Экономические реформы 1965 г.: причины, цель, задачи, методы, итоги.
С самого начала экономическая реформа готовилась применительно только к одной отрасли экономики, пусть и ведущей - промышленности. Изменения в хозяйственном механизме сельского хозяйства были определены на мартовском пленуме ЦК КПСС 1965 г., не затронутыми реформой оказались ни строительство, ни транспорт, ни внешняя и внутренняя торговля, ни система управления НИОКР, ни многие другие области экономики. Уже только этим определялся ограниченный характер реформы.
Внимательное ознакомление с содержанием принятых в сентябре 1965 г. решений относительно изменения порядка планирования и экономического стимулирования промышленного производства показывает, что слово реформа для них является слишком сильным. Никаких существенных изменений в экономическую систему они не внесли. В сущности, они очень напоминали, проведенные в конце 50-х годов в некоторых восточноевропейских странах, меры по децентрализации экономики, которые там быстро показали свою неэффективность и вредность, о чем я уже писал выше.
Вкратце, намеченные мероприятия включали следующее:
• некоторое сокращение числа обобщающих плановых показателей за счет устранения таких качественных показателей, как уровень производительности труда, себестоимость продукции, а также численность занятых и средняя заработная плата. Вместо них в качестве обобщающих качественных показателей были избраны прибыль и рентабельность продукции по отношению к стоимости основных оборотных фондов. Предполагалось в соответствии с высказанными, в ходе дискуссии, многочисленными доводами ряда экономистов, что прибыль и рентабельность в качестве директивных показателей окажутся более удачной характеристикой эффективности работы предприятий, чем названные выше показатели.
• повышение роли коллективных видов материального стимулирования, зависящих от результатов деятельности всего предприятия.
• принятие уровня прибыли и рентабельности, ранее игравших второстепенную роль при оценке деятельности предприятий, в качестве основных показателей при формировании коллективных видов материального стимулирования (при выполнении плана по номенклатуре продукции).
• установление объема реализованной продукции в качестве основного показателя объема производства вместо валовой продукции.
• повышение роли хозяйственных договоров во взаимоотношениях между предприятиями вместе с «туманным» обещанием постепенного перехода к оптовой торговле средствами производства.
В совокупности данные мероприятия должны были означать переход от формального хозрасчета к полному хозрасчету.
В решениях сентябрьского пленума ЦК КПСС предусматривались мероприятия по улучшению планирования работы предприятий, в частности повышения роли перспективного планирования и недопущения частых корректировок текущих планов, которые к этому времени стали подлинным бедствием для народного хозяйства.
Для обеспечения нормальной работы предприятий предполагалось в 1967 г. осуществить реформу оптовых цен промышленности с целью ликвидации убыточности ряда отраслей и уменьшения дифференциации в уровне рентабельности по отдельным продуктам. Повышалась роль кредита в хозяйственной деятельности предприятий. Произошли некоторые изменения в финансовой системе: введена плата в бюджет от стоимости основных фондов и фиксированные платежи в связи с более благоприятными природными условиями.
В 1967-1969 гг. были приняты постановления о переходе на аналогичные условия с учетом отраслевых особенностей совхозов и капитального строительства. Для успешного проведения реформы в 1967 г. была проведена реформа оптовых цен промышленности, которая ликвидировала убыточность некоторых отраслей и устранила чрезмерную рентабельность других, и создала условия для выполнения финансовых мероприятий реформы и образования, предусмотренных реформой фондов экономического стимулирования и платежей в бюджет.