Тема 5. право междунарордных договоров
Международный договор и международный обычай имеют ряд общих черт, характеризующих их как источники одной правовой системы.
Во-первых, договор и обычай образуются в результате взаимных действий субъектов международного права и имеют идентичную юридическую природу - согласование их воль.
Во-вторых, оба источника содержат правила поведения, имеющие обязательный характер, т.е. связывают воли создавших их субъектов. Это означает, что ни одно государство, иной субъект международного права не может произвольно отказаться от выполнения принятых на себя обязательств. Оба источника требуют соблюдения одного из основных принципов современного международного права - принципа добросовестного выполнения международных обязательств. В соответствии с ним все правомерно действующие нормы независимо от формы их объективирования должны добросовестно соблюдаться.
В-третьих, несоблюдение или нарушение договора и обычая ведет к идентичным правовым последствиям - прекращению их действия, возникновению требований об удовлетворении претензий и др. Во всех случаях юридическая природа компенсационных требований одинакова - они обусловлены нарушением нормы независимо от формы ее существования.
В-четвертых, сходство договора и обычая подтверждается единством механизмов их обеспечения. Важнейшим доказательством является содержащееся в ст. 38 Статута Международного суда ООН (верховного органа международной юстиции) положение о том, что суд использует на равных началах оба источника; таким же образом Совет Безопасности ООН принимает меры по защите прав государств, вытекающих из нарушения принципов, выраженных как в писаной, так и в обычной форме.
Помимо общих черт договор и обычай имеют весьма существенные различия.
Во-первых, различаются способы создания договорной и обычной норм. Договор, как правило, возникает из активных действий субъектов, направленных на достижение именно такого результата, как писаная норма. Обычай возникает не только из активных, но и из молчаливых акций, отсутствия действия (например, отсутствие возражений против сложившейся практики).
Во-вторых, договор имеет четко выраженный во времени процесс создания, одобрения, вступления в силу, прекращения действия, т.е. характеризуется наличием временного критерия.
Как правило, процесс становления обычая отслеживается с трудом; время его формирования и, следовательно, отсчет момента, с которого начинается течение взаимных прав и обязанностей, могут быть обозначены лишь приблизительно. Последнее обстоятельство весьма затрудняет применение обычая при разрешения споров. Кроме того, на начальной стадии сложно дифференцировать обычай и обыкновение, что также усложняет вопросы правоприменения, санкций, гарантий.
В-третьих, факт существования писаной нормы подтверждается ссылкой на текст документа; доказательством же существования обычая служит исключительно практика государств, реже - наличие каких-либо косвенных признаков, подтверждающих ее, например, использование
преимуществ, вытекающих из обычая, включение его описания в национальное законодательство одного или нескольких государств, определенные акции, свидетельствующие о наличии требований в связи с невыполнением обычая, а также такая своеобразная форма доказательства, как отсутствие протестов против действий, составляющих обычай.
В-четвертых, резкое различие договора и обычая выявляется при сравнении способов их внешнего выражения. Необходимость письменной формы для договора обусловливает наличие согласованного текста, четких логических связей, формулировок, компактности.
В-пятых, писаная норма подлежит толкованию в случае возникновения неясностей, разногласий при ее применении; с ней связан и ею обусловлен ряд институтов международного права, например, институты оговорок, депонирования, регистрации и др. Обычай, как правило, не знает институтов толкования в традиционном понимании этого термина, оговорки, заявляемой всегда в письменной форме, регистрации и пр.
В-шестых, обычай, как правило, идет вслед за практикой, писаная же норма не только фиксирует практику, но и создает таковую, что особенно важно для новых видов сотрудничества. Так, практика освоения Луны, космического пространства, небесных тел еще не сложилась, но принципы, которым она должна быть подчинена, согласованы в виде универсальных писаных норм Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, Луны и небесных тел 1967 г., Соглашения о Луне 1979 г. Аналогичная ситуация с использованием богатств дна Мирового океана за пределами континентального шельфа - общего наследия человечества. Порядок их эксплуатации регламентирован Конвенцией ООН по морскому праву только в 1982 г., задолго до фактических действий в этом направлении.
В-седьмых, только с писаной нормой связан такой прогрессивный институт международного права, как кодификация.
Перечисленные различия свидетельствуют в пользу договора как источника международного права, наиболее полно отвечающего задачам международной правоприменительной деятельности, потребностям ее субъектов, целям развития и стабилизации самого международного правопорядка.
Акты или итоговые документы международных конференций или совещаний могут иметь разноплановый характер и различную юридическую силу.
Во-первых, они могут иметь рекомендательный характер для государств - участников международных конференций или совещаний и в качестве таковых источником международного права не являются, хотя, несомненно, могут оказывать определенное влияние на последующую разработку договорных норм (например, Конференция по рассмотрению действия Договора о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г., состоявшаяся в 1977 г. (и последующие через 5 лет), подвела результаты пятилетнего действия Договора, отметила отсутствие случаев нарушения Договора и сделала соответствующие рекомендации государствам - участникам этого Договора).
Во-вторых, они могут сопровождать открываемый для подписания международный договор, который по вступлении его в силу явится полноценным источником международного права (например, Заключительный акт Третьей конференции ООН по морскому праву сопровождал текст принятой на конференции Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., открытой для подписания (и последующей ратификации) государствами - участниками конференции).
В-третьих, принимаемый международной конференцией или совещанием заключительный акт или итоговый документ в зависимости от его содержания и политико-правовой значимости сам может непосредственно служить источником международного права. К числу таких документе можно отнести Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 1975 г. и другие итоговые документы СБСЕ, в том числе Венский итоговый документ 1989 г., обязавший государства - участников СБСЕ привести свое национальное законодательство в соответствие с нормами международного права; итоговый документ "Хельсинки-2"; Будапештские документы 1994 г., включая Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности.
Можно присоединиться к правовой оценке Заключительного акта СБСЕ 1975 г., данной авторами учебника "Международное право" под редакцией Г.В. Игнатенко (1995 г.). Эти документы, несомненно, являются нормативными актами - источниками международного права для государств-участников.
Отсутствие в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. указания на то, что он подлежит регистрации в Секретариате ООН согласно ст. 102 Устава ООН, отнюдь не означает, что он не содержит в себе юридически обязательных правил поведения государств-участников. Наоборот, он буквально "пестрит" обязательствами государств-участников по всем его трем частям и многочисленным разделам, кроме того, государства-участники наделены широкими правами по осуществлению взаимного контроля (включая инспекции) за соблюдением договорных обязательств. И такие контрольные меры были осуществлены в 1989, 1990 и 1991 гг. на специальных конференциях по рассмотрению действий государств-участников по приведению своего национального законодательства в соответствие с действующими нормами международного права.
Международный договор, являющийся одним из основных источников международного права, представляет собой юридический документ, закрепляющий согласование волеизъявлений субъектов международного права по вопросам внешних отношений. В подавляющем большинстве международный договор имеет письменную форму, независимо от того, содержится ли это соглашение в одном или нескольких документах, связанных между собой, а также независимо от наименования конкретного документа такого рода — договор, соглашение, конвенция, пакт, статут, устав, декларация, of мен нотами, протокол и т. д. Основным международно-правовым актом, кодифицирующим правила, сформировавшиеся в конвенционной сфере за многие столетия единообразной практики государств (т. е. в виде обычных юридических норм), является Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г., положения которой регулируют порядок заключения вступления и действия договоров, их толкования, пролонгации, пересмотра прекращения действия и признания недействительными.
В зависимости от числа участников (договаривающихся сторон) договоры подразделяются на двух- и многосторонние, а по пространственной сфере действия - на универсальные и региональные; в зависимости от масштабности (полноты) охвата правоотношений, подпадающих под действие того или другого договора, они могут подразделяться на универсальные или общие, объект и цели которых представляют интерес для международного сообщества в целом, и локальные, в которых участвует ограниченное количество государств (например, государства одного географического региона).
Как правило, договор создает обязательства лишь для его участников и не приносит выгод и обязанностей для третьего государства без его на то согласия. Любое государство вне зависимости от его признания другим государствами имеет право на участие на равных основаниях с последним.
Полномочиями на заключение договора без предъявления специального документа обладают главы государств, правительств, министры иностранных дел и главы дипломатических представительств. Другие лица, представляющие государство, могут участвовать в выработке и принятии текста договора лишь при наличии у них специально оформляемых на этот предмет компетентными властями соответствующей страны документов, именуемых полномочиями. Выдача полномочий должностным лицам межгосударственных организаций регулируется внутренним правом каждой такой организации.
Процесс заключения договора подразделяется на следующие стадии:
- переговоры по согласованию (выработке) текста, в ходе которых одно
временно определяется форма принятия договора, которое чаще всего осуществляется посредством голосования: двусторонние - единогласно, многосторонние—большинством голосов (простым или квалифицированным, например двумя третями участников переговоров) либо без голосования консенсусом;
установление аутентичности, когда по завершении выработки текста возникает необходимость зафиксировать тот факт, что подготовленный текст является окончательным, выражает подлинные намерения (подлинную волю) договаривающихся сторон и дальнейшим изменениям не подлежит, причем такая фиксация осуществляется путем парафирования, то есть визирования текста инициалами уполномоченных лиц, либо путем включения выработанного текста в заключительный акт соответствующей дипломатической конференции, принятия международной организацией специальной резолюции (например, об открытии договора для подписания), а также путем окончательного подписания; подписание — важнейший способ выражения согласия на обязательность договора для государства, если при этом не требуется ратификации договора; акт подписания дает подписавшему государству право совершить ратификацию, принятие, одобрение договора или присоединиться к нему;
ратификация - утверждение договора высшим органом государственной власти, в результате чего он приобретает юридически обязательную силу для этого государства, причем данный способ выражения согласия на обязательность договора применяется, если это предусмотрено в самом договоре, если об этом договорятся его участники, если представитель подписал таковой под этим условием или если намерение государства подписать договор под этим условием вытекает из полномочий его представителя либо было выражено во время переговоров;
утверждение (принятие) означает одобрение договора тем органом государства, в компетенцию которого входит его заключение, причем эта процедура применяется лишь к договорам, которые не подлежат ратификации, но нуждаются в утверждении;
присоединение — выражение государством, не участвовавшим в заключении договора, своего желания стать его участником на условиях, которые установлены в этом договоре;
заявление оговорок - одностороннее официальное заявление государства при подписании, ратификации, принятии или утверждении им договора либо присоединении к нему о том, что оно желает исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора применительно к себе; данное действие, которое является суверенным правом каждого государства, не может быть, однако, совершено, если данная оговорка не допускается (запрещена) договором, если она не входит в число разрешенных договором или если она несовместима с объектом или целями договора; оговорки, как и возражения на них, делаются в письменной форме и доводятся до сведения всех договаривающихся сторон, причем любая оговорка может быть снята сделавшим ее государством в любое время;
регистрация, то есть внесение записи о заключении договора в специальные внутригосударственные или международные реестры, если иное в договоре не предусмотрено, не влияет на вступление договора в силу, однако имеет важное значение, в частности, ст. 102 Устава ООН устанавливает; что всякий договор, заключенный членом Организации, должен быть при первой возможности зарегистрирован в Секретариате ООН, в противном случае его стороны не могут ссылаться на такой договор ни в одном из органов Организации.
Важную функцию в связи с заключением международного договора выполняет депозитарий, под которым понимается лицо или (чаще) орган какой-либо международной организации, правительство какого-либо государства по выбору договаривающихся сторон. На депозитария возлагается хранение подлинника договора, всех относящихся к нему документов - заявлений, оговорок, ратификационных грамот, документов о принятии, присоединении, а также принятие документов о денонсации договора, предложений о его пролонгации или пересмотре и доведение таковых до сведения всех участников. Функции депозитария иногда поручаются нескольким государствам-участникам договора.
Точное выяснение смысла и содержания договора, т.е. его толкование может быть:
официальным (аутентическим), когда это делается самими участника
ми договора либо международными органами, указанными в нем, причем.
Обычно оговорка включается в текст ратификационной грамоты, протокола об обмене или сдаче депозитарию таковой или же в обоих этих документах.
толкование неофициальное - осуществляемое юристами, учеными различных специальностей, политологами, журналистами и т. д. - для участников договора не обязательно.
Толкование, осуществляемое участником договора в одностороннем порядке (внутригосударственное толкование) может признаваться как обязательное только для этого государства.
Независимо от применяемых приемов - грамматического, исторического, логического, систематического — толкование должно основываться на принципах добросовестности, единства и эффективности; оно не должно быть расширительным или ограничительным и должно строго соответствовать объекту и целям договора, зафиксированным в нем самом. Решающее значение для толкования имеет полный текст договора, включая его заглавие, преамбулу, приложения, а также принятые всеми участниками соглашения, дополняющие или изменяющие первоначальный (толкуемый) договор. Соответственно должны учитываться тексты договора, составленные на разных языках. Если использование перечисленных средств не дает удовлетворительных результатов, то в целях толкования могут быть рассмотрены подготовительные материалы к заключавшемуся договору, протоколы дипломатической конференции, заявления делегаций, постановления судебных инстанций и др.
Действительным является договор, если он в целом или в своей части не противоречит основным принципам (императивным нормам) международного права; только действительный договор порождает права и обязанности для его участников. Важнейшим условием действительности договора является соблюдение правил его заключения: надлежащий характер (правомочность) субъектов, наличие у представителей субъекта соответствующих полномочий, полная добровольность их действий и т. д. Могут быть объявлены недействительными договоры, если: они заключены с явным нарушением внутренних конституционных норм, касающихся компетенции и порядка заключения договоров;
согласие на обязательность договора дано по ошибке, касающейся
Факта или ситуации, существовавших при заключении договора и представлявших существенную основу для дачи такого согласия;
договор заключен под влиянием обманных действий одной из договаривающихся сторон;
согласие на обязательность договора было дано государством в результате прямого или косвенного подкупа его представителя другим участником переговоров;
представитель государства дал согласие на условия договора под принуждением или угрозами, направленными лично против него;
заключение договора явилось результатом угрозы силой или ее приме-
нения против договаривающегося государства в нарушение принципов международного права;
договор в момент его заключения противоречит основным принципам
международного права (jus cogens).
Если договор признан недействительным, то его участники освобождаются от обязательства его соблюдения в дальнейшем, либо устраняют (по возможности) основания, явившиеся причиной недействительности договора, либодоговор при согласии участников пересматривается весь или в части.
Прекращение действия договора может иметь место в соответствии с ею положениями или в любое время с согласия всех участников. Конкретными основаниями этого могут быть истечение срока действия договора, исполнение его условий, денонсация, аннулирование, наступление отменительного условия, прекращение существования его участника, или объекта регулирования, сокращение числа участников меньше числа, необходимого для его вступления в силу, возникновение новой императивной нормы международного права, коренное изменение обстоятельств. Приостановление действия договора - временный перерыв в его действительности, которое может иметь место под влиянием различных обстоятельств, освобождает участников от обязанности его выполнения в течение всего периода приостановления. По истечении такового или после устранения обстоятельств, вызвавших приостановление, договор возобновляет свое действие автоматически или по заключению специального соглашения.
Прекращение или приостановление действия договора может иметь место в случае возникновения военных действий.