Информационные войны
Информационная война это «комплексное совместное применение сил и средств информационной и вооруженной борьбы» (Информационная война и Россия, «Мир безопасности», М., 2001). Есть другое определение: «информационная война это коммуникативная технология по воздействию на информацию и информационные системы противника с целью достижения информационного превосходства в интересах национальной стратегии, при одновременной защите собственной информации и своих информационных систем.
В информационной войне можно выделить три основных этапа:
1. Определение целей (зачем она нужна и что необходимо получить в результате).
2. Определение стратегии, которая должна учитывать четыре базовых компонента коммуникационной технологии: подготовку сообщения, определение канала коммуникации и целевой аудитории, на которую ориентировано сообщение, выбор коммуникатора.
3. Составление плана тактических мероприятий.
В настоящее время информационные войны выходят на авансцену возможных вариантов доминирования в информационной сфере. При этом необходимо различать два направления ведения информационных войн: непосредственно информационное и психологическое. В первом случае объектом воздействия становятся компьютеры и информационные системы, во втором индивидуальное и массовое сознание. Соответственно, в зависимости от этого выбираются способы воздействия.
Цели и инструменты информационных и психологических войн можно представить следующим образом (см. табл.)
Война | Объект | Инструмент |
Информационная | Компьютеры и информационные системы противника | Уничтожение |
Психологическая | Индивидуальное и массовое сознание | Введение новых типов сообщения |
В ходе информационной войны необходимо планировать собственные ресурсы и ресурсы противника с учетом следующих факторов:
1. Распределение кампании во времени и пространстве.
2. Наличие соответствующей материальнотехнической базы.
3. Возможность привлечения высококвалифицированных специалистов.
4. Наличие соответствующей финансовой базы.
5. Доступ к средствам массовой информации.
В случае проведения психологической войны на первое место выходят процессы формирования общественного мнения. В этом случае эффективно воздействует преуменьшение значимости того или иного события, недопущение его в информационное пространство, использование в ходе коммуникативной кампании «спирали молчания», то есть представления мнения меньшинства, как мнения большинства населения и смещение, таким образом, смысловых и идеологических акцентов.
Использование инструментария психологической войны в ходе войны информационной позволяет, с одной стороны, разрушить имеющуюся информационную систему, с другой произвести смену коммуникативной установки в обществе и, таким образом, подчинить его интересы интересам стороныагрессора.
Главным же инструментом информационного воздействия является новость. Американские специалисты дают новости следующее определение: «Новость это нарушение нормы, которое всегда является асимметричным» (американский военный словарь терминов, 1965). Следовательно, можно сделать вывод о том, что успешность информационного оружия заключена в степени его асимметричности.
Асимметричность информационного воздействия особо проявляется в негативных контекстах. Это может быть, например, обвинение или опровержение, вызывающие неадекватную общественную реакцию. Асимметричные информационные действия имеют больше шансов на успех, так как им нельзя противопоставить логично обоснованный ответ, именно поэтому асимметричность становится единственно возможным вариантом в случае столкновения с более сильным противником. Также к асимметричности можно отнести нереагирование на те или иные требования, выдвигаемые нейтральной или противоположной стороной. Политика нереагирования достаточно активно используется США, и этому существует масса примеров.
В рамках информационнопсихологических операций коммуникативные программы могут быть направлены на:
· реструктурирование враждебных отношений избранных индивидов и групп;
· усиление отношений дружески настроенных индивидов и групп;
· поддержание постоянной нейтрализации тех, чьи отношения являются неструктурированными, кто является «безопасным», будучи нейтральным.
Разрабатывая в данном случае план тактических мероприятий, необходимо принимать во внимание следующие сведения:
· определение целевой аудитории в данном обществе;
· убеждения, отношения, мнения и мотивация целевых аудиторий;
· анализ точек уязвимости в данной модели поведения;
· определение наиболее эффективных каналов для достижения цели;
· вторичное исследование эффекта первого этапа информационной войны.