Раздел iii. государственная

АДМИНИСТРАЦИЯ, ЕЕ ОРГАНЫ

И СЛУЖАЩИЕ

ГЛАВА 9. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ

АДМИНИСТРАЦИИ

Функции (содержание деятельности) государственной администрации

Государственную администрацию можно рассматривать и как совокупность государственных служащих, и как систему органов государственной исполнительной власти. Они (органы, служащие) осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность, содержанием которой является непосредственная, повседневная организация выполнения внутренних и внешних функций государства, стоящих перед ним задач.

Административная деятельность (управление) объективно необходима. В соответствии с законом разделения труда она делится на более простые, специальные виды организационной деятельности. Их принято называть функциями управления (административной деятельности).

В юридической литературе чаще всего функция понимается в двух смыслах:

1. Функция связывается с объектом административного воздействия (предметный подход). Соответственно различают такие функции государственной администрации:

а) Обеспечение безопасности личности, общества, государства:

• обеспечение обороны;

• обеспечение общественного порядка;

• осуществление разведки и контрразведки;

• обеспечение охраны государственной границы и др.

б) Обеспечение развития экономики, осуществление административно-хозяйственной деятельности:

• руководство промышленностью;

• руководство транспортом;

• руководство сельским хозяйством;

• сбор налогов;

• содействие развитию предпринимательства;

• антимонопольная деятельность и др.

в) Обеспечение реализации социальной политики государства:

• организация образования;

• организация здравоохранения;

• организация научных исследований;

• организация социальной защиты и др.

г) Осуществление связей с другими государствами, с международными организациями (политических, экономических, культурных, научных, спортивных и т. д.).

2. Функция понимается как один из общих способов организации, административного воздействия исполнительной власти на подвластных (инструментальный подход). В литературе такие функции чаще всего называют общими функциями управления.

Общие функции – это всеобщие, типичные способы информационного взаимодействия между субъектами и объектами социального управления. Это устойчивые, относительно самостоятельные, специализированные виды административной деятельности вообще. Каждая общая функция объективно необходима. Они отличаются друг от друга непосредственной целью, содержанием, процедурами осуществления, используемой информацией.

К числу общих функций можно отнести: прогнозирование, планирование, нормативное регулирование, методическое руководство, работу с кадрами, учет, контроль и др. Организовывать, осуществлять исполнительную власть – это значит прогнозировать, планировать, контролировать и т. д. Каждый субъект административной власти осуществляет несколько или хотя бы одну функцию.

Функциональное разделение труда закрепляется структурно, т. е. создаются особые звенья, которые занимаются планированием, учетом, контролем и т. д. Организационная обособленность – важный признак развитой и значительной по объему функции.

Поскольку общие «беспредметные» функции – это всего лишь научная абстракция, а в реальной жизни определенные субъекты воздействуют на конкретные объекты особым образом, то общие функции в реальной жизни конкретизируются, приобретают специфические черты. Так, существует не контроль вообще, а финансовый, внутриведомственный контроль, инспектирование и т. д. Особенности объектов и субъектов, их взаимоотношений, внешней среды серьезно влияют на административные функции, видоизменяют их, наполняют конкретным содержанием, обусловливают многообразие форм осуществления.

Отмечая специфику каждой общей функции, ее структурную обособленность, необходимо подчеркнуть, что в то же время все они являются частями одного целого. Их объединяет единая конечная цель, единая информационная природа, организационное единство осуществляющего их субъекта. Каждая часть активно взаимодействует с целым, а также с другими частями. Административная деятельность – целостная система, комплекс взаимосвязанных, взаимообусловленных функций.

Следует различать три группы общих функций:

I. Ориентирования системы:

• прогнозирования;

• планирования;

• нормативного регулирования;

• методического руководства.

II. Обеспечения системы:

• кадрового;

• материально-технического;

• финансового;

• организационно-структурного *;

• информационного;

• правоприменительного обеспечения.

III. Оперативного руководства системой:

• непосредственного регулирования деятельности **;

• учета;

• контроля;

• оценки (всей работы, отдельных работников, выполнения конкретных заданий и т. д.) и применения мер воздействия (поощрения, наказания и др.).

* Эта функция включает в себя создание организаций, их структурных подразделений, реорганизацию системы, распределение, перераспределение полномочий и т. д.

** На транспорте этим занимаются диспетчерские службы, в вузах – учебные отделы, в воинских частях – штабы. Они составляют графики, расписания, производят замены и т. д.

Освещая функциональную природу деятельности исполнительной власти, мы тем самым раскрываем ее содержание.

Как было сказано выше, раскрыть содержание деятельности можно двояким образом: через перечисление объектов воздействия (предметный подход) и через перечисление способов воздействия (инструментальный подход). При определении компетенции органов исполнительной власти (государственной и муниципальной) используются одновременно оба подхода. Например, закрепляются полномочия по учету, контролю и определяются объекты контроля, учета.

Общие функции конкретизируются (персонифицируются) в функциях отдельных органов, должностей. Это обстоятельство лежит в основе определения компетенции структурных единиц.

Наши рекомендации