Тема 1. Суть и характерные черты международного бизнеса
Министерство образования и науки Украины
ДонГТУ
Кафедра экономики предприятий
Конспект лекций
по курсу: «Международный менеджмент»
I часть
для студентов дневной формы обучения
экономического факультета специальности:
«Экономика предприятия»
Алчевск, 2007 г.
УДК 658(0.83.131)(100)
Конспект лекций по курсу «Международный менеджмент» (I часть) для студентов дневной формы обучения экономического факультета /Сост. Г.Н. Патошина.- Мариуполь, ПГТУ, 2005.- 54с.
Составитель Г.Н.Патошина, ст. препод.
Отв. за выпуск А.А. Мелихов, доц.
Введение
Курс «Международный менеджмент» является одной из нормативных дисциплин управленческого направления в магистратуре. Овладение современным опытом управления международными корпорациями (МК) позволит не только успешно трудоустроиться выпускникам высших учебных заведений экономического профиля, но и эффективно решать задачи повышения производительности труда и расширения масштабов внешнеэкономической деятельности украинских предприятий.
В процессе изучения курса «Международный менеджмент» большое значение имеет самостоятельная работа студентов, особенно для тех, кто не имеет практического опыта работы в международных корпорациях. Краткий конспект лекций разработан для более глубокой проработки курса и облегчения усвоения материала студентами.
I часть конспекта лекций включает следующие темы:
Тема 1. Суть и характерные черты международного бизнеса
Тема 2. Среда международного менеджмента
Тема 3. Стратегическое планирование в МК
Тема 4. Принятие решений в международных корпорациях
Тема 5. Технологическая политика международных корпораций.
По каждой теме приводится план, содержание разделов, формулы, таблицы и графики, иллюстрирующие изучаемые параметры, а также перечень контрольных вопросов и ключевых понятий и терминов.
Раздел 1. Теоретические основы международного менеджмента
Тема 1. Суть и характерные черты международного бизнеса
План
1. Международный бизнес: сущность, характерные черты, развитие.
2. Глобализация и интернационализация международного бизнеса.
3. Транснациональные (международные) корпорации как объект международного бизнеса.
4. Сущность международного менеджмента.
5. Особенности деятельности менеджеров в МК. Основные национальные школы менеджеров.
6. Предмет и задачи курса.
1. Международный бизнес: сущность, характерные черты, развитие
На рубеже ХХ – ХХI вв. международный бизнес стал всеобъемлющим и всепроникающим феноменом современной цивилизации. Согласно определению Робока С. и Симмондса К., международный бизнес представляет собой совокупность деловых операций, связанных с пересечением национальных границ и движением товаров, услуг, капиталов, работников; трансфером технологий, информации и данных, и даже руководство исполнителями.
Международный бизнес базируется на возможности получения выгод благодаря преимуществу межгосударственных деловых операций, т.е. из того факта, что продажа данного товара в другой стране или налаживание фирмой одной страны производства в другой стране, или оказание услуг совместно фирмами двух стран третьей и т.д. обеспечивают участникам больше преимуществ, чем они имели бы, если бы вели дела в своих странах. Это – ключевой момент не только в понимании природы и специфики собственно международного бизнеса, но и в его возникновении и развитии.
Конкретные выгоды международного бизнеса связаны с получением большей прибыли с учетом следующих факторов:
1) доступ к иностранным рынкам рабочей силы (цена, квалификация);
2) выход к месторождениям полезных ископаемых и источникам сырья;
3) выход на новые рынки сбыта;
4) увеличение объемов производства и снижение себестоимости продукции (эффект масштаба и кривая опыта);
5) снижение валютных рисков.
В зависимости от целей анализа и выбранного критерия различают товарную и географическую структурумеждународного бизнеса.
Характерные чертымеждународного бизнеса:
1. Главная цель – получение прибыли, используя дополнительные преимущества выхода за границы национальных рубежей.
2. Предприниматели используют дополнительные экономические возможности, обусловленные:
- ресурсными особенностями зарубежных рынков;
- емкостью зарубежных рынков;
- правовыми особенностями зарубежных стран;
- спецификой межгосударственных (межстрановых) политических и экономических взаимоотношений.
3. Международный бизнес существенно зависит от уровня интернационализации: от разовых поставок до развитой структуры МНК.
4. Вследствие интернационализации любому бизнесу становится максимально доступным глобальный бизнес – сервис: научные, финансовые, транспортные и др. услуги.
5. Учет в международном бизнесе культурного фактора, т.е. совокупности требований и ограничений, налагаемых культурой данной страны на тех, кто ведет с ней бизнес.
6. Глобальный характер международного бизнеса является его важнейшей чертой, т.к. охватывает мировую систему информационного делового обмена, всемирный финансовый рынок, глобальную структуру технологических нововведений и т.д.
7. Международный бизнес включает лучшие национальные достижения и все лучшее в мировой практике, поэтому он принципиально более высокого уровня, нежели в любой стране.
8. «Мультиповерхность» соприкосновения с рынком и «экстрагирование» лучших национальных образцов позволяет международному бизнесу впитывать все лучшее в мировой практике.
9. Информация – главный стратегический ресурс, а адаптаптивность – главное стратегическое оружие.
10. Принципиальным отличием международного бизнеса является возможность так называемой обратной оценки страновой ситуации: негативные тенденции в экономике страны (или отдельной отрасли) могут быть иначе расценены международной фирмой, поскольку они могут открыть фирме дополнительные возможности бизнеса.
11. В отличие от внутригосударственной конкуренции, международный бизнес может ощущать поддержку своей страны в борьбе с конкурентами во многих неявных формах.
Наиболее известная периодизация развития международного бизнеса разработана известным американским исследователем Ричардом Робинсоном. В соответствии с его концепцией историческое развитие международного бизнеса за пять последних веков делится на четыре эры: коммерческая, эра экспансии, концессий и национальных государств.
Коммерческая эра (1500- 1850 гг.) –начинается со времени великих географических открытий и заканчивается серединой ХIХ в. Именно поиск огромных личных выгод, связанных с торговлей колониальными товарами в Европе, был мощнейшей движущей силой, которая более двухсот лет предопределяла развитие базовой формы международной торговли. Риски этого бизнеса также были очень велики, связанные с далекими морскими путешествиями, но сама возможность получения прибылей, многократно превышающих затраты, была мощным стимулом, вовлекавшим в этот международный бизнес все новые и новые поколения предпринимателей.
Эра экспансии (1850 – 1914 гг.).В этот период идет окончательное оформление и структуризация колониальных империй на фоне бурного развития европейских стран, а позднее США, вызванного промышленной революцией начала ХIХ в. и последующими достижениями технологического развития. В этот период осуществился переход от вывоза экзотических заморских товаров к добыче сырья и систематическому плантационному хозяйству в колониальных регионах как к более выгодным и экономически перспективным сферам международного бизнеса.
Эра концессий (1914 – 1945 гг.).В этот период качественно изменилась роль крупнейших компаний, оперировавших на колониальных рынках. Компании – концессионеры превращаются в автономные экономические государства, осуществляющие производственные, торговые, образовательные, медицинские, транспортные и зачастую полицейские функции не только для своих работников, но и для всех жителей прилежащих к их концессиям районов.
Эра национальных государств (1945 – 1970 гг.)имеет две особенности развития. С одной стороны, это – становление и бурное развитие десятков новых национальных государств, получивших в наследие от концессионной эры до известной степени развитый экономический бизнес и некоторую кадрово – технологическую структуру. С другой же стороны – все пороки колониального хозяйственного развития: от монопродуктовых экономик до тяжелейших финансовых проблем. Это стало первым толчком для существенного развития международного бизнеса: независимые государства проводили активный поиск рынков сбыта традиционных продуктов своего экспорта и были активными реципиентами для любых финансовых инвестиций. Таким образом, развитие международных рынков капитала получило новый импульс, что обусловило появление и развитие новых финансовых инструментов, рост сферы международного аудита и консалтинга.
Период после второй мировой войны, называемый четвертой эрой, включает следующие периоды:
1. Послевоенная декада (1945 – 1955 гг.), которой присуще возникновение многочисленных международных фирм, прежде всего в США, которые осуществляли эффективный трансфер ресурсов между странами и экспорт американского менеджмента.
2. Период роста (1955 – 1970 гг.). В этот период возникли крупные международные фирмы и начала проявляться международная конкуренция.
3. Кризисный период (1970 – 1980 гг.). В условиях кризиса в практику международного бизнеса внедряются конкретные корпоративные стратегии, системы управления политическими рисками, разрабатываются механизмы формирования международных корпоративных культур, объединяющих организационную и национальную культуры.
4. Новый международный порядок (после 1980 г.). Все большее значение приобретают процессы глобализации и создание глобальных предприятий. Это проявляется, прежде всего, в увеличении прямых иностранных инвестиций.