Культурные достижения эпохи эллинизма
Искусство и литература. Эпоху Э. порой принижают, как период упадка по сравнению с веком классики. Следует подчеркнуть, что с точки зрения искусства это была творческая эпоха, когда скульпторы и художники достигали высот в развитии техники и мастерства. Идеализирующее искусство классики уступило место цветущему реализму, интересовавшемуся, наряду с мощными изображениями физической красоты, и такими темами, как старость, бедность и страдание. Архитектура уделяла внимание преимущественно планировке городов и стремилась к драматическим эффектам; с большим размахом осуществлялось строительство общественных зданий - театров, портиков и т.д.; создавались новые виды искусства, в частности мозаика. В литературе то был век учености, а не оригинальности - типичным примером могут служить поэмы Каллимаха и Арата и процветавшие в Александрии исследования Гомера. Однако в ту же эпоху творили такие изысканные писатели, как эпический поэт Аполлоний Родосский, буколический поэт Феокрит и автор романов Харитон. Среди историков выдающееся место занимает Полибий, среди авторов биографий (новый, приобретший популярность жанр) - Плутарх.
Наука и философия. Медицина, наука и техника шагнули далеко вперед, как видно из трудов таких ученых, как Гален и Архимед. Главным событием в области философии стало создание различных школ, как то: академиков, следовавших Платону; перипатетиков - последователей Аристотеля; стоиков и эпикурейцев. Эти философы, изучавшие и развивавшие логику и естествознание, преимущественно интересовались этикой, в особенности природой добродетели и подобающим для индивидуума поведением.
Стоики подчеркивали необходимость жить в гармонии с природой (physis). Они верили в божественное Провидение, давали аллегорическое истолкование древним мифам о богах и утверждали существование логоса, или божественного «разума», коим пронизан весь мир.
Эпикурейцы славятся и сейчас как создатели первой теории атомизма, утверждавшие, что все имеет материальную причину. Они учили, что боги не вмешиваются в дела людей и что удовольствие (hedone) и спокойное бесстрастие (ataraxia) являются основой добродетельной жизни. (Они понимали эти идеалы скорее в духовном смысле, нежели как чувственное удовольствие или легкомысленное отношение к жизни.)
Еще существовали киники, отстаивавшие личную свободу, презиравшие собственность и предпочитавшие простую аскетическую жизнь. Они так и не организовали школу, подобно другим философам, и в период позднего Э. многие из них становились странствующими проповедниками и нищими.
Религия. В период Э. одновременно наблюдался упадок веры в старинных гомеровских богов среди интеллектуалов и распространение, в особенности среди необразованных слоев населения, магических ритуалов и новых, экзотических, эмоционально насыщенных, культов - результат контакта греков с так называемыми оргиастическими религиями Востока. В число этих культов входило поклонение Изиде и Серапису (Египет); Кибеле, Великой матери, и Аттису (Фригия). Вновь оживились старинные греческие культы природы, вроде элевсинских и дионисийских мистерий. То был век синкретизма, когда боги разных народов ассимилировались с чужеземными божествами, и греческие боги отождествлялись со своими римскими и восточными двойниками, приобретая при этом новые черты (напр., Зевс Высочайший и Дионис Сабазий). На эллинистическом Востоке развивался также культ правителей: правителям еще при жизни воздавались почести, словно божествам. В Риме первые императоры обожествлялись только посмертно, но во многих областях империи они почитались уже при жизни.
Первые государственные образования в Италии