Социальные последствия информатизации.
В потоке литературы, посвященной последствиям компьютерной революции, привлекает внимание небольшая книга известного швейцарского исследователя К. Хессига «Страх перед компьютером?». Масштабы происходящей в Швейцарии информатизации в известном смысле пропорциональны размерам и возможностям этой небольшой страны, не менее все проблемы, которые обсуждали и переживали такие гиганты информатизации, как США и Япония, нашли своё отражение и преломление в сознании швейцарской общественности. Обобщая опыт своей собственной страны, сравнивая его с опытом великих информационных держав, Хессиг резюмировал все возможные негативные и позитивные последствия ИКР в виде весьма лаконичной и наглядной таблицы[2], являющейся примером системного подхода к анализу социальных последствий информатизации:
Положительные последствия | Отрицательные последствия |
КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО | |
Свободное развитие индивида | «Автоматизация» человека |
Информационное общество (1) | Дегуманизация жизни |
Социализация информации (2) | Технократическое мышление |
Коммуникативное общество | Снижение культурного уровня (4) |
Преодоление кризиса цивилизации (3) | Лавина информации. Элитарное знание (поляризация) (5) |
Изоляция индивида (6) | |
ПОЛИТИКА | |
Расширение свобод | Снижение свобод |
Децентрализация | Централизация |
Выравнивание иерархии власти (7) | Государство – «надзиратель» (8) |
Расширенное участие в общественной жизни | Расширение государственной бюрократии |
Усиление власти благодаря знаниям | |
Усиление манипуляции людьми | |
ХОЗЯЙСТВО И ТРУД | |
Повышение продуктивности. Рационализация. | Все возрастающая сложность жизни |
Повышение компетентности (9). Увеличение богатства | Обострение промышленного кризиса |
Преодоление кризиса | Концентрация |
Экономия ресурсов | Подверженность кризисам |
Охрана окружающей среды | Стандартизация |
Децентрализация промышленности Новая продукция | Массовая безработица. Новые требования к мобильности трудящихся |
Улучшение качества | Дегуманизация труда |
Диверсификация продукции | Стрессы |
Новые профессии и квалификации (10) | Деквалификация Исчезновение многочисленных профессий |
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ | |
Национальная независимость (11) | Усиление взаимозависимости |
Появляется шанс на развитие у стран «третьего мира» | Технологическая зависимость Обострение отношений Юга-Запада. |
Улучшение обороноспособности страны | Уязвимость. Усиление опасности новой войны из-за обновления военных систем |
Комментарий к таблице Хессига:
1. «Информационное общество». Существенный базовый показатель такого обществ, наряду с возможностью граждан взаимодействовать друг с другом и с властью в реальном времени, – это право каждого гражданина на личное информационное бессмертие на основе создания персонального информационного ядра, состоящего из личных архивов, хранящихся неограниченное время.
2. «Социализация информации» - возможность увеличения степени направленности информации на социальную сферу в смысле состава параметров. При этом имеется ввиду не только область непосредственного распределения, обмена и потребления жизненно необходимых благ и услуг, но и социальные аспекты материального производства, политических и духовных отношений, поскольку они способствуют формированию и раскрытию творческого потенциала человека.
3. «Преодоление кризиса цивилизации» - создание предпосылок для разрешения глобального экологического кризиса, решение проблемы устойчивого развития цивилизации в целом.
4. “Снижение культурного уровня” - развитие информационной среды создает предпосылки для повышения культурного уровня (доступ по сетям к сокровищам библиотек, музеев и т.д.), однако автоматически это не происходит. Возможно резкое увеличение числа людей, являющихся механическими потребителями предоставляемой информации.
5. «Элитарное знание» - опасность огромной поляризации знаний в обществе, возможном накоплении их преимущественно в узком, «верхнем» общественном слое - элите (политической, экономической и т.д.).
6. «Изоляция индивида» - без общественного регулирования информатизация может привести к тому, что люди начнут общаться, как правило, опосредованно - через компьютер или только с компьютером. Незнание и, что еще хуже, отсутствие потребности знать своих коллег, соседей и родственников, общаться с ними - весьма опасное социальное явление.
Необходимо воспитывать, по выражению академика Д.С. Лихачева, «нравственную оседлость», чувство ответственности каждого человека за происходящее в мире, добиваясь четкого осознания взаимозависимости всех людей. Эта огромной важности задача ложится, прежде всего, на систему образования и воспитания в целом, а также на разнообразные средства массовой информации.
7. «Выравнивание иерархии власти» в информатизируемом обществе должно происходить за счет обеспечения для всё большего числа людей реальной возможности участия в политической деятельности, повышения ими социального статуса.
8. Государство – «надзиратель» - Левиафан - традиционно используемое в обществоведении библейское морское чудовище в качестве символа государства-монстра может быть значительно усилен компьютерными и телекоммуникационными технологиями.
При современных информационных технологиях возможен практически абсолютный контроль, а затем и направление не только поведения, но и мыслей людей. Если государство не будет создавать условия для воспитания интеллектуального человека, то получит массу легко управляемых и прогнозируемых по поведению и мыслям людей.
9. «Повышение компетентности» и, как альтернатива этому, - «деквалификация». Компьютерная техника как средство нейтральна по отношению к человеку, она лишь предоставляет новые возможности для реализации конкретных жизненных целей.
10. «Новые профессии и квалификации» и, с другой стороны, возможное исчезновение многочисленных профессий. Появление новых, более интеллектуальных профессий не должно исключать сохранение информации не только об исчезающих технологиях, трудовых навыках, но и о социальных структурах, обеспечивавших их реализацию (типе людей, их отношениях, культуре, менталитете). Утеря технологий создания таких мировых шедевров как египетские пирамиды, изделий из дамасской стали, перегородчатой эмали, невозможность их воссоздания сегодня в значительной степени связана с социальными аспектами.
11. «Национальная независимость» и, с другой стороны, «уязвимость». Уровень развития информатизации, интеллекта нации позволяет государствам выходить на позиции действительной национальной независимости.
Общеизвестна роль таких факторов как количество и качество вооруженных сил сторон, сформированная направленность общественного мнения, открытость (закрытость) информации о мотивах политических акций при поиске дипломатических решений.
Для общества, вступившего в фазу информатизации, фактор технологического отрыва становится более весомым, чем численное превосходство армии. Прежде всего, этот фактор проявляется в технологии информационно-обменных процессов. Понятия «информационная война», «психологическая война», «пси-оружие», «утечка умов», «зомбирование» наполняются реальным содержанием. Национальные системы СМИ становятся объектами стратегического значения.
Значимой проблемой является безвозмездная перекачка через сеть Интернет накопленного интеллектуального труда российских ученых в другие страны. В США проводятся работы по получению сведений об информационно-телекоммуникационных комплексах России для установления последующего контроля над российскими национальными информационными ресурсами. США уже сейчас закладывают маршруты информационных потоков, которые могли бы контролироваться американскими спецслужбами в соответствующих центрах. В частности, специальные пункты в странах НАТО четко фиксируют корреспондентов, обращающихся через сеть Интернет к американским информационным ресурсам. [7].
Национальная независимость диктует России необходимость государственного регулирования технологического сотрудничества с Западом, что отражено в концепциях национальной безопасности, информационной безопасности, а также в ряде других нормативных документов.
[1] ВИНИТИ - Всероссийский институт научно-технической информации, ИНИОН - Институт научной информации по общественным наукам, ГПНТБ - Государственная научно-техническая библиотека, ВИМИ - Всероссийский институт межотраслевой информации.
[2] Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991, с.217.