Искусство греческой архаики
Архитектура для Греции- основополагающий вид искусства, она, как и религия- антропоморфна. Но скульптура определила Гр. Архитектуру.
Скульптура.
Нач. 7вднэ- первые памятники монументальной скульптуры. До этого- деревянная скульптура. Формально – повлияли восточные мастера, но сущность- неповторимая. Если в Египте- высечено из камня, не пластично, не смешивались материалы, то в Греции- разные материалы, гибкость, более «легкие материалы»- металл, мрамор. Широко применяли технику литья из бронзы( из восковой модели – техника Теодора и Ройка) Уже в Критсукю эпоху существовали 2 главных направления архаической скульптуры: дорийское(угловатые, тектонические формы) и ионийское(мягкие, округлые).
Дорийские школы:
Критская шк.
Мифическая родина скульптуры – Крит(Дедал). Самые древние скульптуры- выполнены из известняка, грубая техника обработки камня.
· Скульптуры из святилища в Принии.
.
· Статуэтка из Оксерра(7вднэ).
Кериорфа(нач.7в)
Спартанская шк.
Согл. Легенде – основана учениками Дедала- Дипойном и Скиллом. Близка минойским традициям. Особенность этой шк.- малый интерес к монументальной скульптуре и тяготение к рельефу, (особенно человеческие фигуры).
· Голова Геры из Олимпии
Уже возможно передавать движение. Статуэтки «бегунов» помимо движения выражают и идеал спартанца- угловатого, острогранного, подтянутого, без живота(ах-ах!).
· Ника Архемра- м. б. отнесена к спартанской шк. Там тоже есть мотив быстрого движения.
Аргосская шк.
Главное- фигура человека в состоянии покоя. В основном изображали мужские фигуры, куросов. Характерна спокойная мощь. Кубические тяжелые формы. Не интересуют мелкие детали, а общее строение тела. То же и в женских фигурах(бронзовые статуэтки). Изначально- влияние египетских статуй. Но греческие мастера движутся к все большей свободе и реалистичности в изображении человеческого тела, не ищут опоры.
Кон.7-нач.6вв- тип куроса достигает своего полного развития.
Клеобис и Битон. Статуи Полимеда Аргосского из Дельф.
Несмотря на выдвинутую ногу, статуи неподвижны. Торсы- «квадратные», угловатые. Оч. Хорошо прорисована коленная чашечка. Фас и профиль скульптуры- 2 различных измерения. Это связано с принципом изготовления статуи- отдельно каждую сторону, не видя целого.
Благодаря изучению тела, смогли оторваться от застывшей фигуры человека, с 2 ногами, вжатыми в пол, фигура впервые «сделала шаг».
Скионская шк.
А в скионских статуэтках нет такой массивности фигур, там – внимание к деталям одежды. На 1 взгляд кажется, что и в фигурах больше движения, но это не так, они еще больше скованы. Куросы обычно изображались одетыми. Типично худощавое, тело, угловатое, высокие фигуры.
· «Гермес Криофор»- пример стилевых особенностей этой шк.
· Статуя Аполлона Тенейского- некий средний стиль между 2 этими школами.
Ионийские школы- на первом месте стояла проблема поверхности, а не конструкция, как в дорийских. Поэтому ионийская шк. Предпочитает одетую фигуру обнаженной и рельеф- круглой статуе. Рано начали использовать мрамор. Ионийцы более склонны к декоративным задачам в скульптуре. Под влиянием востока преобладают большие архитектурные ансамбли, группы статуй(эфесский Артемисион).
· Статуи сидящих Бранхидов- внешне похожи на египетские. Фигура- мягкая расплывающаяся масса, в отл. От дорийского торса. Нет острых углов.
· Мужская фигура с о-ва Самоса. Тело словно лишено костей.
· Фрагмент головы из Эфеса. Есть восточные черты, умиротворение, покой.
Ионийские скульпторы уловили особую жизнь глаз, значение взгляда. Взгляд- душа человека.
Основные очаги ионийской скульптуры – о-ва Эгейского моря. Излюбленная тема- одетая женская фигура.(Артемида Делосская).
Аттическая шк.
Третья из больших архаических школ. Расцвет- вторая пол. 6в. Здесь – слияние дорической и ионической традиций. Особое внимание- выразительной характеристике и драматизму рассказа, статуи обладают духовной жизнью.
Так в Дипилоновской голове орнамент не остается на поверхности, а проникает в саму структуру образа.
· Курос с мыса Сунион(кон 7в)
· Мосхофор(чувак с овцой). Статуя с Афинского Акрополя(560гднэ)
Появляется индивидуальность, но не в том смысле, в каком она была у египетских местеров(там- портретное сходство).
Многочисленные коры этого периода, найденные в Афинском Акрополе свидетельствуют об эволюции представлений греков о человеческом теле. Сначала статуи девушек были немного приземистыми, они стояли на низком постаменте и смотрели прямо на зрителя. Затем- удлинение контура женского тела, более стройные. Кор ставили на высокий постамент и поэтому они смотрели вниз.
Архаическая улыбка- выражение лица, свойственное статуям эпохи архаики. Говорят – из-за особенностей изготовления, т.к. вырезали по частям.
Фронтонные композиции.
В отличие от кор- изображают драматизм, действие. В основном- скульптурные композиции на фронтонах(в дорийской технике). Происходит эволюция от плоских рельефов к круглым, похожим на статуи.
Рельеф.
Фронтонные группы близки к рельефным изображениям. Появляется с критского периода(щиты). Истоки- восточные рельефы. Греческий рельеф представляет собой слияние статуи и линейного изображения на плоскости. Мастера в се время стремились к объемному изображению.
Изначально рельефом украшались надгробные стелы. Самая выпуклая часть рельефа совпадала с плоскостью плиты, так достигалась идеальная завершенность образа.
Следующая стадия развития рельефа- аттическая стела(посл. Четв 6в.). Автор – Аристокл.
Прогресс пластической лепки, желание добиться большей округлости и выразительности форм.
С развитием рельефа изображение имеет все более четкий сюжет.
Рельефом также украшали базы статуй(хрень, где она стоит). Эти рельефы напоминают рисунки краснофигурного стиля. Появляется пространство м. фигурами. Развиваются и рельефы на метопах, происходит согласование метоп, создается единая композиция.
На фризах рельефы делали оч. Выпуклыми, чтобы их можно было разглядеть(Например, Дельфийский фриз).
Вазопись.
Графическая основа – линия и силуэт. В вазописи проявляются чисто греческие черты – чутье пропорций и конструктивная логика. Сначала – вазы геометр. Стиля, они имели схематический характер. Затем под восточным влиянием создается множество изображений.
Ориентализирующий стиль(8-7ввднэ)
Под влиянием Востока: пестрота, разнородность. Влияние металлических образцов.
Заимствовали узоры, например- лучеобразные мотивы. Уходит прямота линий и скупость геометрического стиля.
2 главн. Центра: Аргос и Сикион..
Чернофигурный стиль(нач.6в.)
Ориенталистские мотивы себя исчерпывают, на смену им приходит чернофигурная живопись. Это в основном темные фигуры на светлом фоне, с вкраплениями белой и пурпурной красок.
В сер. 6 в. – расцвет керамики на о. Эвбес: высота технического исполнения. Особое внимание к проблеме ракурса.
+ «Фабрика Финея» - одна из лучших вазописных мастерских.
Свое окончательное завершение чернофигурный стиль получил в Афинах. Но он быстро исчез, тк был антиреалистичен, а как раз в это время в Греции пробуждается интерес к реалистическому изображению. В аттическом чернофигурном стиле появляются надписи, органически встроенные в изображение, изменяется сама техника.
Сам. Выдающиеся вазописцы: Софил, Клития( родоначальник чернофиг. Стиля в Афинах), Амазис и Эксений(Написал Ахилла и Аякса с костями).
Краснофигурный стиль(конец 6вднэ)