокой юридической силы, а также в случаях пробелов в законодательстве.
Граждане вправе обжаловать в КС решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие или нарушающие их права, свободы и законные интересы. Граждане вправе также направлять в КС индивидуальные и коллективные обращения.
Деятельность КС имеет огромное значение в деле защиты прав человека. Несмотря на отсутствие института конституционной жалобы, граждане постоянно обращаются в КС по вопросам защиты своих прав, в результате чего КС ежегодно принимается десятки решений, направленных на защиту конституционных прав и свобод граждан.
Общественная форма защиты прав человека (защита общественными объединениями, профсоюзами).
Одним из важнейших элементов национальной системы защиты прав человека являются профессиональные союзы. Цель их создания – защита прав работника. Кроме этого профсоюзы борются за создание условий для полной занятости, лучшие условия труда, более высокую зарплату, гарантии от увольнения, сокращение рабочего дня, дополнительные гарантии прав работников.