Однопартийность и многопартийность

Наиболее яркими выразителями интересов социальных групп общества, способными оказать реальное влияние на политические процессы, являются политические партии. Возникновение партий исторически не было случайным. Оно обусловлено общественными потребностями, а именно: необходимостью ограничения власти абсолютной монархии и развития представительной системы на основе всеобщего избирательного права, т.е. переходом к демократии. Поэтому считается, что прототипы современных политических партий возникли в период ранних буржуазных революций, когда буржуазия, стоящая во главе этих революций, создала свои объединения в качестве инструментов борьбы с феодализмом. Они явились результатом всеобщего избирательного права и развития представительной власти.

В основе конкретных причин, обусловивших возникновение и развитие современных политических партий, можно выделить следующие.

Во-первых, переход общества из одного социально-политического состояния в другое (в частности, от феодализма к капитализму) породил различные взгляды на пути этого перехода, новую структуру власти, экономические, политические, социальные отношения, что требовало осмысления, организационного их закрепления и защиты, практической деятельности по их осуществлению.

Во-вторых, углубление расслоения общества обусловило возникновение противоречий между социальными слоями, которые в процессе развития перерастают в антагонистические, непримиримые, и для их разрешения требуется политическая организация основных социальных слоев (классов) общества.

В-третьих, как бы, на первый взгляд, гармонично не развивалось общество, в нем всегда была и будет часть неудовлетворенных в своих потребностях и интересах, недовольных существующей системой. Эта неудовлетворенность и недовольство по мере их нарастания приводит к появлению сначала стихийного, аморфного объединения недовольных, которые в процессе укрепления убежденности в необходимости удовлетворения этих потребностей и интересов всё больше организуются и объединяются в политические формирования.

В-четвертых, причинами возникновения партий могут быть этнические, национальные противоречия, религиозное противостояние различных конфессий, открытая непримиримость и даже вражда между ними. Тенденции к образованию партий на этой основе, к сожалению, имеют место и у нас в Украине. Это, пожалуй, одна из самых серьезных причин, которая обусловливает возникновение ультрарадикальных, экстремистских партий, основными формами деятельности которых являются нагнетание напряженности в обществе, терроризм, и даже война.

Подытоживая, можно утверждать, что всё вышеизложенное, в большей или меньшей мере, в каждой стране по-своему, обусловило необходимость объединения граждан для выражения своих интересов и борьбы за власть путем формирования такого политического института как политические партии.

Со временем партии выросли в организационно упорядоченные институты, ставшие главным орудием различных классов, социальных групп и слоев общества в их борьбе за завоевание и осуществление политической власти. В настоящее время они создают парламентские группы, контролируют правительство и выражают свое отношение к нему через средства массовой информации, влияют на формирование общественного мнения по поводу проводимой политики, являются центрами кристаллизации политических интересов. Исторический опыт показал, что сильные партии возникают на основе дифференциации общественных интересов, их идеологического осмысления и выражения, организации поддержки масс для их достижения.

Что представляет собой политическая партия?

Политическая партия (от partis - часть, группа) - добровольная политическая организация, которая объединяет в своих рядах наиболее активную и организованную часть социальной общности (народа, нации, социальной группы) с целью выражения и защиты политического интереса и проведения практической деятельности по его реализации путем завоевания государственной власти или участия в её осуществлении.

В основе деятельности партий могут лежать различные интересы групп населения (экономические, национальные, религиозные, социальные и пр.), но в любом случае партия оформляет эти властно значимые групповые потребности и предъявляет их государственным институтам как политические интересы. Через партии население может заявлять властям свои групповые потребности, критиковать руководство и добиваться изменения курса или самой власти. В то же время и властные структуры через партии могут обращаться к народу за поддержкой в решении тех или иных вопросов.

По своей природе любая партия - это общественное формирование, так как характерным для неё является добровольность вступления и выхода, принятие программы и устава и др. Однако среди других общественных организаций партия выделяется своими особенными свойствами, а именно - своими политическими целями и задачами по завоеванию власти, социальной базой, методами деятельности. Характерными признаками партии являются:

- цель партии - завоевание и осуществление власти отдельно или в коалиции;

- партия - это организация, которая объединяет людей на разных уровнях политики от местного до международного;

- любая партия является носителем идеологии, особого видения мира и человека;

- партия стремится к обеспечению социальной опоры, поддержки масс, что является необходимым условием достижения его власти.

Партии возникают на основе объединения вокруг какой-либо идеи, политического интереса. Способы такого объединения могут быть различными. Наиболее распространенными из них в нынешней политической практике являются:

- объединение вокруг парламентской группы депутатов одного направления, представителей в местных органах власти, которые их поддерживают;

- на основе деятельности избирательных комитетов разных уровней, в процессе популяризации кандидата и платформы его единомышленников;

- путем создания тайной группы заговорщиков, которые принципиально выступают за изменение существующего политического режима;

- на основе общественного движения или объединения, которое по мере развития усиливает политическую направленность, изменяет цели, расширяет влияние в массах, перерастая в партию.

Кроме организационного формирования, в большинстве демократических стран партии могут легально участвовать в политической деятельности после их юридической регистрации. В каждой стране легализация партий регулируется её законодательством. В одних достаточно провозглашения партии в качестве таковой, в других необходимо представить в соответствующие государственные органы программу, устав партии; в третьих - правовыми актами предусмотрена обязательная регистрация, после которой они приобретают статус юридического лица, а следовательно, и легального участника политических процессов. В Украине регистрация политических партий осуществляется Министерством юстиции.

Далеко не каждая политическая партия оказывает более-менее существенное влияние на политику государства. К примеру, к моменту выборов Верховной Рады Украины в 2002 г. в республике насчитывалось около 150 партий, в списки для голосования были внесены более 30 партий и их объединения, преодолели 4-х процентный «барьер» – только 6, из них только 3 партии (КПУ, СПУ и СДПУ(о) выступали самостоятельно. То есть мы можем утверждать, что реально на политику страны влияют только эти партии, другие - либо не влияют совсем, либо в данный период их место и роль в политической системе весьма низкие.

Место партии в политической системе определяется рядом обстоятельств. Во-первых, тем, насколько она отвечает самой системе: активно содействует её укреплению или, наоборот, так же активно оппонирует ей, составляет серьезную оппозицию. Какой её статус в правительстве, влияние и поддержка в регионах, каково её участие и влияние в законодательном органе, во властных структурах на местах.

Во-вторых, какова социальная поддержка партии: кто, какие социальные слои составляют её базу, а следовательно, и чьи интересы она реально защищает.

В-третьих, какова политическая ориентация партии в области экономики - в первую очередь к отношениям собственности; в социальной сфере - защита граждан, обеспечение возможностей образования, медицинской помощи, условий жизни; в политике - роль государства, его влияние на экономику, науку, здравоохранение, образование, способность обеспечить стабильность и защищенность, участие в международных организациях, блоках, зависимость от них; национальная ориентация партии, её отношение к религии, отношения с другими партиями.

В-четвертых, насколько эта партия автономна в своих действиях, её материальное обеспечение и независимость.

В-пятых, какова её организационная структура, прочность и распространенность на территории страны, международный авторитет. Каков интеллектуальный и научный потенциал, её пропагандистская сила: актуальность, логичность, убедительность, интенсивность пропаганды, демократичность внутри партии и активность её членов; стратегическая убежденность и тактическая гибкость.

Наиболее ярко место партии в политическом процессе характеризуют её функции. Они определяются теми задачами, которые ставит перед собой партия и могут быть сгруппированы как внутрипартийные и внешние. Внутрипартийные - это функции, которые относятся к организационным задачам каждой партии: набор членов партии, формирование партийной кассы, руководящих органов, создание и организация работы первичных организаций на местах, проведение собраний, съездов, конференций и др. Внешние функции партии предусматривают организацию поддержки ее массами народа, привлечение на свою сторону голосов электората с тем, чтобы реализовать главную задачу, для которой создается партия - завоевание и осуществление государственной власти. В этой связи политическая партия выполняет теоретическую (разработка программы, теоретических документов, проведения научных исследований по тем или иным политическим проблемам); идеологическую (формирование мировоззренческих взглядов на общественное бытие, общественно-политические процессы); пропагандистскую (распространение идей партии, её программы, целей, принципов деятельности через средства массовой информации или массовые мероприятия: митинги, демонстрации, собрания и др.). Кроме того, к функциям партии относятся непосредственная борьба за завоевание власти или участие в её осуществлении в интересах той или иной группы населения на основе реализации собственной программы решения как внутренних, так и международных проблем; обеспечение связи масс с государственными структурам, институализация политического участия граждан и замена стихийных форм общественно-политической активности населения организованными: направляемыми и контролируемыми; борьба с политической апатией и пассивностью граждан; осуществление политической социализации граждан, отбор и рекрутирование политических лидеров и элит на всех этажах политической системы, участие с их помощью в управлении делами общества.

От реализации этих функций зависит авторитет партии, её жизнедеятельность и способность к серьезной политической работе.

В политической науке много внимания уделяется вопросам классификации партий, их типологии. Из множества подходов можно выделить, в первую очередь, общепризнанные классификации. Так, по организации внутрипартийной деятельности, методам работы партии можно разделить на две большие группы: демократические и авторитарные (тоталитарные).

Для демократических партий характерным является демократизм внутрипартийной жизни, гласность, выборность руководящих органов, наличие фракций. Демократические партии признают многопартийность, оппозиционность отдельных партий. Они строго придерживаются законов и действуют в их рамках.

Авторитарные и особенно тоталитарные партии игнорируют и даже попирают законы, нормы демократии, признают и используют терроризм как средство борьбы за достижение своих целей, подчиняют себе аппарат государственной власти и другие элементы политической системы. К тоталитарным относятся фашистские и полуфашистские партии, некоторые экстремистские религиозные партии. Авторитаризм, а в отдельные периоды - тоталитаризм, был присущ КПСС, хотя в её уставе основой организационного строения провозглашался демократический централизм.

Из других классификаций наиболее полной представляется классификация, предложенная польским политологом Е.Вятром. Он классифицирует партии по девяти признакам:

1. По отношению к политическому режиму в стране, роли, которую выполняют партии в обществе, месту в системе власти: правящие и оппозиционные, легальные и нелегальные.

2. По социально-классовой сущности: а) классовые - пролетарские, буржуазные, мелкобуржуазные, крестьянские; б) междуклассовые - рабоче-крестьянские; в) партии социальных групп.

3. По политическим целям и идеологии: коммунистические, социалистические, социал-демократические, буржуазно-реформистские, буржуазно-радикальные, консервативные, религиозные, праворадикальные (фашистские), национальные.

4. По методам достижения целей: революционные, реформистские, консервативные, реакционные, контрреволюционные.

5. По внутренней структуре: демократические, авторитарные, тоталитарные.

6. По роли, которую выполняют партии в данный момент: партия - политический авангард, парламентские партии.

7. По условиям деятельности: легальные и нелегальные.

8. За методами пополнения: кадровые (элитарные), массовые (популистские), закрытые и открытые.

9. По организационному строительству: строго централизованные, децентрализованные.

Например, КПСС в бытность СССР была партией властной и правящей, по идеологии - коммунистической, по методам достижения целей - революционной на первом этапе, затем консервативной, а в отдельные периоды - реакционной, по внутренней структуре - авторитарной, по роли - политический авангард, по условиям деятельности - легальной, по методам пополнения кадровой и массовой, закрытой, по организационному строительству - строго централизованной.

Очень часто в средствах массовой информации, в различных политических выступлениях встречается такая классификация партий как левые, правые, центристские и промежуточные: лево- и правоцентристские. В основу такой классификации положена прогрессивность или консервативность их программ, а в настоящее время - и стратегический выбор общественного развития: социалистический или капиталистический. При этом партии, которые отстаивают более или менее прогрессивные общественно-политические изменения и, как правило, социалистический выбор, принято называть левыми. Те партии, которые защищают существующие, устоявшиеся общественные порядки и реформаторские подходы к социально-политическим изменениям в обществе, называют центристскими. Те же, которые отстаивают капитализацию общественно-политического развития, направляют свою деятельность даже путем реформ на укрепление капитализма, называют правыми. Такая классификация ведет свое начало с заседаний Французской национальной ассамблеи 1789 г., на которых слева от спикера располагались радикалы, отстаивавшие идеи всеобщего равенства, справа - консерваторы, защищающие монархию, а умеренные находились в центре.

В своих действиях политические партии так или иначе связаны друг с другом. Эти связи могут обусловливать их объединение в блоки для достижения конкретных целей (победа на выборах, претворение в жизнь какого-то стратегического курса, например, ликвидация социализма и утверждение капитализма и др.), или, наоборот, жесткое противостояние, борьбу за влияние на политическую систему в целом и отдельные её элементы. Это взаимодействие или противодействие заставляет партии устанавливать и придерживаться определенных норм, правил, каким-то образом организовываться между собой, как-то систематизировать, упорядочивать свою деятельность. В пределах этих норм, правил, порядков и создаются партийные системы.

Партийная система - это совокупность взаимосвязанных политических партий страны, участвующих в борьбе за достижение и осуществление власти.

Партийные системы выражают устойчивые связи и отношения партий между собой, а также с государством и другими политическими институтами. Эти взаимоотношения раскрывают степень влияния партий на принятие решений и характер их участия в управлении государством.

По количеству партий, реально участвующих в организации политической власти, различают однопартийные (неконкурентные) системы, внутри которых выделяются тоталитарно-деспотические и демократические разновидности, и многопартийные (конкурентные), где существуют системы с одной доминирующей партией, двухпартийные и многопартийные системы.

Однопартийная система - это утверждение политической власти одной партии, которая своим влиянием поглощает все сферы жизни. Для однопартийной системы характерно: отсутствие формальной и практической конкуренции за власть, возможности чередования у власти различных партий, формальное наличие демократических институтов или их отсутствие, исключение механизма межпартийного соперничества, запрещение оппозиционной пропаганды.

Длительное пребывание у власти одной партии ведет к кризису в самой партии, в обществе, перерождению политической власти и, как следствие - к установлению партократии. Партократия - это такое политическое явление, когда прослойка партийного аппарата, созданная на основе замкнутого номенклатурного принципа формирования руководящих кадров, утверждает свою монополию на власть в стране и сосредоточивает в своих руках все рычаги политической власти.

Для партократии характерно: создание партийной бюрократии, т.е. сосредоточение в руках партийного руководства хозяйственного, административного и политического управления; подмена народовластия, демократических форм его осуществления партийной властью; подмена партийным руководством самоорганизации жизни общества, вмешательство партии во все сферы жизни; номенклатурный принцип подбора кадров, неподконтрольность партийной номенклатуры (nomenclatura - лат. - расписание имен, список-перечень должностей, назначение, утверждение на которые - только по решению или с согласия партийных органов); установление для номенклатуры экономических, социальных и других привилегий и т.д. Итогом партократии является кризис политической власти, её неспособность к самосовершенствованию, потеря авторитета у большинства народа и , в конечном счете, потеря власти.

Двухпартийная система - это такая организация партийной жизни, когда две партии поочередно принимают участие в осуществлении государственной власти, добиваясь успеха в избирательной борьбе.

Многопартийная система - совокупность отношений между партиями, когда ни одна из них не имеет преимуществ, а власть осуществляется коалициями, которые меняются по своему составу.

Многопартийным системам присущи такие черты: борьба нескольких политических партий за государственную власть, периодическая смена партий у власти, что исключает возможность застоя и перерождения; наличие антисистемных партий, т.е. партий, которые выступают против существующей социально-экономической системы; изъявление воли народа как способ выбора общественных сил, партий и политических лидеров, способных выполнять насущные задачи.

Опыт политического развития показывает, что оптимальной формой и одновременно условием демократического развития общества являются многопартийные системы. Однако в оценке оптимального количества партий в этих системах среди ученых-политологов мнения расходятся. Например, итальянский политолог Дж.Сартори считал, что появление пяти и более партий создает «крайнюю многопартийность», опасную для существования государства. Немецкий политолог Э.Ньюмен отдавал предпочтение двухпартийной модели.

В целом единого стандарта для оценки эффективности той или иной партийной системы не существует. Бесспорным является неэффективность и даже пагубность однопартийной системы, которая ограничивает и даже лишает граждан права выбора и оказания влияния на власть. Общим же критерием эффективности партийных систем является обеспечение чуткости политических систем к социальным запросам и нуждам населения, возможность включения с помощью партий в процессе принятия решений как можно большего числа властно значимых интересов граждан, критической корректировки правительственного курса и осуществление демократического контроля за деятельностью политических элит.

В политической системе Украины к 2000 году зарегистрировано около 150 партий, которые по их политической ориентации можно разбить на пять групп: первая - крайне правые партии национал-радикальной ориентации; вторая - правый центр, партии национал-демократической, национал-государственнической направленности; третья - центристские, либерально-демократические партии; четвертая - левый центр, партии социал-демократической направленности; пятая - левые партии, социалистической и коммунистической ориентации.

Процесс формирования партийной системы Украины продолжается. Нынешний партийно-политический спектр - типичная мультипартийная система, присущая переходному этапу нарождающейся демократии.

Формирование нескольких сильных политических партий, способных сформулировать свою идеологическую позицию, разработать научно-обоснованную программу развития Украины, умеющих донести до масс свои взгляды, идеи, убедить их в соответствии этих идей интересам большинства народа, даст возможность избежать серьезных общественных потрясений и вывести страну на путь цивилизованного демократического развития.

7.2 Общественно-политические движения

Важным элементом политической системы демократического общества являются общественные движения и объединения. Они возникают, как правило, на окраине и даже вне властных отношений. В основу деятельности общественных движений положены принципы добровольности, сочетание личных и общественных интересов, самоуправление, равноправие всех участников, законность и гласность. В отличие от партий или государственных учреждений специфическими чертами таких движений является их самостоятельная, а потому и рыхлая организационная оформленность, аморфность социальных, мировоззренческих и политических позиций.

По своим целям и методам деятельности общественные движения и объединения могут носить политический и неполитический характер. Политический характер носят те общественные движения и объединения, которые для достижения своих целей пытаются влиять на власть и даже бороться за неё, стремятся к изменению существующих политических условий. В целом же политическая функция общественных движений и объединений, которые не являются политическими партиями, состоит не в борьбе за завоевания власти, а в оказании давления на властные структуры с целью реализации интересов своих участников. Поэтому часто либо они поддерживают партии, идейно близкие им, либо эти партии стремятся привлечь на свою сторону такие движения или объединения. Общественные движения и объединения политического характера называют общественно-политическими. Поскольку они оказывают и могут оказывать большое воздействие на политическую жизнь страны, рассмотрим эти движения более подробно.

Общественно-политические движения - это особая форма деятельности политических сил, которые представляют политические интересы и стремления разных социальных общностей и их организаций, направленная на изменение существующих социально-политических и экономических условий путем влияния на государственные структуры с целью их совершенствования или изменения.

По сравнению с политическими партиями и другими общественными организациями общественно-политические движения характеризуются рядом особенностей.

Во-первых, их деятельность, направленная на изменение или совершенствование властных структур и отношений, как правило, предусматривает не завоевание власти, а оказание давления на неё путем проведения массовых мероприятий (митингов, демонстраций, предъявления петиций, забастовок, неповиновения властям и т.п.) или посредством лоббирования интересов. Если первая форма - это открытая борьба за свои интересы, то лоббирование - это закулисная игра по влиянию на законодателей, правительственных чиновников с целью отстоять выгодный законопроект или через правительство получить бюджетные средства и т.п. Лоббизм при отсутствии должного государственного контроля часто граничит с нарушением законов и приводит к коррупции.

Во-вторых, общественно-политические движения являются формой волеизъявления интересов и стремлений социальных общностей с различной политической ориентацией, идеологией, но единых в понимании данной проблемы (например, экология, охрана труда и здоровья, сохранение мира и т.п.).

В-третьих, как правило, они используют политические средства борьбы в пределах существующего законодательного поля. Однако при серьезном противостоянии власти их требованиям и усилении поддержки со стороны общества такие движения зачастую переформируются в партию и тогда уже ставят своей целью борьбу за власть и через ее завоевание - решение тех проблем, вокруг которых создавалось движение.

В современном мире, особенно в странах, переходящих от тоталитаризма к демократии, общественно-политическое движение выступает как политическая сила и составная часть политической системы. Они обеспечивают поступательность и гарантию такого перехода, являются мощным фактором демократизации всех сфер общества. Понятно, что такой сложнейший политический процесс даже при идеальном его протекании порождает много проблем. В реальных же условиях, когда, пользуясь любыми просчетами в политике, малейшими возможностями нажиться на отсутствии правовых норм или их противоречиях, при демократическом инфантилизме общества дельцы от политики, просто преступные элементы используют все возможности личного обогащения и ограбления своей страны, причин для недовольства в обществе очень много, и они могут привести и приводят к возникновению общественно-политических движений. Такими причинами могут быть:

- затянувшийся кризис во всех сферах общественной жизни;

- неудовлетворенность некоторых групп людей целями общественного развития;

- ухудшение материального положения людей;

- ухудшение природы и условий труда и жизни;

- отчуждение власти от народа;

- кризис духовной жизни и др.

Как и политические партии, общественно-политические движения могут быть классифицированы по различным признакам.

По социальной базе они могут быть рабочими, крестьянскими, буржуазными, национальными, народными, отдельных социальных групп.

По отношению к существующему строю - революционными, контрреволюционными, реформаторскими, консервативными.

По сроку достижения целей - долгосрочные, краткосрочные, одномоментные.

По форме организации - организованные, слабоорганизованные, стихийные.

По характеру цели - коммунистические, социалистические, либеральные, клерикальные и др.

Для оказания реального влияния на политическую жизнь общества политические движения должны обладать определенными политическими правами. Такие права реализуются правовыми нормами страны, в частности конституцией. Этими правами предоставляется возможность учреждать общественные и пользоваться государственными средствами массовой информации; представления и защиты интересов членов объединений и участников движений в государственных, хозяйственных и общественных органах и организациях, и некоторые другие. В это же время законодательство страны не допускает деятельности общественных объединений и движений, цели которых не совместимы с интересами общества, моральными нормами и общечеловеческими ценностями. Так, запрещается создание движений и объединений, которые для достижения своих целей стремятся к свержению правительства или насильственному изменению конституционного строя, проводят пропаганду войны, насилия, жестокости, разжигание расовой, национальной и религиозной вражды.

Однако запрет такого рода движений и объединений не означает, что их нет. Движения и объединения, которым, как правило, по политическим мотивам отказывают в регистрации, а следовательно, в легализации их деятельности, могут переходить на нелегальное положение. Такие движения и объединения не могут использовать легальные средства защиты своих интересов и переходят к формам скрытой борьбы, используя в большинстве насильственные методы. С этой целью они создают вооруженные формирования: боевые группы, партизанские отряды и другие вооруженные подразделения, которые при подчинении общему командованию составляют своеобразную армию, противостоящую государственным силовым структурам, в т.ч. и армии. Партизанские отряды создаются обычно на тех территориях, где население открыто выражает свое недовольство политикой правительства, режимом. Здесь при поддержке населения могут создаваться так называемые «освобожденные зоны», где командованием отрядов устанавливается и осуществляется свой политический и административный контроль. В практике политической жизни партизанские движения приводили к победным революционным результатам (Китай, Вьетнам, Куба, Алжир) или к установлению контроля над частью территории (Курдистан в Ираке).

Одной из форм общественно-политических движений является народный фронт. Народный фронт - это массовое общественно-политическое движение в стране, экономико-географическом или административном регионе, которое охватывает широкие слои населения, их массовые организации и политические партии для достижения целей, вокруг которых они объединяются.

Народный фронт характеризуется следующими особенностями:

- охватывает широкие массы населения, его разнородные элементы;

- объединяет население вокруг разных интересов и соответственно им - политических целей;

- включает разноплановые партии;

- руководящую роль выполняют партии.

Разновидностью народного фронта был на первом этапе Народный Рух Украины за перестройку, который в результате категорического неприятия его как общественно-политического движения правящей тогда компартией выступил как оппозиция ей и режиму, а затем оформился в политическую партию.

В условиях независимой Украины процесс образования общественных объединений и движений развивался достаточно интенсивно. К 2002 г. в стране их действовало свыше 800, в том числе с международным статусом - более 150 и всеукраинских - около 650. Однако открыто политическую направленность из них проявляют только в отдельные периоды профсоюзы (требуя у власти погашения задолженности по зарплате), движение за восстановление СССР (в нынешних условиях потерявшее реальное политическое влияние). Остальные либо переформировались в партии - партия зеленых, Рух, - либо не ставят перед собой политических задач. В 1999 г. в Украине образовалось объединение «Злагода», организующую роль в котором взяла на себя народно-демократическая партия, а накануне выборов Президента – общественно- политическое движение врачей «Пульс Украины», которое кроме проблем улучшения охраны здоровья населения, включило в сферу своей деятельности и поддержку на выборах кандидатуры Л.Д.Кучмы.

В странах с развитыми демократическими традициями, или там, где ведется открытая политическая борьба за изменение режима, достижение нравственности и т.д., политические движения играют существенную роль в политической жизни. Они служат или гарантом стабильности в обществе, или, наоборот, дестабилизируют общественно-политическую жизнь и могут привести к изменению общественного строя или его реформированию.

7.3 Политическое лидерство и его типология

Успех политических, социально-экономических процессов в обществе в определенной, а иногда и в решающей мере зависит от личности, возглавляющей страну, ту или иную партию или движение. Такую личность принято называть лидером.

Однако, «принято называть лидером» и «лидер» - не тождественные понятия, хотя и достаточно близкие. Можно быть во главе какого-либо коллектива, группы, организации, даже страны и быть только руководителем, т.е. человеком, организующим деятельность, работу вверенного ему коллектива, общества. Но можно в этой же ситуации, на этом же посту вести за собой людей, опираться на их понимание и поддержку, побуждать к развитию инициативы, при этом и самому быть инициатором, брать на себя ответственность за свои действия и действия подчиненных. Это уже совсем другой тип руководителя - это лидер, не просто организующий деятельность, а ведущий, увлекающий за собой своей деятельностью, идеями, видением будущего и этим заставляющий подчиненных, подвластных мыслить и действовать творчески, инициативно.

Таким образом, лидер (от англ. leader - ведущий, руководитель) - авторитетный руководитель государства, политической, общественной организации, объединения или малой группы, личное влияние которого позволяет ему играть в них ведущую роль.

Изучение проблем лидерства своими корнями уходит в глубокую древность. Этой проблеме уделяли внимание Геродот и Плутарх, в средние века - Н.Макиавелли. Творцами теории лидерства были Томас Карлейль (1795-1881) и Роберт Эмерсон (1803-1882), которые рассматривали историю как результат творчества героических личностей. Фридрих Ницше (1844-1900) пытался обосновать необходимость создания высшего биологического типа человека-лидера, сверхчеловека, подчеркивая, что цель человечества лежит в его высших представителях... Человечество должно неустанно работать, чтобы рождать великих людей - в этом, и ни в чем ином состоит его задача. По мнению Ницше, лидера отличают высокие жизненные силы и воля к власти. Это сильная, волевая, развитая и красивая личность, возвышающаяся над человеком. (Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990). В генеалогии морали Ницше отмечал стремление человека занять пост лидера как природный инстинкт и подчеркивал, что лидер имеет право игнорировать мораль.

Исследовали природу лидерства З.Фрейд, Г.Тард, современные политологи и социологи. Признавали и исследовали эту проблему К.Маркс и Ф.Энгельс. При этом они исходили из объективных исторических условий выдвижения политических лидеров, а политический лидер, по их мнению, выступает как наиболее способный и умелый выразитель воли класса. То есть по отношению к классу он играет в общем-то вспомогательную, служебную роль. Поэтому они и предупреждали о возможности обособления политических лидеров от представляемого ими класса и необходимости для рабочих обезопасить себя от таких своих собственных депутатов и чиновников. Но в творчестве и политической деятельности политических лидеров СССР, особенно Сталина, называвших себя марксистами, это замечание было «упущено», проигнорировано, а деятельность последнего никак нельзя назвать «выражением воли» якобы представляемого им рабочего класса.

В современной политологии существует несколько подходов к определению политического лидерства. Один из них основан на влиянии лидера на других людей (Л.Эдингер) и определяет политическое лидерство как постоянное, приоритетное влияние со стороны определенного лица на всё общество, организацию или группу. Другой (Л.Даунтон) - считает, что лидерство вытекает из иерархической структуры общества и положения, которое занимает человек в обществе, функций, которые выполняет этот человек по управлению обществом. Третий подход основан на том, что политическое лидерство представляет собой особого вида предпринимательство, которое осуществляется на политическом рынке (Дж.Оппенгеймер, Н.Фролих). При этом специфика политического предпринимательства состоит в персонализации «политического товара», отождествлении его с личностью потенциального лидера. Такой подход особенно красноречиво иллюстрируется на примере предвыборных президентских кампаний в США. Согласно четвертому подходу, политический лидер - это символ общности и образец политического поведения группы, способной реализовать её интересы с помощью власти (В.Амелин, Э.Баталов) и такой подход имеет достаточно прочные основания в странах бывшего СССР. Есть и другие взгляды на сущность политического лидерства и каждый из них имеет не только право на существование, но и конкретные факты, подтверждающие их.

По-видимому, единого определения и не может быть, так как политическое лидерство зависит от многих факторов: исторических условий, менталитета общества, складывающейся политической ситуации в нем. Безусловно, влияют и качества самого человека, претендующего на роль лидера, влияние и авторитет сил, которые выдвигают и поддерживают его, положение самого лидера в обществе. Например, пост Генерального секретаря ЦК КПСС уже определял человека лидером не только партии, но и всей страны во всех сферах: экономике, политике, науке, культуре, искусстве и т.д.

Реальным же политическим лидером, по нашему мнению, может быть человек, который обладает такими качествами как воля, целеустремленность, настойчивость, популярность, умение генерировать идеи и завоевать массы, исключительное властолюбие, исключительная самоуверенность, компетентность, и который наделен реальной возможностью реализовать эти качества в политике.

Для того, чтобы воспитать, проявить и реализовать эти качества, необходимы определенные условия и одно из главных - реальное обладание властью. Поэтому лидерство можно определить как способ организации власти в гражданском обществе с развитым политическим сознанием всех или большинства его социальных слоев, основанный на признании авторитета и компетентности лидера, а также доверии к нему.

В силу множества понятий сущности лидерства нет единого мнения и в вопросе его типологизации. В современной политологии выделяют четыре типа политических лидеров:

- знаменосцы или великие люди: их отличает собственное видение действительности, привлекательный идеал, мечта, способная увлечь массы. К ним, по нашему мнению, относятся В.Ленин, Л.Троцкий, М.Л.Кинг, Ф.Рузвельт и др.;

- служители: всегда стремятся выступать в роли выразителей интересов своих приверженцев, избирателей; ориентируются на их мнение, действуют от их имени. Такими, очевидно, являются, Н.Назарбаев, Л.Кравчук, А.Мороз, Б.Клинтон, В.Путин и др.;

- лидеры-торговцы: способны привлекательно преподнести идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить купить эти идеи, а также привлечь массы к их осуществлению. Это могут быть Г.Коль, Б.Ельцин, Л.Кучма;

- лидер-пожарник: ориентируется на самые актуальные общественные проблемы, насущные требования момента, но, как правило, не способные реализовать их (Д.Буш-младший, Н. Витренко, В.Жириновский).

Кроме того, в зависимости от отношений лидера с подчиненными выделяют авторитарный и демократический типы.

По способу легитимизации власти (по М.Веберу) типы лидеров классифицируются на традиционные (вожди, монархи), рационально-легальные (избранные демократически), харизматические (наделенные, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, способностью к руководству: Ленин, Сталин, Кастро, ранее - Наполеон, Пётр I, Б.Хмельницкий).

По типу политического сознания американский политолог Роберт Такер выделяет реформаторский, революционный и консервативный типы лидерства. По его мнению, лидер-реформатор верит в принятую большинством идеальную модель общества, определяет отклонение от этой модели привычек и обычаев поведения людей. Свою главную задачу он видит в преодолении имеющихся отклонений путем изменения этих привычек. Лидер-революционер видит и определяет существующие социальные порядки как настолько непоправимо неправильные, что признает лишь одно возможное решение - фундаментальное переустройство общества в соответствии с иными социальными идеалами. Лидер-консерватор не желает социальных изменений, противодействует им, имея в качестве своих союзников существующие общественные нормы и принципы.

Крайняя, максимально завышенная оценка функций и роли политического лидера в истории обусловливает его культ. Как правило, культ личности - это закономерное следствие и одна из предпосылок тоталитарного режима, однако встречается и в авторитарных, а иногда и в демократических государствах, которые вследствие культа личности теряют свою демократическую сущность. Культ личности, по существу, есть воскрешение языческого идолопоклонства. Идейные истоки культа личности - в тоталитарной идеологии, её претензии на монопольное обладание истиной.

И все же важнейшей непосредственной причиной культа является огромная концентрация политической, экономической и социальной власти в руках политического лидера, а также тотальная личная зависимость всех нижестоящих от его благосклонности, а не от результатов своего труда.

При тоталитарном режиме сфера такой зависимости практически безгранична. Это вселяет и формирует у масс народа обожествление и слепое подчинение такому лидеру, навязывает страх перед властью, растерянность при смене лидера и культивирование новой личности.

Личность лидера культивировалась в СССР (Сталин), Германии (Гитлер), Китае (Мао Цзедун), КНДР (Ким Ир Сен), в Ираке (Хусейн), Ливии (Кадафи).

Преобладание активистской политической культуры, существование устойчивых демократических традиций, наличие неконтролируемого государством гражданского общества и политической оппозиции сужают возможности для некомпетентного политического лидерства, различного рода волюнтаризма, злоупотребления властью, создают благоприятную почву для проявления в политике индивидуальных способностей и дарований, реального лидерства.

Следовательно, политическое лидерство - важная составляющая политических процессов. Объективные потребности организации и управления общественно-политической жизнью выдвигают требование в политическом лидере. Однако те же объективные условия: высокий уровень демократизации общества, развитость политической системы снижают его зависимость от политического лидера, находящегося у власти. И до тех пор, пока не будут созданы эти условия, общество будет надеяться на приход к власти политического лидера, «сильной руки», который выведет его на «верную дорогу», обеспечит «светлое будущее».

В условиях переходного периода, когда четко не обозначено и не принято обществом стратегическое направление развития, не определилась будущая социально-политическая система и не выработана, естественно, перспективная программа развития общества, представляется необходимым организация политического лидерства и выдвижение политического лидера. Его главными задачами в этих условиях являются: консолидация всех созидающих, творчески мыслящих производительных сил общества; объединение и сплочение для решения главных стратегических задач всех ветвей власти на всех уровнях, не натравливая их друг на друга и не обвиняя во всех просчетах и ошибках. Добиваться согласия между конструктивными политическими силами, может уступая в чем-то другим, понимая, что и лидер может допустить ошибку или иметь ошибочное мнение. Это не ослабит, а, наоборот, укрепит доверие к лидеру, повысит его авторитет в обществе, а следовательно, и усилит поддержку народом. В таких лидерах остро нуждается Украина и другие посткоммунистические государства. Выдвижение этих лидеров во властные структуры - одна из первоочередных задач политических партий, движений и электората страны. Это - одно из условий преодоления многопланового кризиса и завершения перехода к демократическому, правовому государству и гражданскому обществу.

Наши рекомендации