Французский театр 1800-1815гг. Эпоха Наполеона
Театр был одной из страстей Наполеона. В период Консулата и Империи он тщательно отслеживал новые сочинения, программы и репертуар основных парижских залов. Император требовал, чтобы театр его дней был зеркалом лести, тем самым уничижая драматургию с 1800 по 1814 г. Работы, написанные в этот период, часто представляли собой длительные лебезящие сцены, представленные перед согласной аудиторией, загипнотизированной человеком, которому воздавалась неограниченная хвала. Наполеон хотел организовать театр таким же образом, как он организовал страну. Существует прямая параллель между пассивностью театра и романтической литературы во Франции в наполеоновскую эру. Бомарше за пять лет до Революции проложил дорогу ренессансу в драматических искусствах своей "Женитьбой Фигаро", точно так же Руссо повлиял на романтицизм. Театру лишь предстояло дождаться таких авторов, как Виктор Гюго и его "Эрнани и Кромвеля", чтобы увидеть новое направление. В этот период вся Европа переживала революцию на сцене: в Англии - с Ричардсоном ("Памела"); в Германии - с Лессингом ("Минна фон Барнельм"); а в Италии - с появлением наследников Голдони.
Когда Бонапарт пришел к власти, на театральной сцене царила суматоха. Репертуар был исключительно политическим, время от времени заставляя драться между собой театралов. В Париже в общем было 17 театров, каждый - со своим собственным специфическим репертуаром.
Театр не представлял собой ничего более, чем классические темы, в основном на римские мотивы, переработанные с про-наполеоновским уклоном. В период Империи театральная сцена была даже более скучной, чем при Консулате. Казалось, Наполеон ждал, пока не появится новый Корнель, который прославит его режим. В 1806 г. он заявил: "Для Парижа будет достаточно дюжины театров". Фактически, на следующий год вышел указ, уменьшающий их количество до восьми .
Комедий в период Империи не было. Как можно смеяться, когда правит цензура? В конце концов, со всеми своими крайностями, цензура начала забавлять. В 1813 г. на сцене ставилось водевильное шоу.
Наполеон, вероятно, верил, что поэтам должно быть положено жалованье и что их следует держать "запертыми в клетках", но именно такое отношение вызвало театральный и литературный декаданс в наполеоновскую эру. Тем не менее, каждое утро Император спрашивал месье де Фонтане, гранд-мастера университета: "Ну что, сир, у вас есть поэт для меня?" И каждое утро он мог созерцать литературное запустение, созданное им самим.
Французский театр эпохи романтизма.
Романтизм находит своё выражение и в театральном искусстве
В 1791г принят дикрет о свободе театра. Театр становится независим от царского двора. Отменяется королевская цензура. Тальма- лучший актер франции, который стремиться передать как внешний, так и внутренний портрет человека.
Появляется новый тип героя-бунтаря
Мироощущение романтических актёров с одной стороны характеризовалось пафосом борьбы против несовершенного окружающего мира, с другой стороны трагическим ощущением собственного одиночества, меланхоличностью, горькой иронией по отношению к себе и собственным порывам, отсюда – гиперболизация чувств
Основой театральной эстетики становятся воображение и чувство
Наметились и реалистические тенденции в актёрском искусстве
Напевная декламация сменилась разговорной речью
Получают распространение стремительные эмоциональные жесты, а не свойственные классицизму размеренные, но неестественные движения. Внешняя красивость уходит на второй план, важным в построении образа становится психологизм
Романтизм впервые утвердил сценическое переживание как основу актёрской игры