Гарантии и способы обеспечения законности в государственном управлении |
Гарантии |
Общие |
Политические |
Развитие в обществе институтов демократия и гласности, обеспечение плюрализма мнений и свободы печати, степень участия населения в политических процессах в обществе, уважение власти к общественному мнению. К политическим гарантиям относятся также разделение властей, существование действенной системы сдержек и противовесов, позволяющей властным структурам взаимно контролировать друг друга на политическом и правовом уровнях. |
Экономические |
Высокий уровень благосостояния населения, свобода предпринимательства, отсутствие бюрократических препон на пути развития экономики, единство экономического пространства, гарантированность прав частной собственности. Поступательное развитие экономики в условиях рынка возможно лишь при неукоснительном соблюдении принципа законности, что предполагает наличие обратного эффекта: позитивно развивающаяся рыночная экономика, ведомая косвенным государственным управлением, является гарантией законности, в том числе и как условие социальной стабильности, условие рольной независимости средств массовой информации. |
Духовно-нравственные |
Уровень культуры общества, его членов, уровень сознания. |
Идеологические |
Одни из наиболее важных условий реального приоритета законности над произволом. При отсутствии у граждан и должностных лиц четкой мотивации к правомерному поведению никакие другие предпосылки не смогут предотвратить частные извращения принципа законности в конкретных управленческих и других подобных ситуациях. В частности, демократическое, справедливое, характеризующееся высокой юридической техникой законодательство навсегда останется лишь текстом на бумаге при непонимании и нежелании населения, адресатов данных норм выполнять предписания. |
Специально-юридические |
Организационно-правовые |
Наличие продуманной системы законодательства, отвечающей реалиям сегодняшнего дня, правильной организации системы государственных органов, в том числе органов государственного управления, надлежащего выполнения работниками этих органов возложенных на них функций в точном соответствии с законом. |
Способы |
Контроль |
Понятие |
Контроль — важнейший способ обеспечения законности. |
Особенности |
Сущность контроля в обобщенном виде состоит в наблюдении за соответствием деятельности подконтрольного объекта нормам права с целью выяснения, соответствует ли его деятельность заданным параметрам, не допущены ли в ней какие-либо нарушения законности. Контрольные процедуры имеют своей целью не только выявление соответствия осуществляемой деятельности предписаниям норм права, но и оценку рациональности, разумности, эффективности осуществляемых действий. |
Надзор |
Понятие |
Надзор как способ обеспечения законности состоит в постоянном и систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов и лиц с целью выявления нарушений законности. |
Особенности |
При осуществлении надзора оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности его действий, но не целесообразности и эффективности подконтрольного объекта. В связи с этим при надзоре (в отличие от контроля) вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного исполнительного органа (должностного лица) не допускается. |
Надзор осуществляется органами прокуратуры (прокурорский надзор) и специально уполномоченными органами исполнительной власти (административный надзор). |
Обжалование |
Понятие |
Под обжалованием понимается реализация гражданами своего права высказывать претензии органам и должностным лицам исполнительной власти, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. |
Особенности |
Органы, которым адресованы обращения граждан, обязаны рассмотреть их в установленные сроки и дать исчерпывающий ответ на поставленные ими вопросы либо решить проблему по существу. |
3. Надзор и контроль: понятие и отличия
Надзор и контроль: понятие и отличия |
Сущность надзора и контроля |
Надзор и контроль — два универсальных средства обеспечения законности в государственном управлении. |
Понятие контроля |
Контроль представляет собой систему наблюдения над деятельностью и корректировки поведения подконтрольных объектов в целях соответствия их деятельности установленным нормам права и целям осуществляемой деятельности. |
Понятие надзора |
Надзор заключается в создании системы проверки соблюдения закона в процессе осуществления различных видов деятельности с последующим инициированием процедуры привлечения к юридической ответственности за нарушение законодательства. |
Научная дискуссия о различиях и сходных чертах контроля и надзора |
Термины «надзор» и «контроль» тождественны1. |
Надзор, осуществляемый органами государственного управления, представляет собой разновидность контроля2. |
Термины «надзор» и «контроль» самостоятельные. |
Законодательство о контроле и надзоре |
В Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 23 декабря 2005 г. № 1522) понятия «надзор» и «контроль» никак не разделяются (как нет и прямых указаний на их синонимичность), но, несмотря на это, очевидно, что законодательство все-таки разделяет надзор и контроль, употребляя тот или иной термин применительно к различным управленческим ситуациям. Так, уже в целом ряде подзаконных актов, принятых для исполнения Указа № 314, эти понятия разграничиваются, причем в достаточно бессистемном порядке3. |
Сходства и различия |
Контроль является средством обеспечения законности, применяемым в отношении подведомственных объектов вышестоящими органами государственного управления. Осуществление контроля предполагает возможность оперативного вмешательства контролирующего субъекта в деятельность подконтрольного. Контрольные процедуры ставят своей целью не только выявление соответствия осуществляемой деятельности предписаниям норм права, но и оценку рациональности, разумности, эффективности осуществляемых действий. Контрольные процедуры производятся в порядке текущего контроля, т.е. непрерывно, а также выборочно, в ходе специальных контрольных мероприятий. |
Надзор осуществляется, как правило, в отношении неподконтрольных субъектов, не связан с вмешательством в деятельность поднадзорного субъекта и имеет своей целью исключительно выявление правонарушений в деятельности поднадзорных субъектов. Надзор осуществляется выборочно, он не может и не должен быть текущим, чтобы не вызывать длительных сбоев в деятельности поднадзорных субъектов. |
Таким образом, между указанными средствами существует целый ряд принципиальных различий, в том числе: - наличие или отсутствие отношений ведомственной подчиненности (при контроле присутствуют, при надзоре — нет);
- возможность вмешательства в деятельность подконтрольного (поднадзорного) субъекта (при надзоре такая возможность отсутствует);
- возможность отмены правовых актов и применение мер дисциплинарной ответственности в ходе осуществления соответствующих процедур (такая возможность характерна для контроля);
- возможность проверки целесообразности и эффективности осуществленных мероприятий (также характерна для контрольных процедур);
- плановость проверочных мероприятий (также характерна для контроля).
|