Исполнение решения по делу об административном правонарушении
Исполнение постановлений — завершающая стадия производства. Ее сущность заключается в практической реализации административного взыскания, назначенного деликвенту. В процессе исполнения постановления лицо, совершившее административный проступок, фактически претерпевает соответствующие лишения и ограничения личного, морального или материального характера.
В соответствии со ст. 278 КоАП РСФСР постановление подлежит исполнению с момента его вынесения, если специальными нормами не установлено иное.
Исполнением постановлений заняты различные органы. При этом они осуществляют двоякую по характеру деятельность: по обращению постановлений к исполнению и по фактическому приведению их в исполнение. Первую из них, согласно ст. 278 КоАП РСФСР, осуществляют юрисдикционные органы, то есть те, которые выносят постановления о наложении административных взысканий. Вторую, в соответствии со ст. 279 ϶ᴛᴏго же Кодекса, осуществляют специально уполномоченные на то организации в порядке, установленном законодательством. И та и другая деятельность образуют единую стадию исполнения постановлений, но будут разными ее этапами.
На первом этапе — обращения постановлений к исполнению — юрисдикционный орган должен своевременно направить вынесенное постановление органу-исполнителю. В содержание этой деятельности входят также осуществление контроля за правильным исполнением постановлений и разрешение всех связанных с ним вопросов, прекращение исполнения постановлений по основаниям, предусмотренным ст. 281 КоАП РСФСР.
Деятельность уполномоченных субъектов по приведению в исполнение направленных им постановлений имеет своей целью непосредственную реализацию административных взысканий. Стоит заметить, что она производится посредством действий, которые причиняют наказанному соответствующие лишения и правоограничения в установленных постановлением пределах.
По некоторым категориям дел один и тот же субъект сам выносит постановление и уполномочен сам привести его в исполнение. Так, за управление транспортными средствами водителями в состоянии опьянения виновные могут быть лишены прав на срок до трех лет органами ГИБДД. Эти же органы и исполняют вынесенные ими постановления.
Интересно отметить, что таможенные органы тоже в основном сами исполняют свои постановления.
В ст. 282 КоАП РСФСР сказано, что не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения. Этот срок давности начинает течь со дня, следующего за днем вынесения постановления. В этот срок не включается время, на которое исполнение приостанавливается в связи с отсрочкой, связанной с принесением протеста или подачей жалобы. Нужно подчеркнуть: постановление должно быть обращено к исполнению в трехмесячный срок. Позднее начинать исполнительное производство нельзя. Но если исполнение начато до окончания срока давности, его можно продолжать столько, сколько необходимо. Закон не устанавливает предельного срока исполнительного производства. Стоит заметить, что он может быть много больше трех месяцев.
Постановление таможенного органа о наложении взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение шести месяцев со дня вынесения, исполнению не подлежит (ст. 378 ТК РФ).
Установленный ст. 282 КоАП РСФСР срок исполнительской давности будет общим. А ст. 378 ТК РФ закреплен специальный срок давности исполнения постановлений. Еще один специальный срок назван ст. 298 КоАП РСФСР: водительское удостоверение не подлежит изъятию, если срок, на который водитель лишен права управления транспортными средствами, истек.
Стоит отметить, что особенность этого специального срока в том, что он в каждом случае равен названному в постановлении сроку лишения прав конкретного лица. Значит, со дня, следующего за днем вынесения постановления, течет срок лишения прав. Но если истекло время, равное сроку лишения прав, водительское удостоверение уже изымать нельзя — срок давности окончился.
Статья 280 КоАП РСФСР предусматривает отсрочку исполнения постановлений, которыми наложены административные взыскания в виде штрафа, ареста и исправительных работ. Стоит заметить, что она, как жалоба и протест, также приостанавливает исполнение данных постановлений, время отсрочки исключается из трехмесячного давностного срока. Предоставить отсрочку до одного месяца имеет право тот орган (должностное лицо), который вынес постановление.
Стоит отметить, что основанием ее предоставления служат обстоятельства, наличие которых делает невозможным немедленное его исполнение.
КоАП РСФСР предусматривает два варианта исполнения постановлений. Важно заметить, что один из них называется добровольным, а другой -принудительным.
Исходя из ст. 285 названного Кодекса штраф должен быть уплачен гражданином не позднее пятнадцати дней со дня вручения ему постановления, а в случае его обжалования или опротестования — не позднее пятнадцати дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения. Сумма штрафа вносится в учреждение банка, если иное не предусмотрено законодательством. Квитанция об уплате представляется органу (должностному лицу), наложившему штраф.
В случае неуплаты штрафа в установленный срок орган, вынесший постановление, обязан направить его для удержания суммы штрафа из заработной платы или иного заработка, пенсии или стипендии. Бухгалтерия организации, в которую постановление направлено на исполнение, обязана удержать соответствующую сумму штрафа, после чего возвратить постановление с отметкой об исполнении органу (должностному лицу), наложившему штраф.
Сегодня многие вопросы исполнения постановлений о наложении штрафов на граждан и юридических лиц регулируются Федеральным законом «Об исполнительном производстве». Конечно, вопрос о соотношении V раздела КоАП и Закона заслуживает серьезного обсуждения. К числу исполнительных документов, исполняемых судебными приставами-исполнителями на базе названного Закона, отнесены постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Судебный пристав-исполнитель обязан принять к исполнению такой документ, в трехдневный срок вынести постановление о возбуждении исполнительного производства. В нем устанавливается срок для добровольного исполнения, который не может превышать пяти дней, а также содержится уведомление о принудительном исполнении по истечении этого срока. Копия постановления не позднее следующего дня направляется должнику (ст. 9 Закона).
Мерами принудительного воздействия будут:
1) обращение взыскания на заработную плату и иные виды доходов должника;
2) обращение взыскания на имущество путем наложения ареста на имущество и его реализации;
3) обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящееся у других лиц.
Закон «Об исполнительном производстве» называет такие особенности обращения взыскания на имущество организации:
1) денежные средства в рублях и иностранной валюте, хранящиеся В сейфах кассы должника и находящиеся в изолированном помещении этой кассы или иных помещениях организации, изымаются незамедлительно;
2) судебный пристав-исполнитель принимает меры по наложению ареста на денежные средства, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках.
В случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения, с должника взыскивается исполнительный сбор в размере 7% от взыскиваемой суммы.
За неисполнение гражданами и должностными лицами законных требований судебного пристава-исполнителя, нарушение законодательства об исполнительном производстве, несообщении должником об увольнении с работы, о новом месте работы или месте жительства виновные подвергаются штрафу в размере до 100 МРОТ. Постановление о наложении штрафа выносит судебный пристав-исполнитель. Стоит заметить, что он также вправе вынести постановление о принудительном приводе лиц, уклоняющихся от явки к нему или к месту совершения исполнительного действия (ст. 87 названного Закона). Действия судебного пристава-исполнителя или отказ в совершении действий могут быть обжалованы в суд общей юрисдикции.
Постановление об административном аресте выносится судьей и приводится в исполнение немедленно органами внутренних дел.
Лица, подвергнутые такому взысканию, содержатся под стражей в местах, определяемых органами внутренних дел, отдельно от других задержанных или содержащихся под стражей по иным основаниям. Арестованные перед исполнением постановления подвергаются личному досмотру; у них изымаются вещи и предметы, запрещенные в местах содержания под стражей. Арестованные могут использоваться на физических работах без оплаты труда.
Порядок исполнения постановлений судей об аресте определяется Стоит сказать - положением о специальном приемнике при органах внутренних дел для содержания лиц, подвергнутых административному аресту за мелкое хулиганство, которое утверждено приказом МВД от 21 декабря 1971 г. Представляется, что обязанности и права лиц, подвергнутых административному аресту, должны определяться федеральным законом. И вообще, статус лица, признанного виновным в совершении административного правонарушения, порядок применения административных взысканий и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении должны в полном объеме устанавливаться законом.
На этапе окончания исполнения постановление о наложении штрафа с отметкой об исполнении возвращается органу, вынесшему постановление. Изъятые у водителей документы по истечении срока лишения прав возвращаются. После реального исполнения или если выполнить постановление невозможно (несостоятельность лица, отсутствие вещей, подлежащих конфискации, окончание срока давности и т. д.), исполнение должно быть прекращено, дело возвращено органу, вынесшему постановление.
Окончание исполнения означает и окончание производства по делу. Административное дело сдается в архив.