V. Паспортный режим
Устанавливается для регистрации граждан по месту жительства или по месту пребывания.
1993 Закон РФ «О праве гр-н РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ»
Правительством РФ 17 июля 1995 года были приняты правила регистрации и снятия гр-н с регистрационного учета по месту жительства.
В Советском союзе институт прописки – постоянная работа и постоянное место жительства.
Паспорт гр-на появился в 1934 году.
До 1974 года документы, удостоверяющие личность имело только городское население.
Закон установил 2 понятия: место жительства и место пребывания
Место жительства явл-ся место, где гр-н постоянно или преимущественно проживает (жилой дом, квартира, специализированные дома, интернат, приют).
Местом пребывания явл-ся место где гр-н временно проживает (гостиница, санаторий, пансионат).
По месту жительства гр-н обязан зарегистрироваться в течении 10 дней (если нет – то это состав адм.правонарушения).
Зарегистрироваться по месту пребывания обязан (1995) – дифференцировано – для гр-н РФ не позднее 3 дней, для граждан ближнего зарубежья – 3 месяца.
Сегодня регистрация по месту жительства осуществляется в независимости от жилой площади.
Снять с регистрационного учета можно только по заявлению самого гр-на, либо по решению суда.
61.
Процесс в общепринятом понимании означает совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата, или порядок осуществления какой-либо деятельности (например, законодательный процесс).
Существуют два варианта понимания административно-процессуальной деятельности.
Во-первых, ее иногда рассматривают в широком плане, т.е. сама государственно-управленческая деятельность трактуется как проявление административного процесса.
Во-вторых, в узком смысле она сводится к деятельности по применению административных наказаний. Это сближает ее с судебно-процессуальной, т.е. юрисдикционной, деятельностью.
Таким образом, в наиболее широком смысле административно-процессуальная процедура слагается из двух ее проявлений:
а) административно-процедурная. Ее содержание составляют распорядительные действия исполнительных органов (должностных лиц) по осуществлению установленных административно-правовыми нормами административных процедур (например, реализация разрешительных, регистрационных и иных функций и полномочий);
б) административно-юрисдикционная. Ее содержание – осуществление исполнительными органами (должностными лицами) функции правоохраны в порядке совершения юрисдикционных действий.
62.
В зависимости от характера рассматриваемых дел административный процесс имеет различное выражение в практической деятельности исполнительных органов (должностных лиц).
Так формируется понятие административного производства. Административное производство – нормативно урегулированный порядок совершения процессуальных действий, обеспечивающий законное и обоснованное рассмотрение и разрешение индивидуальных административных дел. (Например, порядок разбора жалоб граждан, порядок лицензирования и т.п.) Фактически, речь может идти о двух обобщенных видовых группах административного производства:
а) процедурное производство. Для процедурного производства характерно то, что его предметом являются бесспорные индивидуальные административные дела, что его результатом не является применение административно-принудительных мер. Его результат – обеспечение эффективной работы управленческого аппарата (например, производство по изданию правовых актов управления) или удовлетворение законных запросов физических лиц (например, производство по разрешению заявлений).
б) юрисдикционное производство (также известно как Производство по делам об административных правонарушениях) Для него характерно принятие решения о применении административного наказания в соответствии с КоАП РФ. Органы, осуществляющие данный вид производства, закреплены в гл. 23 КоАП РФ. Административно-юрисдикционный процесс представляет собой принудительную деятельность, которая регулируется нормами административного права, и который включает в себя следующие части или производства:
1. по делам об административных правонарушениях;
2. по применению мер административного пресечения и восстановления;
3. по применению правовых мер общественного воздействия;
4. применению мер дисциплинарного воздействия на основе норм административного права;
5. применению мер материальной ответственности на основе норм административного права.
63.
Производство по делам об административных правонарушениях - совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по применению мер административного наказания.
Производство по делам об административных правонарушениях является составной частью административно-юрисдикционного процесса. (иные части см. в Вопросе 62)
Задачи - ст. 24.1 КоАП РФ
Задачи производства по делам об административных правонарушениях:
1 - всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение каждого дела;
2 - разрешение дела об административном правонарушении в соответствии с законом;
3 - обеспечение исполнения вынесенного по делу об административном правонарушении постановления;
4 - выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
64.
Субъект производства по делам об административных правонарушениях – участник производства по делам об административных правонарушениях, обладающий необходимой административно-процессуальной правосубъектностью, решающий процессуальные задачи.
Виды субъектов производства по делам об административных правонарушениях:
1. управомоченные органы и должностные лица, наделенные правом принимать юридические акты, документы, разрешающие процессуальные задачи и определяющие движение дела об административном правонарушении;
2. субъекты, имеющие личный интерес в деле об административном правонарушении;
3. субъекты, содействующие отправлению производства по делам об административных правонарушениях;
4. иные субъекты производства по делам об административных правонарушениях.
1) субъекты, правомочные в пределах компетенции, установленной КоАП, рассматривать дела об административных правонарушениях:
а) судьи (мировые судьи);
б) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
в) федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы;
г) уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов РФ;
д) административные комиссии, иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ (глава 23 КоАП);
2) должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях (ст. 28.3 КоАП);
3) должностные лица и иные субъекты, полномочные применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
4) субъекты, полномочные пересматривать постановления и решения по делам об административных правонарушениях:
а) районные судьи по месту рассмотрения дела
б) районные суды по месту нахождения коллегиального органа, чье постановление (решение) обжалуется;
в) вышестоящий орган (должностное лицо);
г) вышестоящий суд (ст. 30.1 КОАП);
5) прокурор вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении;
6) субъекты, контролирующие и обеспечивающие исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях (глава 32 КоАП).
(Глава 25 КоАП РФ)
Субъекты, имеющие личный интерес в деле об административном правонарушении:
1) лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами)
2) потерпевший (им является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред)
3) законный представитель физического лица (родители, опекуны и др.)
4) законный представитель юридического лица (руководитель и др.)
5) защитник (для 1)
6) представитель (для 2).
(Глава 25 КоАП РФ)
1) свидетель (лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению)
2) не менее 2-х понятых (понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты)
3) специалист (лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств)
4) эксперт (лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения)
5) переводчик (лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого)).
65.
Стадия производства по делам об административных правонарушениях – относительно самостоятельная часть производства, которой присущи конкретные задачи, состав участников, процессуальное оформление результатов.
I. Возбуждение дела:
установление отсутствия обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5: отсутствие события правонарушения, невиновность лица, смерть лица и др.)
возбуждение дела;
административное расследование и процессуальное оформление его результатов;
направление протокола об административном правонарушении для рассмотрения по подведомственности.
ФОРМЫ данной стадии^
1) простая - протокол не составляется, а сразу назначается наказание;
2) обычная - расследование не ведется;
3) сложная - с расследованием.
II. Рассмотрение дела:
подготовка дела к рассмотрению;
анализ и оценка обстоятельств дела, в т. ч. в ходе судебного заседания;
принятие постановления, содержащего вид и размер административного наказания;
объявление постановления.
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для его обжалования, если оно не было обжаловано или опротестовано; немедленно после вынесения решения по жалобе, протесту, если оно не отменяет постановление.
III. Пересмотр постановления:
подача жалобы или опротестование постановления в вышестоящий суд или орган;
рассмотрение жалобы или пересмотр постановления;
вынесение решения - отмена, пересмотр, оставление в силе;
оглашение решения.
Жалоба и протест направляются судье, в орган (должностному лицу), вынесший постановление по делу. Последние обязаны в трехдневный срок со дня их поступления направить со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу). На основании жалобы лица или протеста прокурора пересматривается постановление и вышестоящим органом выносится решение о его изменении, отмене или оставлении в силе.
IV. Исполнение постановления:
обращение постановления к исполнению;
приведение постановления в исполнение;
разрешение вопросов, связанных с исполнением;
окончание производства по исполнению постановления.
66.
Этот вид административного производства опирается на конституционное право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции Российской Федерации).
Обеспечение реализации этого права - важная обязанность органов государственной власти. (Например, в аппарате Администрации Президента Российской Федерации существует самостоятельное подразделение -Управление Президента Российской Федерации по работе с обращением граждан.)
ПОДРОБНЕЕ ОБ ОБРАЩЕНИЯХ СМ. ВОПРОС 16
Административное производство по обращениям граждан регламентируется Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» № 59-ФЗ от 02.05.2006 г.
В производстве по общим административным жалобам можно выделить четыре стадии.
1. Первая — стадия первичной обработки. Здесь получают письменные и выслушивают устные обращения и регистрируют их.
2. Вторая стадия — проверка фактов жалобы (анализ ситуации). Преж де всего должна быть собрана и проанализирована информация, необходимая для принятия правильного решения. Иногда для проверки образуются специальные комиссии.
3.Третья стадия — принятие решения по жалобе. Следует от метить, что в любой властной деятельности принятие акта (решения, закона, приговора) является центральным моментом функционирования. А стадия принятия решения — главная в любом административном производстве.
В результате рассмотрения жалобы может быть принято ре шение:
о полном удовлетворении жалобы;
о частичном удовлетворении жалобы;
об отказе в удовлетворении жалобы (в связи с ее необоснованностью, с истечением срока, невозможностью ее проверки и т. д.).
4. Четвертая стадия — исполнение принятого решения. Прежде всего необходимо выслать мотивированный ответ на письменную жалобу, а на устную можно и ответить устно.
67.
Дисциплинарное производство — вид внутриаппаратного административно-юрисдикционного производства, деятельность уполномоченных субъектов, направленная на привлечение подчиненных им лиц, виновных в совершении дисциплинарных проступков, к дисциплинарной ответственности. Регламентируется внутриведомственными актами (регламентами) для каждого учреждения отдельно. Общий порядок наложения дисциплинарного взыскания - ст. 192 Трудового кодекса РФ.
СТАДИИ
1. Принятие решения о возбуждении дисциплинарного производства
Решение о возбуждении дисциплинарного производства принимает первый руководитель учреждения, предприятия, организации в случае получения им достаточных данных о совершении подчиненными дисциплинарного проступка
2. Служебное расследование (проверка)
Решение о проведении служебного расследования произвольно принимает первый руководитель учреждения, ведомства, предприятия, коммерческой структуры, в случае, если для решения вопроса о виновности или невиновности сотрудника (работника), допустившего дисциплинарный проступок, нарушение трудового договора или недобросовестно исполняющего функциональные обязанности необходима дополнительная проверка
3. Принятие решения о дисциплинарном наказании
Дисциплинарное взыскание налагается лицом (руководителем) или органом, назначившим (имеющим право назначать) совершившего служебный проступок на должность. Взыскание применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске
4. Обжалование решения о дисциплинарном взыскании
Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) комиссии по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (регламентированы ТК РФ) За каждый проступок может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание
68.
Субъектом государственного управления, как уже отмечалось, выступает государство в целом. В качестве системообразующего элемента организационной структуры государственного управления выступает государственный орган. Основу, "несущий стержень" организационной структуры государственного управления составляют органы исполнительной власти. В совокупности они представляют собой наиболее объемную и сложную часть государственного аппарата, сосредоточивающую в себе практически всю управленческую информацию и важнейшие средства государственного принуждения.
Структура государственного управления (органов исполнительной власти):
1. Общий, верховный орган - Правительство РФ (регл. ФКЗ "О Правительстве РФ" и Регламентом Правительства РФ)
2. Межотраслевые органы - осуществляют управление широкой сферой деятельности людей, охватывающей многие отрасли (экономика, социальная сфера и др.) см. Вопрос 69
3. Отраслевые органы - осуществляют управление в узкой области; см. Вопросы 70-101.
ПОДРОБНО СТРУКТУРУ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СМ. В ВОПРОСЕ 20
69.
Под отраслью государственного управления понимается система различного рода звеньев и отношений, связанных с управлением определенной группой родственных объектов, объединенных по их практическому назначению.
NB: Межотраслевое управление осуществляется в более широких областях, чем отрасль. Оно охватывает сразу несколько узких отраслей (например, труд, здравоохранение и молодежную политику; оборону и поставки оружия).
К наиболее крупным видам межотраслевого государственного управления относятся:
- экономическое и социально-культурное развитие; (Минэкономразвития, Министерство труда и социального развития)
- финансовая деятельность государства; (Минфин)
- техническое регулирование; (Федеральное агентство по метрологии)
- управление государственным имуществом; (Росимущество)
- антимонопольная деятельность государства; (ФАС)
- государственные резервы; (Росрезерв)
- обеспечение безопасности и др. (ФСБ)
Особой организационной разновидностью межотраслевого управления является объединение усилий различных ведомств в процессе реализации комплексных целевых программ (напр., противодействия коррупции).
70.
Антимонопольное законодательство защищает экономические интересы потребителей и способствует экономическому развитию.
Все хозяйствующие субъекты делятся на: