Последствия неолитической революции

Вслед за появлением сельского хозяйства последовало еще множество открытий. Люди научились производить шерстяные и льняные ткани. Важнейшим изобретением стала керамика (самые первые образцы датируются VIII тысячелетием до н.э.). У ряда племен использовали гончар­ный круг. Из глины изготавливали и кирпичи.

Для полива полей строили примитивные каналы и бассейны, постепенно ирригационные сооружения становились все сложнее. Для обработки полей придумали сохи и плуги. Долгое время их тянули несколько человек. Позже в них стали впрягать быков.

На поселении земледельцев и скотоводов рубежа VIII—VII тысячелетий до н. э. Чайёню в Малой Азии найдены древнейшие изделия из самородной меди. С V—IV тысячелетий до н. э. на Ближ­нем Востоке наступает период энеолита — медно-каменного века (переходного от каменного к бронзовому веку). На территории Европы начало энеолита датируется III тысячелетием до н.э. Брон­зовый век начался на Ближнем Востоке в конце IV—III тысяче­летий до н.э. и Европе во II тысячелетии до н.э. Железо начали изготавливать с конца II тысячелетия до н.э. в Передней Азии и в I тысячелетии до н. э. в Европе и ряде других мест. После освоения массового производства изделий из железной руды каменные ору­дия окончательно исчезли.

Неолитическая революция на территории современной России.

В степях Южного Приуралья и Поволжья археологи нашли кости домашних животных, (коров, коз, овец), которых там начали раз­водить 8 — 7 тыс. лет назад. Это древнейшие следы производящего хозяйства ни территории России. Домашних животных привели сюда переселенцы из южных земель.

Люди, обитавшие некогда на Южном Урале, также внесли свой вклад в неолитическую революцию. Именно здесь на сто­янках Мулино и Давлеканово найдены самые древние в мире кости домашних лошадей, которых приручили древние жители России.

Одомашнивание лошади резко ускорило ход истории. Так, после появления домашних лошадей на Ближнем Востоке, там первые крупные государства. Лошади облегчали связи между разными народами, что способствовало их взаимному развитию. Неслучайно в регионах, где не было возможности одомашнить лошадь, развитие шло замедленными темпами (например, Аме­рика, Австралия).

У истоков цивилизации

Общественное разделение труда. Зарождение ремесла и торгов­ли.

Хозяйство в первых общинах земледельцев и скотоводов носи­ло комплексный характер. Выращивание злаковых культур и разведение скота дополняли друг друга. Однако различия в природ­ных условиях очень скоро привели к появлению специализации. Она усилилась по мере распространения производящего хозяй­ства на новые территории.

На плодородных землях основным занятием становится зем­леделие и связанное с ним животноводство. Земледельцы вели оседлый образ жизни. Племена, оказавшиеся в степных районах, полностью переключились на скотоводство, которое после доме­стикации лошади и освоения колеса приобрело кочевой характер. Произошло так называемое первое крупное общественное разде­ление труда — выделение земледелия и скотоводства, а отдельные хозяйственные комплексы.

В поселениях земледельцев появлялись люди, которые специа­лизировались на производстве различных изделий из камня, ме­таллов, глины, на изготовлении тканей и т.д. Их называют ремес­ленниками. Со временем многие стали жить исключительно за счет ремесла. Произошло второе крупное общественное разделение труда — выделение ремесла из земледелия и скотоводства.

Общественное разделение труда способствовали развитию об­мена. Ремесленники снабжали своими изделиями земледельцев искотоводов, получая от них продукты питания. Земледельцы и скотоводы также обменивались произведенными продуктами. Так

зарождалась торговля.

Протогорода.

Некоторые поселки земледельцев превращались в более крупные поселения. Вокруг них стали возводить для зашиты от врагов стены из камня или глины. Дома тоже стали нередко делать из глиняных кирпичей. Такие поселения напоминали горо­да. В центре поселения обычно возвышался один или несколько храмов — жилище богов. Боги теперь считались покровителями урожая и домашних животных. Особо почитали бога солнца, бога ветра, бога дождя, которые управляли явлениями природы, влияющими на жизнь земледельцев и скотоводов.

Одно из древнейших поселений обнаружено в городе Иерихоне |в Палестине. Люди здесь начали селиться в VIII тысячелетии до н.э. (вокруг древнего Иерихона, в котором жило до 3 тыс. человек), найдены остатки стен толщиной до 3 м из камня. В окрестностях протогорода выращивали пшеницу, чечевицу, ячмень, инжир, побывали асфальт и серу, которые продавали соседям.

Еще более крупное поселение городского типа Чатал-Гуюк (Чатал-Хююк) существовало в VII —VI тысячелетиях до н.э. в Мя­той Азии. Жилища в Чатал-Гуюке строили из высушенных на солн­це кирпичей. Стандартные дома стояли вплотную друг к Другу, улиц в городе не было, а вся жизнь вне дома проходила на кры­шах, где находились двери в жилища. Жители занимались выра­щиванием хлеба на окрестных полях. Для их орошения строили простейшие каналы.

Наши рекомендации