Основные направления деятельности партийных организаций
Созданную партийную структуру необходимо постоянно поддерживать в рабочем состоянии, наращивать и укреплять; иначе она начнет терять активистов и станет со временем недееспособной. Довольно типичной является картина, когда в перерывах между избирательными кампаниями местная партийная организация превращается в дискуссионный клуб, обсуждающий исключительно мировые или общероссийские проблемы. Деятельным активистам становится скучно и они постепенно покидают организацию. Остаются одни болтуны. И это еще не самый худший случай – иногда партийная организация, не занятая конкретным делом, полностью сосредотачивается на внутренних конфликтах и разборках. Такая организация только отталкивает потенциальных активистов от партии.
Для партийной структуры главной формой существования является непрекращающаяся ни на один день работа по реализации политических (предвыборных) проектов. Политическим проектам, ввиду их важности, в рамках настоящей книги специально отводится несколько параграфов. В данном разделе мы обсудим текущую работу региональной партийной организации, не привязанную к конкретным политическим проектам.
В этом издании книги мы употребляем наряду с общепринятым названием – «региональная организация» и название – «региональное отделение партии», которое используется в тексте «Федерального закона о политических партиях». При этом мы имеем в виду, что оба этих понятия абсолютно идентичны.
С функциональной точки зрения в текущей деятельности регионального отделения партии целесообразно выделить те же направления, что и в избирательной кампании (хотя, конечно, задачи решаемые в рамках каждого из направления будут иметь специфику, отличную от проведения выборов). Такой подход позволяет в период выборов преобразовать аппарат отделения в штаб избирательной кампании при минимуме организационных и кадровых изменений.
Исходя из сказанного, текущую деятельность регионального отделения партии следует структурировать по следующим направлениям:
– оргмассовое направление;
– агитационно-рекламное направление;
– информационно-аналитическое направление;
– связь с внешними структурами;
– финансовое обеспечение;
– юридическое обеспечение;
– техническое обеспечение;
– управление партийной структурой и планирование ее работы.
Иногда в качестве самостоятельного направления деятельности выделяют контрпропаганду. На наш взгляд, это не точно: разбиение деятельности на направления целесообразно проводить по функциональному (организационному) принципу, а не с точки зрения содержательной стороны партийных мероприятий и политических проектов. С точки же зрения организации акции контрпропаганды ничем не отличаются от любых других мероприятий, и при их реализации задействуются те же самые направления.
Далее мы более подробно остановимся на задачах, решаемых в рамках каждого из направлений.
7.7.1. Ормассовое направление
Является главным для партийной организации. Именно через развитие этого направления партия превращается в полноценную избирательную машину. Региональное отделение для партии со слабым оргмассовым направлением не нужно на выборах: его с успехом может заменить PR-агентство.
В рамках оргмассового направления решаются следующие задачи:
– развитие партийной структуры (создание новых территориальных организаций и закрепление активистов за участками; методическая помощь территориальным организациям и контроль их качества);
– прием в партию новых членов и организация учета членов и сторонников партии (ведение баз данных);
– разработка и реализация программы работы с членами (в первую очередь – активистами) и сторонниками партии;
– организация плановых собраний и конференций (в т.ч. отчетно-выборных);
– организация встреч известных людей (членов и сторонников партии) с избирателями;
– организация массовых мероприятий (митинги, пикеты, концерты и т.д.);
– отбор, подготовка и обучение кадров для политической и партийной работы (кандидатов партии на выборные должности, менеджеров избирательных кампаний, партийных функционеров и активистов).
– организация сети общественных приемных;
– сопровождение политических проектов в части оргмассового направления.
Остановимся несколько подобнее на некоторых задачах.
1. Прежде всего, о принципах контроля качества региональной партийной структуры, который должен постоянно осуществлять региональный центр партии.
Партийное строительство плохо поддается формализованному контролю – как и всякий процесс, в котором интенсивно задействуется «человеческий фактор» (личные амбиции, взаимная конкуренция и т.д.). Поэтому целый ряд критериев, по которому следует оценивать качество партийной организации, носит неформальный характер.
Основными параметрами, определяющими качество регионального отделения, являются:
– дееспособность отделения (насколько эффективно может организация участвовать в избирательных кампаниях и политических проектах);
– стабильность отделения (насколько организация поражена внутренними конфликтами);
– лояльность отделения (насколько руководство отделения подчиняется указаниям партийного центра; не наносит ли оно, решая свои проблемы, ущерба авторитету и политике партии в регионе).
Если партийную организацию можно высоко оценить по всем трем параметрам, то она всегда будет пользоваться политическим влиянием и всегда будет хорошей опорой партии при проведении избирательных кампаний.
Среди трех перечисленных параметров последние два в принципе не поддаются формализованному контролю. Тем не менее, партийный центр обязан постоянно их отслеживать. Организации, превысившие допустимый уровень нелояльности и нестабильности должны немедленно подвергаться интенсивному лечению; вплоть до «хирургического».
Дееспособность региональной (территориальной) партийной организации (отделения) можно проконтролировать через следующую систему неформальных и формальных критериев:
– уровень отдачи от участия организации в общепартийных избирательных кампаниях и политических проектах;
– количество политических проектов (в т.ч. избирательных кампаний), проводимых по инициативе самой организации и качество реализации этих проектов;
– численность организации (как абсолютная, так и нормированная к числу избирателей на соответствующей территории);
– динамика роста численности;
– наличие статусных членов партии в организации (депутатов Государственной Думы, региональных депутатов и т.д.);
– наличие и численность депутатских групп партии в местных представительных органах власти;
– наличие и количество представителей партии в исполнительных органах власти;
– уровень развития партийной структуры (для местной организации – степень накрытия избирательных участков сетью активистов);
– динамика развития партийной структуры;
– уровень информационного фона о деятельности организации в региональных (районных, местных) СМИ;
– наличие и техническая оснащенность офиса;
– развитость сети общественных приемных;
– уровень самофинансирования организации.
Среди всех перечисленных критериев универсальным является первый – качество участия партийной организации (отделения) в общепартийных избирательных кампаниях и политических проектах. Он исчерпывающим образом свидетельствует не только о дееспособности организации, но и о ее стабильности и лояльности. Однако этот критерий плохо поддается формализации: не всегда возможно учесть, какая часть успехов организации на выборах обусловлена ее собственной деятельностью, а какая – централизованной агитацией, проводимой вышестоящим партийным руководством. Кроме того, данный критерий не является «постоянно действующим»: например, федеральные кампании проводятся один раз в четыре года; федеральные политические проекты – как правило, не чаще одного раза в один–два года. Все остальные критерии также дают определенную полезную информацию о качестве региональной организации. Во всяком случае, если организация выглядит по ним слабо, значит с ней явно не все благополучно. К сожалению, обратное утверждение далеко не всегда верно: организация может долгое время выглядеть прекрасно по всем остальным показателям и неожиданно провалиться по главному (участие в избирательных кампаниях и предвыборных проектах). Причины тут могут быть разные. Например, деятельность организации носит хотя и бурный, но деструктивный характер, который только отталкивает избирателей. Или обратный вариант: местные партийные функционеры успешно имитируют активность перед центральным аппаратом, реальной же работы не ведется. Наконец, иногда партийная организация целиком переключается на обслуживание местной элиты (т.е. фактически полностью теряет лояльность по отношению к партии). В момент истины, которым является федеральная избирательная кампания, все это всплывает наружу.
Исходя из сказанного, мы не рекомендуем в процессе партстроительства слишком увлекаться оценкой партийных структур по количественным критериям типа числа членов партии и т.д. Пренебрегать такими показателями, конечно, нельзя; но и абсолютизировать их также не следует. Излишнее внимание к формальным критериям оценки деятельности партийных структур может переориентировать последних на погоню за внешней стороной дела вместо содержательной работы. В результате весь процесс партстроительства будет деформирован.
2. Принципы работы с активистами и сторонниками партии изложены в п. 7.5. В рамках оргмассового направления они должны быть детализированы и доведены до конкретных мероприятий. Комплекс таких мероприятий образует программу работы с активистами и сторонниками партии.
Учет членов и сторонников партии наиболее целесообразно осуществлять в форме компьютерной базы данных.
3. Об общественных приемных. Во время избирательной кампании основной задачей общественных приемных кандидата является вербовка активистов. Ту же самую задачу решают и партийные общественные приемные в регионах. Однако в ходе избирательной кампании вербовка активистов – задача хотя и важная, но все же вспомогательная. Для партстроительства это самая главная задача.
Поэтому процесс партстроительства немыслим без создания сети общественных приемных партии в регионах. Координаты приемных должны постоянно доводится до граждан, а их деятельность периодически освещаться в местных СМИ. Если партия располагает представителями в федеральных, региональных и местных органах законодательной власти, целесообразно совместить депутатские и партийные приемные, или по крайней мере тесно координировать их деятельность. Методология работы приёмных должна быть хорошо продумана и отработана, иначе они превратятся в пункты неотложной помощи гражданам по бытовым вопросам (причем, как правило, неэффективные) и не смогут полноценно решать главной задачи – вербовки активистов.
7.7.2. Агитационно-рекламное направление
Решаемые задачи:
– разработка позиций, заявлений, обращений и предложений партийной организации (регионального отделения партии) по актуальным вопросам;
– разработка информационных карт (медиа-карт) региона и входящих в него муниципальных образований;
– мониторинг региональных СМИ;
– анализ регионального рынка рекламных и PR-агентств.
– разработка, выпуск и размещение прямой рекламы в СМИ;
– подготовка и реализация программы косвенной рекламы в СМИ (PR – кампания);
– разработка и выпуск продукции наружной рекламы и распространяемых агитационных материалов;
– выпуск информационных бюллетеней региональной организации;
– создание интернет-сайта организации;
– поддержка политических проектов организации в части агитационно-рекламного направления.
В «текущем» режиме работы партийной организации роль данного направления обычно уступает оргмассовому. В частности, прямая реклама в СМИ ограничивается объявлениями о партийных мероприятиях и координатах общественных приемных (если кампания прямой рекламы не предусмотрена специально одним из реализуемых политических проектов). Косвенная реклама в основном отрабатывает информационные поводы, которые создают партийные мероприятия и т.д.
В общем, не рекомендуется слишком увлекаться агитацией через СМИ в ущерб оргмассовому направлению, если, как мы уже отмечали, такая агитация не является составной частью какого-либо политического проекта. СМИ – дело дорогое, и большую часть ресурсов следует сосредоточить на оргмассовом направлении.
В период между выборами большинство задач направления может решить хорошо налаженная пресс-служба. Усилия и средства, вложенные в ее организацию, с лихвой окупятся в период избирательной кампании.
7.7.3. Информационно-аналитическое направление
Решаемые задачи:
– разработка паспорта региона, паспортов муниципальных образований и избирательных округов;
– мониторинг деятельности исполнительной и законодательной власти региона;
– подготовка аналитических справок по основным проблемам региона;
– отслеживание и документирование действий политических организаций и влиятельных политиков региона (политический мониторинг);
– оперативный поиск и подготовка информации по заданию руководства региональной организации;
– составления перечня действующих на территории региона социологических служб;
– социологический мониторинг;
– обеспечение политических проектов региональной организации в части информационно-аналитического направления.
Несколько подробнее о некоторых задачах.
Паспорта территорий и округов. Необходимо разработать следующий набор паспортов:
– паспорт региона;
– паспорта избирательных округов по выборам в Государственную Думу;
– паспорта муниципальных образований, входящих в регион;
– паспорта округов по выборам в региональное законодательное собрание;
– паспорта округов по выборам в местное самоуправление.
Типовой паспорт территории должен содержать следующую минимальную информацию:
– общую характеристику (размеры и характер территории; административно-территориальное деление, населенные пункты; районы; природные ресурсы; основные отрасли экономики);
– социально-демографический состав и профессиональную структуру населения; число избирателей.
– перечень основных промышленных, с/х и других предприятий и организаций (в т.ч. учебных заведений, организаций научного и культурного профиля и медицинских учреждений);
– состояние основных проблем (статистические данные): занятость, уровень жизни, социальная защищенность, образование, здравоохранение, культура, преступность, экология. Желательно с учетом динамики за последние годы;
– администрация и депутаты всех уровней;
– система транспорта и связи;
– электоральную историю.
В зависимости от конкретных задач, решаемых партией, объем информации в паспортах может быть увеличен по сравнению с минимальным. Информация, содержащаяся в паспортах территорий и округов, должна периодически обновляться. Для стандартизации работы по составлению паспортов центральному руководству партии целесообразно разработать и утвердить их единую форму.
Целью социологического мониторинга является периодическое отслеживание следующих характеристик:
а). Уровень доверия граждан к федеральной власти (исполнительной и законодательной), федеральным партиям и политикам федерального уровня;
б). Уровень доверия к региональной и муниципальной законодательной и исполнительной власти, региональным отделениям федеральных партий, региональным общественно-политическим и общественным организациям и влиятельным политикам региона, своих сторонников к дню голосования.
в). Оценка гражданами тенденций изменения ситуации в стране и в регионе;
г). Выявление основных проблем, которые волнуют граждан;
д). Рейтинги федеральных и региональных СМИ;
е). Другая информация, которую региональная организация считает необходимым отслеживать.
Основной формой мониторинга являются социологические опросы, проводимые с частотой примерно один раз в квартал. Организация может сама заказать такие опросы, или воспользоваться данными опросов, которые социологические службы региона проводят по собственной инициативе.
Оперативной формой мониторинга являются экспресс-опросы, проводимые силами организации.
7.7.4. Другие направления
Поскольку задачи, решаемые в рамках других направлений, достаточно прозрачны, мы не будем на них останавливаться подобно и ограничимся простым перечислением.
7.7.4.1. Связи с внешними структурами:
– налаживание постоянных контактов с влиятельными общественно-политическими и общественными организациями региона;
– заключение типовых договоров о сотрудничестве с идеологически близкими организациями;
– разработка и реализация программы совместных действий с организациями – союзниками;
– выделение базовых организаций, готовых оказать помощь региональному отделению партии своими ресурсами;
– межрегиональные и международные связи;
– обеспечение политических проектов региональной организации партии в части связи с внешними структурами.
7.7.4.2. Финансовое обеспечение:
– аккумуляция средств для региональной организации партии;
– бухгалтерия, обслуживание официальных счетов организации;
– составление финансовых отчетов,
– финансовое планирование и обеспечение политических проектов организации.
7.7.4.3. Юридическое обеспечение:
– составление библиотечки необходимых юридических актов (устав региона, федеральное и региональное законодательство по выборам; закон о партиях, нормативные акты, регулирующие проведение массовых акций, законодательство о СМИ и рекламе);
– взаимодействие с избирательными комиссиями региона (в т.ч. введение в них своих представителей);
– подготовка юридических справок руководства организации;
– подготовка юридических инструкций для актива партии;
– оперативная реакция на юридические конфликты, возникающие в ходе деятельности организации (в т.ч. правовая защита членов и сторонников партии);
– обеспечение регистрации партийных отделений;
– юридическое сопровождение политических проектов.
7.7.4.4. Техническое обеспечение выделяют в самостоятельное направление, чтобы максимально разгрузить ведущих специалистов партийного аппарата от решения чисто хозяйственных вопросов. В ведении руководителя этого направления (управляющего делами организации) находятся помещения, мебель, оргтехника, связь, транспорт, канцелярские принадлежности, а также секретариат, канцелярия, экспедиция и служба безопасности организации.
Одновременно с обеспечением работы партийного офиса техническая служба обычно отвечает и за техническую сторону организации съездов партии, массовых мероприятий и политических проектов.
7.7.5. Управление и планирование работы
Непосредственную ответственность за реализацию данного направления несет оперативный орган политического руководства организации. В его рамках региональная организация решает следующие задачи:
– организация депутатских фракций и групп партии в органах представительной власти и местного самоуправления и координация их работы с деятельностью партийной организации;
– содействие включению представителей партии в органы исполнительной власти;
– отбор и утверждение кандидатов партии на выборные должности;
– привлечение в партию влиятельных политиков и других лидеров общественного мнения;
– взаимодействие с федеральным руководством партии;
– руководство муниципальными партийными организациями;
– создание и наращивание аппарата региональной организации;
– разработка плана текущей работы региональной организации;
– координация подготовки партийной структуры к избирательным кампаниям;
– разработка и реализация политических проектов.
Более подробно следует сказать о планировании деятельности партийной организации.
Партстроительство может быть реализовано только как плановый процесс. Ресурсы партстроительства всегда ограничены. Отсутствие единого и хорошо продуманного плана работы организации неизбежно приведет к тому, что большая их часть будет израсходована на второстепенные цели.
И еще раз напомним: план есть не некая «сумма намерений», содержащаяся в головах партийных руководителей, а документ, обязательный к исполнению для всех партийных инстанций. Если у организации нет написанного и утвержденного плана – значит, она не работает.
План работы организации обычно составляется на год и предусматривает ежеквартальную детализацию и корректировки. План целесообразно с самого начала разбить по функциональным направлениям работы организации. В каждом направлении указываются мероприятия, обеспечивающие решение конкретных задач направления, ответственный за мероприятие сотрудник аппарата, сроки мероприятия и затраты на него.
Ввиду ограниченности ресурсов организации при планировании целесообразно в первую очередь сосредоточиться на задачах, которые могут быть гарантированно решены при имеющихся средствах. Однако в плане должны быть обозначены все перечисленные выше задачи направлений, даже если мероприятия по обеспечению их решения ограничиваются формулой «по мере возможности» и, соответственно, не обеспечиваются никакими ресурсами. Тогда по крайней мере из плана сразу будут видны узкие места в деятельности организации и будет понятно, куда направлять ресурсы по мере их появления.
Программы работы с активистами и сторонниками, а также программу косвенной рекламы (если таковая предусмотрена) целесообразно оформить в виде отдельного документа, прилагаемого к плану. Аналогичным образом оформляются и политические проекты, которые реализует организация.