Формы государства 2 страница
В начале декабря 2003 года специальная комиссия сейма Литвы, расследовавшая скандальную историю связи Президента страны Роландаса Паксаса с "русской мафией" начала официальную процедуру импичмента, сделав вывод о том, что президент не в полной мере независим и самостоятелен в своих действиях. Он "был и остается уязвим, что представляет угрозу безопасности страны" <1>.
--------------------------------
<1> Водо Владимир, Волхонский Борис. Президент угрожает безопасности страны // Коммерсантъ. 2003. 2 декабря.
31 марта 2004 г. Конституционный суд Литвы в своем заключении признал справедливыми три из шести ранее сформулированных пунктов обвинения в адрес Президента:
- грубо нарушил Конституцию страны, незаконно предоставив литовское гражданство российскому предпринимателю Юрию Борисову - главному спонсору его избирательной кампании;
- не обеспечил охрану государственной тайны, предупредив Ю. Борисова, что его телефонные переговоры прослушиваются;
- оказывал незаконное влияние на принятие решений об имущественных отношениях частных лиц и хозяйствующих субъектов.
В результате проведенного тайного голосования, состоявшегося 6 апреля 2004 г., впервые в истории Европы сейм Литвы утвердил импичмент Президенту страны по всем трем пунктам обвинения. После его вынужденного ухода в отставку Верховный суд страны действия сейма признал незаконными.
Некоторые главы государств предпочли "добровольный" уход в отставку ввиду неотвратимости объявления импичмента еще до процесса решающего голосования. Так поступили Президент США Ричард Никсон (1974 г. за "уотергейтский скандал", связанный с незаконным прослушиванием телефонов высокопоставленных чиновников и влиятельных бизнесменов) и Президент Израиля Эзер Вейцман (2000 г.).
Еще один Президент Израиля Моше Кацава в июле 2007 года также досрочно был вынужден "добровольно" покинуть свой пост за сексуальные домогательства к сотрудницам своего аппарата. В Израиле действует закон, предусматривающий уголовную ответственность за сексуальные домогательства к сотрудницам в рабочее время. Интересно отметить, что этот закон принимался при активном участии Яэль Даяны - дочери известного израильского военачальника Моше Даяна, отличавшегося активными альковными похождениями.
Процедура импичмента применялась и в отношении Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина. Конституционный Суд Российской Федерации рассматривал в открытом заседании дело о проверке конституционности одновременно нескольких нормативных правовых актов, связанных с вопросами федерального вмешательства <1>: Указов Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 2137 "О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики" и от 9 декабря 1994 г. N 2166 "О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта"; Постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. N 1360 "Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа"; Указа Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. N 1833 "Об Основных положениях военной доктрины Российской Федерации".
--------------------------------
<1> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации N 10-П от 31 июля 1995 г. // Российская газета. 1995. 11 августа.
С соотношением проголосовавших: одиннадцать судей - "за" и восемь - "против" было принято решение, "с точки зрения политической целесообразности", признать соответствующими Конституции Российской Федерации вопросы, ставшие предметом рассмотрения <1>. В то же время в особых мнениях оставшихся в меньшинстве судей была дана аргументированная, чисто юридическая оценка действий Президента Российской Федерации, показано несовершенство федерального законодательства в этом вопросе.
--------------------------------
<1> Лебедев А.Н. Статус субъекта Российской Федерации (основы концепции, конституционная модель, практика). М., 1999. С.182.
Процедура импичмента летом 1998 года применялась и к Президенту США Б. Клинтону по поводу его скандальных связей с Моникой Левински. В соответствии с проведенными социологическими опросами 36% респондентов высказывались за проведение слушания. Однако его инициаторы проиграли этот процесс.
В январе 2006 года угроза импичмента возникла уже в отношении другого американского президента - Джорджа Буша - за его решение о введении системы прослушивания телефонных переговоров без санкции суда. В соответствии с законом о разведывательной деятельности (1978 г.) прослушивание телефонных переговоров без санкции суда может осуществляться только в течение 48 часов. За это время спецслужбы должны получить соответствующее разрешение (ордер).
После террористических актов, совершенных на территории США 11 сентября 2001 года, Джордж Буш посчитал этот закон устаревшим и дал спецслужбам распоряжение на прослушивание телефонных переговоров без уведомления об этом судебные органы. Основанием таких действий он посчитал принятую конгрессом США резолюцию, предписывающую главе государства "использовать все необходимые меры для борьбы с терроризмом" <1>. Однако его политические противники считают, что резолюция конгресса по юридическим характеристикам не является достаточным основанием для отмены действующего закона страны. Проведенные социологические опросы населения показали, что 52% респондентов высказались положительно за проведение процедуры импичмента, а 42% высказались по этому поводу отрицательно.
--------------------------------
<1> Зыгарь Михаил. Отставной закон Соединенных Штатов // Коммерсантъ. 2006. 17 января.
Процесс передачи власти в государствах с республиканской формой правления также имеет свои особенности. В странах с устоявшимися демократическими традициями это осуществляется в строгих рамках действующих законов, несмотря на незначительный перевес в голосах победителя над проигравшим.
Например, в результате состоявшихся в апреле 2006 года парламентских выборов в Италии, являющейся парламентской республикой, Романо Проди победил действующего премьер-министра страны с разрывом всего в шесть сотых процента голосов. Проигравшая правоцентристская коалиция усомнилась в объективности и полноте подсчета голосов. После дополнительной проверки около пяти тысяч спорных бюллетеней Верховный кассационный суд Италии, являющийся высшей судебной инстанцией страны, подтвердил победу левоцентристского блока во главе с Романо Проди. Такое решение не вызвало негативной реакции несогласной части избирателей.
В то же время в некоторых бывших социалистических государствах результаты выборов спровоцировали "успешное" осуществление ряда "цветных революций" (Грузия, Киргизия, Украина) или попытку их проведения (Белоруссия в марте 2006 года). Сценарии такого способа прихода к власти разрабатывались и финансировались из-за границы.
Виды республик. Насчитывается несколько основных разновидностей республиканской формы правления: парламентская и президентская.
Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.
В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается у власти до тех пор, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинства членов парламента, правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.
Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентских республиках неодинакова. В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства также разделяется представителями членов федерации. В Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членов бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентской республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права. Это характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.
Глава государства в парламентской республике обладает следующими полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующем вооруженными силами и т.д.
Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную, исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентской республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.
Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной, политики.
Парламентская форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая: реально обеспечивает демократизм общественной жизни; свободу личности; создает справедливые условия человеческого общежития, основанные на началах правовой законности. К парламентским республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 года), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.
Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. Наиболее характерные черты президентской республики:
- внепарламентский метод избрания президента и формирование правительства;
- ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;
- более широкие, чем в парламентской республике, полномочия главы государства.
Классической президентской республикой считаются Соединенные Штаты Америки. В Конституции США определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - президенту (должность премьер-министра в структуре государственного аппарата США не предусмотрена), а судебная - Верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов) - через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом из лиц, принадлежащих к его партии.
Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Например, в борьбе за пост президента Франции в 2007 году приняло участие 12 кандидатов. Набрав 53% голосов, победил Николя Саркози. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента страны с 1991 года был установлен в России.
К кандидатам на пост президента страны национальное законодательство предусматривает ряд жестких дополнительных требований по состоянию здоровья, возрасту, гражданству, законопослушности, опыту руководящей работы, партийной принадлежности и т.д. Определенный познавательный интерес представляет собой рейтинг десяти наиболее молодых действующих президентов различных не очень больших и не очень демократичных стран по состоянию на ноябрь 2003 года (смотри таблицу) <1>.
--------------------------------
<1> Алексеев Алексей. Самые молодые президенты. Топ-10 // Коммерсантъ. 2003. 3 ноября.
Место в рейтинге | Страна | Имя | Дата рождения |
1. | Конго (ДРК) | Жозеф Кабила | 4 декабря 1971 г. |
2. | Сирия | Башар Асад | 11 сентября 1965 г. |
3. | Гамбия | Яхья Яммех | 25 мая 1965 г. |
4. | Гайана | Бхаррат Джагдео | 23 января 1964 г. |
5. | Азербайджан | Ильхам Алиев | 24 декабря 1961 г. |
6. | Сальвадор | Франсиско Флорес | 17 октября 1959 г. |
7. | Афганистан | Хамид Карзай | 24 декабря 1957 года |
8. | Руанда | Поль Кагаме | Октябрь 1957 г. |
9. | Болгария | Георгий Пырванов | 27 июня 1957 г. |
10. | Эквадор | Лусио Гутьерес | 23 мая 1957 г. |
Характерным для многих президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями: как правило, он имеет право роспуска парламента; является верховным главнокомандующим; объявляет чрезвычайное и военное положение; утверждает законы путем их подписания; нередко представительствует в правительстве; принимает участие в назначении членов высших судебных инстанций.
В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм сдержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.
Разновидностью республиканской формы правления является полупрезидентская, или смешанная республика (Австрия, Болгария, Ирландия, Португалия, Польша, Финляндия, Франция и др.). В государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства. Таким образом, правительство несет ответственность одновременно перед президентом и парламентом страны.
С формальной юридической точки зрения в России также полупрезидентская республика, в которой помимо должности президента имеются парламент (Федеральное Собрание) и Правительство. В реальности существующая модель государственного управления ближе к президентской республике. В то же время Конституция РФ допускает возможность изменения формы государственного управления в сторону парламентской республики. Например, Президент Российской Федерации вправе формировать правительство страны из состава парламентского большинства. На данном этапе такая тенденция не является правилом, но некоторые элементы просматриваются.
История России, а также зарубежный исторический опыт свидетельствует о необходимости централизации государственного управления в странах не только с большой территорией, но и с большими проблемами. И того, и другого у России на современном этапе исторического развития имеется в достаточной степени. Следует заметить, что сильная власть и авторитаризм - это далеко не синонимы. Например, канцлер ФРГ обладает очень большим объемом властных полномочий, но его трудно назвать диктатором.
В странах Латинской Америки часто встречаются "суперпрезидентские республики". Эта форма правления практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Чаще всего в них применяется принцип прямого выбора президентов непосредственно населением.
Государственное правление представляет собой своего рода конгломерат традиционной формы с полудиктаторским управлением. Фактически абсолютная власть далеко не всегда является гарантией стабильного социально-экономического строя государства. Как правило, в таких государствах уровень жизни населения находится на низком уровне.
За период с 1985 по 2004 год средний темп роста экономики Латинской Америки составил 2,6%. В целом в мире этот рост составил 3,5%, а в странах Азии - 7%. Либеральные реформы, проводимые в странах Латинской Америки в 90-х годах XX столетия, не позволили решить социальные проблемы. Доля перуанцев, живущих за чертой бедности, в 2004 году составляла 54,7%, в Боливии - 62%, в Мексике - 37%.
В таких государствах особый статус президента закрепляется в текстах конституций. Ряд конституций уполномочивает их "олицетворять нацию" (Конституция Перу) или провозглашает "верховным главой нации" (Конституция Аргентины). В своих руках он концентрирует всю полноту власти: является главой государства, возглавляет исполнительную власть и вооруженные силы. В период внутренних беспорядков и межгосударственных вооруженных конфликтов он обладает широким кругом чрезвычайных полномочий.
При сверхпрезидентских формах государственного правления, как было отмечено в докладе Программы развития ООН по Центральной Азии, "президент и его администрация (аппарат) полностью контролируют процесс принятия политических решений, в то время как независимость парламента и судов остается номинальной" <1>. В таких государствах при наличии всех формальных атрибутов демократии отсутствуют реальные рычаги воздействия (противовесы) на принимаемые президентом решения.
--------------------------------
<1> Анатомия семейных режимов (стабильность сверхпрезидентских режимов оборачивается неразрешимыми проблемами) // Коммерсантъ. 2006. 7 февраля.
В государствах Центральной Азии сверхпрезидентские формы правления практически стали правилом, а не исключением. Как показывает практика, они способны обеспечить политическую стабильность, эффективность государственного управления и высокие темпы роста экономического развития. Как правило, назначение на руководящие должности в таких государствах основывается, прежде всего, на личной преданности кандидатов. Для удержания власти создается система тотального централизованного контроля за всеми сферами общественной жизни. Еще одной особенностью по вполне понятным причинам (притягательность к власти, страх перед возможным юридическим преследованием) следует считать проблему добровольного ухода суперпрезидента с политической арены.
7.3. Формы территориального устройства
Формы территориального устройства представляют собой административно-территориальное и национальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государства.
В теории и практике государственного строительства различают следующие формы территориального устройства: унитарные, федеративные и конфедеративные. Конкретный выбор формы территориального устройства зависит от ряда многочисленных внутренних (в большей степени) и внешних факторов. Например, все государства мира с многочисленным и многонациональным составом населения, а также большими территориями являются федерациями.
Нередко федеративное государство практически является унитарным. В основе такого несоответствия чаще всего лежит политический фактор. Посредством присвоения себе ряда важнейших полномочий федеральными органами государственной власти, и в первую очередь экономических, фактически федерация превращается в унитарное государство.
Унитарные государства:
- одна система высших органов представительной, исполнительной и судебной власти;
- одна конституция, финансовая, налоговая и законодательная системы, единые вооруженные силы;
- наличие местных органов власти, не обладающих признаками суверенитета.
Присущая всем унитарным государствам централизация может проявляться в разных формах и разной степени. В некоторых странах вообще отсутствуют местные органы и административно-территориальные единицы управляются назначенными представителями центральной власти. В других государствах местные органы создаются, но они поставлены под контроль (прямой или косвенный) центральной власти.
В зависимости от вида контроля различают централизованные или децентрализованные унитарные государства. В некоторых унитарных государствах используется предоставление более льготного правового статуса одним или нескольким административно-территориальным единицам. Такое унитарное государство, получившее название "регионалистское" (Италия, Китай, Испания, Никарагуа), характеризуется наличием административной автономии для некоторых структурных территориальных подразделений.
Примером такого подхода является практика современного испанского государства. В результате состоявшегося 19 июня 2006 года в Испании референдума 79% принявших участие в голосовании высказались за расширение полномочий Каталонии как автономного образования.
История автономного развития Каталонии имеет давние корни. Имеющая свой язык, древнюю культуру и традиции, она на протяжении XIX - XX веков постоянно стремилась к обретению широкой национальной автономии. Предоставленная региону в начале 30-х годов XX столетия автономия в последующем была упразднена с приходом к власти генерала Франко (1939 год) и установившейся в Испании фашистской диктатурой. В период его правления в стране применялась жесткая централизованная система государственного управления, направленная на подавление демократических прав и свобод. Считалось крамольным даже разговаривать на каталонском или ином региональном языке.
Законом от 1979 года был определен действовавший до референдума статус Каталонии как автономного образования. Однако большинство населения одной из самых богатых провинций Испании было недовольно этим документом, считая его недостаточно демократичным и не в полной мере отражающим самобытность региона.
Регион получил статус отдельного национального образования в составе испанского государства. Каталонский язык наравне с испанским признан государственным. Однако рабочим языком для местной администрации становится каталонский. Судьи, прокуроры, работники других правоохранительных структур также обязаны знать испанский и каталонский языки.
Новый правовой статус расширил права регионального правительства. В области налогообложения половина собранных в Каталонии налоговых отчислений - подоходного налога и налога на добавленную стоимость - будет оставаться на местах (ранее оставалось 33%). Более широкую самостоятельность Каталония получила в решении вопросов, связанных с иммиграцией. Теперь она вправе сама выдавать разрешение на работу и устанавливать ежегодные квоты на разрешение привлечения иностранцев для работы в экономике региона.
Рассматриваемая форма государственного устройства находит применение там, где требуется учет специфических интересов территориальных единиц (национальных, этнических, географических, исторических, религиозных). Например, в Греции имеет статус автономного образования остров Афон. Именно там находится одна из святынь христианства - святая гора Афон. На его территории расположены 20 мужских православных христианских монастырей. Фактически это монашеская республика в составе светского государства со своими органами управления и своими строгими, установленными много веков назад порядками. На острове запрещены развлекательные атрибуты светской жизни (рестораны, казино, ночные клубы и др.). Запрещается посещать остров женщинам, даже имеющим статус монахинь. Весьма строгие требования к одежде (запрещается носить шорты).
Права по самоуправлению у автономных образований несколько шире, чем у населения обычных административно-территориальных единиц. Однако самостоятельность автономий допускается только в пределах, установленных центральной властью. В унитарном государстве может функционировать и местное самоуправление, действовать муниципальные органы.
Унитаризм по сравнению с дроблением территории на уделы, княжества - явление, безусловно, прогрессивное, способствует становлению единого рынка, развитию экономических отношений. Однако с развитием общества, проявлением глобальных экономических проблем и других факторов начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государственных образований.
Федеративные государства:
две системы высших органов власти - федеральное и субъектов федерации;
- территория федерации состоит из территорий отдельных ее субъектов (штатов, республик, земель). В то же время территории всех субъектов составляют единую территорию страны;
- граждане субъектов федерации одновременно являются гражданами всей страны;
- федерация имеет единые вооруженные силы, финансовую, налоговую и денежную системы;
- субъекты федерации могут иметь собственные войсковые формирования;
- основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы.
По нашему мнению, В.Ф. Калина <1> достаточно обоснованно предложил считать исходными принципами федерализма следующие.
--------------------------------
<1> Калина В.Ф. Федерализм: понятие и конституционные принципы // Юриспруденция. 2002. N 1. С. 213 - 236.
1. Отсутствие реального суверенитета (есть только его признаки) у субъектов федерации и отсутствие права на одностороннее изменение статуса субъекта федерации.
2. Разграничение на конституционном и договорном уровнях предметов ведения между федерацией и ее субъектами и возможностей их изменения.
3. Верховенство федерального законодательства над законодательством субъектов федерации.
4. Единство экономической и социальной системы, свободное передвижение людей, товаров, услуг в пределах всей федерации.
5. Равноправие субъектов федерации.
6. Территориальный подход к строительству федерации.
7. Принцип системности, в котором важнейшую роль играет необходимость сохранения государственной целостности (единая форма государственного правления, политического и государственного режима). Сохранение или разрушение системных связей с субъектами федерации напрямую связано с вопросами обеспечения безопасности такого государства (экономической, политической, военной, экологической, геополитической и т.п.).
Существует несколько подходов к формированию федеративных государств. Например, федерация Соединенных Штатов Америки образовалась из конфедерации, представлявшей собой союз суверенных государств, которые объединились на добровольных началах в единое государство. Российское федеративное государство образовалось не на договорных, а на конституционных началах. Поэтому в соответствии с Конституцией страны высшей властью обладает народ всей России, а не отдельная ее часть (субъект Федерации).
Вопрос объема и видов полномочий федеральных и иных органов власти решается на основе трех принципов:
1) исключительной компетенции федерации - определения предметов ведения, по которым только она принимает решения, издает нормативные акты. Все остальные вопросы, не вошедшие в предмет ведения федерации, представляют собой предмет ведения (компетенции) субъектов федерации;
2) совместной компетенции - установления федеральных полномочий, штатных, республиканских, земельных, кантональных и иных местных полномочий;
3) полномочий, отнесенных к компетенции субъектов федерации.
В СССР по Конституции 1936 года распределение предметов ведения между союзным центром и входящими в его состав 15-ю союзными республиками определялось тем, что все министерства и государственные комитеты делились на три вида:
- союзные - решали вопросы, относящиеся к исключительному ведению союзного центра (оборона, безопасность, вопросы войны и мира, внешнеэкономические связи);
- союзно-республиканские - решали вопросы, относящиеся к предметам совместного ведения союзного центра и республик, входящих в состав СССР;
- республиканские - решали вопросы, относящиеся к исключительному ведению союзных республик. В отличие от вышеперечисленных республиканские министерства создавались только по инициативе союзных республик.
В некоторых федеративных государствах появился такой способ распределения компетенции между союзным государством и входящими в него субъектами федерации, как взаимное делегирование полномочий. Это позволяет как бы снять вопрос о жесткой подчиненности субъекта федерации центру и свидетельствует о добровольности распределения компетенции. Формула о делегировании полномочий сопровождается появлением в практике федерализма понятия и статуса ассоциированного члена, т.е. субъекта федерации, отличающегося по своему статусу от других субъектов федерации прежде всего большой самостоятельностью, добровольной делегированностью полномочий, а не их централизованным распределением. Фактически в составе России таким статусом обладает Татарстан.