Омельченко О. А. «Законная монархия»... С. 75
XVIII в., они рассматривали законодательные проекты, привлекав
ли с мест представителей, обсуждали их мнения. Но разные прич
чины мешали этим комиссиям сделать заново так и оставшуюся
непревзойденной работу комиссии по составлению Соборного Уло*
жения 1649 г. — кодекса, который использовался в судебной пракч
тике даже во времена Екатерины II. В 1767 г. в очередной раз и'
уже в новой обстановке было решено приступить к созданию но-г
вого общего кодекса законов. Как и раньше, эта работа оказалась' j
невыполненной. Возможно, причина неудачи крылась в организаций i
работы Комиссии, точнее — в отсутствии рабочей атмосферы при]
грандиозном собрании представителей разных социальных, реги-ii
ональных и национальных групп, раздираемых противоречиями/]
Сыграл свою отрицательную роль и недостаточно высокий уровень.]
этих законодателей как знатоков права, а также нежелание самой!
императрицы получить обсужденный и в некотором смысле одоб*»|
ренный «всей землей» свод законов или даже отдельных постанов
лений. >
Возможно, что для достаточно развитого права XVIII в. сама
задача создать единый универсальный кодекс оказалась уже не
выполнимой, нужна была иная, связанная единой идеей, целост
ная система правовых кодексов. По этому пути и пошла Екатерин]
на. Подготовка к работе Уложенной комиссии и сама работа eev j
ничем не закончившаяся, оказала Екатерине II большую услугу^»
дала пищу для законодательной работы самой императрице, котом
рая с тех пор профессионально занялась законодательством. Оце-
нивая то, что было сделало ею за многие годы, можно без особого»
преувеличения утверждать, что Екатерина, десятилетиями рабст
тая над законодательством, в некотором смысле заменила собой,
целую Уложенную комиссию.
* * *
Проект Н. И. Панина не привел к отмене намерения Екатери-t ны II образовать Совет, а лишь скорректировал план создания бу»«; дущего совещательного органа. Его создание объяснимо предшест-г вующими событиями, а именно — существованием Конференции* при высочайшем дворе. Екатерина II пошла по вполне традиции онному пути и в конце 1768 г. создала такой «Совет при высочай-; шем дворе», компетенции которого четко не определялись, а об-1 щая задача его деятельности в манифесте 17 января 1769 г. была? сформулирована весьма туманно.15
Совет нельзя рассматривать изолированно от всей системы власти, которая сложилась при Екатерине И. Он был одним из ее важ-i ных элементов, причем общий характер созданной системы и ее функционирования строился на началах, прямо противоположных тем, о которых ратовал в своем проекте Панин. Это было, по терминологии историков русского права XIX в., «личное начало». Оно проявилось в реформе Сената, когда генерал-прокурор А. А- Вя-
1S ПС31. Т. 18. № 13232. 170
земский приобрел огромную власть — значительно большую, чем его предшественники начиная с первого генерал-прокурора П. И. Ягужинского. Известно, что в секретной инструкции Вяземскому Екатерина написала: «Совершенно надейтеся на Бога и на меня, а я, видя ваше угодное мне поведение, вас не выдам».16 Таким образом, заключал Н. И. Дитятин, «воля Екатерины II должна была для генерал-прокурора... заменять закон», и соответст- . венно эта же воля определяла и степень ответственности должностного лица при нарушении закона.17 «Личное начало» проявлялось и в том значении, которое придавалось при Екатерине II президентам трех важнейших коллегий — Военной, Адмиралтейской и Иностранных дел. Эти президенты, доверенные люди, фактически были министрами, управлявшими своими учреждениями практически без всякой коллегиальности. Существовала давняя, еще с петровских времен, традиция выделения трех первейших коллегий из ведомства Сената.
Вообще к царствованию Екатерины II введенная Петром I коллегиальность управления не выдержала испытания временем в Сенате и других учреждениях. Система самодержавия, порожденное ею господство фаворитов, «ласкателей» и «сильных людей» — все это вело к видимости коллегиальности. Ликвидация большей части коллегий оказалась вполне естественной мерой в связи с проводимой в 1775 г. губернской реформой и передачей многих функций центральных органов в губернии. Кроме того, существенное изменение социальной политики, выразившееся в оформлении сословного строя, позволяло избежать предельной централизации в делах о дворянстве и посаде. Повлияли на перемены в социальном строе и реформы в торгово-промышленной политике. Они выразились в предоставлении больших предпринимательских свобод и поэтому сделали ненужным блок коллегий по управлению промышленностью и торговлей.
Начавшиеся перемены в сфере высшего и центрального управления были связаны не только с осознанием неэффективности коллегиального начала, с опасениями возможных поползновений на власть аристократической фронды или с желанием Екатерины глубже, чем ее предшественники, вникать в дела и реально управлять страной, но и с реализацией общей концепции реформ, символом которых стали два понятия — «самодержавная империя» и «законность».
♦ ♦ ♦
Известно высказывание Екатерины II о том, что она часто видит тщетность всех своих усилий: что бы она ни делала, для России это остается каплей в море. Если отбросить литературность этого высказывания, то можно понять проблемы императрицы —
16 Собственноручное наставление Екатерины II князю Вяземскому при вступ
лении им в должность генерал-прокурора //Сб. РИО. Т. 7. С. 346.